Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контрольная работа по теме « анализ текста». 11 класс.⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Цель: проверить знания учащихся. Задачи: проанализировать тексты публицистического стиля; повторить орфографию и пунктуацию. Ход урока. ) Ученикам раздаются листочки с текстом для анализа,в котором нужно вставить пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания. Русский пейзаж в основном созд…вался усилиями двух великих культур: культуры человека см…гчавшего резкости природы и культуры природы в свою очередь см…гчавшей все нарушения р..вновесия которые невольно пр…вносил в нее человек. Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой и пр…крыть все, что так или иначе нарушил человек, и с другой- человеком см…гчившим землю своим трудом и см…гчавшим пейзаж. Поэтому отношения природы и человека это отношения двух культур каждая из которых (по) своему «социальна» общежительна обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях…Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. (По Д. Лихачеву) (Куманяева А. Е., 2004, с. 32). Задания: 1. Определите тип речи, докажите свою точку зрения. 2. Выпишите из текста синонимы, определите их роль в тексте. . Какие признаки публицистического стиля присутствуют в тексте? . Составьте со словом культура словосочетания, передав различные значения этого слова. В каком значении употреблено это слово в тексте? . Выпишите ключевые слова, тему текста. . Что означает слово общежительна, в чем его особенность? Как оно образовано? Приведите примеры слов с аналогичным суффиксом. . Выполните различные виды разбора:орфографический,фонетический,пунктуационный. 1) Прочитайте тексты: - Австралия огромна. Австралия богата. Экономические возможности пятого континента трудно охватить сознанием. Все наслышаны о ее стадах. Особого разговора заслуживают ее недра. По ним можно изучать таблицу Менделеева. Есть практически неисчерпаемые пласты угля, ведутся разработки богатейших залежей железной руды, обнаружены запасы урана. И все это не упрятано глубоко в земле,а лежит буквально на поверхности. Есть бокситы, есть весь спектр цветных металлов. Недалеко от Тасмании нашли нефть, которой, по подсчетам, можно покрыть две трети потребностей страны.(Из газ.
«Комсомольская правда») - В Австралии широко развито пастбищное животноводство. Разводится крупный рогатый скот, овцы. Возделывается пшеница. Добываются золото, железная руда, медь, производится выплавка свинца и цинка. Как в северной, так и в южной части Австралии развиты машиностроение, судостроение. В северной Австралии- лесопильная, деревообрабатывающая, пищевая промышленность. (Из Энциклопедического словаря) (Ипполитова Н. А., 1980, с. 131). Вопросы: 1) Что общего в содержании этих текстов? К каким стилям речи они относятся? Докажите. 2) Какие грамматические и синтаксические средства придают текстам соответствующую стилистическую окраску? Тематический план работы кружка «Юный корреспондент». 7-11 классы. 1.Публицистический стиль и другие книжные стили. .Публицистический и разговорный стили. . «Кухня» редакции. .Экскурсия в редакцию. .Вечер, посвященный ветеранам редакции. .Школьная газета. Цель, задачи газеты. .Тема и основная мысль рукописи. .Совершенствование рукописи. .Лексические приметы публицистического стиля. .Конкурс «Самая актуальная тема». .Синтаксические приметы публицистического стиля. .Публицистические (газетные) жанры. .Отзыв о произведении. .Рецензия на произведение. .Конкурс «Лучший отзыв». .Репортаж как газетный жанр. .Интервью как газетный жанр. .Фельетон как газетный жанр. .Газетная статья. .Вечер «Акулы пера». .Критика. .Путевые заметки. .Библиография и аннотация. .Адресат и адресант. .Конкурс «Самый строгий критик». .Заголовки. .Экспрессивные средства публицистического стиля. .Индивидуальный стиль. .Портретный очерк. .Работа над газетой «До свидания, выпускники!» Таким образом, вопрос изучения в школе функциональных стилей, в том числе публицистического, является актуальным в наше время. Известно, что уровень культуры речи школьников недостаточно высок, и одной из причин этого является то, что учителя-словесники уделяют мало внимания так называемым стилистическим ошибкам. Это тем более недопустимо, что в последнее время значительно повысились требования к стилистической культуре речи школьников. По словам Кожиной М.Н., одна из задач учителя-словесника - познакомить учащихся «с понятием коммуникативной ситуации, типами речи, ее стилевой дифференциацией» (Кожина М.Н., 1993, с. 96). Далее автор отмечает: «Важно, чтобы само преподавание языка, особенно так называемое развитие речи», было функционально-стилистически направленным, т.е. деятельностным» (там же, с. 102). Очень важно прививать чувство языка с раннего детства.
В настоящее время издается много методических пособий по русскому языку, школьных программ, которые предусматривают формирование умений и навыков связной речи, теоретическое и практическое знакомство с основными функциональными стилями и публицистическим в том числе. Как было отмечено выше, изучение публицистического стиля в школе может иметь самые разнообразные формы: изложение, стилистический анализ текста, знакомство с жанрами и подстилями, обучение составлению текстов в разных жанрах и так далее. На наш взгляд, формирование навыков связной речи, чувства стиля только тогда будет успешным, если школьники получают необходимые знания начиная с младших классов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования нами была достигнута поставленная цель и решены намеченные задачи. В первой главе мы рассказали об особенностях публицистического стиля, описали основные функции публицистического стиля: информационную и воздействующую; выявили специфику газетной речи: социальная оценочность, совмещение экспрессии и стандарта: проследили процесс изменения публицистического стиля: назвали основные лексические, морфологические, синтаксические особенности языковых средств в текстах публицистического стиля; выяснили функционально-прагматическую роль заголовков в газете, которые являются "своеобразным путеводителем для читателей"(Житенева Л.И., 1984, с. 71). Во второй главе мы дали функционально-прагматическую характеристику языковых средств в публицистическом стиле, проанализировав газету " Буфф-сад" за 2004 год (№№ 8, 11, 12, 14, 15, 19, 20, 23, 28, 30, 32, 45, 48). В данной главе мы охарактеризовали основные экспрессивно-эмоциональные языковые средства; выявили зависимость использования языковых средств от жанра газетного стиля;рассмотрели фигуры речи, используемые в газете. В третьей главе мы рассказали об изучении публицистического стиля в школе и дали разработки уроков по данной теме. По итогам работы можно сделать следующие выводы: . Функциональное назначение используемых в публицистическом стиле слов и выражений неодинаково: среди них можно выделить нейтральную лексику и фразеологию и стилистически окрашенную, оценочную. Отмеченные отличительные признаки газетно-публицистического стиля в газете «Буфф-сад» (социальная оценочность, коммуникативная общезначимость, особый характер экспрессивности) носят по преимуществу языковой характер, проявляются на уровне языка. . Экспрессивность публицистики, как и образность художественной литературы, имеет системный характер и не сводится к метафорам, сравнениям, эпитетам и т.д. Экспрессивно значимыми в публицистике оказываются все языковые средства, поскольку все они воплощают публицистическую идею. Вот почему в публицистике (как и в художественной литературе) столь важна проблема выбора точного и яркого, действенного и выразительного слова. Основу же системности экспрессивных средств публицистики составляет оценочность.
. Функциональный стиль заключает в себе совокупность самых общих черт языка и речи, «конструктивный принцип», общую установку использования языковых средств; реализация же этих черт, признаков, установок совершается в жанрах. Вне жанров функциональный стиль существует лишь как научная абстракция, как общее представление о языковом и речевом облике той или иной разновидности литературного языка. Общие языковые и речевые черты функционального стиля проявляются во всех его жанрах, модифицируясь в зависимости от индивидуальных особенностей того или иного жанра. Так, путем анализа газеты «Буфф-сад» было выявлено, что языковые средства, используемые в публицистическом стиле, в наибольшей степени зависят от жанра материала. . Риторическое усиление речи достигается с помощью стилистических фигур и тропов. Их использование отвечает двум основным тенденциям языка газеты: стремлению к стандартизованности и к экспрессивности. В результате анализа текстов газеты «Буфф-сад» выявлено, что основная выразительная нагрузка ложится в газете на четыре типа фигур: вопросы, повторы, аппликации и структурно-графические выделения. Тропы не только украшают текст, но и помогают осмыслить действительность, структурируя ее и смещая акценты. Некоторые изначально выразительные средства языка, употребляемые в печати, постепенно превращаются в штампы, которые являются одним из воплощений стандарта. Средства массовой информации в значительной степени определяют нормы языка и общения, и тем более велика их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям. ЛИТЕРАТУРА
1. АиФ-Томск.-2005.-№6. 2. Антонова Е.С. Тайны текста.7-8 классы.: Рабочая тетрадь по развитию речи и мышления школьников. - М., 2001.-112 с. . Апресян Ю.Д. Прагматическая информация для толкового словаря // Прагматика и проблемы интенсиональности. - М., 1988. - С. 45 - 96. . Арефьева С.А. К вопросу о стилистических ошибках в письменной речи учащихся// Русский язык в школе.-2002.-№ 2. - С. 12 - 18. . Ахметова Г.Д. Прямая речь как словесный прием субъективации// Русский язык в школе.-2004.-№2. - С. 21 - 27. . Бабенко Л.Г.,Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста.Теория и практика.- М., 2003. - 495 с.
. Барлас Л.Г. Русский язык: Стилистика: Пособие для учителя. - М., 1978. - 278 с. . Беззубов А.Н. Современная газетная публицистика.-Л.,1987.-219 с. . Беловольская Л.А. Об аффиксах степени в именах прилагательных.// Русский язык в школе.-2001.-№5. - С. 15 - 19. . Бельчиков Ю.А.Стилистика и культура речи. - М.,2000.-160 с. . Болотнова Н.С. Филологический анализ текстов.Ч.4.Методы исследования:пособие для филологов.-Томск,2003.-119 с. . Болотнова Н.С. Краткая история стилистики художественной речи в России.-МО РФ; ТГПУ.-Томск,1996.-47 с. . Болотнова Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте: Монография/ ТГПИ-Томск,1994.-210 с. . Болотнова Н.С. Основы теории текста:Пособие для учителей и студентов-филологов.-Томск.,1999.-100 с. . Болотнова Н.С. Стилистический анализ текста в школе.// Русский язык в школе.-2002.-№ 2. - С. 24- 30. . Болотнова Н.С., Орлова О.В. Стилистика русского языка: контрольно-тренировочные задания. - Томск: ТГПУ, 2000. -107 с. . Большаков И.А. О некоторых лингвистических особенностях деловой прозы // Семиотика и информатика. - Вып. 26.-М., 1985. - С. 42 - 59. . Былинский К.И. Язык газеты.-М..1997.-164 с. . Вакуров В.И.,Кохтев Н.Н.,Солганик Г.Я.Стилистика газетных жанров.-М.,1978.-183 с. . Васильева А.Н.Газетно-публицистический стиль речи.-М.,1982.-205 с. . Васильева А.Н.Основы культуры речи.-М.,1990.-187 с. . Введенская Л.А.Русский язык и культура речи.-Ростов-на-Дону,2001.-540 с. . Виноградов В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы.-М., 1980. - 385 с. . Винокур Г.О. Культура языка. - 4-е изд. - М., 1979. - 275 с. . Вовчок Д.П.Стилистика газетных жанров.-Свердловск,1979.-143 с. . Головин Б.Н.Основы культуры речи.-М.,1998.-168 с. . Голуб И.Б.,Розенталь Д.Э.Книга о хорошей речи.-М.,1997.-268 с. . Голуб И.Б.Стилистика русского языка.-М.,2003.-441 с. . Голуб И.Б.Упражнения по стилистике русского языка.-М.,2002.-231 с. . Горохов В.Н. Газетно-журнальные жанры.-М.,1993.-162 с. . Горохов В.Н. Основы публицистического творчества.-М.,1975.-84 с. . Грабельников А.А. Организация и производство журналистских текстов. - М., 1987. - 128 с. . Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. - М., 1976. - 203 с. . Гринев С.В.Введение в терминоведение.- М.,1993.-78 с. . Ермакова О.Н., Земская Е.А. К построению типологии коммуникативных неудач(на материале естественного русского диалога) // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект.-М.,1993. - С. 30 - 63. . Житенева Л.И. Ориентиры газетного номера// Русская речь.-1984.-№ 3.-С. 70-74. . Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон. - М.,1969.-172 с. . Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь: Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. - М.,1981.-105 с. . Изюмская С.С. Новые английские заимствования как средство языковой игры// Русский язык в школе.-2000.-№ 4. - С. 12 - 16. . Информационные жанры газетной публицистики. - М.,1986.-241 с. . Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. - М., 1980. - 234 с.
. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С., Новоселова Л.Л. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл.: Книга для учителя. - М., 1991.-192 с. . Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982. - 205 с. . Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учебник для вузов. - М., 1989.-248 с. . Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. - М., 1971. - 199 с. . Кохтев Н.Н. Реклама: Искусство слова. - М., 1997. - 96 с. . Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. - М., 1994.-75 с. . Крапоткина Т.Г. К вопросу о семантической и структурной трансформации фразеологизмов// Русский язык в школе.-2001.-№ 2. - С. 14 - 19. . Красных В.И. О лексических паронимах в современном русском языке// Русский язык в школе.-2001.-№ 5. - С. 13-18. . Кривенко Б.В. Язык массовой коммуникации: лексико-семиотический аспект.-Воронеж,1993.-74 с. . Крижановская Е.М. Стилистически окрашенная лексика // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. - М.: Флинта, 2003. - С. 455 - 457. . Культура парламентской речи. - М., 1994. - 264 с. . Культура речи: учебник для вузов / Под ред. Колесникова Н.П., Введенской Л.А. - Ростов-на-Дону, 2001.-286 с. . Культура русской речи: учебник для вузов/ Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 1987. - 372 с. . Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник.-Красноярск, 1990. - 382 с. . Куманяева А.Е. Итоговая контрольная работа по комплексному анализу текста в 10-11 классах// Русский язык в школе.-2004.-№ 2. - С. 20 - 25. . Купина Н.А., Николина Н.А. Филологический анализ художественного текста. - М., 2003. - 404 с. . Лаврова Н.Н. Имена прилагательные в художественной и публицистической речи // Русский язык в школе.-1970.-№ 3. - С. 12 - 15. . Львов М.Р. Риторика. Культура речи. - М., 2002.-272 с. . Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров.-Свердловск, 1987. - 287 с. . Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. Средства выразительного письма. - Красноярск, 1987.-199 с. . Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: Синхронно-сопоставительный очерк. - Свердловск, 1990. - 231 с. . Меликян В.Ю. О лексической членимости и вариативности нечленимых предложений // Русский язык в школе.-2004.-№ 2. - С. 10-16. . Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1991. - 240 с. . Мещеряков В.Н. Жанры учительской речи: Публицистика. Рецензии на сочинения. Педагогические эссе. - М., 2003. - 244 с. . Москвин В.П. Фигуры двусмысленной речи // Русский язык в школе.-2002.-№ 2. -С. 10 - 14. . Мурашов А.А. Культура речи учителя. - М., 2002. - 431 с. . Мучник Б.С. Культура письменной речи: формирование стилистического мышления. - М., 1996.-175 с. . Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. - Ростов-на-Дону, 1997. - 477 с. . Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М.,2003.-254 с. . Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Рос. ак. наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.-М., 1999.-944 с. . Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории.-М.,2002.-367 с. . Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики.-М.,1986.-167 с. . Пищальникова В.А. Психолого-юридическое содержание судебного процесса и судебных речей в суде присяжных заседателей.-Барнаул,1998.-165 с. . Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов.-М.,1990.-87 с. . Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации.-М.,1990.-179 с. . Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М.,1979.-208 с. . Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: Правила хорошей речи. - М., 1998.-199 с. . Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1998. - 703 с. . Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь.-М.,1983.-112 с. . Словарь иностранных слов.-М.,1987.-386 с. . Словарь русского языка: В 4-х т./ Под ред А.П. Евгеньевой. - М., 1981-1984. . Словарь современного русского литературного языка: В 20-ти т.-М.,1991.-Т.1. - 427 с. . Сметанина С.И. Литературное редактирование: Для журналистов и специалистов по связям с общественностью.-СПб.,2003.-251 с. . Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры: Динамичные процессы в языке и стиле журналистики конца 20 века.-СПб.,2002.-382 с. . Солганик Г.Я. Лексика газеты: Учебное пособие для вузов по спец. «Журналистика».-М.,1981.-112 с. . Солганик Г.Я. Что такое «язык газеты»?// Русская речь.-1982.-№ 4. . Стилистика газетных жанров.-М.,1981.-230 с. . Филиппова О.В. Профессиональная речь учителя.-М.,2001.-188 с. . Хаблак Г.Г.Грамматические особенности газетно-публицистической речи (морфология и словообразование) // Вестник Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика.-1984.-№ 5. . Химик В.В. Поэтика низкого, или просторечие как культурный феномен. - СПб, 2000.-242 с. . Шанский Н.М. Стихотворный текст и углубленное изучение русского языка// Русский язык в школе.-2001.-№ 2. -С. 16 - 19. . Ширяев Е.Н. Основные синтаксические характеристики функциональных разновидностей современного русского языка// Русский язык в его функционировании: Уровни языка.-М.,1995. -С. 37 - 49. . Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях.-М., 1977. - 273 с. . Юрислингвистика-1: Проблемы и перспективы. - Барнаул,1999.-362 с. . Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. - М.,1980.-256 с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 1039; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.076 с.) |