Основные направления социальной работы с детьми, находящимися в социально опасном положении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления социальной работы с детьми, находящимися в социально опасном положении



Для изучения социальной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении необходимо рассмотреть основные направления социальной работы с данной категорией подростков, которые описываются в научной литературе.

Проблема подростков в социально опасном положении в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. С данным положением могут справиться только хорошо подготовленные, опытные и организованные специалисты.

Социальная работа - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные

ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции [22].

М.Н. Гурьянова считает, что социальная работа – это система социальной помощи и защиты человека в целом, его нужд, интересов, потребностей; составная часть любой профессиональной деятельности.

В данный период времени уже можно заметить, что работа по защите прав детей ведётся не совсем на должном уровне. Несмотря даже на принятие большого количества нормативно-правовых документов, проблема наркомании, алкоголизации, беспризорности, безнадзорности и ряда других проблем у детей остаётся, весьма высока. Тем не менее, помощь все-таки предоставляется тем детям, которые попали в трудную жизненную ситуацию и в частности оказались в социально опасном положении. Основными международными документами по защите данной категории являются Декларация прав человека и Конвенция ООН о правах ребёнка.

В Конвенции о правах ребёнка говорится следующие: «Ребёнок, который временно или постоянно лишён своего семейного окружения, или, который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства – участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребёнком». Нормативно-правовой базой по защите детей-сирот и детей, в социально опасном положении являются Конституция Российской Федерации, семейный Кодекс Российской Федерации и Гражданский Кодекс Российской Федерации.

Полноценная государственная поддержка обеспечивается Федеральным Законом Российской Федерации «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Данный закон определяет принципы, пакет социальных услуг, различные требования по количеству и качеству оказания этих услуг, а также рассматривается порядок предоставления получателям услуг обслуживания, которое им должно быть предоставлено в обязательном порядке. В целом социальное обслуживание представляет собой особую деятельность по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, в том числе детям, находящихся в социально опасном положении. Данное обслуживание базируется на определённом ряде принципов, таких как адресность, добросовестность, доступность, конфиденциальность, гуманность и т.д. Само социальное обслуживание всегда осуществляется и реализуется на основании самостоятельного обращения получателей услуг. Данная работа базируется на обязательном соответствии государственным стандартам, в которых прописаны основные требования к объёмам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания [3].

Государство в рамках своего Законодательства гарантирует предоставление помощи детям виде организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. В данных учреждениях в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание, а также помощь в виде консультирования по вопросам обеспечения своей жизнедеятельности несовершеннолетним, которые оказались в социально опасном положении. Помимо данной помощи, которая описана выше, может быть организована социально-правовая защита и психолого-педагогическая помощь. Все дети, которые могут нуждаться или нуждаются в различных реализационных услугах, всегда получают их в полном объёме. Предоставление этих услуг обычно основывается на принципе добросовестности и безвозмездной основе.

К основным целям социальной работы можно отнести:

1. увеличение степени самостоятельности клиентов; их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

2. создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

3. адаптация и реадаптация в обществе;

4. создание условий, при которых человек, не смотря на физическое увечье, душевный срывы жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;

5. как конечная цель – достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у пациента «отпадает».

Социальная работа представляет собой модель, состоящую из целевого, содержательного и организационно-технологического компонентов.

Целевой компонент представлен иерархией целей, достижение которых в деятельности школы призвана обеспечить данная модель:

1. стратегическая цель: уменьшение количества детей в социально опасном положении;

2. тактическая цель: обеспечение условий формирования социально-позитивной направленности личности подростков;

3. специальная цель: повышение качества образовательного процесса на уровне образовательного учреждения [14].

Содержательный компонент включает в себя три аспекта, равных по своей значимости, реализация которых должна быть направлена на нормализацию социальной позиции подростка, то есть формирование внутренней устойчивости личности, критического восприятия отрицательных факторов. Такая устойчивость позиции позволяет подростку не приспосабливаться к обстоятельствам. А учитывать их и, если нужно и можно, изменять в соответствии с усвоением моральными требованиями.

Выделяется три основных уровня организации взаимодействия социально-педагогических служб, которые отражают - системную организацию целей, предмета и методов профилактической деятельности во все более расширяющихся и усложняющихся структурах взаимодействия:

1. микроуровень: социальное пространство, в котором реализовывался этот уровень можно условно обозначить «социальный педагог, работник – подросток»;

2. мезоуровень: его социальное пространство можно обозначить как «социальный педагог, работник, подросток, семья»;

3. макроуровень: его можно обозначить как «семья, подросток Федеральным Законом Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «социальный педагог, работник  общество» [14].

Содержание социальной работы с детьми в социально опасном положении может иметь несколько направлений:

− социально-правовое (поддержка правового статуса ребенка в процессе разрешения его социально опасного положения). Специалисты по социальной работе осуществляют социально-правовое консультирование, помогают в оформлении документов, связанных с охраной прав детей, принимают участие в защите их законных интересов, содействуют получению социально незащищенными семьями денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций, в случае необходимости, срочной материальной помощи.

− Социально-бытовое (содействие оптимальной адаптации ребенка в бытовой среде).

− Социально-медицинское (облегчение последствий ограничения жизнедеятельности, связанных с состоянием здоровья). Данное направление социальной работы направлено на оказание ребёнку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.).

− Психолого-педагогическое (развитие способностей ребенка, формирование активной жизненной позиции, позитивной самооценки, организация освоения ребенка социального опыта). Социально-педагогические направление социальной работы дает дающие возможность повысить образовательный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностных ориентации и представлений. В данном направлении используются методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования.

− Социально-экономическое (поддержание имущественного статуса ребенка и его семьи). Органы социальной защиты населения организуют оказание материальной и натуральной помощи (талоны на продукты питания, организация акций по сбору вещей, канцелярских товаров, игрушек, книг для неблагополучных семей, выдача новогодних подарков и т.д.); производят содействие в оформлении государственных пособий на детей; оформление льготы по бесплатному обеспечению специальными молочными продуктами детского питания детей первого-второго года жизни; помогают в оформлении льготы по родительской плате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях; оказывают содействие в трудоустройстве членов семьи.

− социально-психологическое (регулирование межличностных отношений в процессе преодоления социально опасного положения).

Направления социальной работы с подростками в социально опасном положении имеет следующий вид:

1. изучение целостной личности подростка и выявление на этой основе его своеобразия, причин и специфики асоциального или противоправного поведения, чувства тревоги и т.д.;

2. условное отнесение подростка к определенному типу и проектирование основного направления индивидуальной работы с ним;

3. поиск первоочередных мер и заданий в индивидуальной работе с подростком с помощью их классификации;

4. уточнение основного направления индивидуальной работы,

 рассмотрение ее динамики и подбор наиболее рациональных приемов воздействия, направленных на активизацию позитивной социальной самостоятельности несовершеннолетнего;

5. анализ и обобщение проделанной работы [27].

Но рассматривая направления социальной работы с несовершеннолетним, в социально опасном положении, нельзя упускать из вида его ближайшее окружение – семью [35].

В целом выделяют три основных направления социальной работы с семьей: диагностическое, реабилитационное, профилактическое.

Диагностика предусматривает сбор и анализ информации о семье и ее членах, выявление проблем. Диагностика семьи – трудный и ответственный процесс, который требует от социального работника соблюдения следующих принципов:

1) объективности;

2) взаимодополняемости и проверки получаемой информации;

3) клиентоцентризма (отношения к проблеме в соответствии с интересами клиента);

4) конфиденциальности, адекватности методов и методик;

5) соблюдения права клиента на невмешательство в частную жизнь и умения предвидеть возможные варианты его реакции на предлагаемые действия.

Диагностика семьи – длительный процесс, который не допускает непродуманных выводов. Для диагностики развития семейной ситуации могут быть ис­пользованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Достаточную информацию для принятия решения, разработки коррекционных программ помощи дают шкальные, карточные, проективные, ассоциативные, экспрессивные методики. Много полезной информации специалист получает, применяя биографический метод и проводя анализ документации, касающейся семьи и ее членов, их прошлого и настоящего, представлений о будущем [11].

На основании полученного диагностического материала можно составить социальную карту семьи, в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей и детей, их специальностях, месте работы мужа и жены, доходах семьи, состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье. Можно также установить, к какому фактору группы риска ее можно отнести. В этой карте желательно сделать прогноз экономического развития семьи, предложить вариант помощи (экстренную, стабилизирующую, профилактическую) и аргументировать необходимость реабилитации. Для составления карты семьи можно использовать данные, содержащиеся в социально-педагогическом паспорте.

Реабилитация – это система мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые. В целях реабилитации семьи, ее членов в мировой практике используются учреждения социального обслуживания семьи и детей, территориальные центры, приюты (убежища), медико-психолого-социальные и мультидисциплинарные кризисные центры. Содержанием их деятельности является оказание членам семьи или отдельному человеку помощи различных видов (юридической, медицинской, психологической, социальной), для того чтобы поддержать или увеличить ресурсы, переориентировать членов семьи на другие ценности, сменить их установки.

Реабилитация предусматривает три уровня работы с семьей:

1) индивидуальный (консультирование, патронаж);

2) групповой (тренинг, проектирование);

3) общинный (социальные акции, социальное творчество, массовые праздники).

Профилактика представляет собой комплекс превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем. Один из путей профилактики – разработка специальных обучающих и просветительских программ. Так, например, исследование проблем семьи и семейного воспитания показывает, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов в вопросах накопления и освоения необходимых знаний и навыков регулирования взаимоотношений, создании таких условий, которые позволят удовлетворять в достаточной мере и на необходимом качественном уровне физиологические, эмоциональные, интеллектуальные потребности ребенка [37].

Таким образом, социальная работа с семьей включает в себя экономический, юридический, психологический, социальный и педагогический аспекты и, следовательно, требует от специалиста знания основ этих наук, владение их технологиями.

Деятельность же специалиста социальной работы в работе с подростками делится на три аспекта:

1. Социальный аспект содержания предлагает формирование у подростка социально-позитивного идеала, соответствующего условиям семейной, общественной жизни, труда, обучения, досуга и т.п., на основе использования субъективных и объективных факторов социализации и развития личности подростка, содержащихся в учебно-трудовой деятельности подростка, в его свободном времяпровождении; формировании у подростка социально-позитивных чувств, благоприятствующих учебе, труду, общению и т.п. на основе личностно – деятельностного подхода; формирование социальных действий, умений и навыков, конечной целью, которого является овладение подростком приемами самопомощи.

2. Педагогический аспект включает в себя: формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение подростка, готового к сотрудничеству, умеющего принимать и оказывать помощь; коррекцию социальной позиции подростка в группе путем достижения совпадения формального и реального лидерства, что снижает вероятность конфликтов, усиливает взаимопомощи в группе несовершеннолетних. В основе сформированной или формирующейся системы ценностей лежат интересы подростка. От направленности этих интересов и зависит характер ценностных ориентаций.

3. Психологический аспект в своей реализации был призван обеспечить: формирование навыков рефлексии у подростка, существенно повышающих уровень регуляции произвольных действий подростка (саморегуляцию), уменьшающих трудности релаксации (расслабления) в целом; коррекцию негативно-девиантного социального опыта подростков, что предполагает устранение или ослабление дезадаптивных поведенческих стереотипов (привычек, навыков) подростка, когнитивных искажений, дефицитов, подкрепляемых социальными условиями [40].

Такая структура работы позволяет наиболее эффективно специалисту социальной работы (социальному педагогу) добиться желаемого результата.

Рассмотрев изложенный материал, мы пришли к выводу, что социальная работа, является системой социальной помощи и защиты человека в целом, его нужд, интересов, потребностей, организацию их психосоциальной реабилитации и интеграции. Социальная работа - это очень сложный механизм, где объектами социальной работы являются различные группы населения, попавшие в трудную жизненную ситуацию, одними из таких и являются подростки с противоправным поведением.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что социальная работа направлена на то, чтобы уменьшить количество подростков, которые могут оказаться в социально опасном положении. А чтобы заранее предотвратить оказания ребенка в такой ситуации, нужно проводить социальную профилактику, она является неотьемлемым атрибутом современного общества. Ведь на сегодняшний день, профилактика стала одним из развивающихся направлений в системе социальной работы и прописана в нормативно правовой базе Российской Федерации, что говорит о важности и актуальности профилактической работы в социальной работе с несовершеннолетними в социально опасном положении в общеобразовательной школе, что и позволяет предотвратить социально опасное положение несовершеннолетнего в самом начале его возникновения.


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ НИЖНЕЦАСУЧЕЙСКОЙ СОШ)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.024 с.)