Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Несовершеннолетние, находящиеся в социально-опасном положении как объект социальной работы
Одним из объектов государственной защиты и поддержки выступают несовершеннолетние. Важно заметить, что в силу своих возрастных особенностей, занимаемого статуса, специфики социального функционирования дети и подростки могут сталкиваться с различными проблемами, в том числе и проблемой нахождения в социально опасном положении. Важно так же отметить, что дети сталкиваются с различными проблемами. Многие дети постоянно живут и растут в контексте негативных социальных, психологических, экономических явлений, их окружающих. Это ведёт к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, неустойчивой самооценке, к сложностям в становлении личности, к предрасположенности к асоциальным действиям, осложняет нормальное протекание процессов социализации и индивидуализации. Поэтому защита детей и подростков от негативных явлений современной жизни – приоритетная задача государства, обязанность всех взрослых [59]. Одной из наиболее острых проблем общества, является проблема нахождения и в целом оказание детей в социально опасном положении. Но для того, чтобы говорить о детях в данном положении, следует чётко разобраться, что же подразумевает под собой само понятие «социально опасное положение». При изучении различных нормативно-правовых документов следует обратить своё внимание на то, что понятие «социально опасное положение» достаточно часто пересекается с понятием «трудная жизненная ситуация». Благодаря этому часто не происходит процесса полного понимания смысла данных понятий, а также возникают большие трудности в разграничении этих терминов. Для того чтобы понять соотношение представленных понятий «трудная жизненная ситуация» и «социально опасное положение», нами было произведено рассмотрение нескольких стандартов социального обслуживания населения. Данными стандартами явились Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям», который включает в себя основные требования к оказанию услуг «детям в трудной жизненной ситуации», среди которых выделяют детей, проживающие в малоимущих семьях и в семьях, находящихся в социально опасном положении (ГОСТ Р 53061, 2008) и второй стандарт «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям» устанавливает порядок социальных услуг, в том числе детям, проживающим в семьях, находящихся в социально опасном положении (ГОСТ Р 52888-2007, не действует на данный момент). При прочтении данных стандартов было выявлено, что «социально опасное положение» понимается как подкатегория «трудной жизненной ситуации» [29].
Как выяснилось, на данный момент, нет единого мнения какие именно группы детей, относятся к категории несовершеннолетних, в социально опасном положении. Данный феномен мешается в организации должной социальной помощи и защиты таких детей. Если рассмотреть законодательную базу Российской Федерации, то в законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» можно встретить такое определение: «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия [2]. Доктор педагогических наук Олиференко Л.Я. рассматривая «социально опасное положение несовершеннолетнего» даёт следующее понятие: это обстановка в семье несовершеннолетнего, представляющая опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, например, вследствие тяжёлого заболевания родителей̆, их алкоголизма, отсутствия заботы с их стороны о питании, одежде ребёнка и пр. Как правило, в таких семьях родители или лица, их заменяющие (законные представители), не исполняют своих обязанностей̆ по воспитанию, обучению, содержанию детей̆, негативно влияют на поведение несовершеннолетнего, жестоко обращаются с ним и т.п. Основания, по которым несовершеннолетний и (или) семья могут быть признаны находящимися в социально опасном положении, вытекают из смысла определений «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении», «семья, находящаяся в социально опасном положении», закрепленных в статье 1 Закона № 120-ФЗ [2].
В целом социально опасное положение детей признается ряде определенных жизненных ситуаций. В том случае, если несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребёнка, то ребенок признается находящимся в социально опасном положении. В данном случае родители своим поведением лишают ребёнка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребёнка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью), факты оставления ребёнка без пищи, тепла, присмотра, изгнания ребёнка из дома, а также тот случай, когда родители лишены родительских прав в отношении братьев, сестёр [29]. Если же несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами, то ребенка, и в целом семью, признают находящейся в социально опасном положении. В данной ситуации может осуществляться принуждение ребёнка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным играм, вовлечение ребёнка в преступную деятельность, антиобщественное поведение, незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребёнку, запрещение ребёнку посещать общеобразовательное учреждение, систематическое применение к ребёнку антипедагогических мер воздействия. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер), то считается, что ребенок находится в социально опасном положении. Показателями данного критерия является приобщение ребёнка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, аморальный образ жизни родителей несовершеннолетнего (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учёте в органах внутренних дел и др.) [12]. Помимо выше перечисленных критериев социально опасного положения ребенка, может быть и жестокое обращение с несовершеннолетним в семье. Показателями является физическое насилие – преднамеренное нанесение ребёнку родителями физических повреждений, которые могут привести к смерти ребёнка, или вызывают серьёзные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка. Также сексуальное насилие или развращение несовершеннолетнего, психическое (эмоциональное) насилие длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребёнка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребёнка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму).
В случае совершения несовершеннолетним правонарушений или иные антиобщественных действия, то его положение автоматически становится социально опасным. Показателем этого является рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях). Также укрепление асоциальных связей, бродяжничество несовершеннолетнего Несовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних, несовершеннолетний является членом экстремистской группировки, деструктивной секты [12]. В том случае, если несовершеннолетний находится в неблагоприятных для себя условиях, экстремальной жизненной ситуации, например, проживает в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов (безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера, социальная изоляция несовершеннолетнего), с оказанием на несовершеннолетнего негативного влияния культурных или религиозных факторов, жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых, отрицательное влияние сверстников, взрослых. Также если несовершеннолетний, пострадал в результате аварии, катастрофы, бедствий и др. и если он предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания, то также признается несовершеннолетним в социально опасном положении [8]. На сегодняшний день в Российской Федерации выявлением несовершеннолетних, которые попадают в социально опасное положение, осуществляют следующие органы и организации: − комиссии по делам несовершеннолетних; − органы государственного управления образованием; − органы опеки и попечительства;
− органы по труду и социальной защите; − органы государственного управления здравоохранением; − органы государственной службы занятости; − органы внутренних дел; − иные органы, учреждения и организации в пределах своей компетенции [45]. В целях обеспечения организации с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, скоординированной, комплексной индивидуальной профилактической работы, а также в целях унификации процесса обработки информации о данных категориях несовершеннолетних и семей решения о признании их находящимися в социально опасном положении должны приниматься комиссией, осуществляющей деятельность на территории соответствующего района. Постановление, комиссии о признании несовершеннолетнего и (или) семьи, находящимися в социально опасном положении, в целях организации индивидуальной профилактической работы с указанными категориями, также должно содержать поручения в адрес органов и учреждений системы профилактики. Также комиссии должны учитывать, что в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 9 Закона № 120-ФЗ в орган управления социальной защитой населения незамедлительно должна направляться информация о семьях, находящихся в социально опасном положении [2]. В случае обнаружения ситуаций, предусмотренных статьей 9 Закона № 120-ФЗ, субъект системы профилактики в возможно короткие сроки передает сведения в соответствующий субъект системы профилактики для организации профилактической работы по нормализации ситуации: − в органы прокуратуры – о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних; − в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; − в органы опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию; − в органы и учреждения социального обслуживания – о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семьях, находящихся в социально опасном положении; − в органы внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния либо которые совершили правонарушение или антиобщественные действия; − в уголовно-исполнительные инспекции – о выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушений или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которыми предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонении несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей;
− в органы управления здравоохранением – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; − в органы, осуществляющие управление в сфере образования – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях; − в органы по делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании содействия в организации отдыха, досуга, занятости; − в органы службы занятости – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве, а также о несовершеннолетних, оставивших образовательную организацию в установленных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» случаях и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве [12]. В случае получения информации о преступлении, совершенном несовершеннолетним, а также в отношении него, информация направляется в органы Следственного комитета Российской Федерации. Таким образом, при рассмотрении и полном изучении понятия «социально опасное положение» и «несовершеннолетний в социально опасном положении», на основании анализа формулировок нормативно-правовых документов, можно выдвинуть ряд показателей, которые относят детей к категории социально опасного положения. Выделяют следующий ряд: беспризорность, безнадзорность, угроза опасности непосредственно для жизни и здоровья, различные правонарушения и действия, которые нарушают общественные устои (например, употребление ПАВ, проституция, бродяжничество и т.д.), жестокое обращение с детьми в семье (семейное насилие, систематическое избиение и т.д.), неисполнение обязанностей родителями или иными законными представителями (воспитание детей, их обучение и содержание), конфликты внутри семьи, информационные риски (интернет-зависимость, риски вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах), социальная исключённость, а также различные потребности в жизненном развитии, устройстве и экстренной помощи.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 769; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.015 с.) |