Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зависимость использования языковых средств от жанра газетного стиляСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как известно, в литературоведении литературные жанры (фр. game - основное значение, род) «выделяют на основе принадлежности к тому или иному литературному роду, а также по преобладающему эстетическому качеству..., третий принцип - объем и соответствующая общая структура» (Краткая литературная энциклопедия, 1962 - 1978, с. 49). Применительно к жанрам газетной публицистики критерий «эстетическое качество» перестает быть определяющим, на первый план выдвигается такой общий признак как документальность. Вместе с тем каждый газетный жанр обладает особой формой интерпретации фактов, своей логикой изложения материала. Картина дня, недели современной жизни создается и всей палитрою публицистических жанров, и индивидуальностью творчества ведущих журналистов. Эта специфика нашла отражение в теоретическом определении жанра с позиций журналистики: «Жанр можно определить как исторически сложившуюся литературно-публицистическую форму, обладающую определенными устойчивыми признаками. Жанр - одна из форм отражения объекта, жизненной ситуации, факта, одна из форм воплощения определенной идеи, мысли... Жанр как особый вид произведения, обладающий определенными признаками и соответствующей структурой, в каждой конкретной публикации несет в себе неповторимые своеобразные черты, диктуемые требованием дня, особенностями фактического материала, самобытностью автора» (Пельт В.Д., 1986, с. 10). Замысел журналиста реализуется в определенной жанровой форме. По сравнению со сферой художественного творчества границы жанров в журналистике более подвижны и размыты, а, главное, классификация жанров выстраивается на несколько иных основаниях. Так, в журналистике коммуникативная цель общения с читателем становится жанровым признаком, наиболее значимым типологически. Рассмотрим сначала весь диапазон газетных жанров, в который они входят на правах одной из жанровых групп. Жанры журналистики различаются: • по характеру предмета изображения, познания (непосредственные факты и события - в заметке, корреспонденции, отраженные - в интервью, рецензии); • по конкретным рабочим функциям (информационной, объясняющей, оценивающей, побуждающей); • по масштабу охвата действительности, обобщений и выводов; • по характеру выразительно-изобразительных средств (литературного языка, стиля, образности) (Майданова Л.М., 1987, с. 18). Определяется жанр не по какому-нибудь одному из этих признаков; а по всей их совокупности. Обычно жанры подразделяют на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры (Пельт В.Д., 1986, с. 17). Информационная группа жанров - заметка, репортаж, отчет, интервью, - отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного подхода, рассмотрением отдельного факта, явления (Корконосенко С.Г., 1995, с. 62). К аналитическим жанрам относятся - корреспонденция, комментарий, статья, рецензия, обзор печати, письмо, обозрение. Они имеют более широкие временные границы, в них содержится изучение и анализ системы фактов, ситуаций, обобщения и выводы. Сегодня исследователи журналистики расширяют диапазон аналитических жанров, вводя в их число беседу, журналистское расследование, эксперимент, версию, консультацию, социологическое резюме, аналитический пресс-релиз, рейтинг (там же, с. 64). Художественно-публицистические жанры - очерк, фельетон, памфлет - сочетают в себе понятийные и образно-выразительные средства, обладают большой эмоциональной силой, раскрывают типическое через индивидуальное (там же, с. 66). Основные функции средств массовой коммуникации - информации, образования, создания общественного мнения и воспитания - находят свое отражение в конкретных жанровых формах. Так, функция информации ярко проявляется в жанрах заметки, репортажа, отчета, функция образования - в жанрах интервью, обзора печати, обозрения, функция создания общественного мнения - в жанрах корреспонденции, комментария, статьи, рецензии, фельетона, функция воспитания - в очерке. На тот или иной жанр указывает преобладающая - функциональная часть текста - то ли информационная, то ли объясняющая, то ли оценивающая, то ли побуждающая. Однако это нельзя понимать слишком упрощенно. Наряду с основной функциональной частью в журналистском тексте содержатся и такие части, которые указывают на другие функции. Ведь нельзя создавать общественное мнение вокруг какого-то явления, в достаточной мере не информируя читателя. Крупные жанры, такие, как очерк, служат средством реализации всех функции СМК (Вовчок Д.П., 1979, с. 55). Наряду с традиционными жанровыми формами сегодня на страницах газет появляются новые, например, научно-популярные эссе, социально-политические диалоги, социальные портреты современников, социально-экономические очерки, проблемные социальные критические репортажи, аналитические интервью и так далее (Васильева А.Н., 1982, с. 89). Рассмотрим особенности использование языковых средств в некоторых жанрах на примере газеты «Буфф-сад». Самый распространенный информационный жанр - заметка. Он сообщает о важном факте, событии общественной жизни. Основные его черты - сжатость изложения, высокая оперативность. Отвечает читателям на вопросы: что где, когда? Не дает анализа событий, т.е. не отвечает на вопрос: почему? В заметке должна содержаться новость, отраженная в конкретном факте общественной жизни, - новый факт. Причем не просто факт, а факт, имеющий общественное значение. Для этого необходим продуманный отбор фактов журналистом, чтобы исключить случайное, мелкое, выделить самое существенное, значительное (Вовчок Д.П., 1979, с. 32). Проанализируем заметку «Сплав с Эвереста уже не за горами». «Экспедиция «Сибирь - Гималаи: на плотах с Эвереста» прибыла в Непал. Команда сибирских спортсменов и ученых уже встретилась с послом России, а также российским консулом и директором российского центра науки и культуры. Также совершен тренировочный сплав по реке 5-й категории сложности Бхоте-Коси. «При прохождении порога «Лягушка в миксере» рафт жестко упал со слива в бочку, - сообщает «Буфф-саду» прямо из Непала руководитель экспедиции Евгений Ковалевский. - Загребной вылетел со своего места, упал на меня и веслом вышиб за борт. При падении за борт я повредил левое плечо. И это - за день до вылета на Арун - главную цель экспедиции…» Но в конце письма Джек выразил уверенность, что все будет хорошо. Как раз сейчас участники экспедиции пешком поднимаются на границу между Тибетом и Непалом. Там их ждет сплав по реке Арун, которая берет начало в Тибете на северных склонах Эвереста и Макалу. Сибирякам предстоит пройти более 180 километров жесткой мощной воды» (Буфф-сад, 2004, № 15). В заметке дается краткая информация про экспедицию «Сибирь - Гималаи: на плотах с Эвереста». Основная функция - информационная. В этом тексте можно выделить следующие языковые особенности: использование специальной терминологии (рафт, загребной, слив, бочка), официальной лексики (посол России, российский консул, центр науки и культуры), разговорной лексики (жестко упал, вылетел, вышиб). В отличие от других информационных жанров, репортаж не просто сообщает о фактах, событиях, а показывает их через непосредственное восприятие автора, как бы воссоздавая картину происходящего. В основе репортажа всегда находится общественно значимое событие, которое развивается на глазах у читателя. Это своего рода история события (Горохов В.Н., 1993, с. 30). Характерные особенности жанра - оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское "я", которое помогает создавать так называемый "эффект присутствия", позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие. Наиболее ярко авторское "я" проявляется в репортажах, где журналист не просто очевидец, а участник события. Здесь вполне уместны его личные чувства, мысли, которые придают материалу большую убедительность, но в то же время не заслоняют собой главных событий (там же, с. 32). Проанализируем репортаж "MARCO VICONTY: окно в Европу" (Буфф-сад, 2004, № 45). В материале представлена классическая схема организации репортажа, в которой описание, повествование и рассуждение сменяют друг друга. Начинается репортаж с небольшого рассуждения, относительно необходимости хорошего костюма и задается проблемой: " …где найти костюм качественный, сшитый по последней моде и продающийся за нормальные деньги? " (там же). Далее идет повествовательная часть, в которой автор " посетил несколько магазинов, перемерил море костюмов ", " встретил приятеля ". В повествовательную часть встроен минидиалог, что также часто используется в репортажах. Последний абзац носит описательный характер. Заключительное предложение, как и в большинстве анализируемых материалов призванное реализовать воздействующую функцию, выполнено в форме слогана: " Начинать деть с MARCO VICONTY - это верный шаг к успеху! " Безличная форма высказывания, характерная для слоганов, контрастирует с остальным текстом, написанным от первого лица. Если кратко охарактеризовать данный репортаж, то можно сказать, что он построен по принципу "история из жизни". Оценочная лексика присутствует не только в третьей части, где описываются достоинства товара, но и в предыдущих фрагментах текста: " прекрасный идеально сшитый строгий костюм ". Авторское Я присутствует практически во всем тексте: " Я посетил ", " решил я поинтересоваться ", " Я купил костюм, который долго искал ", " хочу поделиться этой находкой ", " я чувствую себя в нем уверенно и непринужденно ". Автор часто использует просторечия " нормальные деньги ", " ни один на меня не сел ", " заграничный " и т.д. Текст изобилует штампами и стандартными выражениями тип " Каждому мужчине всегда хочется выглядеть модным и элегантным ", " Среди одежды этой фирмы есть что выбрать ", " высококачественная работа и материалы ", " чувствую себя в нем уверенно и непринужденно ", присутствуют и социальные стереотипы " продвинутая молодежь ", " солидные бизнесмены ". Статья - один из самых распространенных и сложных газетных жанров. Ей присущи наибольшая по сравнение с другими жанрами широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. Это - исследование, посвященное какому-нибудь важному конкретному вопросу, явлению, где умело сочетается высокий уровень обобщения с мастерством литературного изложения. Жанр статьи присутствует в большинстве периодических изданий, именно он в значительной мере определяет их аналитический уровень и направление (Горохов В.Н., 1993, с. 69). Особенности жанра статьи наглядно проявляются при сопоставлении его с другими жанрами. Так, в отличие от корреспонденции, где в основе лежит ситуация, ограниченная местом и временем, а автор оперируем нескольким локальными фактами, в статье отдельные ситуации рассматриваются как части более широкого явления. Ей свойственны масштабность, глубина обобщения на основе осмысления большого количества фактов. Главное для журналиста в статье - проследить связи, соединяющие описываемую ситуацию с социальными проблемами современности. Автор не только анализирует отдельные факты, но и опирается на всю их совокупность. Аргументированная и выстроенная в соответствии с главной мыслью автора система фактов формирует логический стержень статьи, становится ее концепцией. Можно, следовательно, сказать, что статья - это жанр публицистики, выражающий развернутую, обстоятельно аргументированную концепцию автора или редакции по поводу актуальной социальной проблемы (там же, с. 71). Проанализируем статью «Что такое герпес?» (Буфф-сад, 2004, № 19). Статья посвящена борьбе с вирусом герпеса. Авторский текст составляет малый процент от объема статьи, основная часть - рассказ специалиста-медика. В том небольшом фрагменте, который написан от лица автора, используется разговорный стиль, в остальном - научно-публицистический, не перегруженный медицинской терминологией. В соответствии со стилистикой, основной текст практически не содержит образной и эмоциональной лексики. Большая его часть посвящена описанию негативных последствий заболевания герпесом. При этом медицинская терминология избегается, действие препарата описано в образах с использованием разговорных слов, взятых в кавычки: рецепторы, которые "узнают" вирус, не "прилипает" к клетке. Основная функция, которую выполняет данный текст - информационная, поскольку именно описанию механизма действия вируса, факторов, благоприятствующих заболеванию, а также последствий заражения посвящена основная часть статьи. Как средство воздействия этот текст скорее всего будет неэффективным. Еще одной особенностью этого материала является преобладание информации негативного характера. Уже заголовок первого пункта: "Вирус-убийца", - наводит на невеселые размышления. Далее в тексте описывается множество негативных последствий заболевания герпесом, описанных достаточно безэмоционально, но создающих гнетущее впечатление. Следующим рассмотренным нами жанром будет рецензия. В переводе с латинского языка рецензия - это рассмотрение, оценка. С помощью этого жанра журналист осмысливает и оценивает научные, общественно-политические, художественные произведения. Главное отличие рецензии от других жанров состоит в том, что ее объектом являются не непосредственные факты действительности, на которых основаны такие жанры, как заметка, репортаж, корреспонденция, а факты и явления, уже изученные, осмысленные и отраженные в книгах, спектаклях, кинофильмах и т.д. Рецензия оценивает достоинства и недостатки работа ученого или художника, сопоставляя результаты исследования с жизнью, делая соответствуете вывода. Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения, дает им оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач. Если же автор на основе глубокого анализа выдвигает ряд научных, общественно-политических проблем, то это уже будет теоретическая, литературно-критическая статья, научное исследование (Горохов В.Н., 1993, с. 75). Рецензия всегда целенаправленна, рассчитана на определенную аудиторию, читательскую группу. Она содержит данные о рассматриваемом произведении, о замысле его автора, дает анализ и указывает на общественную значимость работы. Рецензент в своей публикации должен дать читателям ответ, правильно ли автор произведения осветил то или иное явление жизни, на каких идейно-эстетических позициях он находится; насколько глубоко раскрыта тема; каков художественный, публицистический или научный уровень работы (Грабельников А.А.,1987, с. 80). В качестве образца этого жанра рассмотрим анонс концерта группы "Ночные снайперы" (Буфф-сад, 2004, № 15). Основной чертой данного материала можно считать употребление метафорических конструкций и идиом, которые присутствуют практически в каждом предложении: живые концерты, шквал эмоций, песни в приглушенных тонах, высчитывали посредством вокала. Автор, анонсируя концерт группы старается сделать свое речевое сообщение как можно более похожим на художественные тексты. Даже изобретает собственное слово - снайперизм. Естественно присутствие оценочной лексики в превосходной степени: безоговорочный лидер чартов и неповторимая группа, потрясающие стихи. В тексте встречается два сленговых оборота: чарт и драйв, являющихся транскрипцией английских слов. Выражение «высчитывали посредством вокала» намекает на название нового альбома группы - "Тригонометрия". Стиль изложения - описательный. Анонс заканчивается побудительным предложением: «… всем непременно отправляться на концерт группы "Ночные снайперы"». В анонсе дается минихарактеристика как общего стиля группы, так и ее лидера - Дианы Арбениной: " девушка сильная, способная открыть слушателям самих себя ", заметим, что характеристика также дана в метафорической форме. Можно сказать, что автор анонса вполне справился со своей задачей. В тексте присутствуют и информативные и побудительные компоненты, используются наряду со стандартными и оригинальные метафоры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 1387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.95 (0.013 с.) |