Игротерапия, как технология социальной работы с детьми, находящимися в социально опасном положении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игротерапия, как технология социальной работы с детьми, находящимися в социально опасном положении



 

О первостепенном значении игры для естественного развития ребёнка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка. В ряде исследований игра определяется как работа ребёнка. Это, по-видимому, попытка каким-то образом узаконить игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых. Как детство имеет свой внутренний смысл и не является просто подготовкой к взрослой жизни, точно так же и игра имеет внутреннюю ценность и значение. В отличие от работы, которая направлена на выполнение какого-то определённого задания путём приспосабливания к требованиям непосредственного окружения, игра не зависит от поощрений извне. 3. Фрейд писал: «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребёнка - это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребёнок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьёз, напротив, он относится к игре очень серьёзно и щедро вкладывает в неё свои эмоции».

Л. Френк предположил, что игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребёнку раскрепостить своё воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определённые навыки. «Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности».

Согласно Ж. Пиаже игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной. В игре ребёнок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символами чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытывал. Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть не слишком явной. В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт и с игрой связаны те редкие моменты жизни детей, когда они чувствуют себя в безопасности и могут контролировать собственную жизнь.

Детство – это время подготовки к жизни, а игра является важным помощником. Доказательством этому служат множество пословиц и поговорок: «Старый спать, молодой играть!», «Молод с игрушками, а старый с подушками», «Детям не порча игрушки». Дети обычно говорят: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю», что, по сути, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу».

 Наблюдения многих медиков, психологов и педагогов показывают, что «подготовленный к игре ребёнок в отличие от «неподготовленного» значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизненно способен.

Осмысление детства как времени игры, и игры как средства подготовки к будущей жизни – одно из основных положений русской народной педагогики. Однако, многие современным родителям и педагогам, оно кажется устаревшим и неактуальным. Они считают, что новое время, с его ускоренным темпом и ритмом жизни, не позволяет терять драгоценные годы,

дни, часы и даже минуты на пустые игры в «дочки-матери», «в казаки-разбойники». И если играть, считают некоторые, то пусть это будут «умные» компьютерные игры или спортивные – например, восточные единоборства. Стремясь видеть своих детей образованными людьми, родители и педагоги зачастую видят в детстве лишь короткую ступень на пути ребёнка в общество взрослых людей, где он должен занять достойное место. При этом игре достаётся лишь функция развлечения и отдыха между делами, которыми ак важно занять ребёнка.

Как отмечает О.С. Газман: «Игра всегда выступает одновременно в двух временных измерениях: в настоящем и будущем; она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворением актуальных потребностей ребёнка, а с другой стороны – всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния. Умения, навыки, способы, необходимые личности для выполнения ей социальных, профессиональных, творческих функций, а также физической закалки развивающегося органы. Игру можно представить в виде механизма самоорганизации и самообучения такой избыточной системы, как психика ребёнка.

 В.И. Шкатулов составил функционал игры, который представляет ее как универсальную и феноменальную деятельность, выводящую ребенка за рамки его непосредственного опыта, любое место, занимаемое им в игре, уникально. В этом плане игра – стратегически тонко организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Исследователь показывает игру как фактор, формирующий личность на всех возрастных этапах школьного возраста и за его пределами. Кроме того, игра представлена им как самобытная и суверенная деятельность, являющаяся для детей и подростков «отыгранным опытом», эмоциональной и реабилитационной опорой личности, помогающей адаптироваться, реализоваться и самоутверждаться в жизни [64].

Игра – ведущая модель досуга. Она является действенным методом познания, диагностики учащихся, развития и коррекции. С.А. Шмаков впервые выдвигает игру как один из соответствующих законам детства педагогических принципов, которым как исходным положением следует руководствоваться в своей профессиональной деятельности педагогу. «В многообразии педагогических смыслов и проявляется феноменальная сущность игры»,  – утверждает Шмаков С.А..

 Игротерапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемами, возникшими в эмоциональной сфере и поведении ребенка, а также провести коррекцию отдельных черт его характера.

Цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуаций. При использовании игротерапии ребенок является ведущим лицом. А педагоги и другие специалисты, должны поддерживать дружеские отношения с детьми и помогать утвердить его «Я» в обществе и для него самого.

Обычно начинают игровые занятия с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Они помогают обеспечить эмоциональную разрядку, снять нервное напряжение, уменьшить страх темноты, наказания, замкнутого пространства, улучшить гибкость в поведении, освоить групповые правила поведения, наладить контакт между родителями и детьми, развивать ловкость и координацию движений.

 В игротерапии важно уважать желания ребенка, не заставлять играть его пассивно. Сделать так, чтобы игра приносила радость, а также нужно наблюдать за самочувствием ребенка в игре [62].

Прежде чем, применять игротерапию, нужно обратить внимание на взаимоотношения родителей и ребенка. Как правило, семейные конфликты препятствуют решению психологических проблем у детей.

 Игротерапия – это процесс совместного с ребёнком проживания и осмысления какой-либо жизненно-важной ситуации, поданной в игровой форме. Это процесс сотворчества, содействия, сопереживания, в котором ребёнок и взрослый вместе идут по дороге откровений, открытий и побед.

Игра для ребёнка – естественный способ рассказа о себе, о своих чувствах, мыслях, о своём опыте. Детям бывает очень непросто поделиться с взрослыми, да и друг с другом своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства, весь свой полученный опыт они легко, непринуждённо могут прожить в игре, выбрав определённый игровой материал, действуя с ним определённым образом. А это даёт возможность чуткому и мудрому взрослому «постичь ландшафт детской души» [62].

Занятия направлены на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и т.д.

 К средствам реабилитационного воздействия относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.),

Основными видами деятельности ребенка и подростка, в которых они наиболее полно развиваются, являются игра, учение и труд. Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и взаимодействия людей. Она для ребенка является формой реализации активности и сферой жизнедеятельности, где он получает удовольствие. Воссоздаваемые в игре реальные и воображаемые предметы, образы, игрушки помогают ребенку познать окружающий мир, приучают его к целенаправленной деятельности, способствуют развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Особое значение для развития ребенка имеет ролевая игра. Распределяя роли в игре, и, общаясь друг с другом, в соответствии с принятыми ролями (врач-больной и др.), дети осваивают социальное поведение, учатся взаимодействовать между собой. На следующем этапе – игре по правилам – эти черты поведения получают свое дальнейшее развитие.

Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д. Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

Именно поэтому все большее значение приобретает игровая терапия - способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положена игра [52].

В рамках подготовки выпускной квалификационной работы на базе МБОУ Нижнецасучейская СОШ была проведена апробация социально значимого проекта в игровой форме по профилактике социально опасного положения, а именно совершения преступлений, курения табака, наркомании и употребления ПАВ», который назывался «Возрождение давно забытого или (Я – шеф!)».

Идея проекта заключается в возрождении в обновленном виде шефства – школьного наставничества, получившего широкое распространение в советской школе. В то время тесное взаимодействие школьников на поприще шефства реально способствовало решению многих социально-педагогических задач. Проектом наставничество-шефство предполагается как оказание старшеклассниками содействия сверстникам и младшим школьникам по вовлечению в военно-патриотические, физкультурно-спортивные, досуговые мероприятия, так и их индивидуальная поддержка, помощь в устранении вредных привычек.

Целью проекта является создание и апробация модели наставничества в игровой форме в школьной среде как важнейшего направления формирования личности учащихся, профилактика социально опасного положения детей (совершения правонарушений, курения табака и кальяна, наркомании, потребления ПАВ).

Задачами проекта выступают:

−  поиск и подготовка наставников из числа старшеклассников, создание мотивационной среды для их результативной деятельности;

−  пропаганда идей наставничества в форме игры, информирование о лучших практиках реализации наставничества и шефства;

−  пропаганда здорового образа жизни

−  развитие у детей и подростков ответственности, организованности и альтруизма.

−  сплочение учащихся из числа наставников с обучающимися из числа наставляемых с помощью игровой деятельности.

Данный социальный проект мобилен и может корректироваться, исходя из запросов подростков, их социального положения и имеющегося в наличии времени.

Реализация данного проекта включала в себя три этапа: организационный, деятельностный, итоговый.

В рамках организационного этапа была выполнена следующая работа:

1) подготовка плана работы;

2) определение сроков реализации проекта;

3) подбор инструментария к реализации проекта.

Деятельностный этап включал в себя следующие мероприятия:

1) начало реализации проекта (проведение основных мероприятий проекта, поиск наставников среди старших школьников, которые находятся в социально опасном положении, путем личного проявления и желания участия в данной деятельности). Отметим, что данный этап предусматривал проведение нескольких мероприятий, направленных на формирование ответственности и профилактику появления вредных привычек. В рамках данного этапа были апробированы следующие акции и виды деятельности:

 

− викторина «В плену вредных привычек»;

− познавательная игра «Аукцион Ценностей»;

− мультимедийные презентации на тему «Последствие вредных привычек».

− познавательная мультимедийная игра «Наставник».

2) Проведение анкетирования: в контексте обозначенного этапа несовершеннолетним была предложена анкета: «Вредные привычки среди подростков», на основе полученных ответов респондентов были сформулированы выводы..

3) Итоговый этап включал в себя:

− обобщение, анализ проделанной работы.

Как таковой наш проект включал в себя следующие основные блоки:

4) диагностический блок (22 апреля – 27 апреля):

− анкетирование подростков, в частности сбор первичной информации, касающейся субъективного отношения подростков к вредным привычкам.

5) Информационно-практический блок (29 апреля – 11 мая):

− викторина «В плену вредных привычек»;

− познавательная игра «Аукцион Ценностей»;

− мультимедийные презентации на тему «Последствие вредных привычек»;

− познавательная мультимедийная игра «Наставник»;

− Ролевая игра «В синем море»;

− квест-игра «Тайна потерянного племени»;

− спортивные соревнования «Я - первый!».

6) Заключительный блок (12 мая – 19 мая):

− подведение итогов, обобщение проделанной работы.

Ресурсное обеспечение проекта:

− техническое оснащение проектной деятельности осуществлялось МБОУ Нижнецасучейской СОШ;

− кадровое обеспечение: школьный психолог, социальный педагог.

При реализации социального проекта были использованы такие механизмы реализации как:

1) информационно-образовательные: в рамках этого механизма была проведена работа с информационными источниками с позиции поиска и подборки данных о востребованных профессия современного общества. Вся изученная информация была представлена подросткам в виде информационных бесед, презентаций, викторин, игр;

2) организационно-деятельностный механизм: включал в себя проведение работы в виде викторин, игр, где подростки активно принимали участие и интересом справлялись с заданиями;

3) рефликсивно-аналитичекий механизм: в рамках этого механизма было проведено анкетирование подростков по заданной теме и обработка полученной информации.

Так же отметим, что на деятельностном этапе реализации предложенного нами проекта было проведено социологическое исследование объектом, которого выступили учащиеся МБОУ Нижнецасучейской СОШ, которые находятся в социально опасном положении. Их количество составило – 19 человек в возрасте от 7 до 17 лет. Предметом исследования явились вредные привычки (курение, употребление алкоголя и наркотиков). Подросткам было предложено ответить на вопросы анкеты на тему: «Вредные привычки среди подростков».

Исследование предложенной анкеты осуществлялось в контексте следующей цели: выявление уровня употребления алкоголя, наркотиков, табакокурения в жизни подростков, которые обучаются в МБОУ Нижнецасучейской СОШ. Задачей исследования является сбор информации по данной проблеме с помощью социологического опроса. Гипотезой исследования выступает наше мнение о том что, вредные привычки глубоко укоренились среди молодежи. Большинство случаев употребления вредных веществ связано с целью повышения своего настроения и причиной по которой впервые употребляют алкоголь, наркотики, курительные вещества- является обычный интерес и желание попробовать что-то новое. По нашему мнению, негативные последствия, которые несут эти пороки, оказывают большой вред здоровью несовершеннолетних.

В анкетировании приняло участие 19 человек, носило сплошной характер среди представителей определённой нами квоты (дети в социально опасном положении, обучающиеся в МБОУ Нижнецасучейской СОШ) и предусматривало оценку их мнений по заявленной теме. Анкетирование проходило анонимно. Респондентам было предложено ответить на 14 вопросов, вопросы были закрытого типа.

Результаты получились следующие:

Задавая вопрос: «Употребляете ли вы алкоголь», – нами были получены такие ответы респондентов:

А) да – 13 человек (68 %);

Б) нет– 6 человек (32%).

Исходя из ответа на данный вопрос можно заметить, что большая часть опрашиваемых респондентов употребляют алкогольные напитки, что является весьма не утешительным результатом.

Формулируя следующий вопрос: «С какой целью Вы употребляете спиртные напитки?», были получены такие ответы:

а) чтобы снять напряжение (стресс) – 1 человек (8%)

б) чтобы повысить своё настроение – 9 человек(68%)

в) чтобы поддержать компанию- 2 человека (16%)

Также был получен ответ от одного человека, что употребление спиртных напитков служит защитной реакцией от семейных проблем (8%). Делая вывод из данного ответа, можно отметить, что для этого ребенка алкоголь является средством затуманивания сознания в целях избежание семейных проблем и конфликтов. Рассматривая все ответы респондентов, можно заметить, что главной причиной употребления алкоголя является повышения собственного настроения.

Интересуясь у респондентов вопросом «Всегда ли Вы можете отказаться от предложения выпить?», – ответы опрошенных распределились следующим образом:

а) да – 5 человек (39%)

б) нет – 8 человек (61%)

Исходя из этого вопроса, можно отметить, что большей части ребят не может отказаться от предложения выпить алкогольный напиток, что является также весьма не утешительным фактом нас.

Следующий вопрос анкеты: «Как часто Вы употребляете спиртные напитки?

а) ежедневно – 1 человек (8%)

б) не более трех раз в неделю – 1 человека (8%)

в) не более двух раз в месяц – 8 человек(60%).

Исходя из ответов, можно сделать вывод, о том, что большая часть подростков употребляют алкоголь не более двух раз в месяц. Также был дан ответ от трех респондентов, что они употребляют алкоголь только в праздничные дни (24%).

Формулируя вопрос: «Знают ли родители, что Вы употребляете алкогольные напитки?», – были представлены следующие ответы:

а) да – 3 человек (24%)

б) нет – 10 человек (76%).

Анализируя данный вопрос, можно отметить, что большая часть родителей не подозревают, что их дети употребляют алкоголь. Данный факт, говорит о том, что родители либо не внимательно относятся к своими детям, либо вовсе не интересуются ими и из жизнью

 На следующий вопрос анкеты: «Курите ли Вы?», варианты ответов опрошенных распределились следующим образом:

А) да – 11 человек (85%)

Б) нет – 8 человек (15%)

Можно заметить, что большая часть респондентов увлекается табакокурением, что ведет к ухудшению их здоровья.

Отвечая на вопрос: «Количество выкуриваемых Вами сигарет?», подростки констатировали следующее:

а) 1-10 сигарет в день – 9 человек (82%)

б) 10-20 сигарет в день – 1 человек (4%)

в) более пачки в день -1 человек (4%).

Исходя из ответов на данный вопрос, следует отметить, что у большего количества опрашиваемых респондентов, количество выкуриваемых сигарет в день не превышает 10 штук в сутки.

Интересуясь: «Вследствие чего Вы начали курить?», – нами были получены такие ответы:

 а) желание повзрослеть – 1 человек (9%)

б) влияние компании – 3 человека (27%)

в) хотел попробовать - 5 человека (46%).

Также двое респондентов ответили, что курят вследствие примера родителей (18%). Анализируя данный вопрос можно отметить, что влияние компании и желание попробовать, является главными факторами курения подростков. Помимо этого нельзя не обратить внимания на тот факт, что пример родителей является немало важным фактором. Смотря на родителей, дети подражают им, вследствие чего обретают вредные привычки.

 Формулируя вопрос: «С какого возраста Вы начали курить?» – респонденты констатировали:

а) с 6-10 лет – 2 человека (19%)

б) с 10-14 лет – 4 человека (36%)

в) с 14 –17 лет – 5 человек (45%).

Следует отметить, что большее количество респондентов начали курить в возрасте 14-17 лет.

Отвечая на вопрос: «Хотите ли Вы бросить курить?», подростки констатировали следующее:

а) да – 2 человека (82%)

б) нет – 9 человек (18%).

Анализируя ответы на данный вопрос можно отметить, что большая часть не желает бросать курить. Что является весьма негативным фактом для детей, его физического и психологического развития.

Следующий вопрос нашей анкеты звучал следующим образом: «Употребляли ли Вы когда-нибудь пусть даже слабый наркотик?» На этот вопрос ответы респондентов распределились следующим образом:

А) да - 1 человек (5%)

Б) нет – 18 человек (95%).

Анализируя ответы на данный вопрос, следует отметить, что почти все опрошенные респонденты ответили на данный вопрос отрицательно. Это говорит, о том, что подростки относятся к употреблению наркотиков более серьезно, чем к употреблению алкоголя и табакокурению. Тем самым данное отношение способствует для несовершеннолетних отталкивающим фактором для употребления наркотических веществ.

Далее мы задали вопрос «Вашей целью в момент употребления наркотических веществ было?». Респонденты ответили следующим образом:

а) желание новых ощущений – 1 человек

б) под воздействием других людей – 0 человек

Данным вопросом мы выяснили причину, по которой один наш респондент имел отношения с наркотиками. Как правило, желание новых впечатлений и ощущение чего-то нового выступает причиной многих негативных действий подростков, в том числе и правонарушающих, а также действий наносящих вред здоровью.

Следующий вопрос был представлен в открытой форме и звучал: «По вашему мнению, какие негативные последствия несут в себе употребление алкоголя, наркотиков и табачных изделий?». Анализируя ответы, было выявлено следующее, что из 19 респондентов 12 человек негативными последствиями считают вред здоровью (63%), 5 человек не видят в употреблении алкоголя, наркотиков, табакурения никаких негативных последствий(26%) и два респондента не ответили на данный вопрос (11%).

И последним вопросом нашей анкеты был: «Разрешите ли Вы своему будущему несовершеннолетнему ребенку курить, употреблять спиртные напитки или наркотики?

а) Да – 4 человека(26%)

б) Нет – 15 человек(74%).

Подводя итоги социологического исследования анкеты по выявлению вредных привычек подростков можно сделать следующие выводы. Во-первых, можно заметить тот факт, что большая часть не желают, чтобы их дети имели вредные привычки. Благодаря этому можно говорить о том, что подростки к вредным привычкам относятся негативно, но все же большинство учащихся подвержены данным вредным привычкам, в частности: алкоголь употребляют 13 учащихся из 19 (68%), курению подвержены 11 учащихся (58%).

Что касается наркотиков, то среди наших респондентов наркоманов не выявлено, но пробовал наркотик – 1человека (6%).

Основной целью потребления спиртных напитков является повышение настроения по праздникам или в компаниях. Наша гипотеза, в соответствии, с которой основной причиной употребления в первый раз этих веществ является желание попробовать, подтвердилась.

Исходя из полученных данных анкетирования и прикладной апробации предложенного нами проекта, сформулируем ряд рекомендаций:

1. Для социального педагога и школьного психолога МБОУ Нижнецасучейской СОШ:

− усилить работу с подростками для их дальнейшего самоопределения, повышения ответственности, избавление от вредных привычек посредством показа презентаций, игр, викторин, соревнований, проведения профилактических лекции и индивидуальных бесед;

− проводить различные тренинги, «круг общения» на повышение мотивации к учёбе и желанию помогать младшим школьникам;

− активно включать подростков в общественную деятельность, волонтёрство, школьные отряды.

2. Для классных руководителей МБОУ Нижнецасучейской СОШ:

− проводить больше внеурочных, мероприятий с подростками после занятий в свободное от учёбы время, чтобы заинтересовать их посредством тематических мероприятий, игр, квестов;

− по возможности проводить беседы на тему профилактики вредных привычек.

3. Для других заинтересованных субъектов:

− активнее включаться в работу с данной категорией детей;

− проводить различные мастер классы, учения для подростков, мероприятия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение нашей выпускной квалификационной работы можно сделать определённые выводы, что несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – это лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Для такой категории детей характерен узкий кругозор, отсутствие трудовых навыков, интересов и увлечений, безразличие к своей дальнейшей жизни, недоразвитие духовных чувств и эмоций, недисциплинированность, грубость, агрессивность, лживость, лень, девиантное и асоциальное поведение. Проблема нахождения в социально опасном положении несовершеннолетних остаётся весьма сложной и актуальной и требует вмешательства не только со стороны государств, но и со стороны специалистов по социальной работе.

На сегодняшний день социально опасное положение несовершеннолетних представляет собой негативную реальность российской действительности. Пристрастие к алкоголю, употребление наркотических и психотропных веществ несовершеннолетними, разбои, хулиганские действия, неумение организации своего досуга, отчуждённость от общества является главными проблемами данной категории детей [51].

Необходимо со всей определённостью подчеркнуть, что предупреждение отклонённого поведения, алкоголизма, наркомании и. т. д. у детей и подростков не может быть заключено в рамки ведомственных, психиатрических возможностей и должно решаться путём создания системы, объединяющей меры медицинского, правового и педагогического характера, воспитанию института семьи. Таким образом, деятельность по профилактике и коррекции отклонённых поведений у детей и подростков будет наиболее эффективной, если меры, предпринимаемые для этого, будут: носить комплексный характер; включать профилактику отклонённого поведения в целом; учитывать индивидуально-личностные особенности; ориентированы на устранение причины отклонений в поведении; включать работу с микросоциальным окружением подростков.

Причём технологии психокоррекции у детей должны быть представлены методами индивидуальной рациональной психотерапии, технологиями групповой работы, в комплексе с семейной терапией, а также психолого-социальной работы в детских учреждениях с детьми и подростками, находящимися в зоне риска. Все методы должны быть направлены на осознание маленьким взрослеющим человеком себя как полноценного здорового члена современного общества [61].

Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, можно считать индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи.

Какая бы работа с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делалась, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром. 

Снижение остроты проблемы социально опасного положения несовершеннолетних, оказание помощи и поддержки несовершеннолетним должно осуществляется различными социальными субъектами: государством и его ведомствами, органами внутренних дел, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальными службами, некоммерческими организациями, органами защиты населения, школьными психологами и социальными работниками и т.д. Важно отметить, что названные социальные субъекты в качестве инструмента оказания помощи несовершеннолетним в социально опасном положении могут использовать технологии социальной работы, ориентированные на предоставление разнообразных социальных услуг, оказание помощи и поддержки гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Особое место среди технологий социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями занимает технология игротерапии.

Главной целью игротерапиии является оказание помощи ребенку в выращении своих переживания через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуаций. При использовании игротерапии ребенок является ведущим лицом. А педагоги и другие специалисты, должны поддерживать дружеские отношения с детьми и помогать утвердить его «Я» в обществе и для него самого.

В ходе написания выпускной квалификационной работы на базе МБОУ Нижнецасучейской СОШ был разработан и реализован игровой проект, который называется «Возрождение давно забытого или (Я – шеф!)». Идея проекта заключалась в возрождении в обновленном виде шефства – школьного наставничества, получившего широкое распространение в советской школе. Проектом наставничество помог в  содействия вовлечения школьников в военно-патриотические, физкультурно-спортивные, досуговые мероприятия и оказал индивидуальную поддержку. Основным содержанием работы по наставничеству стала ранняя профилактика социально опасного положения детей (совершения правонарушений, курения табака и кальяна, наркомании, потребления ПАВ) и  пропаганда здорового образа жизни.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1035; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.088 с.)