Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение Св. Синода № 5429 «об установлении особого на сугубой ектений на литургии моления по поводу происходящих в России смут и нестроений»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
28 октября 1905 г. Святейший Правительствующий Синод, имев суждение об установлении в православных церквах моления ввиду происходящих во многих местностях Империи смут и волнений и признавая благопотребным призвать верных чад Церкви православной к молитве об отвращении от нас гнева Божия и об утверждении в земле нашей мира и безмятежия, благословляет: установить возношение во всех церквах Империи за Божественной Литургией на сугубой ектений после прошения «Еще молимся о плодоносящих... и прочее», еще следующего прошения: «Еще молимся, о еже сохранитися царствующему граду нашему и всей земли нашей от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани; о еже милостиву и благоуветливу быти благому и человеколюбивому Богу нашему, отвратити всякий гнев, на ны движимый, и избавити ны от нале-жащего и праведного своего прещения, и помиловати ны». ЦБ. 1905. № 44. С. 498. № 11. Из определения Св. синода № 1632 «Об изменении текста надписи на антиминсах1, касающейся времени их освящения»2 20 марта 1917 г. ПРИКАЗАЛИ: Поручить Московской синодальной типографии при печатании антиминсов обычно делаемую внизу их и касающуюся времени их освящения надпись начинать следующими словами: «По благословению Святейшего Правительствующего Синода, при Временном Правительстве всея России священнодействован» и т. д. в прежней редакции; о чем для исполнения передать в Хозяйственное управление при Св[ятей-шем] Синоде выписку с возвращением представленного экземпляра антиминса3. РГИА. Ф. 796. On. 204. У! отдел. III стол. 1917. Д. 51. Л. 2. Машинопись. Заверенная копия; On. 209. 1917. Д. 2833. Л. 104. Машинопись. Заверенная копия. 1 Антиминс - особый плат, на котором можно совершать литургию и который заменяет престол. В древности антиминс заменял собой мощи св. мучеников, на гробах которых в первых веках христианства служились церковные службы. В современной практике антиминсы полагаются на все престолы, в них влагаются частицы св. мощей и изображается положение Христа во гроб (Полный православный богос ловский энциклопедический словарь. М., Репринтное издание. 1992. Т. 1. 1992. С. 174-175). 2 Данное определение было принято вследствие поступивших в Св. синод соответствующих предложений от Московской синодальной типографии и синодального обер-прокурора. Текст слу жебной записки (Предложения) последнего см. в приложении к сему документу. 3 Определение подписано всеми членами Св. синода, список которых см. под определением № 1207 от 6 марта 1917 г. Один из подписавших данное определение - митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский). Согласно его прошению, в тот же день он был уволен Св. синодом на покой. Соответствующее синодальное определение имеет№ 1661 (РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2833. Л. 135; ЦВ. 1917. № 9-15. С. 69). Приложение к № 11 Предложение Св. синоду обер-прокурора В.Н. Львова об изменении текста надписи на антиминсах 17 марта 1917 г. Святейшему правительствующему Синоду предложение Управление Московской Синодальной Типографии, препроводив при представлении от 8 сего Марта за № 796 экземпляр печатного антиминса, просит указать новую редакцию текста имеюще[й]ся на нем надписи и, по исправлении ее, возвратить этот экземпляр в качестве оригинала для дальнейшего печатания антиминсов. Заключение. Имею честь предложить о сем на благоусмотрение Св. Синода, с приложением экземпляра антиминса. Обер-прокурор Св. Синода В. Львов. РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917. Ш отдел. VI стол. Д. 51. Л. 1. Машинопись. Подлинник. № 12. Определение Св. синода № 1874 «Об исправлении текста ставленниче-ских допросов и присяг»1 24 марта 1917 г. Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви СЛУШАЛИ: 1) две телеграммы преосвященных Донского2 и Екатеринбургского3, с ходатайством об изменении текста ставленнических допроса4 и присяги3, и 2) текст означенных допроса и присяги, исправленный, во исполнение состоявшегося 24 марта 1917 г. определения Святейшего Синода, Преосвященным Сергием [(Страгородским)], архиепископом Финляндским. ПРИКАЗАЛИ: Рассмотрев исправленный Преосвященным Сергием, архиепископом Финляндским, текст ставленнических допросов священнику и диакону пред рукоположением в священный сан и допроса псаломщику пред посвящением в стихарь, а равно и текст присяги названным лицам, Святейший Синод определяет: одобрить вышеозначенный текст допросов и присяги и, в видах однообразия, внести их во всех епархиях, о чем для надлежащих распоряжений дать знать циркулярно епархиальным Преосвященным6, Грузино-Имеретинской конторе и протопресвитеру военного и морского духовенства [Георгию Шавельскому], разослав при указах печатный текст ставленнических допросов и присяги7. РГИА. Ф. 796. On. 204.1 отдел. Vстол. 1917. Д. 54. Л. 83. Машинопись. Заверенная копия. 1 В источнике определение имеет название «Об исправлении текста ставленнического допроса». Однако поскольку речь в нем идет и об исправлении текста ставленнических присяг, то данный факт внесен составителем в название документа. 2 Архиепископа Донского и Новочеркасского Митрофана (Симашкевича). 3 Епископа Екатеринбургского и Ирбитского Серафима (Голубятникова). 4 Все формы ставленнических допросов, производимых в Духовных консисториях (епархиаль ных управлениях) перед посвящением в стихарь псаломщика и рукоположением во дьякона или свя щенника, незначительно отличались друг от друга. Во время этих «допросов» ставленники сообщали о себе сведения, касающиеся года и места рождения, образования, семейного положения, вероиспове Дания, об отсутствии каких-либо причин, делающих рукоположение невозможным с точки зрения цер ковных канонов, о принесении верноподданнической присяги. Кроме того, ставленники принимали на себя обязательства благоговейно исполнять свои богослужебные обязанности, вести соответствующий сану образ жизни и соблюдать внутрицерковную дисциплину. Образцы анкетных листов ставленни ческих допросов см.: РГИА, ф. 796, оп. 204,1 отд., V стол, д. 54, л. 91-94. 5 Тексты ставленнических присяг см. документы №№ 687, 688. 6 То есть епископам, руководителям епархий. 7 Соответствующий указ Св. синода с текстами ставленнических допросов и присяг был разос лан названным адресатам 7 апреля 1917 г. (РГИА. Ф. 796. Оп. 204.1 отдел. V стол. 1917. Д. 54. Л. 83). № 13. Определение Св. синода № 1893 «О содействии со стороны духовного ведомства успешному распространению „Займа Свободы 1917 года"» 29 марта 1917 г. Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви слушали предложенное господином] Обер-Прокурором Святейшего Синода письмо Министра Финансов от 25-28 марта сего года за № 470 - 4724 об оказании православным духовным ведомством содействия к успешному распространению выпускаемого Временным Правительством, на покрытие военных расходов, нового займа под наименованием «Заем Свободы 1917 года». ПРИКАЗАЛИ: Принимая во внимание, что обеспечение предпринимаемого Временным Правительством займа является одним из существенных условий вполне благополучного окончания настоящей войны и будущего возвеличения нашей Родины, Святейший Синод определяет: 1) поручить Синодальным Конторам, епархиальным преосвященным1, протопресвитеру военного и морского духовенства [Георгию Шавельскому] и протопресвитеру [Александру] Дернову призвать подведомое им городское и сельское духовенство и учителей церковно-приходских школ принять самое деятельное участие в разъяснении значения займа, как дела великой государственной и отечественной важности, а также в осведомлении того же населения с условиями и способами участия в займе и местами подписки на него, 2) благословить духовенство свой пастырский призыв предварить в церквах прочтением прилагаемых к настоящему № «Церковных Ведомостей», составленных на сей предмет поучений2 и 3) предписать всем действующим в епархиях установлениям духовного ведомства: архиерейским домам, монастырям, церквам, церковно-благотворительным, просветительским и хозяйственным учреждениям все могущие быть свободные деньги обращать на приобретение облигаций выпускаемого ныне займа; о чем, для неуклонного и обязательного по духовному ведомству исполнения, настоящее определение и отпечатать в «Церковных Ведомостях». ЦВ. 1917. №9-15. С. 70; Всероссийский церковно-общественный вестник (ВЦОВ). Пг., 1917. № 2. С. 2; Томские епарх. ведомости. Томск, 1917. № 9. Частъ офиц. С. 168-169; Американский православный вестник. Нью-Йорк, 1917. № 21. С. 336; и др. 1 То есть руководителям епархий, епископам. 2 Упомянутые поучения (их два) приводятся ниже, в качестве приложений. Приложение I к № 13 Первое «Поучение с церковного амвона о „Займе Свободы"»1 29 марта 1917 г. Все в нашей жизни совершается по воле Божией. Великие дни переживает наша Родина. Старое правительство довело Россию до края гибели. Случилось что-то невероятное. Великая Россия, питавшая своим хлебом всю Европу, теперь, в дни войны, когда, казалось, всякий вывоз хлеба за границу был прекращен, когда хлеба должно было хватить на всех с огромным избытком, на самом деле, ощущает страшный недостаток в этом хлебе, а в иных местах терпит чуть ли не настоящий голод. Нет не только хлеба, но не хватает и прочих необходимых предметов продовольствия: масла, мяса и т. д. А раньше все это и за границу вывозили, и сыты были, и запас оставался. Расстроилось народное хозяйство. Но не только хозяйство народа пришло в упадок, а и многое вызывает наше удивление и негодование. В самом деле, количества народа у нас чуть не в три раза больше, чем у немцев. При этом мы, русские люди, горячо любим нашу Родину, и наши воины на фронте дерутся с немцами, как львы. А, между прочим, враг далеко проник в глубь России и захватил множество нашей земли, разорив села, города, пустив по миру десятки тысяч наших братьев. Что это? Как это можно объяснить? Вы сами знаете ответ: в нужную минуту не хватало снарядов, бывало, что у немцев пушка и пулемет, а у русского воина дубина, да и то не у каждого. И произошло это потому, что при старой власти не готовилось снарядов, выдавались планы немцам, предавались русские люди. Нельзя перечислить всех тех действий, которые претерпела Россия из-за этих негодных людей. И вот народ восстал за правду, за Россию, свергнул старую власть, которую Бог через народ покарал за все ее тяжкие и великие грехи. Теперь народ хочет сам устроить свою жизнь так, чтобы всем жилось хорошо, легко, по правде Божией. Учредительное Собрание, которое изберет весь народ, установит новую форму правления, при которой будут решены все важные задачи, устранено все то зло, которое еще осталось у нас от старого строя. Доя крестьян будет разрешен вопрос о земле, что так тревожит и волнует крестьянство; для рабочих - о правильной оплате их труда, словом, будет сделано все, чтобы всем обездоленным, угнетенным жилось на Божием свете легко и радостно. Не будет у нас больше неправды, насилия, обмана и продажности, но сам народ решит все по полной справедливости. Дай Бог, чтобы скорее настало это благословенное, долгожданное и желанное счастливое время. Но, братья, сейчас нельзя приступить к разрешению всего вышесказанного. Скажу более того: еще неизвестно - да будет ли еще то, чего мы все так желаем. Может быть, все повернется назад по-старому, и еще более - станет гораздо страшнее и тяжелее жить, чем это было при старом правительстве. Потому что грозный враг наш, немец, еще не побежден, потому что немцы так далеко ушли в глубь России, что хотят грозить и самым столицам нашим. Теперь немцы хорошо понимают, что Россия при новом строе для них враг гораздо более страшный, чем это было раньше, когда старое правительство продавало им Россию. Поэтому они напрягают все свои силы к тому, чтобы победить нас, чтобы вернуть к нам все старое, может быть, мечтают о том, чтобы какой-нибудь немецкий принц стал русским царем. Что же будет, если это действительно случится? Страшно подумать. Зажмут всем рты, прикажут и забыть о воле, не дадут крестьянам земли, будут всячески теснить и обижать нас, как это они уже делали и делают с покоренными народами. Но этого не будет, ответите вы. Мало ли чего хочет немец. Пусть попробует: ведь защищают же грудью своею Родину наши отцы, дети, братья наши. Все это совершенно справедливо. Мы все готовы отдать свою жизнь за спасение России. Но мы хорошо знаем, что голыми руками немца не возьмешь. У него и пушки, и пулеметы, и ружья, и аэропланы, и великое множество всяких других средств для борьбы с нами. Это же самое должно быть, конечно, и у нас. И должно быть всего не меньше, чем у немца, а даже еще больше. Конечно, у нас есть боевое снаряжение, но его надо пополнять и обновлять. Надо множество снарядов, пуль, которые расходуются на фронте страшно быстро. Надо лить новые пушки, которые от времени приходят в негодность, нужны пулеметы, ружья и т. д. А солдат наших надо одеть и накормить. Понятное дело, что все это стоит страшно дорого, почему и нужно Правительству очень много денег. При старом правительстве денежные наши дела, как и все остальное, пришли в сильный упадок, по какой причине, между прочим, теперь и такая дороговизна. Денег новому Правительству не хватает, а деньги ему необходимы и, чем больше, тем лучше. По этой причине Правительство объявляет теперь внутренний заем, «Заем Свободы». Правительство приглашает всех тех, кто любит Родину, одолжить ему свободные деньги, которые будут потом возвращены назад и с хорошей прибылью2 Я думаю, что вы все согласитесь, что это наш прямой и святой долг перед матерью нашей Россией. Без денег нельзя продолжать войны. Если мы не будем продолжать войны, немцы нас победят, и тогда вернется старый порядок, погибнет наша свобода и все, чего мы от нее ждем. Несите же свои сбережения. Наши братья свою кровь проливают, жизнь отдают, т[о] е[сть] самое дорогое, что только может быть, а мы, оставшиеся дома, не можем, не смеем не отдать свои сбережения для защиты правого дела, тем более, что эти деньги будут нам возвращены полностью и с большими к тому же процентами. Эти деньги отдаем в верные руки. Новое Временное Правительство, которое стоит теперь у власти, избрал сам народ, тот самый народ, который завоевал себе свободу и свергнул поработителей этой свободы. Поэтому народное Правительство употребит те деньги, которые на время одолжит ему народ, действительно, на закрепление свободы, на ее защиту против грозного немца и всех ее врагов. Поступим же, дорогие братья, как повелевает нам долг граждан свободной великой России: одолжим на время нашей Родине свои сбережения, свою трудовую копейку, принесем эту небольшую жертву, поможем отечеству в трудное время, чтобы земля и воля, к которой так стремится каждый крестьянин, была действительно получена им, чтобы жила и крепла Россия свободная и великая, чтобы не рассыпались прахом все эти наши задушевные пожелания. Да поможет нам Бог. ЦВ. 1917. Вкладыш к № 9-15. С. 2-3. 1 Это и следующее поучение рекомендовалось вывешивать на дверях храмов (ЦВ. 1917. Вкладыш к №9-15. С. 1). 2 Участие РПЦ в пятипроцентном займе, как и содержание данного обращения, расходятся с нор мами канонического права. Так, согласно 17-го правила I Вселенского собора, священно- и церковное лужители, дающие деньги в рост, подлежат «извержению из клира» и считаются «чуждыми духовного сословия». Эту же норму подтверждают 10-е правило VI Вселенского собора, 4-е правило Лаодикийс- кого собора и 21-е - Карфагенского собора (Каноны, или книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Канада, Монреаль, Изд. Братства прей. Иова Почаевского. РПЦЗ. 1974. С. 41,69,132,153). Приложение II к № 13 Второе «Поучение с церковного амвона о „Займе Свободы"» 29 марта 1917 г. Начинается для России новая жизнь. Всем нам дарованы светлые права свободы, равенства и братства, и первый порыв освободившегося существа к тому всегда направляется, чтобы закрепить свободу, не поддаться новому порабощению от злого врага. В прежние века, во время нашествия иноплеменников, русские люди оказывали великую любовь к Родине и часто отдавали все, что только могло дать средства для войны. Вспомним священный клич Косьмы Минина: «заложим жен и детей» для спасения отечества! Молодое наше Правительство, избранное ныне народными представителями, не требует таких жертв от нас. Изыскивая средства для войны, оно устроило 5 % государственный Заем Свободы и призывает нас только к тому, чтобы отдать наши сбережения взаймы нашей Родине, которая нам все возвратит, да еще с лихвою. Откликнемся на этот призыв. Для войны нужно очень много всего: и орудий, и снарядов, и амуниции, и проч. Страшен был нашему врагу гнев русского воинства, когда оно в скудости ополчалось на него без снарядов, без продовольствия; оно бестрепетно отражало врага. Как же обрушится оно на врага, когда воины наши будут в доспехах, с оружием, со снарядами, сытые, одетые, обутые! Упадет тогда сердце сопротивников, и этого ждать уже не долго, так как силы врагов уже надломлены. Поможем нашим защитникам! Вспомним и то, что, помогая им, мы себе помогаем, себя и наших ближних защищаем от страшной участи. Сохрани Боже, если враг возьмет верх над нами! Он расчетлив, как немец, он хочет взыскать с нас все свои расходы на войну. А их столько, что и представить нельзя! Ужас леденит сердце, когда подумаешь об этом. Немец задушит нас непомерными податями, выпьет из нас всю кровь, вконец оберет наш народ, на многие поколения вперед обездолит нас. Поможем Правительству довести войну до конца! Дадим ему взаймы наши сбережения. Подпишемся на заем все: и отдельно, и в складчину. Будем сами приобретать и других уговаривать сделать это. Деньги наши будут вполне сохранены и целы, за них отвечает весь народ и все богатства России. 5 % заем доступен всем по льготам. Воины, услыша наше участие в государственном деле, одетые и вооруженные, устремятся на врага с удвоенной силой, а поражение врага сделает наш вклад еще ценнее. ЦВ. 1917. Вкладыш к№ 9-15. С. 4; Костромские епарх. ведомости. Кострома, 1917. № 8. Отдел неофиц. С. 139-140; Екатеринославские епарх. ведомости. Екатершослав, 1917. № 11-12. Офщ. отдел. С. 156; Тверские епарх. ведомости. Тверь, 1917. № 13-17. Частъ офиц. С. 117-118; Церковная правда. Симбирск, 1917. № 1. С. 1; Холмский народный листок. М., 1917. № 7-8. С. 25-26. № 14. «Акт» членов Св. синода состава зимней сессии 1916-1917 гг. председателю Временного правительства1 и членам Св. синода состава весенней сессии 1917 г.2 15 апреля 1917 г. Указом Временного правительства от 14 апреля 1917 г. на имя Св. Синода, состав [присутствия] зимней сессии оного (1916-1917 гг.) освобождены от присутствования в Св[ятейшем] Синоде и на летнюю сессию 1917 г. вызван новый состав. Отправляясь в свои епархии и выражая тем повиновение Временному] правительству, мы, нижеподписавшиеся, остаемся однако при том, в свое время сделанном Временному правительству заявлении от 9/13 марта3, что новый состав Св[ятейшего] Синода должен быть образован способом каноническим, т[о] е[сть] архиереи должны быть избраны архиереями, а члены от белого духовенства - голосом последнего. Сей акт составлен 15 апреля 1917 г. по выслушании означенного Указа Временного правительства4. [Акт подписали (по порядку):] Владимир [Богоявленский], митрополит Киевский; Тихон [Белавин], архиепископ Литовский; Арсений [Стадницкий], архиепископ Новгородский; Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский; Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский; Сергий [Страгородский], архиепископ Финляндский5; Протопресвитер [придворного духовенства] Александр Дернов; Протопресвитер [военного и морского духовенства] Георгий Шавельский6. ГАРФ. Ф. 550. On. 1. Д. 97. Л. 1. Рукопись. Подлинник; Там же. Л. 3. Машинопись. Незаверенная копия. 1 Председателю Временного правительства данный «Акт» был препровожден архиепископом Новгородским Арсением. См. приложение к сему документу. 2 Членами Св. синода с 14 апреля 1917г. являлись: архиепископы Карталинский и Кахети некий (экзарх Кавказский) Платон (Рождественский), Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский), епископы Самаре кий и Ставропольский Михаил (Богданов), Уфимский и Мензелинский Андрей (князь Ухтомс кий), протопресвитер Успенского собора Московского Кремля Николай Любимов и протоиереи: профессор Петроградской духовной академии Александр Рождественский, члены Государствен ной думы - Александр Смирнов, профессор Петроградского университета, и Феодор Филоненко (ЦВ. 1917. № 16-17. С. 83). 3 См. документ № 6 и приложение к нему. 4 В изложении данный <Акг» приводится в книге: Любимов Николай, протопресвитер. Днев ник о заседаниях вновь сформированного Синода (12 апреля -12 июня 1917г.)// Российская Цер ковь в годы революции (1917-1918 гг.) Сборник. Материалы по истории Церкви. Кн. 8. / Сост. М.И. Одинцов. М„ Крутицкое патриаршее подворье. 1995. С. 19. В этом источнике <Акг» упомянут как посланный членами старого состава Св. синода его новому составу. «Акт» датирован 25 апреля 1917 г. - днем, когда состоялось первое в новом составе заседание высшего органа церковной власти. Заслушав данный «Акт», члены Св. синода постановили принять его «к сведению». 5 Перед тем, как подписать данный «Акт», архиепископ Финляндский Сергий поместил свое мнение: «Присоединяюсь к заявлению о необходимости образования состава Синода путем выбо ров и считаю непременною задачей новой сессии [Св. Синода] выработку Временного (впредь до Собора) положения о Св. Синоде». 6 В знак согласия с архиепископом Финляндским, перед своими автографами о.о. Александр Дернов и Георгий Шавельский написали, соответственно: «Такого же мнения держусь» и «Присо единяюсь к мнению архиепископа Сергия». В своих воспоминаниях протопресвитер Г. Шавельский дал такую характеристику епископату, стоявшему во главе РПЦ накануне 1917 года: «В предреволюционное время наш епископат в значительной своей части представлял коллекцию типов изуродованных, непригодных для работы, вредных для дела. Тут были искатели приключений и авантюристы, безграничные честолюбцы и славолюбцы, изнеженные и избалованные сибариты, жалкие прожектеры и торгаши, не знавшие удержу самодуры и деспоты, смиренные и „благочестивые" инквизиторы, или же безличные и безвольные на руках своих келейников, [жен] „мироносиц" и разных проходимцев, на них влиявших, пешки и т. д„ и т. д. Некоторые владыки „талантливо" совмещали в себе качества нескольких типов. Имел наш епископат, конечно, и достойных представителей. Назову некоторых из них: наш Святейший Патриарх Тихон [(Белавин); с 22.12.1913 по 23.06.1917 гг. - архиепископ Литовский. -М.Б.], Новгородский митрополит Арсений [(Стадницкий); до 28.11.1917 г. - в сане архиепископа. - М.Б.], Владимирский Сергий [(Страгородский); с 06.10.1905 по 10.08.1917 гг. - архиепископ Финляндский. -™-&)]> Донской архиепископ Митрофан [(Симашкевич)], Могилевский архиепископ Константин [(Булычев)] и многие другие были настоящими носителями архиерейского сана. Но и они, - думается мне, - в своем архиерейском служении были бы еще значительно выше, если бы прошли серьезную школу и имели более счастливую архиерейскую коллегию» (Шавельский Г., протопресвитер. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Т. 2. Н.Х., Изд. им. Чехова. 1954. С. 171-172). Приложение к № 14 Письмо председателю Временного правительства князю Г.Е. Львову архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) Не ранее 15 апреля1, не позднее 5 мая 1917 г. По поручению Св. Синода при сем имею честь представить ВРЕМЕННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ2 акт, составленный Св. Синодом 15-го Апреля сего 1917 года. 13-го Марта сего же года мною было препровождено к ВАМ, также для представления ВРЕМЕННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ, постановление Св. Синода от 9/13 Марта3 1917 года о необходимости, не отменяя действующих порядков в корне, дать устройству Св. Синода какие-либо прочные, всеми признаваемые и всем понятные, основания. Прежде всего - устранить давно уже всеми осужденный произвол в вызове присутствующих [членов] в Св. Синод. Т[о] е[сть] предварительно вызова необходимо избирать к присутствию в Св[ятейшем] Синоде: архиереев - епархиальными архиереями, а лиц пресвитерского сана - духовенством. Это (писал я тогда) даст Св. Синоду АВТОРИТЕТ в глазах всех без различия убеждений, а УПРАВЛЕНИЮ Российской Православной Церкви - необходимую устойчивость и каноничность. И ныне, как и можно усмотреть из представленного мною при сем акта, взгляд всех членов зимней сессии Св[ятейшего] Синода /1916-1917 гг./ остается неизменным. Призывая на Вас благословение Божие, имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга и богомолец [Архиепископ Новгородский Арсений]4. ГАРФ. Ф. 550. On. 1. Д. 100. Л. 1. Машинопись. Незаверенная копия; 2-й экземпляр. 1 Вероятно, письмо было отправлено буквально через один-два дня после 15 апреля. 2 Здесь и далее шрифтом и интервалами выделено архиепископом Арсением. 3 См. документ № 6 и приложение к нему. 4 Об одобрении заявленной в данном письме позиции архиепископа Арсения говорится в письме епископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) к новгородскому архипастырю (см. документ № 360). № 15. Определение Св. синода № 2458 «О восстановлении в священном сане священнослужителей, лишенных сана за политические убеждения»1 28 апреля 1917 г. Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви имели суждение о восстановлении в священном сане священнослужителей, лишенных сана за политические убеждения. ПРИКАЗАЛИ: На основании бывших суждений, Святейший Синод определяет: предоставить всем священнослужителям, которые были лишены священного сана за их политические убеждения, войти в Святейший Синод с ходатайством о пересмотре их дел и о восстановлении их в священном сане, о чем напечатать в «Церковных ведомостях» и в «Церковно-общественном вестнике». РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. У стол. Д. 131. Л. 1, 3. Машинопись. Два экземпляра копий; ЦБ. 1917. > 18-19. С. 117; Любимов Николай, протопресвитер. Указ. соч. С. 25, 2 7, 28. 1 Данное определение предварила серия постановлений новой власти о политической амнистии и о восстановлении в правах лишенных сана по духовному суду: Полная амнистия по всем политическим и религиозным делам была объявлена 5 марта 1917 г. в декларации Временного правительства. На следующий день правительство выпустило соответствующий указ. Согласно ему, лица, осужденные за политические преступления (кроме измены Родине), подлежали освобождению из мест заключения и восстановлению во всех своих прежних правах и сословных состояниях. Спустя еще несколько дней, 15 марта, вышел и соответствующий приказ по армии и флоту. Им отменялось действие некоторых военных и военно-морских законов Российской империи, по которым следовало возбуждать уголовные дела за преступления, направленные к ниспровержению законного государственного строя. Согласно приказа, следовало «предать навсегда забвению» дела против военнослужащих - участников антимонархических событий 23 февраля - 6 марта того года. Причем в приказе говорилось о тех проступках и преступлениях, которые были совершены по религиозным или политическим побуждениям, «за исключением побуждений изменнического свойства» (Вестник Временного правительства. Пг., 1917. № 1 (46). С. 1; № 3 (49). С. 1; Русский инвалид. Пг., 1917. № 64. С. 1). 25 марта вышло постановление Временного правительства «Об отмене ограничений в правах белого духовенства и монашествующих, добровольно, с разрешения духовной власти, слагающих с себя духовный сан, а также лишенных сана по суду духовному». В нем, в частности, говорилось: «1. Священнослужители белого духовенства, добровольно, с разрешения духовной власти, слагающие с себя духовный сан, а равно лишенные сана по суду духовному, по возвращении в гражданское состояние, сохраняют права состояния по происхождению, образованию, службе и пожалованию, ученые степени, полученные ими как до принятия священнослужительского сана, так и во время прохождения духовной службы, а равно и чины, полученные ими на государственной службе. 2. Монашествующие, с разрешения духовной власти сложившие с себя добровольно монашество и исключенные из монашества по суду духовному, при возвращении в гражданское состояние сохраняют права состояния по происхождению, образованию, службе и пожалованию, ученые степени, полученные ими как до пострижения в монашество, так и во время состояния в оном, а равно и чины, полученные ими на государственной службе» (Вестник Временного правительства. Пг., 1917. № 18 (64). С. 1;ЦВ. 1917. № 9-15. С. 61). № 16. О политической позиции члена Св. синода, члена Государственной думы и профессора Петроградского университета протоиерея Александра Смирнова1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.234 (0.013 с.) |