Глава 3. Изучение публицистического стиля в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Изучение публицистического стиля в школе



 

В настоящее время все больше внимания уделяется изучению речи в школе. Особый интерес проявляется к стилистике. Н.С. Болотнова в статье «Стилистический анализ текста в школе» выделяет следующие актуальные для школьного и вузовского обучения вопросы: «…1) рассмотрение природы и сущности функциональных стилей в аспекте «язык - речь»; 2) освещение стилевых черт; 3) знакомство с подстилями и жанрами функциональных стилей; 4) полное освещение особенностей языковых средств различных функциональных стилей; 5) анализ классификации функциональных стилей; 6) овладение методикой стилистического анализа текста». (Болотнова Н.С., 2002, с. 95). Эти вопросы актуальны, так как результаты ЕГЭ по русскому языку показывают, что стилистическому анализу текста в школе уделяется недостаточно внимания.

Что же составляет основное содержание работы по стилистике в школе: наблюдения над стилистической окраской языковых средств или освоение функциональных стилей?

Лучше всего обеспечено литературой и потому в большей степени освоено в школе одно из направлений в методике стилистики - практическая стилистика. Она не дает представления о стилях речи, «занимается шлифовкой речи, а не ее производством». (Богуславская Н.Е., Капинос В.И., Купалова А.Ю. и др., 1991, с. 39).

Второе направление - функциональная стилистика, которая исследует «закономерности функционирования языка в зависимости от коммуникативных задач в той или иной сфере общения и прежде всего специфику и речевую системность функциональных стилей и других функционально-стилевых разновидностей «подстилевых», жанровых, ситуативных и т.д.» (Кожина М.Н., 1993, с. 21).

Публицистический стиль рассматривается в аспекте изучения функциональных стилей. Это сложное, многоаспектное речевое единство; по словам Кожиной М.Н., этот стиль «находится как бы на пересечении научного и художественного» (там же, с. 187). Именно поэтому начинать работу над публицистическим стилем имеет смысл тогда, когда школьники усвоят основные стилевые черты других стилей, так как учителю приходится постоянно обращаться к сопоставлению с ними.

Специфика публицистического стиля обусловлена и тем, что для него, как и для художественного стиля. Характерна не только функция сообщения, но и функция воздействия.

Наконец, публицистическому стилю свойствен непосредственный контакт с аудиторией. Публицистический стиль, как и разговорный, имеет форму устной речи.

Начиная с 5 класса, учащиеся должны получать знания о функциональных стилях, в том числе и о публицистическом. В учебниках дается информация о задачах стиля, сферах его использования. Учащиеся узнают, что этот стиль используется в газетах и журналах, по радио и телевидению, в выступлениях на собраниях.

Изучение публицистического стиля в школе может иметь самые разнообразные формы: изложения текстов публицистического стиля; стилистический анализ текстов; знакомство с жанрами публицистического стиля и обучение правильному составлению текстов разных жанров и др. Наконец, наверное, в каждой школе есть кружок «Юный корреспондент» или им подобные, где учащиеся могут ближе познакомиться с особенностями стиля газет и журналов и сами попробовать свои силы.

Ниже приведены разработки уроков по изучению публицистического стиля в 6 - 11 классах и план работы кружка «Юный корреспондент».

Урок развития речи. Изложение текста публицистического стиля. 6 класс.

Цель: написать изложение текста публицистической направленности.

Задачи: продолжить работу над построением рассуждений; продолжить знакомить учащихся с особенностями публицистического стиля; учить находить в тексте используемые автором языковые средства.

Ход урока:

1. Чтение учителем текста (образцы у каждого ученика).

Надо ли знать природу?

Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.

Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она «Сова».

Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания - не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда- то и пошел дед к сове просить у нее прощения.

Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет - через мышей, через шмелей, через клевер - к корове и к молоку.

Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву) (Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С., Новоселова Л.Л., 1991, с. 93).

) Анализ текста.

К какому стилю принадлежит текст? Почему?

(К публицистическому стилю. Заголовок в виде вопросительного предложения; обращение к предполагаемому читателю или слушателю; обращение автора к одной из важных проблем нашей жизни - к охране природы).

Назовите тип речи. Докажите свою точку зрения.

(Тип речи - рассуждение. 1-е предложение заключает в себе тезис (основную мысль текста, идею); 2-е - аргумент (довод, доказательство); сказка «Сова» - это иллюстрация к приведенному доводу. Автор не ограничивается примером, он еще и комментирует его - этот фрагмент (предпоследний абзац) тоже относится к доказательной части. Рассуждение завершается выводом, который присоединяется к доказательной части сочетанием вот почему. Сказка представляет собой повествование).

Как можно изобразить структуру текста?

Тезис.

Рассуждение. - Аргумент.

Пример(с объяснением).

Вывод.

Какими языковыми средствами пользуется автор?

(В тексте много «сознательных» повторов (слов и сочетаний слов):

Знать природу, знать ее законы…; чем бы они ни…, где бы ни…,; смысл…не только в том…, смысл еще и в том…; какое имеет отношение …, а вот, оказывается, имеет ….С помощью повторов автор выделяет те мысли, на которые хочет обратить внимание. В каждом из приведенных примеров писатель пользуется и другими приемами, подчеркивающими, что повтор не случаен. Это порядок слов в первом предложении, двойной союз ни…ни, усилительные частицы еще и…, а вот….

Язык «Совы» близок к языку народной сказки: короткие, простые по структуре предложения, в начале фраз преобладают глаголы, частые повторы. Чтобы не отвлекать внимания от смысла сказки, автор избегает использования изобразительных средств).

Перескажите текст, не употребляя местоимение я. Можно использовать такие конструкции: Автор рассказывает (пересказывает); У В.В. Бианки есть сказка… Вот она… и др.

Напишите изложение текста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.006 с.)