Формы и методы организации социальной работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы организации социальной работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении



 

В своей работе специалисты используют большое количество различных методов для изучения детей и организации социальной работы с детьми в социально опасном положении и их ближайшим окружением. Хотелось бы рассмотреть основной спектр методов, которыми пользуются специалисты для изучения и поиска способов решения проблем детей в социально опасном положении.

Методы социальной работы – совокупность технологий, исследовательских и терапевтических процедур, способов, с помощью которых осуществляется социальная работа.

Большое место в социальной практике занимают педагогические методы: формирование сознания личности (понятия, суждения, убеждения, оценки); организация познавательной, практической деятельности в поведении (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); стимулирование деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.); психолого-педагогическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация [45].

Метод социального патронажа. Во время патронажа специалист посещает квартиру, обследует жилищно-бытовые условия, знакомится с семьей, родственниками, наблюдает за семьей в обычной домашней обстановке, исследует ее психологический климат, обстановку, в которой живут дети. Уловить психо-эмоциональную атмосферу, царящую в семье, можно только в привычной для нее обстановке. Основная цель социального патронажа – это комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации.

При проведении патронажа специалист должен быть в хорошем настроении, всем своим поведением проявлять интерес ко всему, чем живет подросток и его семья, уважение ко всем ее членам. Специалист не должен осуждать или критиковать; свое несогласие ему лучше выражать мягко, допуская возможность существования другого мнения. При этом нужно находить для себя способы получить в непринужденном разговоре ответы на все поставленные вопросы; следует давать советы в доброжелательном тоне, чтобы при расставании у клиентов осталось приятное ощущение того, что общий язык найден. Закрепить такое впечатление помогает положительный отзыв, высказывание о семье при встрече специалиста с ребенком, выражение удовлетворения от знакомства с его домом. В практике при осуществлении патронажа социально неблагополучных семей нередко приходится сталкиваться с агрессивным отношением ее членов к специалисту (брань, угрозы и т.д.). В этих случаях рекомендуется: не отвечать грубостью, не повышать голос на собеседника; вести себя тактично; патронаж семьи осуществлять двумя специалистами либо в союзе с представителями ОМВД, КДН, органов опеки и попечительства. Специалист должен помнить, что его главный аргумент – защита прав и интересов несовершеннолетних.

Метод информирования в социальной работе – самый распространенный. Его назначение состоит в передаче клиенту актуальной для него информации. Это может быть информация юридического, медицинского, нравственно-эстетического, психолого-педагогического, социально-бытового характера.

Метод консультирования – это ориентация членов семьи, особенно детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы семейного благополучия. По содержанию консультирование может быть: социально-правовым; социально-педагогическим; социально-психологическим; информационным. Консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьёй.

Метод убеждения достигает своей цели, когда у личности сформировалась готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Этот метод обеспечивает развитие общечеловеческих морально-этических качеств. Убеждать – значит разъяснять, применяя эмоционально-словесное воздействие, опираясь на внушение, т.е. сочетая просьбу с разъяснением и внушением. Убеждение может проходить в форме беседы, лекции, рассказа, объяснения, диспута, примера, внушения. Сильнодействующий метод убеждения. Пример может быть реализован через рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и (или) жизненного факта, личности. Возможности этого метода велики: с его помощью можно иллюстрировать, конкретизировать проблему, связывать теорию с практикой, имеющимся опытом [60].

Убеждать – значит активизировать деятельность объекта воздействия. Для этого следует выполнять ряд условий:

− показывать индивиду ошибочные и положительные стороны его поведения;

− ставить человека в такие условия, где он мог бы проявить свои лучшие качества, при этом, не имея возможности или искушения совершить ошибочные действия;

− вовремя подмечать и поощрять положительные стороны индивида;

Метод внушения состоит в аргументированном словесном воздействии на членов семьи с целью изменения их мнения, установок и отношений. Усиливают эффект внушения использование определенного эмоционального фона. Внушение имеет эмоционально-волевую окраску и основывается на доверии.

Метод наблюдения предназначен для познания и исследования. Он используется при изучении внешних проявлений (действия, движения, речь, мимика) поведения человека без вмешательств в протекание его деятельности.

Следующий метод – это беседа. Беседа предназначена для получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющейся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений.

Анкетирование – это метод, который представляет собой множественный сбор статистического материала путём опроса испытуемых.

Интервью – это тот метод, при использовании которого происходит получение информации с помощью устного опроса. По сравнению с анкетированием оно предполагает большую свободу опрашиваемого человека в формулировке ответов, большую развёрнутость ответов. Выделяют несколько видов интервью:

− свободное интервью (нерегламентированное темой и формой беседы);

− стандартизированное интервью (по форме близкое к анкете с закрытыми вопросами);

− фокусированное интервью (его целью является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавливаются заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность может меняться);

− форматизированное интервью (строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией);

− интервью с открытыми вопросами (по времени более затратная форма исследования).

Еще один метод, который специалисты используют в своей работе – это метод экспертной оценки (МЭО). Данный метод основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Метод экспертного прогноза (вариант метода экспертных оценок). Суть этого метода заключается в выборке согласованных мнений путем многократного повторения опроса одних и тех же экспертов. Алгоритм использования данного метода:

− первый опрос экспертов;

− обобщение результатов;

− сообщение итогов;

− повторный опрос экспертов. На этом этапе возможны такие варианты как: эксперты либо подтверждаю свою точку зрения, высказанную на первом этапе, либо изменяют свою оценку в соответствии с мнением большинства.

Параметрический метод – это метод, который  состоит в сопоставлении двух ключевых параметров: прежнего состояния социальной единицы ("на входе") и нынешнего состояния социальной единицы ("на выходе"). Разница между этими двумя параметрами представляет собой "социальный эффект" (реабилитационный, коррекционный и т.п.) или результат, свидетельствующий об эффективности использования средств, методик, уровня квалификации персонала и т.п.

Метод оценки эффективности – метод, который позволяет систематизировать факторы эффективности и факторы неэффективности, предоставлять их в наглядном и обозримом виде, например в виде соответствующих таблиц, а также разрабатывать и выполнять программы (планы) по совершенствованию деятельности. Данный метод имеет свои разновидности:

− прямой оценочный метод, когда периодически проводятся устные и письменные опросы клиентов;

− параметрический метод, с помощью которого производится сопоставление (сравнение) того, что положено клиенту по нормам, нормативам и стандартам, и того, что фактически выполняется в процессе социально-педагогической деятельности;

− сочетание первого и второго.

Следующий метод – это анализ документов. Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер. Документы подразделяют:

− по степени персонификации – на личные и безличные;

− в зависимости от статуса документального исследования – на официальные и неофициальные;

− по источнику информации – на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные данные).

Далее метод, который хотелось бы рассмотреть – это тестирование. Данный метод является исследовательским, в основе которого лежат определённые стандартизированные задания. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, собственно само задание, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет "читать" тест, инструкцию по повторному заключению.

Метод биографии – это метод, который заключается в том, что все источники, которые дают возможность с разной степенью глубины и обобщённости выявить специфику жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми, при включении его в какие-либо социальные группы.

Семейная биография (вариант биографического метода), с ее помощью происходит изучение истории конкретной семьи, которое позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека выделить механизмы трансляции процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентаций, жизненных позиций и т.п.)

Беседа – это педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса с детьми. Сущность беседы состоит в организации диалога между социальным педагогом и учащимся, между самими учащимися. Используется беседа, как в учебной работе, так и во внеучебной деятельности учащихся. Беседа может также быть методом изучения, применяемым с целью выявления индивидуальных особенностей учащихся, коллектива.

Деловая игра – это своеобразное моделирование процессов и механизмов принятия решений с использованием различных моделей и групповой работы. Применение деловых игр способствует развитию профессиональных компетенций детей, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать в группе. Деловая игра также способствует привитию определённых социальных навыков и воспитанию правильной самооценки.

Круглый стол – это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Конференция – мероприятие, проводимое с целью обсуждения вопросов и выработки рекомендаций по их решению. Конференция сосредотачивает и мобилизует духовные силы учащихся, развивает познавательные интересы, в период подготовки к конференции учащиеся включаются в самостоятельную работу, обогащённую поиском и творчеством.

Консультирование – это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.

Помимо этих методов работы специалистов используют и другие методы, такие как ситуационный анализ, эксперимент, мониторинг, социологический опрос, социальная терапия, социодрама, группа поддержки, социальный надзор, социальная опека, социально-медицинский уход, социальное обслуживание, трудотерапия, групповая терапия, социальный патронаж, метод мотивирования и приобщения к действию, метод содействия и сотворчества, метод самореализации, игротерапия и т.д.

Говоря о методах работы, стоит отметить и формы работы специалистов с детьми в социально опасном положении. Работа с несовершеннолетними, признанными находящимися в социально опасном положении, включает следующие формы работы:

− групповые формы работы. Данные формы открывают возможность формирования в актуальных для всех и каждого жизненных ситуациях получения нового опыта нормальных человеческих взаимоотношений, стимулируют вновь возникающие концепции «Я», новые модели идентификации; обеспечивают формирование чувства принадлежности к ближним, исключающего изоляцию в окружающей среде; защищенность от хронического стресса; расширение временных перспектив. нового опыта при взаимодействии с окружающими путем включения разнообразных ощущений чувств.

− Индивидуальные формы работы, включают коррекцию поведения и широкий диапазон воздействий, – от групповых тренингов до интересной, предметной (в том числе трудовой) деятельности, профессионально ориентирующей его, способствующей построению позитивного взаимодействия с окружающими [12].

Данные формы помогают специалисту в работе с детьми в социально опасном положении, в организации их правильной деятельности  и правильного выбора организации работы с ними. Но для работы с детьми нельзя упускать из внимания и семью данных детей, которые также оказались в социально опасном положении, как и их дети. Основными принципами работы с семьями, находящимися в социально опасном положении являются:

- принцип индивидуального подхода, законности, комплексности, взаимодействия и принцип ответственности;

- принцип индивидуального подхода – реализуется путём осуществления реабилитационного процесса с учётом особенностей семьи;

- принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ и Забайкальского края в работе с семьёй;

- принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьёй;

- принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьёй всех компетентных структур;

- принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.

На основе этих принципов специалист выстраивает свою работу с детьми в социально опасном положении и их семьями. К сожалению, в реализации и выстраивании работы специалиста и семьи, члены семьи совсем не настроены на работу, и тем более на активную помощь специалистам. В данном случае используют пять уровней работы:

1. Низший уровень – просто встреча, общение, проведение времени вместе (например, детей в приюте и их родителей, работников приюта и родителей). Параллельно может проводиться первичная беседа с «неблагополучными» членами семьи, выявление мотивации.

2. Контракт об информации – означает обмен информацией, например, информацией о развитии проблемной ситуации в семье. Члены семьи могут рассказать, как изменилась обстановка, а специалисты объяснить последствия и предложить помощь.

3. Исследование – мы заключаем контракт об исследовании, диагностике семьи, одновременно собирая информацию о ее социальном окружении. Этот уровень более сложный, так как требует внутренней информации о семье, и здесь необходимо согласие родителей, позитивная мотивация  на вмешательство специалиста.

4. Сотрудничество – он подразумевает, что мы должны оказать обоюдную помощь друг другу. При этом чётко проговаривается и объясняется, что будет делать специалист, что – родители, что – дети, как ведут себя «проблемные» члены семьи.

5. Семейная терапия – ее тоже можно назвать сотруднической, однако мы не можем здесь действовать обоюдно, так как специалист, оказывая помощь, берет на себя большую ответственность за реализацию рабочего процесса. На данном этапе максимальна деятельность психолога. Психолог анализирует основные компоненты проблемы, и результаты диагностики определяются как основа работы смежных специалистов (социального работника, юриста, социального педагога) [39].

Таким образом, теория и практика социальной работы предлагают множество различных методик работы с детьми семьями, оказавшихся в социально опасном положении. Они дифференцируются в зависимости от многообразия личностных потребностей и интересов клиентов, специфики социальной проблемы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.143 с.)