Несовершеннолетние, находящиеся в социально-опасном положении как объект социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несовершеннолетние, находящиеся в социально-опасном положении как объект социальной работы



Одним из объектов государственной защиты и поддержки выступают несовершеннолетние. Важно заметить, что в силу своих возрастных особенностей, занимаемого статуса, специфики социального функционирования дети и подростки могут сталкиваться с различными проблемами, в том числе и проблемой нахождения в социально опасном положении.

Важно так же отметить, что дети сталкиваются с различными проблемами. Многие дети постоянно живут и растут в контексте негативных социальных, психологических, экономических явлений, их окружающих. Это ведёт к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, неустойчивой самооценке, к сложностям в становлении личности, к предрасположенности к асоциальным действиям, осложняет нормальное протекание процессов социализации и индивидуализации. Поэтому защита детей и подростков от негативных явлений современной жизни – приоритетная задача государства, обязанность всех взрослых [59].

Одной из наиболее острых проблем общества, является проблема нахождения и в целом оказание детей в социально опасном положении. Но для того, чтобы говорить о детях в данном положении, следует чётко разобраться, что же подразумевает под собой само понятие «социально опасное положение». При изучении различных нормативно-правовых документов следует обратить своё внимание на то, что понятие «социально опасное положение» достаточно часто пересекается с понятием «трудная жизненная ситуация». Благодаря этому часто не происходит процесса полного понимания смысла данных понятий, а также возникают большие трудности в разграничении этих терминов.

Для того чтобы понять соотношение представленных понятий «трудная жизненная ситуация» и «социально опасное положение», нами было произведено рассмотрение нескольких стандартов социального обслуживания населения. Данными стандартами явились Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям», который включает в себя основные требования к оказанию услуг «детям в трудной жизненной ситуации», среди которых выделяют детей, проживающие в малоимущих семьях и в семьях, находящихся в социально опасном положении (ГОСТ Р 53061, 2008) и второй стандарт «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям» устанавливает порядок социальных услуг, в том числе детям, проживающим в семьях, находящихся в социально опасном положении (ГОСТ Р 52888-2007, не действует на данный момент). При прочтении данных стандартов было выявлено, что «социально опасное положение» понимается как подкатегория «трудной жизненной ситуации» [29].

Как выяснилось, на данный момент, нет единого мнения какие именно группы детей, относятся к категории несовершеннолетних, в социально опасном положении. Данный феномен мешается в организации должной социальной помощи и защиты таких детей.

Если рассмотреть законодательную базу Российской Федерации, то в законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» можно встретить такое определение: «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия [2].

Доктор педагогических наук Олиференко Л.Я. рассматривая «социально опасное положение несовершеннолетнего» даёт следующее понятие: это обстановка в семье несовершеннолетнего, представляющая опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, например, вследствие тяжёлого заболевания родителей̆, их алкоголизма, отсутствия заботы с их стороны о питании, одежде ребёнка и пр. Как правило, в таких семьях родители или лица, их заменяющие (законные представители), не исполняют своих обязанностей̆ по воспитанию, обучению, содержанию детей̆, негативно влияют на поведение несовершеннолетнего, жестоко обращаются с ним и т.п.

Основания, по которым несовершеннолетний и (или) семья могут быть признаны находящимися в социально опасном положении, вытекают из смысла определений «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении», «семья, находящаяся в социально опасном положении», закрепленных в статье 1 Закона № 120-ФЗ [2].

В целом социально опасное положение детей признается ряде определенных жизненных ситуаций. В том случае, если несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребёнка, то ребенок признается находящимся в социально опасном положении. В данном случае родители своим поведением лишают ребёнка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребёнка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью), факты оставления ребёнка без пищи, тепла, присмотра, изгнания ребёнка из дома, а также тот случай, когда родители лишены родительских прав в отношении братьев, сестёр [29].

Если же несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами, то ребенка, и в целом семью, признают находящейся в социально опасном положении. В данной ситуации может осуществляться принуждение ребёнка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным играм, вовлечение ребёнка в преступную деятельность, антиобщественное поведение, незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребёнку, запрещение ребёнку посещать общеобразовательное учреждение, систематическое применение к ребёнку антипедагогических мер воздействия.

Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер), то считается, что ребенок находится в социально опасном положении. Показателями данного критерия является приобщение ребёнка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, аморальный образ жизни родителей несовершеннолетнего (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учёте в органах внутренних дел и др.) [12].

Помимо выше перечисленных критериев социально опасного положения ребенка, может быть и жестокое обращение с несовершеннолетним в семье. Показателями является физическое насилие – преднамеренное нанесение ребёнку родителями физических повреждений, которые могут привести к смерти ребёнка, или вызывают серьёзные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка. Также сексуальное насилие или развращение несовершеннолетнего, психическое (эмоциональное) насилие длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребёнка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребёнка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму).

В случае совершения несовершеннолетним правонарушений или иные антиобщественных действия, то его положение автоматически становится социально опасным. Показателем этого является рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях). Также укрепление асоциальных связей, бродяжничество несовершеннолетнего Несовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних, несовершеннолетний является членом экстремистской группировки, деструктивной секты [12].

В том случае, если несовершеннолетний находится в неблагоприятных для себя условиях, экстремальной жизненной ситуации, например, проживает в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов (безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера, социальная изоляция несовершеннолетнего), с оказанием на несовершеннолетнего негативного влияния культурных или религиозных факторов, жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых, отрицательное влияние сверстников, взрослых. Также если несовершеннолетний, пострадал в результате аварии, катастрофы, бедствий и др. и если он предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания, то также признается несовершеннолетним в социально опасном положении [8].

На сегодняшний день в Российской Федерации выявлением несовершеннолетних, которые попадают в социально опасное положение, осуществляют следующие органы и организации:

− комиссии по делам несовершеннолетних;

− органы государственного управления образованием;

− органы опеки и попечительства;

− органы по труду и социальной защите;

− органы государственного управления здравоохранением;

− органы государственной службы занятости;

− органы внутренних дел;

− иные органы, учреждения и организации в пределах своей компетенции [45].

В целях обеспечения организации с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, скоординированной, комплексной индивидуальной профилактической работы, а также в целях унификации процесса обработки информации о данных категориях несовершеннолетних и семей решения о признании их находящимися в социально опасном положении должны приниматься комиссией, осуществляющей деятельность на территории соответствующего района.

Постановление, комиссии о признании несовершеннолетнего и (или) семьи, находящимися в социально опасном положении, в целях организации индивидуальной профилактической работы с указанными категориями, также должно содержать поручения в адрес органов и учреждений системы профилактики. Также комиссии должны учитывать, что в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 9 Закона № 120-ФЗ в орган управления социальной защитой населения незамедлительно должна направляться информация о семьях, находящихся в социально опасном положении [2].

В случае обнаружения ситуаций, предусмотренных статьей 9 Закона № 120-ФЗ, субъект системы профилактики в возможно короткие сроки передает сведения в соответствующий субъект системы профилактики для организации профилактической работы по нормализации ситуации:

− в органы прокуратуры – о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;

− в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

− в органы опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

− в органы и учреждения социального обслуживания – о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семьях, находящихся в социально опасном положении;

− в органы внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния либо которые совершили правонарушение или антиобщественные действия;

− в уголовно-исполнительные инспекции – о выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушений или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которыми предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонении несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей;

− в органы управления здравоохранением – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

− в органы, осуществляющие управление в сфере образования – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях;

− в органы по делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании содействия в организации отдыха, досуга, занятости;

− в органы службы занятости – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве, а также о несовершеннолетних, оставивших образовательную организацию в установленных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» случаях и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве [12].

В случае получения информации о преступлении, совершенном несовершеннолетним, а также в отношении него, информация направляется в органы Следственного комитета Российской Федерации.

Таким образом, при рассмотрении и полном изучении понятия «социально опасное положение» и «несовершеннолетний в социально опасном положении», на основании анализа формулировок нормативно-правовых документов, можно выдвинуть ряд показателей, которые относят детей к категории социально опасного положения. Выделяют следующий ряд: беспризорность, безнадзорность, угроза опасности непосредственно для жизни и здоровья, различные правонарушения и действия, которые нарушают общественные устои (например, употребление ПАВ, проституция, бродяжничество и т.д.), жестокое обращение с детьми в семье (семейное насилие, систематическое избиение и т.д.), неисполнение обязанностей родителями или иными законными представителями (воспитание детей, их обучение и содержание), конфликты внутри семьи, информационные риски (интернет-зависимость, риски вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах), социальная исключённость, а также различные потребности в жизненном развитии, устройстве и экстренной помощи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 769; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.015 с.)