Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зависимость использования языковых средств от жанра газетного стиля

Поиск

 

Как известно, в литературоведении литературные жанры (фр. game - основное значение, род) «выделяют на основе принадлежности к тому или иному литературному роду, а также по преобладающему эстетическому качеству..., третий принцип - объем и соответствующая общая структура» (Краткая литературная энциклопедия, 1962 - 1978, с. 49).

Применительно к жанрам газетной публицистики критерий «эстетическое качество» перестает быть определяющим, на пер­вый план выдвигается такой общий признак как документаль­ность. Вместе с тем каждый газетный жанр обладает особой фор­мой интерпретации фактов, своей логикой изложения материала. Картина дня, недели современной жизни создается и всей палитрою публицистических жанров, и индивидуальностью творчества ведущих журналистов.

Эта специфика нашла отражение в теоретическом определе­нии жанра с позиций журналистики: «Жанр можно определить как исторически сложившуюся литературно-публицистическую форму, обладающую определенными устойчивыми признаками. Жанр - одна из форм отражения объекта, жизненной ситуации, факта, одна из форм воплощения определенной идеи, мысли... Жанр как особый вид произведения, обладающий определенными признаками и соответствующей струк­турой, в каждой конкретной публикации несет в себе неповтори­мые своеобразные черты, диктуемые требованием дня, особенностями фактического материала, самобытностью автора» (Пельт В.Д., 1986, с. 10).

Замысел журналиста реализуется в определенной жанровой форме. По сравнению со сферой художественного творче­ства границы жанров в журналистике более подвижны и размы­ты, а, главное, классификация жанров выстраивается на несколько иных основаниях. Так, в журналистике коммуникативная цель общения с читателем становится жанровым признаком, наибо­лее значимым типологически.

Рассмотрим сначала весь диапазон газетных жанров, в который они входят на правах одной из жанровых групп. Жанры журналистики различаются:

• по характеру предмета изображения, познания (непосредственные факты и события - в заметке, корреспонденции, отраженные - в интервью, рецензии);

• по конкретным рабочим функциям (информационной, объясняю­щей, оценивающей, побуждающей);

• по масштабу охвата действительности, обобщений и выводов;

• по характеру выразительно-изобразительных средств (литературного языка, стиля, образности) (Майданова Л.М., 1987, с. 18).

Определяется жанр не по какому-нибудь одному из этих признаков; а по всей их совокупности. Обычно жанры подразделяют на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры (Пельт В.Д., 1986, с. 17).

Информационная группа жанров - заметка, репортаж, отчет, интервью, - отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного подхода, рассмотрением отдельного факта, явления (Корконосенко С.Г., 1995, с. 62).

К аналитическим жанрам относятся - корреспонденция, комментарий, статья, рецензия, обзор печати, письмо, обозрение. Они имеют более широкие временные границы, в них содержится изучение и анализ системы фактов, ситуаций, обобщения и выводы. Сегодня исследователи журналистики расширяют диапазон аналитических жанров, вводя в их число беседу, журналистское расследование, эксперимент, версию, консультацию, социологическое резюме, аналитический пресс-релиз, рейтинг (там же, с. 64).

Художественно-публицистические жанры - очерк, фельетон, памфлет - сочетают в себе понятийные и образно-выразительные средства, обладают большой эмоциональной силой, раскрывают типиче­ское через индивидуальное (там же, с. 66).

Основные функции средств массовой коммуникации - информации, образования, создания общественного мнения и воспитания - находят свое отражение в конкретных жанровых формах. Так, функция информа­ции ярко проявляется в жанрах заметки, репортажа, отчета, функция обра­зования - в жанрах интервью, обзора печати, обозрения, функция созда­ния общественного мнения - в жанрах корреспонденции, комментария, статьи, рецензии, фельетона, функция воспитания - в очерке. На тот или иной жанр указывает преобладающая - функциональная часть текста - то ли информационная, то ли объясняющая, то ли оценивающая, то ли побуждающая. Однако это нельзя понимать слишком упрощенно. Наряду с основной функциональной частью в журналистском тексте содержатся и такие части, которые указывают на другие функции. Ведь нельзя создавать общественное мнение вокруг какого-то явления, в достаточной мере не информируя читателя. Крупные жанры, такие, как очерк, служат средством реализации всех функции СМК (Вовчок Д.П., 1979, с. 55).

Наряду с традиционными жанровыми формами сегодня на страницах газет появляются новые, например, научно-популярные эссе, социально-политические диалоги, социальные портреты современников, социально-экономические очерки, проблемные социальные критические репортажи, аналитические интервью и так далее (Васильева А.Н., 1982, с. 89).

Рассмотрим особенности использование языковых средств в некоторых жанрах на примере газеты «Буфф-сад».

Самый распространенный информационный жанр - заметка. Он сообщает о важном факте, событии общественной жизни. Основные его черты - сжатость изложения, высокая оперативность. Отвечает читателям на вопросы: что где, когда? Не дает анализа событий, т.е. не отвечает на вопрос: почему? В заметке должна содержаться новость, отраженная в конкретном факте общественной жизни, - новый факт. Причем не просто факт, а факт, имеющий общественное значение. Для этого необходим продуманный отбор фактов журналистом, чтобы исключить случайное, мелкое, выделить самое существенное, значительное (Вовчок Д.П., 1979, с. 32).

Проанализируем заметку «Сплав с Эвереста уже не за горами». «Экспедиция «Сибирь - Гималаи: на плотах с Эвереста» прибыла в Непал. Команда сибирских спортсменов и ученых уже встретилась с послом России, а также российским консулом и директором российского центра науки и культуры. Также совершен тренировочный сплав по реке 5-й категории сложности Бхоте-Коси.

«При прохождении порога «Лягушка в миксере» рафт жестко упал со слива в бочку, - сообщает «Буфф-саду» прямо из Непала руководитель экспедиции Евгений Ковалевский. - Загребной вылетел со своего места, упал на меня и веслом вышиб за борт. При падении за борт я повредил левое плечо. И это - за день до вылета на Арун - главную цель экспедиции…»

Но в конце письма Джек выразил уверенность, что все будет хорошо. Как раз сейчас участники экспедиции пешком поднимаются на границу между Тибетом и Непалом. Там их ждет сплав по реке Арун, которая берет начало в Тибете на северных склонах Эвереста и Макалу. Сибирякам предстоит пройти более 180 километров жесткой мощной воды» (Буфф-сад, 2004, № 15).

В заметке дается краткая информация про экспедицию «Сибирь - Гималаи: на плотах с Эвереста». Основная функция - информационная. В этом тексте можно выделить следующие языковые особенности: использование специальной терминологии (рафт, загребной, слив, бочка), официальной лексики (посол России, российский консул, центр науки и культуры), разговорной лексики (жестко упал, вылетел, вышиб).

В отличие от других информационных жанров, репортаж не просто сообщает о фактах, событиях, а показывает их через непосредственное восприятие автора, как бы воссоздавая картину происходящего. В основе репортажа всегда находится общественно значимое событие, которое развивается на глазах у читателя. Это своего рода история события (Горохов В.Н., 1993, с. 30).

Характерные особенности жанра - оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское "я", которое помогает создавать так называемый "эффект присутствия", позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие. Наиболее ярко авторское "я" проявляется в репортажах, где журналист не просто очевидец, а участник события. Здесь вполне уместны его личные чувства, мысли, которые придают материалу большую убедительность, но в то же время не заслоняют собой главных событий (там же, с. 32).

Проанализируем репортаж "MARCO VICONTY: окно в Европу" (Буфф-сад, 2004, № 45).

В материале представлена классическая схема организации репортажа, в которой описание, повествование и рассуждение сменяют друг друга. Начинается репортаж с небольшого рассуждения, относительно необходимости хорошего костюма и задается проблемой: " …где найти костюм качественный, сшитый по последней моде и продающийся за нормальные деньги? " (там же). Далее идет повествовательная часть, в которой автор " посетил несколько магазинов, перемерил море костюмов ", " встретил приятеля ". В повествовательную часть встроен минидиалог, что также часто используется в репортажах. Последний абзац носит описательный характер. Заключительное предложение, как и в большинстве анализируемых материалов призванное реализовать воздействующую функцию, выполнено в форме слогана: " Начинать деть с MARCO VICONTY - это верный шаг к успеху! " Безличная форма высказывания, характерная для слоганов, контрастирует с остальным текстом, написанным от первого лица.

Если кратко охарактеризовать данный репортаж, то можно сказать, что он построен по принципу "история из жизни". Оценочная лексика присутствует не только в третьей части, где описываются достоинства товара, но и в предыдущих фрагментах текста: " прекрасный идеально сшитый строгий костюм ". Авторское Я присутствует практически во всем тексте: " Я посетил ", " решил я поинтересоваться ", " Я купил костюм, который долго искал ", " хочу поделиться этой находкой ", " я чувствую себя в нем уверенно и непринужденно ". Автор часто использует просторечия " нормальные деньги ", " ни один на меня не сел ", " заграничный " и т.д. Текст изобилует штампами и стандартными выражениями тип " Каждому мужчине всегда хочется выглядеть модным и элегантным ", " Среди одежды этой фирмы есть что выбрать ", " высококачественная работа и материалы ", " чувствую себя в нем уверенно и непринужденно ", присутствуют и социальные стереотипы " продвинутая молодежь ", " солидные бизнесмены ".

Статья - один из самых распространенных и сложных газетных жанров. Ей присущи наибольшая по сравнение с другими жанрами широта тео­ретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. Это - исследование, посвященное ка­кому-нибудь важному конкретному вопросу, явлению, где умело сочетается высокий уровень обобщения с мастерством литературного изложения. Жанр статьи присутствует в большинстве периодических изданий, именно он в значительной мере определяет их аналитический уровень и направление (Горохов В.Н., 1993, с. 69).

Особенности жанра статьи наглядно проявляются при сопоставлении его с другими жанрами. Так, в отличие от корреспонденции, где в основе лежит ситуация, ограниченная местом и временем, а автор оперируем нескольким локальными фактами, в статье отдельные ситуации рассматриваются как части более широкого явления. Ей свойственны масштаб­ность, глубина обобщения на основе осмысления большого количества фактов. Главное для журналиста в статье - проследить связи, соединяю­щие описываемую ситуацию с социальными проблемами современности. Автор не только анализирует отдельные факты, но и опирается на всю их совокупность. Аргументированная и выстроенная в соответствии с глав­ной мыслью автора система фактов формирует логический стержень ста­тьи, становится ее концепцией. Можно, следовательно, сказать, что статья - это жанр публицистики, выражающий развернутую, обстоятельно аргументированную концепцию автора или редакции по поводу акту­альной социальной проблемы (там же, с. 71).

Проанализируем статью «Что такое герпес?» (Буфф-сад, 2004, № 19).

Статья посвящена борьбе с вирусом герпеса. Авторский текст составляет малый процент от объема статьи, основная часть - рассказ специалиста-медика. В том небольшом фрагменте, который написан от лица автора, используется разговорный стиль, в остальном - научно-публицистический, не перегруженный медицинской терминологией.

В соответствии со стилистикой, основной текст практически не содержит образной и эмоциональной лексики. Большая его часть посвящена описанию негативных последствий заболевания герпесом. При этом медицинская терминология избегается, действие препарата описано в образах с использованием разговорных слов, взятых в кавычки: рецепторы, которые "узнают" вирус, не "прилипает" к клетке.

Основная функция, которую выполняет данный текст - информационная, поскольку именно описанию механизма действия вируса, факторов, благоприятствующих заболеванию, а также последствий заражения посвящена основная часть статьи. Как средство воздействия этот текст скорее всего будет неэффективным. Еще одной особенностью этого материала является преобладание информации негативного характера. Уже заголовок первого пункта: "Вирус-убийца", - наводит на невеселые размышления. Далее в тексте описывается множество негативных последствий заболевания герпесом, описанных достаточно безэмоционально, но создающих гнетущее впечатление.

Следующим рассмотренным нами жанром будет рецензия. В переводе с латинского языка рецензия - это рассмотре­ние, оценка. С помощью этого жанра журналист осмысливает и оценивает научные, общественно-политические, художественные произведения. Главное отличие рецензии от других жанров состоит в том, что ее объек­том являются не непосредственные факты действительности, на которых основаны такие жанры, как заметка, репортаж, корреспонденция, а факты и явления, уже изученные, осмысленные и отраженные в книгах, спектак­лях, кинофильмах и т.д. Рецензия оценивает достоинства и недостатки ра­бота ученого или художника, сопоставляя результаты исследования с жиз­нью, делая соответствуете вывода. Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения, дает им оценку, не ставя перед собой других, бо­лее сложных задач. Если же автор на основе глубокого анализа выдвига­ет ряд научных, общественно-политических проблем, то это уже будет те­оретическая, литературно-критическая статья, научное исследование (Горохов В.Н., 1993, с. 75).

Рецензия всегда целенаправленна, рассчитана на определенную аудиторию, читательскую группу. Она содержит данные о рассматриваемом произведении, о замысле его автора, дает анализ и указывает на общественную значимость работы. Рецензент в своей публикации должен дать читателям ответ, правильно ли автор произведения осветил то или иное явление жизни, на каких идейно-эстетических позициях он находится; насколько глу­боко раскрыта тема; каков художественный, публицистический или науч­ный уровень работы (Грабельников А.А.,1987, с. 80).

В качестве образца этого жанра рассмотрим анонс концерта группы "Ночные снайперы" (Буфф-сад, 2004, № 15). Основной чертой данного материала можно считать употребление метафорических конструкций и идиом, которые присутствуют практически в каждом предложении: живые концерты, шквал эмоций, песни в приглушенных тонах, высчитывали посредством вокала. Автор, анонсируя концерт группы старается сделать свое речевое сообщение как можно более похожим на художественные тексты. Даже изобретает собственное слово - снайперизм. Естественно присутствие оценочной лексики в превосходной степени: безоговорочный лидер чартов и неповторимая группа, потрясающие стихи. В тексте встречается два сленговых оборота: чарт и драйв, являющихся транскрипцией английских слов. Выражение «высчитывали посредством вокала» намекает на название нового альбома группы - "Тригонометрия". Стиль изложения - описательный. Анонс заканчивается побудительным предложением: «… всем непременно отправляться на концерт группы "Ночные снайперы"». В анонсе дается минихарактеристика как общего стиля группы, так и ее лидера - Дианы Арбениной: " девушка сильная, способная открыть слушателям самих себя ", заметим, что характеристика также дана в метафорической форме.

Можно сказать, что автор анонса вполне справился со своей задачей. В тексте присутствуют и информативные и побудительные компоненты, используются наряду со стандартными и оригинальные метафоры.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 1387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.95 (0.013 с.)