Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функциональная характеристика языковых средств
Основные функции языка приводятся в книге «Русский язык. Энциклопедия» Ю.Н. Карауловым (Русский язык. Энциклопедия, 1998, с. 610 - 611). Он выделяет следующие две фундаментальные функции языка: . Коммуникативная функция. Она обусловливает основную характеристику языка - наличие материальной (звуковой) формы и системы правил кодирования и декодирования. Эти свойства обеспечивают и поддерживают единство выражения и восприятия смысла. Коммуникативная функция формирует прагматический компонент языковой структуры, адаптирующий речь к участникам и ситуации общения: дейктические (указательные) средства, систему местоимений, обращения, формулы этикета, повелительные формы глагола, систему времён, темпоральные слова и др. . Служить орудием выражения мысли - вторая фундаментальная функция языка. Структура языка органически связана с категориями мышления. Основные единицы языка представляют собой аналоги логических категорий: слово соответствует понятию, предложение - суждению, подлежащее - субъекту суждения, сказуемое - предикату. Механизмы референции служат целям квалификации - выражения логического количества, т.е. определяют, относится ли имя к индивидуальному объекту, классу объектов, определённой или неопределённой части класса, неопределённому члену класса и т.д. Австрийский психолог К. Бюлер выделил три функции языка: . Репрезентативная функция обозначения внеязыковой действительности. . Экспрессивная функция выражения внутреннего состояния говорящего. . Апеллятивная функция воздействия на адресата речи (там же, с. 610). Осуществление коммуникации определяется тем, что говорящие пользуются понятным им языком (кодом) и существуют условия, обеспечивающие передачу сообщения. Р.О. Якобсон выделяет с учётом этих компонентов шесть неравноценных функций языка: референциальную, эмотивную, конативную, фатическую, металингвистическую и поэтическую. Ведущей является референциальная (в иной терминологии - номинативная, денотативная, по Бюлеру - репрезентативная) функция языка - обозначение внеязыковых категории. За ней следует эмотивная функция языка - выражение отношения автора речи к её содержанию. Она реализуется в формах субъективной модальности, пропозициональных установках, средствах оценки, эмфазе, восклицаниях, интонации, междометиях и т.д. Ориентация на адресата, т.е. конативная (от лат. conatus - попытка) функция языка, является определяющей для таких форм, как обращение, императив, апелляция к сопереживанию. На базе конативной возникает магическая функция языка. В религиозном и мифологическом сознании она играет большую роль. Магическая сила слова ассоциируется с проявлением высшей воли. Выступая в магической функции, речь призвана воздействовать на ход событий, психику аудитории. В свободном общении людей реализуется фатическая (от лат. for, fatus sum, fari - говорить) функция языка. Фатическая функция языка обслуживается высказываниями, целью которых является завязывание, продолжение и прекращение коммуникации. Высказывания о языке (коде) отвечают металингвистической функции языка, реализуемой в языковедческих текстах, в процессе освоения ребёнком родного языка, при обучении иностранным языкам, в рефлексии над языком его носителей. Установка на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата, создаёт поэтическую функцию языка, которая, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в её ритмичности, образности и др. Все элементы и уровни языковой структуры допускают эстетизацию, хотя и предрасположены к ней в разной степени: менее всего используется в поэтике морфология, более всего - лексика и фонетика (там же, с. 610).
Среди функций СМИ обычно выделяют следующие: информационную (сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях); комментарийно-оценочную (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой); познавательно-просветительную (передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей); функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально-политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства);
гедонистическую (речь здесь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата) (Былинский К.И., 1997, с. 21). Кроме того, в некоторых работах, посвященных массовой коммуникации, вводится понятие так называемой генеральной функции, «которая представляет собой процесс создания и сохранения «единства некоторой человеческой общности, связанной определенным видом деятельности» (Кривенко Б.В., 1993, с. 49). Реализацию всех этих функций можно проследить на материалах газеты «Буфф-сад». Так, например, в статье «Через неделю будет форум» (Буфф-сад, 2004, № 45) дается информация о предстоящем открытии второго всероссийского форума студентов, в статье «Сплав с Эвереста уже не за горами» (Буфф-сад, 2004, № 28) дается информация о прохождении экспедиции «Сибирь - Гималаи: на плотах с Эвереста». В этих статьях реализуется информационная функция СМИ. Следующая функция, комментарийно-оценочная, реализуется во многих статьях «Буфф-сада». Например, в статье «Революция по-томски» (Буфф-сад, 2004, № 32), где дается информация об упразднении администраций округов и открытии префектуры, далее идет анализ этого явления, рассматриваются его последствия. В другой статье «Квартиры дают за детей» (Буфф-сад, 2004, № 8) дается информация о новой программе по улучшению жилищных условий молодых семей в Томске, приводятся различные комментарии к этому факту. Широко реализована в газете «Буфф-сад» и познавательно-просветительная функция. Так в статье «Расцвели тюльпаны в ноябре» (Буфф-сад, 2004, № 28) дается информация о международной конференции «Лечение ВИЧ/СПИДа: медицинские и психологические аспекты». Практически во всех статья газеты «Буфф-сад» присутствует воздействующая функция. Наиболее сильно она проявляется в материалах рекламного характера, например, в статье «Здоровые зубы - новое качество жизни» (Буфф-сад, 2004, № 19), в которой дается рекламная информация о стоматологической клинике «Тверстом». Гедонистическая функция СМИ реализуется в «Буфф-саде» на обширном материале статей различного развлекательного характера. Это статьи о музыке, литературе, живописи и т. п. Среди подобных статей можно назвать такие, как «Радуйся с «чайфами» жизни!» (Буфф-сад, 2004, № 11), «Звезды-трудоголики» (Буфф-сад, 2004, № 14), «Who is Мисс?» (Буфф-сад, 2004, № 45), «Луна и ветер Натальи Нелюбовой» (Буфф-сад, 2004, № 23), «Мурлыкающие Баксы» (Буфф-сад, 2004, № 28), «Гауди, великий и ужасный» (Буфф-сад, 2004, № 48), «Панки как стадо» (Буфф-сад, 2004, № 11) и многих других. Надо отметить, что наиболее широко в газете «Буфф-сад» представлена информационная и гедонистическая функция, что связано с тем, что сама газета является информационно-развлекательной.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.008 с.) |