Глава 1. Теоретические аспекты организации социальной работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты организации социальной работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  ……………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальной работы с детьми, находящимися в социально опасном положении ………………

  8
  1.1. Сущность и содержание понятия «детство» ……………….. 8
  1.2. Несовершеннолетние, находящиеся в социально-опасном положении, как объект социальной работы ………………..   18
  1.3. Основные направления социальной работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении …………..   27

Глава 2. Практические аспекты организации социальной работы с детьми, находящимися в социально опасном положении (на примере МБОУ Нижнецасучейской СОШ) ………………………………………….

    36
  2.1. Формы и методы организации социальной работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении …   36
  2.2. Игротерапия, как технология социальной работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении ………….. 47

Заключение …………………………………………………..........................

62

Список используемых источников................................................................

65

Приложения …………………………………………………………………

71

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях большое количество детей подвергающихся воздействию разного рода рисков значительно увеличивается. Исследования проблем детства достаточно обширны и включают в себя различные теоретические направления, концепции и т.д. Детство, период взросления, юность – это периоды, которые являются основополагающими в становлении каждого человека, именно тогда происходят большие перемены. С одной стороны, ребёнок меняется физически, что увеличивает его возможности, с другой стороны, общество ставит перед ним новые задачи и требования. Именно восприятие маленьким человеком этих требований и задач определяет психологию личности будущего индивида, его восприятие жизни и общества.

Общество не идеально, по множеству критериев (наркомания, алкоголизм, агрессия), вследствие чего маленький человек на пути взросления, где особую роль играет подражание окружающему обществу, сталкивается с множеством проблем, вопросов, дилемм. Ни один человек не может миновать определённых обязанностей, связанных с периодом взросления, так как окружение, семья, и т.д. зачастую подают неоднозначные примеры. Ребёнок, подросток сам бывает не в силах справиться с путаницей из-за отсутствия жизненного опыта. Для того чтобы помочь определиться, понять ситуацию зачастую нужна социальная помощь.

В зависимости от возраста ребёнка, проблемы возникшей у него, в его семье или окружение, но под влияние, которой он попал, существуют различные технологии, методы профилактики поведения, детей и подростков. Восприятие той или иной ситуации анализируется на основе социальной диагностики, выделяется его структура, формы и виды проявления. Особое внимание отводится анализу саморазрушительного поведения у детей и подростков, причин и факторов риска агрессии, суицидального поведения, наркомании, алкоголизма. Широко представлены технологии консультирования и техники коррекции подобных проявлений у детей и подростков. Психокоррекция у детей представлена методами индивидуальной рациональной психотерапии, технологиями групповой работы. Рассматриваются вопросы семейной терапии, а также психолого-социальной работы в детских учреждениях с детьми и подростками, находящимися в зоне риска. Все методы направлены на повышение эффективности работы специалистов с детьми и подростками по предупреждению детского и подросткового отклоняющегося поведения, восприятия себя как члена общества в целом.

Процесс воспитания не всегда проходит гладко. В «группе риска» по трудновоспитуемости дети могут быть включены по самым разным показателям. Такими показателями могут быть генотипические особенности и врождённые дефекты, социально обусловленные нарушения возрастного психического и личностного развития. Наиболее значимым психотравмирующим фактором для ребёнка часто является семейная ситуация. В таких семьях утрачивается значительное число семейно-нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.

За последние восемь лет в России более 160 тысяч детей находились в социально опасном положении. Почти 30 тысяч детей забирали из семьи и передавали в приюты или приёмные семьи. По данным статистики в Забайкальском крае по состоянию на 01.06.2018 года общее количество семей, воспитывающих несовершеннолетних  –  169485, количество семей находящихся в социально опасном положении – 1919 [57].

В Забайкальском крае более четверти всего населения составляют дети. Задача общества – вырастить детей физически и психологически здоровыми, активными и ответственными гражданами, которые внесут достойный вклад в процветание своей страны. Краевая статистика также свидетельствует, что в настоящее время в крае находятся около 4,9 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 4,1 тыс. – социальные сироты [57].

Степень научной разработанности. Проблемой детства и закономерностями психического и личностного развития ребенка занимались такие ученые, как П.П. Блонский, Л.И. Божович и Л.С. Выготский А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, др.

Психологические и педагогические концепции о сущности процесса воспитания рассмотрены в работах Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, Е.И. Шварца, Н.Е. Щурковой и др.

В своих философских трудах A.C. Гурьянов, Г.В. Мелихов говорили о признании человека субъектом общественного развития и высшей социальной ценностью.

В научной литературе существует большое количество работ по анализу социальных проблем современной семьи:

- профилактики и предотвращения социального сиротства (Э.К.Беков, Г.И. Гайсина, A.B. Гоголев, O.A. Дорожкина, В.В. Лобатюк, E.O. Тимошенко, A.A. Хуако, В.И. Шишова и др.);

- учение о системности феномена семьи (АЛ. Варга, A.C. Спиваковская);

- теория самоорганизации семьи (В.А. Бобровым, Е.Г. Замолоцких, В.В. Коробковой, М.М. Прокопьевой, А.А.Чуприной);

- теория осознанного родительсгва (С.С. Жигалиным, М.О. Ермихиной, Р.В. Овчаровой);

- особенности детско-родительских отношений (М.И. Буяновым, И.М. Марковской, Н.Ю. М.В. Сапоровской Синягиной, A.C. Спиваковской,).

Теоретические знания в области отклонений в поведении ребёнка, вызванных деструктивным развитием семьи, изучали такие учёные как:

М.И. Буянов, И.С. Ганишина, В.И. Гарбузов, Е.В. Губанихина, И.Н. Евграфова, A.И. Захаров, A.M. Свядощ, В.В. Солодников, Т.А. Ушакова, Э.Г. Эйдемилер, B.В. Юстицкис и др.

В трудах отечественных и зарубежных авторов особое значение имеет научный анализ вопросов профессиональной социальной работы с семьями (М.Т. Авсиевич, Ю. Александровский, Е.В. Антиповой, Л.Г. Гусляковой, С.Н. Буровой, Ф.Е. Василюк, А.К. Водневой, В.И. Жукова, Е.А. Зимней, А.А. Козлова, В.И. Курбатова, Е.Г. Студеновой, Е.И. Холостовой, В.В. Чечет, Т.В. Шеляг, Т.И. Шульга, О.А. Янчук и др.).

Объектом исследования является социальная работа с несовершеннолетними.

Предметом исследования является содержание социальной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении.

Цель исследования является изучение содержания социальной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении (на примере МБОУ Нижнецасучейская СОШ).

Задачи:

1. Рассмотреть категорию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, как объекта социальной работы.

2. Проанализировать основные направления социальной работы с детьми, находящимися в социально опасном положении.

3. Изучить особенности социальной работы с детьми находящихся в социально опасном положении.

4. Проанализировать игротерапию, как одно из направлений социальной работы с детьми, находящимися в социально опасном положении.

В качестве исходной информационной базы использовались теоретические материалы различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, законодательно-нормативная база по проблемам оказания помощи несовершеннолетним и их семьям.

Методы исследования: теоретический анализ педагогических, социологических, психологических литературных источников и нормативно-правовой документации; обобщение практики специалистов по социальной работе с семьёй и несовершеннолетним; исследование вредных привычек детей обучающихся в МБОУ Нижнецасучейской СОШ с помощью анкетного опроса, а также количественная и качественная обработка результатов.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты и материалы могут быть использованы в практической деятельности социальных педагогов, классных руководителей для повышения эффективности работы с несовершеннолетними, оказавшимися в социально опасном положении, для создания благоприятных условий их жизнедеятельности, снижения преступности среди подрастающего поколения. Материалы, предоставленные в выпускной квалификационной работе, могут быть полезны студентам, обучающимся по направлениям подготовки «социология», «организация работы с молодёжью», «социальная работа».

Структура выпускной квалификационной работы включает в себя 2 главы, 5 параграфов, заключение, список использованных источников и приложения.


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ НИЖНЕЦАСУЧЕЙСКОЙ СОШ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение нашей выпускной квалификационной работы можно сделать определённые выводы, что несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – это лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Для такой категории детей характерен узкий кругозор, отсутствие трудовых навыков, интересов и увлечений, безразличие к своей дальнейшей жизни, недоразвитие духовных чувств и эмоций, недисциплинированность, грубость, агрессивность, лживость, лень, девиантное и асоциальное поведение. Проблема нахождения в социально опасном положении несовершеннолетних остаётся весьма сложной и актуальной и требует вмешательства не только со стороны государств, но и со стороны специалистов по социальной работе.

На сегодняшний день социально опасное положение несовершеннолетних представляет собой негативную реальность российской действительности. Пристрастие к алкоголю, употребление наркотических и психотропных веществ несовершеннолетними, разбои, хулиганские действия, неумение организации своего досуга, отчуждённость от общества является главными проблемами данной категории детей [51].

Необходимо со всей определённостью подчеркнуть, что предупреждение отклонённого поведения, алкоголизма, наркомании и. т. д. у детей и подростков не может быть заключено в рамки ведомственных, психиатрических возможностей и должно решаться путём создания системы, объединяющей меры медицинского, правового и педагогического характера, воспитанию института семьи. Таким образом, деятельность по профилактике и коррекции отклонённых поведений у детей и подростков будет наиболее эффективной, если меры, предпринимаемые для этого, будут: носить комплексный характер; включать профилактику отклонённого поведения в целом; учитывать индивидуально-личностные особенности; ориентированы на устранение причины отклонений в поведении; включать работу с микросоциальным окружением подростков.

Причём технологии психокоррекции у детей должны быть представлены методами индивидуальной рациональной психотерапии, технологиями групповой работы, в комплексе с семейной терапией, а также психолого-социальной работы в детских учреждениях с детьми и подростками, находящимися в зоне риска. Все методы должны быть направлены на осознание маленьким взрослеющим человеком себя как полноценного здорового члена современного общества [61].

Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, можно считать индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи.

Какая бы работа с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делалась, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром. 

Снижение остроты проблемы социально опасного положения несовершеннолетних, оказание помощи и поддержки несовершеннолетним должно осуществляется различными социальными субъектами: государством и его ведомствами, органами внутренних дел, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальными службами, некоммерческими организациями, органами защиты населения, школьными психологами и социальными работниками и т.д. Важно отметить, что названные социальные субъекты в качестве инструмента оказания помощи несовершеннолетним в социально опасном положении могут использовать технологии социальной работы, ориентированные на предоставление разнообразных социальных услуг, оказание помощи и поддержки гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Особое место среди технологий социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями занимает технология игротерапии.

Главной целью игротерапиии является оказание помощи ребенку в выращении своих переживания через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуаций. При использовании игротерапии ребенок является ведущим лицом. А педагоги и другие специалисты, должны поддерживать дружеские отношения с детьми и помогать утвердить его «Я» в обществе и для него самого.

В ходе написания выпускной квалификационной работы на базе МБОУ Нижнецасучейской СОШ был разработан и реализован игровой проект, который называется «Возрождение давно забытого или (Я – шеф!)». Идея проекта заключалась в возрождении в обновленном виде шефства – школьного наставничества, получившего широкое распространение в советской школе. Проектом наставничество помог в  содействия вовлечения школьников в военно-патриотические, физкультурно-спортивные, досуговые мероприятия и оказал индивидуальную поддержку. Основным содержанием работы по наставничеству стала ранняя профилактика социально опасного положения детей (совершения правонарушений, курения табака и кальяна, наркомании, потребления ПАВ) и  пропаганда здорового образа жизни.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проект «Возрождение давно забытого или (Я – шеф!)».

Слово «наставник» для людей из советского прошлого не ново. Тогда практика наставничества была широко распространена на предприятиях и в различных учреждениях. Эта система приносила реальные положительные плоды: помогала молодым специалистам окунуться в трудовую деятельность, сбившимся с пути – обрести опору, младшим школьникам –найти старшего друга. В школьной среде наставничество строилось в рамках пионерско-комсомольских организаций. С прекращением своей деятельности этих организаций ушло из школ и наставничество. 

Идея проекта заключается в возрождении в обновленном виде шефства – школьного наставничества, получившего широкое распространение в советской школе. В то время тесное взаимодействие школьников на поприще шефства реально способствовало решению многих социально-педагогических задач. Проектом наставничество-шефство предполагается как оказание старшеклассниками содействия сверстникам и младшим школьникам по вовлечению в физкультурно-спортивные, досуговые мероприятия, так и их индивидуальная поддержка. Основным содержанием работы по наставничеству станет ранняя профилактика социально опасного положения детей (совершения правонарушений, курения табака и кальяна, наркомании, потребления ПАВ), пропаганда здорового образа жизни.

В Забайкальском крае, как и по всей стране, проблемы ранней профилактики социально опасного положения детей, формирования здорового образа жизни в школьной среде, несмотря на меры, принимаемые со стороны органов власти, субъектов профилактики, остаются актуальными. По данным статистики, за последние 6 месяцев в совершении преступлений участвовало более 200 несовершеннолетних. В этом году на профилактическом учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних состоят около 1 тыс. несовершеннолетних правонарушителей, на внутришкольном учете около – 1700 детей. Особую тревогу вызывает «омоложение» правонарушителей, т.е. все больше преступлений совершают дети младше 14 лет. Как показывает практика, одним из психологических факторов, влияющих на формирование асоциального поведения школьников, является то, что они с недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от педагогов, сотрудников правоохранительных органов, ищут друзей на стороне. По мнению специалистов, «вредное» влияние микросферы часто оказывается сильнее, чем влияние макросферы. Это явление – одно из слабейших сторон социализации подростков на современном этапе. Проектом предусматривается вовлечение в деятельность по формированию здорового образа жизни, профилактике правонарушений самих учащихся – старшеклассников в качестве наставников, шефов над младшими школьниками.

1. Цель проекта:

1. Целью проекта является создание и апробация модели наставничества в игровой форме в школьной среде как важнейшего направления формирования личности учащихся, ранняя профилактика социально опасного положения детей (совершения правонарушений, курения табака и кальяна, наркомании, потребления ПАВ).

2. Задачи проекта:

Задачи проекта выступают:

− поиск и подготовка наставников из числа старшеклассников, создание мотивационной среды для их результативной деятельности;

− пропаганда идей наставничества, информирование о лучших практиках реализации наставничества и шефства;

− пропаганда здорового образа жизни

− развитие у детей и подростков ответственности, организованности и альтруизма.

− сплочение учащихся из числа наставников с обучающимися из числа наставляемых.

3. Участники:

· учащиеся МБОУ Нижнецасучейской СОШ;

· состав школы в лице: социального педагога, школьного психолога, классных руководителей;

· районный дом культуры;

· центральная районная библиотека;

· Заповедник «Даурский»;

· историко-краеведческий музей;

· физкультурно-оздоровительный комплекса «Торей» совместно с ДЮСШ.

4. Предполагаемый результат:

В качестве наиболее значимых результатов реализации проекта рассматриваются:

· количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта, не менее 300 человек;

· количество подготовленных наставников-волонтеров: не менее 40% от общего числа старшеклассников человек;

· количество учащихся, охваченных шефством: не менее 200 человек;

· сокращение количества детей, состоящих на внутришкольном учете в школах-пилотных площадках проекта, не менее чем на 20%.

В ходе реализации проекта будет создано новое направление в воспитательной работе со школьниками, в том числе – по ранней профилактике социально опасного положения детей, с использованием потенциала самих обучающихся. Наставничество значительно повлияет на положительное изменение модели поведения детей группы риска и создание здоровой личности. Повысится уровень социальной ответственности волонтеров-наставников. Повысится уровень пропаганды здорового образа жизни, трудового, патриотического воспитания как важных элементов ранней профилактики социально опасного положения детей. Повысится уровень инновационной деятельности в школах, реализующих проект.

5. Условия и сроки и место реализации проекта:

Проект реализуется в МБОУ Нижнецасучейской СОШ 22.04.2019 года – по 19.05. 2019 год.

6. Этапы реализации проекта:

Название этапа В чем заключается этап Ответственный Срок
Организованный 1)    подготовка плана работы; 2)    определение сроков реализации проекта; 3)    подбор инструментария к реализации проекта. Герасичкина К. 1.04.2019-21.01.2019
Деятельный 1)    начало реализации проекта (проведение основных мероприятий проекта, поиск наставников среди старших школьников, которые находятся в социально опасном положении, путем личного проявления и желания участия в данной деятельности). Отметим, что данный этап предусматривал проведение нескольких мероприятий, направленных на формирование ответственности и профилактику появления вредных привычек. В рамках данного этапа были апробированы следующие акции и виды деятельности: Лекция на тему: «Наставничество»     викторина «В плену вредных привычек»;     познавательная игра «Аукцион Ценностей»;     мультимедийные презентации на тему «Последствие вредных привычек».     познавательная мультимедийная игра «Наставник». 2)    Проведение анкетирования Герасичкина К. 22.04.2019-18.05.2019
Итоговый        обобщение, анализ проделанной работы. Герасичкина К. 19.05.2019-22.05.2019

7. Ресурсное обеспечение:

Материально-технические ресурсы:

- Площадки для проведения мероприятий, игр.

- Спортивный инвентарь.

- Раздаточные материала и т.д.

Кадровые ресурсы:

- Участники проекта.

- Педагогический состав школы.

- Работники учреждений на базе которых проводились  викторины, игры.

Информационные ресурсы:

- СМИ, районная редакция.

- Привлечение фотографов, видеографов.

8. Риски проекта:

1. Отказ в поддержке проекта со стороны образовательного учреждения.

2. Отказ в поддержки организаций, на базе которой должны реализоваться мероприятия.

3. Финансовый риск (недостаточное количество финансирование).

4. Низкая заинтересованность участников проекта.

Пути решения: Главный риск отказ помощи со стороны школы и организаций, следует решать по средствам аргументирования и актуализирования важности проекта. Для борьбы с финансовыми трудностями, необходимо привлечение большого количества спонсоров заинтересованных в реализации проекта. Для того, чтобы заинтересованность молодежи не падала, нужно активное оповещение данной категории в социальных сетях, проект должен набрать большую популярность до того момента, как наступит день реализации.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План мероприятий (программа)

Дата Мероприятия
22.04.27-07.04.19 Анкетирование детей в социально опасном положении
29.04.19-11.05.19 Разработка урока-тренинга и игровых программ для школьников. Проведение викторины «В плену вредных привычек», познавательной игры «Аукцион ценностей и игры «Наставник», ролевой игры «В синем море», квест-игры «Тайна потеренного племени» и спортивного соревнования «Я – первый!».
12.05.19 – 19.05.19 Подведение итогов проекта, награждения детей, которые приняли участие

 

Ответственность за реализацию мероприятий Проекта возлагается на рабочую группу в составе организатора в моем лице, социального педагога и школьного психолога.

В качестве наиболее значимых результатов реализации проекта рассматриваются:

- количество, принявших участие в мероприятиях проекта, не менее 60% обучающихся школы;

- количество подготовленных наставников-волонтеров: не менее 50% старшеклассников;

- количество учащихся, охваченных шефством: не менее 70%;

- сокращение количества детей, состоящих на внутришкольном учете не менее чем на 20%;

- улучшение школьного климата и отношений старшеклассников со школьниками классами младше.

Бюджет реализации проекта:

Статья расходов Стоимость (ед.) руб. Кол-во единиц Всего руб.
1 Покупка бумаги для проведения анкетирования 352 2 704
2 Покупка сладких призов для участников викторин, спортивных игр и т.д. 250 3 750
3 Покупка благодарственных писем, грамот 15 300 4500
4 Покупка бейджей для наставников 10 60 600

Итого: 6554 руб

.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дорогой друг!

Мы убедительно просим уделить немного внимания данной анкете и ответить на несколько несложных вопросов, чтобы помочь нашему исследованию. Просим отвечать искренне. Анонимность и конфиденциальность гарантируем. Большинство вопросов подразумевает однозначный ответ, только там, где есть указания, возможны несколько вариантов ответов. Заранее благодарим!

 

Анкета

1. Употребляете ли вы алкоголь? (при ответе «нет» перейдите к вопросу № 6)

а) да

б) нет

2. С какой целью вы употребляете спиртные напитки? (возможны несколько вариантов ответов)

а) чтобы снять напряжение (стресс)

б) чтобы повысить своё настроение

в) чтобы поддержать компанию

г) ваш вариант ответа ________________________________________

3.Всегда ли Вы можете отказаться от предложения выпить?

а) да

б) нет

4. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?

а) ежедневно

б) не более трех раз в неделю

в) не более двух раз в месяц

5.Знают ли родители, что Вы употребляете алкогольные напитки? 

а) да

б) нет

6. Курите ли Вы? (при ответе «нет» перейдите к вопросу № 11)

а) да

б) нет

7. Количество выкуриваемых Вами сигарет?

а) 1-10 сигарет в день

б) 10-20 сигарет в день

в) более пачки в день

8. Вследствие чего Вы начали курить? (возможны несколько вариантов ответов)

а) желание повзрослеть

б) влияние компании

в) хотел попробовать

г) ваш вариант ответ____________________________________________

9. С какого возраста Вы начали курить?

а) с 8-12 лет

б) с 12-16 лет

в) с 16 –20 лет

г) ваш вариант ответа __________________________________________

10. Хотите ли Вы бросить курить?

а) да

б) нет

11.Употребляли ли Вы когда-нибудь пусть даже слабый наркотик? (при ответе «нет» перейдите к вопросу № 13)

а) да

б) нет

12.Вашей целью в момент употребления наркотических веществ было?

а) желание новых ощущений

б) под воздействием других людей

в) ваш вариант ответа___________________________________________

13. По вашему мнению, какие негативные последствия несут в себе употребление алкоголя, наркотиков и табачных изделий?

__________________________________________________________________

14. Разрешите ли Вы своему будущему несовершеннолетнему ребенку курить, употреблять спиртные напитки или наркотики?

а) Да

б) Нет

свой вариант ответа _________________________________________________

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  ……………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальной работы с детьми, находящимися в социально опасном положении ………………

  8
  1.1. Сущность и содержание понятия «детство» ……………….. 8
  1.2. Несовершеннолетние, находящиеся в социально-опасном положении, как объект социальной работы ………………..   18
  1.3. Основные направления социальной работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении …………..   27

Глава 2. Практические аспекты организации социальной работы с детьми, находящимися в социально опасном положении (на примере МБОУ Нижнецасучейской СОШ) ………………………………………….

    36
  2.1. Формы и методы организации социальной работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении …   36
  2.2. Игротерапия, как технология социальной работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении ………….. 47

Заключение …………………………………………………..........................

62

Список используемых источников................................................................

65

Приложения …………………………………………………………………

71

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях большое количество детей подвергающихся воздействию разного рода рисков значительно увеличивается. Исследования проблем детства достаточно обширны и включают в себя различные теоретические направления, концепции и т.д. Детство, период взросления, юность – это периоды, которые являются основополагающими в становлении каждого человека, именно тогда происходят большие перемены. С одной стороны, ребёнок меняется физически, что увеличивает его возможности, с другой стороны, общество ставит перед ним новые задачи и требования. Именно восприятие маленьким человеком этих требований и задач определяет психологию личности будущего индивида, его восприятие жизни и общества.

Общество не идеально, по множеству критериев (наркомания, алкоголизм, агрессия), вследствие чего маленький человек на пути взросления, где особую роль играет подражание окружающему обществу, сталкивается с множеством проблем, вопросов, дилемм. Ни один человек не может миновать определённых обязанностей, связанных с периодом взросления, так как окружение, семья, и т.д. зачастую подают неоднозначные примеры. Ребёнок, подросток сам бывает не в силах справиться с путаницей из-за отсутствия жизненного опыта. Для того чтобы помочь определиться, понять ситуацию зачастую нужна социальная помощь.

В зависимости от возраста ребёнка, проблемы возникшей у него, в его семье или окружение, но под влияние, которой он попал, существуют различные технологии, методы профилактики поведения, детей и подростков. Восприятие той или иной ситуации анализируется на основе социальной диагностики, выделяется его структура, формы и виды проявления. Особое внимание отводится анализу саморазрушительного поведения у детей и подростков, причин и факторов риска агрессии, суицидального поведения, наркомании, алкоголизма. Широко представлены технологии консультирования и техники коррекции подобных проявлений у детей и подростков. Психокоррекция у детей представлена методами индивидуальной рациональной психотерапии, технологиями групповой работы. Рассматриваются вопросы семейной терапии, а также психолого-социальной работы в детских учреждениях с детьми и подростками, находящимися в зоне риска. Все методы направлены на повышение эффективности работы специалистов с детьми и подростками по предупреждению детского и подросткового отклоняющегося поведения, восприятия себя как члена общества в целом.

Процесс воспитания не всегда проходит гладко. В «группе риска» по трудновоспитуемости дети могут быть включены по самым разным показателям. Такими показателями могут быть генотипические особенности и врождённые дефекты, социально обусловленные нарушения возрастного психического и личностного развития. Наиболее значимым психотравмирующим фактором для ребёнка часто является семейная ситуация. В таких семьях утрачивается значительное число семейно-нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.

За последние восемь лет в России более 160 тысяч детей находились в социально опасном положении. Почти 30 тысяч детей забирали из семьи и передавали в приюты или приёмные семьи. По данным статистики в Забайкальском крае по состоянию на 01.06.2018 года общее количество семей, воспитывающих несовершеннолетних  –  169485, количество семей находящихся в социально опасном положении – 1919 [57].

В Забайкальском крае более четверти всего населения составляют дети. Задача общества – вырастить детей физически и психологически здоровыми, активными и ответственными гражданами, которые внесут достойный вклад в процветание своей страны. Краевая статистика также свидетельствует, что в настоящее время в крае находятся около 4,9 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 4,1 тыс. – социальные сироты [57].

Степень научной разработанности. Проблемой детства и закономерностями психического и личностного развития ребенка занимались такие ученые, как П.П. Блонский, Л.И. Божович и Л.С. Выготский А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, др.

Психологические и педагогические концепции о сущности процесса воспитания рассмотрены в работах Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, Е.И. Шварца, Н.Е. Щурковой и др.

В своих философских трудах A.C. Гурьянов, Г.В. Мелихов говорили о признании человека субъектом общественного развития и высшей социальной ценностью.

В научной литературе существует большое количество работ по анализу социальных проблем современной семьи:

- профилактики и предотвращения социального сиротства (Э.К.Беков, Г.И. Гайсина, A.B. Гоголев, O.A. Дорожкина, В.В. Лобатюк, E.O. Тимошенко, A.A. Хуако, В.И. Шишова и др.);

- учение о системности феномена семьи (АЛ. Варга, A.C. Спиваковская);

- теория самоорганизации семьи (В.А. Бобровым, Е.Г. Замолоцких, В.В. Коробковой, М.М. Прокопьевой, А.А.Чуприной);

- теория осознанного родительсгва (С.С. Жигалиным, М.О. Ермихиной, Р.В. Овчаровой);

- особенности детско-родительских отношений (М.И. Буяновым, И.М. Марковской, Н.Ю. М.В. Сапоровской Синягиной, A.C. Спиваковской,).

Теоретические знания в области отклонений в поведении ребёнка, вызванных деструктивным развитием семьи, изучали такие учёные как:

М.И. Буянов, И.С. Ганишина, В.И. Гарбузов, Е.В. Губанихина, И.Н. Евграфова, A.И. Захаров, A.M. Свядощ, В.В. Солодников, Т.А. Ушакова, Э.Г. Эйдемилер, B.В. Юстицкис и др.

В трудах отечественных и зарубежных авторов особое значение имеет научный анализ вопросов профессиональной социальной работы с семьями (М.Т. Авсиевич, Ю. Александровский, Е.В. Антиповой, Л.Г. Гусляковой, С.Н. Буровой, Ф.Е. Василюк, А.К. Водневой, В.И. Жукова, Е.А. Зимней, А.А. Козлова, В.И. Курбатова, Е.Г. Студеновой, Е.И. Холостовой, В.В. Чечет, Т.В. Шеляг, Т.И. Шульга, О.А. Янчук и др.).

Объектом исследования является социальная работа с несовершеннолетними.

Предметом исследования является содержание социальной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении.

Цель исследования является изучение содержания социальной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении (на примере МБОУ Нижнецасучейская СОШ).

Задачи:

1. Рассмотреть категорию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, как объекта социальной работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.33.254 (0.167 с.)