Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционально-прагматическая роль заголовков в газете

Поиск

 

Особенной экспрессией и специфичностью в газете обладают заголовки, а также зачины текстов. Они выполняют, кроме прочих, рекламную функцию. Во многом от заголовка и зачина зависит то, прочтет ли читатель данную публикацию или не обратит на нее внимания. В них активизируется новизна выражения, в частности используются те разновидности словосочетаний и синтаксических конструкций, которые не являются широкоупотребительными в других сферах общения.

Вот некоторые примеры броских заголовков и зачинов. Заголовки: Хватит разговоров!; Врач? Рядом; Хлеб - Родине; Мир тебе, планета!; Ученик: какой он?; Срочно требуются свежие мозги; Гарик плюс Толик -магнаты шахматных полей (Жизнь); Захотелось... в Стокгольм; Биржа: забытое возвращается; Два гола, три гола... кто больше?; Пятеро в лодке, не считая собаки на Сене; Первый тайм уже отшумели; Слышали? Читали?; Спохватились; Помогли... моллюски (Комсомольская правда); Вы - нам, мы - вам. Зачины: Кавказ! Кто, заслышав это слово, не пытался... представить...; Можно ли планировать прошлое?; Начну высокопарно: миром сегодня правят новости (Известия).

Своеобразными путеводителями для читателей газеты являются названия рубрик, заголовки статей, заметок, подзаголовки, врезки. Они привлекают внимание читателя, информируют его о теме публикаций. В современной газете выработалась четкая система рубрикации материалов, сложились модели заголовочных конструкций, их размещения. И каждая газета решает эти проблемы по-своему, в зависимости от ее типа, с учетом адресата, интересов определенного читателя (Житенева Л.И., 1984, № 3, с. 71).

Для лучшей ориентации в газетном номере публикации группируются в тематические подборки. Газеты имеют свои постоянные и сменные рубрики, которые определяют главные направления издания.

Рубрики должны привлекать внимание читателя, они не должны иметь стандартных или нечетких формулировок. Если рубрика сигнализирует об общем направлении помещенных под ней публикаций, то заголовок называет тему конкретного материала, а с помощью подзаголовков можно подчеркнуть наиболее важные моменты. Под заголовком или под рубрикой может помещаться врезка обычно сжато информирующая о поводе для публикации.

Заголовок должен не просто назвать, обозначить тему, он должен сообщить о факте, событии, формировать отношение к нему, передавать авторскую позицию. В настоящее время газеты располагают большим количеством структурных моделей заголовков и приемами их лексико-фразеологического выражения; среди них явно преобладают безглагольные конструкции. Очень редко в качество заголовка используются многословные построения и сложные предложения. И дело, очевидно, не только в том, что они занимают много места на газетной полосе и требуют больше усилий при чтении, а в том, что они более расплывчаты, менее экспрессивны, в них трудно подчеркнуть главное. Поэтому среди заголовков-предложений чаще всего встречаются двусоставные: «Формируется комплекс», «Рождается отрасль», «Уходят в море суда». Такие названия кратки, выразительны, легко воспринимаются читателями (Житенева Л.И., 1984, № 3, с. 72).

Из сложных предложений используются те, которые имеют четкое деление на две части: «Там, где течет Свирь», «Там, где остановилось время». Однако их структурная четкость, свободное употребление при описании различных явлений приводит к частому использованию, превращению в стереотипные, штампованные заглавия. Стали штампами, например, заголовки типа Цехком. Каким ему быть? Нередко в функции газетных заголовков используются и парцеллированные части предложений, получающие самостоятельное значение: «Когда настала полярная ночь», «Хотя завод и небольшой», «Когда „молния" молчит...».

Вместе с тем однословные конструкции для газетных заголовков - явление тоже не характерное, так как они не обладают необходимой информационной насыщенностью: Участливость; Зрелость; Трасса; Волжане; Спайка. Но соединенные союзом двухсловные конструкции, имея в своей основе сопоставление, соединение или противопоставление, могут сказать читателю уже значительно больше: «Человек и экономика», «Писатель и время», «Финансисты и стройка» (Житенева Л.И., 1984, № 3, с. 73).

Чаще всего в качестве заголовков выступают различные типы словосочетаний, которые приобрели в газете самостоятельное значение: Острые разногласия; Опасная директива; Резкое осуждение; По закону совести; Ритм созидания; С уверенностью в будущем; При зимних звездах.

Привлекают внимание читателя распространенные в современных газетах заглавия: «Индия: шаги энергетики», «Ирак: напряженность сохраняется», «Динамо: только победы!». Здесь к первой части после паузы, обозначенной двоеточием, присоединяется главная в смысловом отношении часть. Такие заголовки четки, информативны, обладают деловой тональностью. Немаловажно и то, что они дают возможность полнее использовать графическое оформление названия: первая и вторая части набираются разным шрифтом, иногда имеют разное расположение и т. д. Сами по себе достаточно выразительные, они становятся точнее, дополняют рубрику. Так, под рубрикой «Америка без грима» в газете «Московский комсомолец» дан заголовок «Насилие: с экрана в жизнь», вносящий дополнительную информацию (Стилистика газетных жанров, 1981, с. 165).

Конечно, невозможно рассмотреть и даже перечислить все многообразие типов газетных заголовков, тем более, что для одних читателей привлекающей внимание оказывается форма, для других - ее лексико-фразеологическое выражение, для третьих - и то, и другое. Стилистически значимы, например, восклицательные и вопросительные предложения, особенно с обращениями: «Кто за лидером?», «Как трехмерен этот мир!», «До встречи, футболенок!», «Браво, „Спартак"!», «Вот так-то, Вирджиния!», «Какую позицию занимаешь?». Большой заряд экспрессии несут широко распространенные инфинитивные конструкции, побудительные предложения, рассчитанные на воздействие, на соучастие. Вот примеры из газеты «Известия»: «Давайте сверим часы», «Ядерную войну - вне закона!», «Ядерному оружию - решительное «нет!».

Для читателя важны, естественно, не только структура названия, но и его содержание. В заголовках широко используются переносное употребление слов, особенно терминов, оценочная лексика, необычное словообразование, смысловые контрасты и т. д.: «Эстафета деловитости», «Спрос и... рассуждения», «„Капли" каменного дождя», «Не любой ценой», «Эффект “холодного" тепла», «Огурец в разрезе» (Солганик Г.Я., 1981, с. 89).

Такие заголовки заинтересовывают читателя. Но экспрессивные элементы не должны противоречить содержанию материала, его жанру. Иногда попытки обновить заголовок, привлечь к нему внимание, оборачиваются ошибками, неудачами. Необычное использование слов, даже взятых в кавычки, не освобождает журналиста от решения вопроса об их уместности, о соответствии контексту тех ассоциаций, которые они вызывают. Так, не соответствует содержанию заголовок «На блины... к ЭВМ» (Комсомольская правда, 1994, 6 февр.), предпосланный заметке о всесоюзном семинаре студентов-радиолюбителей. Не реализует ни смыслового, ни экспрессивного содержания известный афоризм, использованный для материала о свойствах женьшеня: «Зри в корень» (Комсомольская правда, 1992, 11 сент.).

Не совсем отвечает теме, многозначен заголовок репортажей «Потери у газетного стенда» (Советская Россия, 1990, 20 февр., 1 марта), в которых речь идет о том, что в некоторых городах мало газетных стендов, особенно шестиполосных, поэтому две полосы просто выбрасывают. Двусмысленно звучит заголовок «Поиск новатора» (Российская газета, 1995, 7 апр.), который может означать: новатор ведет поиск или ищут самого новатора. Не однозначен и заголовок «Испытывают трубы» (Известия, 1993, 7 апр.).

Попытка оживить заголовок, придать ему некоторую рекламность, необходимую в пропаганде, приводит к использованию индивидуальных метафор, включению разговорных слов, созданию необычных словосочетаний. Но не всегда такие заголовки сохраняют информативность, ясность, смысловую точность, стилевую специфику.

При анализе газетных заголовков, рубрик, других названий бросается в глаза встречающаяся иногда их лексическая, синтаксическая (структурная) и оформительская однотипность. Бывает, например, повтор слов: Всегда в поиске; Идет поиск сырья; Поиски, находки... И все это в одном номере газеты. Назойливым бывает такой графический прием, как кавычки (причем не всегда обоснованные). Например: «Джинсовое» дело; Из Москвы с «пятеркой»; «Спутник» приглашает; Сольются «картонные» реки (речь идет именно о производстве картона, поэтому закавычивание этого слова совсем непонятно) (Житенева Л.И., 1984, № 3, с. 74).

В газете должны преобладать заголовки, привлекающие внимание читателя информативностью, точностью содержания. Соотношение в каждой газете разных моделей заголовков, очевидно, должно решаться по-разному, с учетом типа газеты и интересов ее читателей. Рубрики, заголовки, подзаголовки, врезки помогают читателю выбирать материалы, наиболее заслуживающие его внимания. И они должны быть настоящими ориентирами, своеобразными сигналами на газетной полосе.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.107 (0.008 с.)