Фигуры речи как способ реализации экспрессивности 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фигуры речи как способ реализации экспрессивности



 

В науке нет устойчивой, непротиворечивой классификации фигур речи. В современной стилистике можно найти лишь более или менее упорядоченные по какому-нибудь формальному признаку списки: фигуры «добавления» (разновидности повтора) - фигуры «сокращения»; «асемантические» (например повтор) - «семантические» (метафора, метонимия, гипербола); «синтаксические» - «лексические» фигуры и т.д. (Кожина М.Н., 1989, с. 142). Есть и другие классификации, но они редко используются.

По мнению В.П. Москвина «Общая классификация фигур представляется возможной по их отношению к таким параметрам (в античной традиции «качествам») речи, как её разнообразие/однообразие, правдоподобие, уместность/неуместность, однозначность/двусмысленность, и д.р.» (Москвин В.П., 2002, № 2, с. 87). Далее автор приводит примеры применения фигур в разных видах речи: «К примеру, чтобы сделать речь разнообразной, используется различные приёмы ухода от тавтологии (фигура перифрастического варьирования, синонимическая замена, местоименная замена и т.д.). Фигурами нарочито однообразной речи являются различного рода повторы (аллитерация, ассонанс парономазия и др.). Гиперболу и литоту можно трактовать как приемы нарочитого неправдоподобия, эвфемистическая замена служит реализации требования уместности речи и т.д.» (Москвин В.П., 2002, № 2, с. 87).

В классификации фигур речи мы опирались на книгу «Культура русской речи: учебник для вузов» под редакцией Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева (Культура русской речи, 1987).

В газете встречаются все виды фигур речи, но преобладающими можно назвать вопросы различных типов, аппликации, структурно-графические выделения.

На первой же странице газеты мы встречаем дубитацию и объективизацию - разновидности вопросов. (Дубитация - ряд вопросов к воображаемому собеседнику, служащих для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения. Это и своего рода план дальнейшего изложения, и способ установить с читателем контакт. Объективизация - это вопрос на который автор отвечает сам; это языковое средство, служащее для высвечивания отдельных сторон основного вопроса по мере развертывания текста. Фигуры такого образа располагаются главным образом в начале абзацев (Культура русской речи, 1987, с. 264)).

Дубитация служит своеобразным планом дальнейшего изложения, например: «Но наверняка всем интересно - какова оборотная сторона «музыкальной медали»? Кто везёт сюда «звезд», чего это стоит, как, в конце концов, они живут вне сцены, что едят, пьют и пьют ли вообще?» (Буфф-сад, 2004, № 45); «Кто, зачем и как рассказывает томичам о преступности?» (Буфф-сад, 2004, № 48); «Но как о нём рассказывать и, главное, - как показывать?» (Буфф-сад, 2004, № 48); «Рынок недвижимости в Томске явление парадоксальное. Иначе чем объяснить факт: цены на квартиры за последний год выросли почти на 40 процентов, а их стали покупать чаще?... И почему, собственно, происходит удорожание жилья?» (Буфф-сад, 2004, № 48).

Эти примеры находятся чаще всего в начале текста. Вопросы звучат таким образом, будто автор статьи задаёт их от имени читателей. Одновременно происходит обсуждение тех или иных сторон вопроса как бы при участии читателя. Убедительность выводов намного возрастает. Доверительность таких фигур речи обусловлена ещё и тем, что автор чаще использует разговорные средства (в конце концов, чего это стоит, всем интересно и др.). Благодаря интонации дубитация придаёт живость вступлению (там же, с. 265).

Объективизация - это вопросы, на которые автор отвечает сам (там же, с. 265), например: «Что же нас ждет с 1 января наступающего года? Штраф 300 рублей за распитие пива на улице, стадионах, в скверах, парках, транспорте и других общественных местах. Вам этого мало? Так ведь в пригородных электричках тоже нельзя!» (Буфф-сад, 2004, № 48); «Откуда столько? Из лесу, вестимо» (Буфф-сад, 2004, № 48); «Ну, было такое? Было» (Буфф-сад, 2004, № 45); «А хвалить будем? Ну, если учесть, что 7 ноября - праздник пролетариата (ну, там доходы низкие, образование начальное или неполное среднее), то догадайтесь сами, чего хвалить будем» (Буфф-сад, 2004, № 45).

Такие вопросы могут находиться в любом месте текста, чаще - в начале абзаца. Автор как бы опирается на эти вопросы при построении рассуждения, при этом происходит контакт с читателем путём смены вопросительного предложения утвердительным. Вопросно-ответная форма изложения привлекает внимание читателя. Таким образом, реализуется контактоустанавливающая функция. Возникает иллюзия диалога, причём статья строится так, будто автор выражает не только точку зрения читателя, но и его оценку происходящего - негативную или положительную. Этому способствует и употребление множественного числа глаголов второго лица (будем), местоимений мы, нас.

В газетных статьях встречаются и риторические вопросы - экспрессивные утверждения или отрицания. Например: «Неужели не понимает, что его вокальные данные далеки от, например, кипеловских?», (Буфф-сад, 2004, № 48). Экспрессии способствует и усилительная частица неужели. Риторические вопросы помогают поддерживать контакт с читателем, втягивают его в своеобразный диалог.

Другими речевыми средствами поддержания контакта с читателем являются риторические восклицания, умолчание, коммуникация, парантеза (Культура русской речи, 1987, с. 266).

Коммуникацию как фигуру речи можно узнать в тексте по формулам «судите сами», «решайте сами» «думайте сами» и др. Например: «Ну, если учесть, что 7 ноября - праздник пролетариата (ну, там доходы низкие, образование начальное или неполное среднее), то догадайтесь сами, чего хвалить будем». (Буфф-сад, 2004, № 45). Автор статьи приглашает читателя поучаствовать в рассуждении и согласиться с его выводами, с негативной оценкой происходящего. Поскольку читатель сам участвует в рассуждении, то убедительность тоже возрастает.

Парантеза - интонационно и графически выделенное высказывание (Культура русской речи, 1987, с. 266). При помощи парантезы автор добавляет какое-то сообщение к главному или высказывает свою оценку. Чаще всего эта фигура речи имеет ироничную оценку. Например: «Неделю назад в агентстве лесного хозяйства Томской области прошло совещание (немножко расширенное, как выразился начальник агентства лесного хозяйства по Томской области Александр Монин) по вопросам реализации новогодних елок». (Буфф-сад, 2004, № 48); «Такая простая и вместе с тем мудрая (хотя так обычно и бывает) мысль пришла в голову московскому художнику Константину Сутягину» (там же); «Понятно, что когда всеми способами разыскиваются новые, неизведанные пути для пополнения бюджета города на будущий год (а его секвестировали на 850 миллионов рублей!), то этим самым физическим лицам, отягощенным имуществом, сие рассмотрение не обещает ничего хорошего» (Буфф-сад, 2004, № 45). В этих примерах ироничность оценки достигается необычным сочетанием слов: немножко расширенное, отягощенным имуществом; сочетанием книжных и разговорных слов: сие рассмотрение, этим самым физическим лицам, секвестировали и т. д.

Риторическое восклицание - выражение эмоции автора. Оно выделяется графически (Культура русской речи, 1987, с. 267). Эмоции могут быть самые разные, например: «Почти мостик. Это при каблуках-то!»; «Молодец» (Буфф-сад, 2004, № 45); «Помните об этом, граждане, и не покупайте зеленые деревья неизвестного происхождения!» (Буфф-сад, 2004, № 48); «Хотя какая разница - музыка рубит!» (там же.).

Автор риторическими восклицаниями побуждает читателя разделить свои эмоции (которые чаще всего выглядят наигранными): восхищение, изумление, праведный гнев и т. п.

Умолчание - это указание многоточием на невысказанность части мысли (Культура русской речи, 1987, с. 267). Подразумевается, что читатель сам знает продолжение фразы. Например: «Ну а там, кто в баню, кто в лес, кто по… В общем, за прошедшую неделю случилось много всего» (Буфф-сад, 2004, № 48); «А то жизнь покажется мёдом, маршрутки - сыром в масле, а ложка с дёгтем так и останется недонесённой до бочки с…хм…получается, с жизнью» (Буфф-сад, 2004, № 45); «Да, самое забавное: безалкогольное пиво тоже того…Нельзя!» (Буфф-сад, 2004, № 48). При этом у читателя возникает ощущение, что автор переглядывается с ним, хитро улыбаясь.

В статьях газеты «Буфф-сад» часто употребляются повторы разных видов, причем используются средства разных языковых уровней, чаще лексического и синтаксического. Например: «Полчаса шли. Полчаса языком работали» (Буфф-сад, 2004, № 45); «Бронзовая старушенция с бронзовой же, но по определению красной лентой машет кулаком и ругает… На кого машет, кого ругает - какая кому разница?» (Буфф-сад, 2004, № 45).

Повторы - один из ярких признаков газетного стиля, так как авторы часто употребляют эту фигуру речи в заголовках и далее в самом тексте, например, в статье «Через неделю будет форум» в первом же предложении используется слово форум: «До начала второго всероссийского форума студентов осталось всего неделя!» (Буфф-сад, 2004, № 45). В статье «Вы поедете на бал?» первая фраза содержит в себе повтор слова бал: «Прошедший в ноябре в ДК «Энергетик» благотворительный бал все называют первым…» (Буфф-сад, 2004, № 45). В другой статье с заголовком «Квартиры стали покупать чаще» почти дословно повторяется фраза из текста «…цены на квартиры за последний год выросли почти на 40 процентов, а их стали покупать чаще».

Повторы имеют большое значение, потому что они оказывают сильное эмоциональное (положительное или отрицательное) воздействие на читателя. Повторы наиболее ярко передают воздействующую функцию публицистики.

Чуть реже в газетных статьях употребляется аппликация - вкрапление общеизвестных выражений, пословиц, поговорок, терминов, штампов в измененном виде (Культура русской речи, 1987, с. 268), например: «Третьи вообще минутой молчания додавят» (Буфф-сад, 2004, № 45); «ложка с дёгтем так и останется недонесенной до бочки с…хм…получается, с жизнью» (Буфф-сад, 2004, № 45); «И прямо революционным духом пахнуло» (там же); «Попавшимся на драке лицам с явно неопределенным местом жительства в комнатке тоже очень хорошо» (там же); «Милиция далеко, остальным глубоко» (там же); «…одному Бахусу известно…» (там же); «МОКС, говорят в Северске, - всему голова! А ещё говорят - не было бы счастья, да МОКС помог!» (Буфф-сад, 2004, № 48). Обычно аппликация приобретает ироничный оттенок, показывает остроумие автора.

В текстах газетного стиля нередко можно встретить аллюзию, которая выполняет текстообразующую функцию. Аллюзия - это соотношение текста с каким-нибудь историческим или литературным фактом (Культура русской речи, 1987, с. 274). Могут упоминаться исторические лица или события, строки из литературных произведений, высказывания писателей, строки из популярных песен. Цитаты из литературных или песенных текстов могут применятся в несколько измененном виде, например: «Объятья ног и душ сплетение» (Буфф-сад, 2004, № 48) (ср.: «Сплетенье рук, сплетенье ног…» Б. Пастернак); «Из лесу, вестимо» (Буфф-сад, 2004, № 48) (ср.: «Откуда дровишки? - Из лесу вестимо…» Н.А. Некрасов; «МОКС, говорят в Северске, - всему голова!» (там же) (ср.: Хлеб - всему голова); «А папы кто?» (там же) (ср.: «А судьи кто?» А.С. Грибоедов); «Поскольку сижу я рядом с боевой (во всех смыслах) женщиной… у которой на памяти историй маленьких потеряшек - как того гуталина» (там же) (ср.: «У нас этого гуталина завались» Э. Успенский); «У видеть Москву а там видно будет» (там же) (ср.: «Увидеть Париж и умереть»); «В лесу рубилась елочка» (там же) (ср.: «В лесу родилась елочка»; «Наливай и властвуй» (ср.: Divide et impera - «Разделяй и властвуй») (Буфф-сад, 2004, № 45) и т.п.

Чаще всего аллюзия используется автором уже в названии текста, и это вполне объяснимо: у читателя возникает ассоциация, и вслед за этим интерес к статье. Конечно, автор рассчитывает на то, что читатель знает источник аллюзии. Аллюзия имеет разнообразные эмоциональные оттенки и выражает отношение автора к описываемым событиям.

Одно из первых мест по частоте употребления занимают тропы - любые языковые единицы, имеющие смещенное значение (Культура русской речи, 1987, с. 269). Это одно из средств речевой выразительности. Самый распространенный вид тропов - метафора. Под метафорой понимают перенос имени с одной реалии на другую на основании замеченного между ними сходства (там же, с. 269). По словам Розенталя, характер метафоры различен: «…в одних случаях - это образное средство, находка автора (метафоры стиля), в других - слова со стертой образностью, привычные в употреблении, типа часы идут, ножка стола, нос корабля и т. п. (метафора языка, «мертвые» метафоры)» (Розенталь Д.Э., 1979, с. 163).

Эти изобразительно-выразительные языковые средства употребляются в текстах не только художественного, но и публицистического и даже научного стиля. «Эти средства, - как пишет далее Д.Э. Розенталь, усиливают действенность слова благодаря тому, что к чисто логическому содержанию добавляются различные эмоционально-экспрессивные оттенки» (там же, с. 164).

В.П. Московин в статье «О структурных типах русской метафоры» предлагает классификацию типов метафоры. В первую очередь он делит их на метафоры-сравнения, которые «можно рассматривать как комбинацию «загадки»… и «отгадки»…» (Московин В.П., 1999, № 5, с. 74). В этой метафоре называется и субъект сравнения, и объект сравнения, например: звуковая вселенная, львиная часть, рогатый транспорт, бронзовая старушенция, веретена разговоров жужжат, зверским голосом. Ей противопоставляется «метафора, выступающая как метафора-загадка» (там же). Например: темная лошадка, осенняя депрессия, планида пилигрима, страна дураков.

При использовании метафоры у читателя, в зависимости от ее смысла, формируется та или иная эмоциональная оценка. Чаще всего в каждой культуре возникают определенные, свойственные ей метафоры, значение которых со временем закрепляется и имеет всегда положительную или отрицательную оценку.

Очень близок метафоре другой вид тропа - персонификация - перенесение функций и свойств живого лица на неживой предмет (Культура русской речи, 1987, с. 272). Чаще персонификация имеет нейтральную окраску, например: «Обо всём этом - в разговоре с директором концертного агентства «NeformART» Андреем Сатыбаловым, благодаря которому Томск увидел «Агату Кристи», «Кипелова», «Зверей», «Пилота», «Тараканов» и «Кукрыниксов»». (Буфф-сад, 2004, № 45). Иногда персонификация вносит ироничный оттенок.

Наряду с метафорой используется метонимия - перенос имени с одной реалии на другую по логической смежности (Культура русской речи, 1987, с. 272). Автор может использовать метонимию, например, чтобы сократить фразу, обобщить. Метонимия не указывает на конкретные лица, а обозначает общее для них понятие, например: «Владимир Юрин вывел «Томь» в первый дивизион, а Валерий Петраков приучил Томск к победам» (Буфф-сад, 2004, № 45); «В декабре же зал собрать сложно…» (там же); «гонорар «Пятницы» в два раза меньше, чем гонорар группы «Иванушки Интернэшнл»» (там же). Использование метонимий делает текст более доступным для читателя.

Синекдоха - вид тропа, очень близкий метонимии - перенос имени с целого на его часть и наоборот (Культура русской речи, 1987, с. 273), например: «В 1,59 раза - примерно такой рост может произойти для массового собственника жилья» (Буфф-сад, 2004, № 45); «Чиновник, помни! - гласил лозунг» (там же); «Отныне гражданин, который захочет решить какую-то свою проблему, может смело разбираться с ней в собственной квартире…» (Буфф-сад, 2004, № 45); «Получили шлепок, были накормлены вкусным супчиком» (там же); «А они налима браконьерским способом ловили» (там же); «…проблему реализации новогодней ели в Томске вообще можно описать одним словом: «тырят»» (там же).

Метафора, метонимия и синекдоха чаще используются в разговорной речи. Синекдоха может употребляться как средство выражения авторского сарказма или иронии, а также способствует живописности и экспрессивности речи.

Ирония - это завышение оценки с целью ее понижения (Культура русской речи, 1987, с. 274), например: «Благодаря кутюрье по имени Петр I …» (Буфф-сад, 2004, № 45); «Если этим двоим, доводилось встречаться «на узкой дорожке», без корриды не обходилось» (там же); «Устрашение первой степени не подействовало…» (Буфф-сад, 2004, № 48). Ирония излюбленный прием авторов газетных статей. Часто встречаются тексты, почти полностью написанные в духе иронии, насмешки. В эпоху свободы слова авторы едва скрывают свою насмешливую улыбку над «деяниями» наших политиков, чиновников и простых граждан. Например: «Поэтому теперь для вырубки одной елки необходимо будет не только оформить документ, подтверждающий право на срубление елки, но и найти двух понятых, которые засвидетельствуют факт вырубки, фотографа, который заснимет факт сруба и нотариуса, который заверит всю эту писанину. После этого елку необходимо будет зарегистрировать в отделе городских лесов, где ей присвоят ИНН и поставят на учет. Только елки с ИНН являются настоящими елками! Помните об этом, граждане, и не покупайте зеленые деревья неизвестного происхождения! Говорят, что незарегистрированные елки будут изыматься в пользу хора незрячих и малослышащих». (Буфф-сад, 2004, № 48).

В статье автор иронизирует над чрезмерными предосторожностями, предпринятые властями против незаконной вырубки елей. Ироничный тон статьи поддерживается и использованием слов-терминоидов официально-делового стиля: срубление, оформить документы, понятых, засвидетельствуют факт, факт сруба, заверит, зарегистрировать, присвоят ИНН, поставят на учёт, изыматься, в пользу; фразы лозунгового типа: «Помните об этом, граждане, и не покупайте зеленые деревья неизвестного происхождения!», «Только елки с ИНН являются настоящими елками!». Негативное отношение автора к происходящему отражается и в употреблении слова писанина. Словом-обращением граждане автор устанавливает контакт с читателем, высказывая свою оценку.

Высшей степенью иронии является сарказм - злая насмешка (Розенталь Д.Э., 1979, с. 179), например: «Непонятно, правда, с чего это вдруг кровавая революция стала праздником. Также не ясно, почему праздник кровавой революции стал Днём. Днём согласия и примирения!» (Буфф-сад, 2004, № 45); «Чиновники об этом помнили и пополнили ряды митингующих милицией» (там же); «Девочки чудо как хороши. Кому-то, конечно, лучше стоять и улыбаться, не пытаясь повторять заученных па» (там же); «Каким таким почкованием по пути из леса ёлочки размножаются, увеличивая численность популяции более чем в два раза?» (Буфф-сад, 2004, № 48) и т. п. В приведенных контекстах содержится авторская оценка происходящего. Благодаря использованию разговорных средств, например: с чего это, чудо как, каким таким, - наряду с книжными словами: пополнили ряды митингующих, па, почкованием, численность популяции, более чем и т. п., - усиливается воздействие на читателя, привлекается его внимание к тексту.

По словам Д.Э. Розенталя, «…Умелое использование таких выразительных средств как гипербола и ирония оживляет речь, в частности, устно-разговорное высказывание» (Розенталь Д.Э., 1979, с. 174). Исследователь отмечает, что указанные средства выразительности «нельзя понимать буквально и что ирония - это тонкая насмешка, а не грубое издевательство» (там же).

Уже на первой странице газеты встречается еще один вид тропа - парафразу. Это выражение, заменяющее название лица, предмета или явления, описание его существенных признаков (Львов М.Р., 2002, с. 186), например: «Шерлоки Холмсы местного разлива» (Буфф-сад, 2004, № 45) (милиция); «зеленых деревьев» (ели),«Белом доме» (мэрия), «квартальные начальники» (дворники), «полуторачасовое панк-безумство» (концерт группы «Король и Шут»), «зеленым грузом» (ели), «товар первой степени опасности», «каждый усатый» (кот), «породистые домочадцы» (кошки), «вместилище знаний», «репродуктивный орган», «родина Минина и Пешкова», «элита футбола», «сын гор» «братья наши меньшие» и т.д. Надо сказать, что большей частью парафразы имеют смысл, если рассматривать их в контексте, Лишь небольшая часть закреплена в речи. Конечно, даже только что придуманные парафразы могут со временем освоиться, закрепиться в узусе и использоваться другими авторами. Распространенными можно считать парафразы «сын гор», «Белом доме», «братья наши меньшие», «репродуктивный орган».

Использование парафраз вносят разнообразие в текст, делают речь, живой, выразительной.

В публицистическом стиле очень частым является использование клише - сочетания слов, которые не претендуют на выразительность и экспрессивность, а служат для упрощения задач по созданию и восприятию текста (Культура русской речи, 1987, с. 277). Это такие сочетания, как; ценители музыки, по достоинству оценена, в ходе акции, текущего года, демократическая обстановка, физические лица, социальная сфера, государственная тайна, напряжённая атмосфера, исторический момент, неравный бой, правоохранительные органы, уникальный шанс, историческая справедливость, сценарный ход, рабочая группа, административная единица, ближайшее будущее, торговая точка, природные ресурсы и т.п.

Таким образом, можно сделать вывод, что в газетном стиле используется огромное количество выразительных средств. Кроме основной функции - украшение речи, фигуры речи играют огромную роль в формировании читательского сознания. Ведь каждый автор прежде всего человек со своей собственной оценкой происходящего, который используя средства выразительности может так или иначе (позитивно или негативно) влиять на читательские «умы». Большую опасность в таком случае представляет распространение недостоверной информации. Автор использует оценку как средство аргументации; она может меняться на диаметрально противоположную в зависимости от целей, которые преследует автор, и социальной направленности самой статьи.

Газета, как и другие средства массовой коммуникации, определяет нормы языка и общения, поэтому несёт ответственность за этичность применяемых фигур речи.

Таким образом, в данной главе были проанализированы языковые средства, используемые в газете «Буфф-сад». Были выявлены эмоционально-экспрессивные средства, рассмотрена зависимость языковых средств от жанра газетного стиля, проанализированы фигуры речи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.102.174 (0.015 с.)