Публицистический стиль в процессе изменения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Публицистический стиль в процессе изменения



публицистический газетный заголовок языковой

Публицистический стиль имеет свои подстили, которые выделяются на основании экстралингвистических признаков: собственно публицистический, газетно-информационный, агитационный (или политико-агитационный), дипломатический, юридический и др. Выделяется также парламентская речь как разновидность публицистического стиля (Культура парламентской речи, 1994, с. 4).

Каждый из этих подстилей имеет различную актуальность в современной российской языковой ситуации. Так, газетно-информационный подстиль в том качестве, которое он имел в советское время, явно устарел. Демократизация российского общества в конце XX столетия привела к изменению статуса средств массовой коммуникации, в том числе газеты, их взаимодействия с властью. Многие газеты уже не являются официальным органом властных структур и в большей степени выражают личностную позицию конкретного коллектива, конкретного автора.

Многопартийная система, пришедшая на смену единой советской коммунистической идеологии, привела к утрате агитационным подстилем ярко выраженного коммунистического ореола, который был свойствен публицистике в целом. В настоящее время агитационный подстиль является средством политической рекламы, предвыборной кампании, межпартийной борьбы за власть, выражения протеста (пикеты, манифестации, демонстрации, митинги) (Былинский К.И., 1997, с. 20).

Социально-коммуникативная сфера реализации газетно-информационного подстиля - массовая коммуникация, что свойственно газете в целом; функция - сообщения (информационная); жанр - информация (заметка), представляющая собой официальное сообщение, цель которого - ознакомить читателей с конкретным, фактическим актуальным событием; при этом сообщаемые факты лишь констатируются, но не обсуждаются и не оцениваются. Информация (заметка) как жанр имеет множество разновидностей по содержанию: внутригосударственная, международная, социально-экономическая, общественно-политическая, дипломатическая, культурная, спортивная и т. п. Форма реализации информации - только письменная. Текст информации строится по определенным канонам (стандартам), представляет собой законченное целое по содержанию и синтаксическому строению.

В соответствии с этими признаками языку информации присущи такие особенности, как официальность (часто отсутствует подпись автора, иногда указывается официальный источник), достоверность, краткость и сухость изложения, доступность, понятность массовому читателю, а следовательно, и строгость отбора языковых средств для выражения содержания информации (Майданова Л.М., 1987, с. 45).

В газетах советского времени информационные заметки обычно размещались на первой полосе газет, это обязывало автора передавать соответствующее содержание точно и кратко. Информация лишена авторского (личностного) начала, что сближает этот подстиль с официально-деловым стилем. Достоверность источника информации передается такими клише, как по сообщению ИТА, как стало известно из официального источника (хотя достоверность подобной информации не стопроцентная, так как не назван источник), по поступившим сведениям и т. п. (Васильева А.Н., 1982, с. 61).

В конце XX в. активизировалась юридическая речь в связи с повышенным интересом российского общества к деятельности органов исполнительной власти. Не случайно приобрели популярность телевизионные программы типа «Суд идет», в которых перед глазами многомиллионной аудитории ведется судебное разбирательство с выступлением всех участников судебного процесса. Формируется новая лингвистическая дисциплина - юрислингвистика, объектом изучения которой являются тексты юридического содержания (Юрислингвистика-1, 1999, с. 7).

Агитационная деятельность в России была чрезвычайно активной в годы революций. Для того времени выделялся и был актуальным и агитационный стиль. С победой Октябрьской революции, установлением Советской власти и утверждением тоталитарного режима агитация прочно вошла в систему политической жизни советского общества: вся деятельность коммунистической партии представляла собой не что иное, как пропаганду коммунистических идей и утверждение тоталитарного режима. В 90-е гг. XX в. новая волна агитационной деятельности связана с изменением социально-политической ситуации (Былинский К.И., 1997, с. 39).

Воздействующей направленностью публицистики прошлых лет определялись и другие стилевые черты. Призывность, лозунговый характер выражения в прессе прошлых лет проявлялись в побудительном характере речи, обращениях к читателю, вопросах, восклицаниях (при использовании стилистических возможностей категории наклонения, средств синтаксиса), простота и доступность - в сравнительной несложности синтаксических конструкций, в использовании общеупотребительной лексики и комментировании привлекаемой терминологии. Следует оговорить, однако, что в последнее время реализация пропагандистской функции почти лишена лозунгового характера и выражается нередко через оценочность, иронию.

Как и всякий другой функциональный стиль, публицистический - явление историческое, а следовательно, претерпевающее изменения. Однако последние наиболее актуальны и динамично представлены именно в газетной речи, особенно в современных газетах. Стилистика современной газетной речи по сравнению с предшествующей обнаруживает заметные новации, не изменяя, однако, своих основных принципов и специфических черт. Для современной газетной речи в целом менее свойственна открытая призывность, лозунговость, риторичность, неаргументированная директивность. Для нее более характерны аналитичность, доказательность изложения. Однако это не «отменяет» экспрессивности; просто средства и способы ее несколько меняются. С другой стороны, острая полемичность, свойственная многим современным газетным публикациям, опирается на проверенные стилистические средства воздействия на читателя и, естественно, создает и новые (Матвеева Т.В., 1990, с. 98).

Расскажем несколько подробнее об изменениях стиля газетной речи последних лет (сравнительно с предшествующими).

Публицистический стиль в его газетном варианте подвержен изменениям как никакой другой функциональный стиль. Это обусловлено его экстралингвистической основой. Лишь за последние десять лет в нем под влиянием изменившейся политической ситуации в обществе появились заметные новации. Наиболее ярко они отображаются в следующих моментах.

Основные функции газеты - воздействующая и информативная - естественно, сохраняются, хотя реализация их в речи в известной степени изменяется. Просветительская и популяризаторская функции значительно расширяются в связи со стремлением прежде всего восполнения через газетные публикации «белых пятен» в истории страны (Матвеева Т.В., 1990, с. 99).

Итак, стилистико-речевое воплощение всех этих функций на газетной полосе видоизменяется. Так, в связи с провозглашением принципа нового мышления и изменением ситуации в мире информации многие международные темы становятся более сдержанными, спокойными, доброжелательными по тону, лишенными резко негативных окрасок, приближаясь в целом к нейтральному стилю изложения. Другой вид информации - о встречах в верхах, заключаемых соглашениях и т. д. - сохраняет свой прежний, обычный информативно-официальный характер. Информационные же сообщения на темы внутренней жизни страны приобретают черты яркой оценочности (часто негативной), острой критичности. Комментирование фактов и событий сопровождается порой ироничными замечаниями. Тем самым в речевой реализации этой функции в целом происходят изменения.

Еще более заметно изменилось воплощение в газете просветительской и популяризаторской функций. Речевая реализация их сейчас почти немыслима вне явной, открытой, порой резкой оценочности, эмоциональности (с использованием соответствующих языковых единиц). Это касается и проблемных статей, статей-прогнозов, в которых вместе с тем усиливаются и аналитическое начало, аргументированность изложения. Тем самым возрастает их теоретичность (как, очевидно, и воздействие научного стиля на публицистический).

Аналитизм и аргументированность изложения приходят на смену декларативности и догматизму, углубляются и расширяются, проникая в самые различные жанры (статья, интервью, беседа, рецензия и др.).

На смену массовидности, собирательности изложения, исходящих не от конкретного автора, а от издающего органа (что отражается на использовании форм лица), приходит манера речи от 1-го лица и вместе с тем большая степень индивидуализации стиля (Кривенко Б.В., 1993, с. 33).

Это касается как отдельных публикаций, так и целых газет, имеющих свое «лицо» (ср. «Московские новости», «Комсомольскую правду», «Независимую газету», «Известия», «Коммерсантъ» и другие).

Если говорить о речевой реализации воздействующей (экспрессивной) функции современной газеты, то она, оставаясь ведущей, значительно изменяет стилистико-языковые средства своего воплощения. Прежде всего утрачивается лозунговость, призывность, риторичность, сменяющиеся порой тоном доверительной беседы, интимизации изложения. В связи с чем, хотя и не только с этим, значительно увеличивается в тексте доля диалоговых форм изложения (в аналитических жанрах это противопоставление двух точек зрения). Все это, однако, не означает утрату в полном объеме широкого круга разнообразных экспрессивно-эмоциональных и образных средств (они сохраняются, изменяясь лишь в частных окрасках, преобразуясь семантически; кроме того, создаются и новые экспрессемы).

Одной из особенно характерных черт проявления (и достижения) экспрессивности в современной газете становится стихия устно-разговорной речи, в том числе иногда и с налетом митингового «стиля», бескомпромиссной оценочности, с ироничностью, афористичностью, разговорными интонациями и синтаксисом (Кожина М.Н., 1989, с. 132).

Среди «внешних» примет реализации рекламной функции в газете отметим широкое обращение к развернутым подзаголовкам (для привлечения внимания читателя к данной публикации).

В жанровом отношении происходит как бы перегруппировка жанров (по их роли в газете). Выходят на первый план, широко представлены диалогические жанры (интервью, беседа и др.), а также информационно-аналитические (статья, комментарий и пр.), а, например, очерк, да и репортаж, становятся довольно редким явлением. Ушла в прошлое передовица, появляются новые жанры («прямая линия», «круглый стол») (Горохов В.Н., 1993, с. 62).

Однако все указанные изменения не коснулись сущностных сторон публицистического стиля. В целом конструктивный принцип сопряжения экспрессии и стандарта, реализация в тексте основных газетных функций и обусловленные этим важнейшие стилевые черты, свойственные газете (о которых сказано), остаются. Меняется - и заметно - состав языковых единиц, некоторые особенности использования языка, представленность тех или иных стилистических приемов, но принципиальных изменений не происходит. Недаром публикации наших лучших прежних журналистов, например Аграновского, предвосхищают новации газеты наших дней (Былинский К.И., 1997, с. 52).

Иллюстрацией сохраняющегося принципа газетного стиля - сопряжения экспрессии и стандарта - может служить даже такая «чисто» информационная газета, как «Коммерсантъ». При всей ее специфике, обусловленной целями издания (подавляющим большинством информативных материалов, нередко нейтрального характера, которые, кстати сказать, наполнены официально-деловыми, экономическими терминами и клише, что закономерно), она содержит непременные для газеты экспрессемы, оценочные средства, элементы разговорности и даже ироничности речи. Чего стоят, например, обычно весьма экспрессивные заголовки: Феномен в Нижнем: биржевая акула проглотила мелкого инвестора; Акции «Деловой России»: ну что, купим по маленькой?; «Азия-инвест» потянулась за золотом. Но не дотянулась; Торговля гражданством: 30 000 «зеленых» и станешь цветным; «Мосприватизация». Знать не знаем, но ведать - ведаем.

Таковы в общих чертах основные особенности газетного стиля, изменения в нем и языковые средства их реализации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.009 с.)