ТОП 10:

Тема 10 Экологическая тропа в здании детского сада



Программное содержание. Расширять представления детей об объ­ектах экологической тропы в здании детского сада. Учить узнавать и называть знакомые растения и животных. Расширять представления о

59


способах ухода за растениями и животными. Развивать связную речь. Формировать желание помогать взрослым ухаживать за растениями и животными. Развивать интерес к миру природы, эстетическое отно­шение к окружающей действительности. Формировать желание вы-1 ступать в роли экскурсовода на пунктах маршрута экологической тропы. Развивать творческую активность.

Предварительная работа. Чтение произведений о природе. Дежурство в уголках природы. Рисование и лепка животных. Дидактические игры.

Материал и оборудование. Схема маршрута экологической тропы; объекты экологической тропы — комнатное растение кливия, аквариум с золотой рыбкой, клетка с волнистыми попугайчиками, клетка с сирийским хомячком.

Методика проведения

Педагог предлагает детям вспомнить, какие объекты экологической тропы они наблюдали на участке детского сада, и пройти объекты экологической тропы в здании детского сада.

Показывает схему маршрута по экологической тропе. В случае за- \ труднений оказывает помощь.

Можно предложить детям (заранее подготовленным) быть экскур­соводами на пунктах маршрута.

1-й пункт маршрута: объект — комнатное растение кливия.

Родина кливии — Южная Африка. Травянистое растение с коротким корневищем и темно-зелеными, ремневидными, двурядно располо­женными листьями. Крупные оранжевые воронковидные цветы со­браны в зонтики на конце цветочной стрелки. Цветет весной и летом. Зимой поливают умеренно, летом— обильно. Осенью полив сокраща­ют. Размножается отводками.

2-й пункт маршрута: объект — аквариум с золотой рыбкой.

Аквариум четырехугольной формы. На дне насыпан промытый речной песок. В аквариуме посажены водные растения (ряска, водный папорот­ник, риччия), которые обогащают воду кислородом. Воду в аквариум нужно наливать специальную или водопроводную (во втором случае во­да должна отстояться). Аквариум должен быть хорошо освещен. В аква­риуме желательно поддерживать постоянную температуру воды. Один-два раза в месяц аквариум следует чистить и частично менять воду. Помимо рыбок в аквариуме можно содержать пресноводных моллюсков (катушка, лужанка, физа), которые очищают стенки от зеленого налета.

В аквариуме живет золотая рыбка. Она относится к роду карповых. Впервые этот вид был выведен в Китае путем селекционной работы

60


с карасями. Это одна из самых распространенных аквариумных рыбок. Некоторые особи могут достигать больших размеров—15—20 см и более. Окраска тела золотистая и красноватая. Эта рыбка неприхот­лива к условиям обитания и корму, чем и завоевала любовь аквариу­мистов. Удивительно, что продолжительность жизни золотых рыбок в среднем 30—35 лет. При нарушении условий содержания аквариума рыбки могут заболеть.

Педагог дает детям возможность понаблюдать за рыбками в аква­риуме и поделиться своими впечатлениями.

3-й пункт маршрута: объект—клетка с волнистыми попугайчиками. Родина волнистых попугайчиков —Австралия. Природная окраска волнистых попугайчиков травянисто-зеленая с поперечными темными волнистыми штрихами. Путем искусственного отбора были выведены попугаи: зеленые, синие, желтые, пестрые и другие. Содержать вол­нистых попугайчиков можно в вольерах и клетках. Все клетки должны иметь вынимающийся поддон, поилку и кормушку. Волнистые по­пугайчики относятся к зерноядным птицам. Кроме зерновой смеси попугайчикам можно давать каши, яйца, творог, яблоки, морковь и траву. Волнистых попугайчиков можно дрессировать. Они способны подражать некоторым словам. Чтобы волнистые попугайчики размно­жались в неволе, важно правильно их содержать.

Педагог дает детям возможность понаблюдать за волнистыми по­пугайчиками и поделиться своими впечатлениями. 4-й пункт маршрута: объект — сирийский хомячок. Родина зверька —Сирия. Сирийский или золотистый хомячок —это животное небольшого размера, мордочка овальной формы, подвижная, глаза черные, выпуклые, уши торчащие; тело овальной формы, лапки небольшие, одинаковой длины, с пятью пальцами, короткий хвост. Шерсть мягкая, короткая, золотисто-рыжей окраски, живот светлый. Искусственно выведены хомячки и других цветов. Хомячок имеет большие защечные мешки, в которых переносит пищу в нору; пища остается сухой, так как в защечных мешках нет протоков слюнных желез. Ест хомяк, сидя на задних и держа пищу в передних лапках.

Содержат хомячков в металлических клетках с довольно толстой сеткой. В клетку ставят небольшой домик и кладут материал для гнез­да (вату, мягкие тряпочки, опилки); хомячок устраивает гнездо по своему вкусу. Рядом с гнездом он делает кладовую, куда складывает запасы пищи. В одном из углов хомячок устраивает туалет —это об­легчает чистку клетки. Для хомячка можно поставить лесенку, по которой он сможет лазать. При малейшей возможности хомячки убе-

61


гают из клетки; клетку надо держать закрытой и следить за целостью сетки. Корм для хомячков — обычный для грызунов: зерна разных рас­тений, овощи, фрукты, зелень, немного воды или молока. Сирийский хомячок легко приручается.

Педагог спрашивает, что нового дети узнали в процессе прохожде­ния экологической тропы в здании детского сада.

Благодарит ребят, которые рассказывали о растениях и животных экологической тропы.


 

Февраль

Тема 11 Цветы для мамы

Программное содержание. Расширять знания о многообразии комнат­ных растений. Развивать познавательный интерес к природе на примере знакомства с комнатными растениями. Дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом. Учить высаживать рас­саду комнатных растений. Формировать заботливое и внимательное от-1 ношение к близким людям. Формировать позитивное отношение к труду, желание трудиться.

Предварительная работа. Наблюдения и уход за комнатными рас­тениями; рисование комнатных растений.

Материал и оборудование. Узамбарские фиалки, 4 лейки; черенки для посадки, цветочные горшочки, камешки, земля, совки, тряпичные салфетки (на каждого ребенка).

Методика проведения

Педагог спрашивает у детей: «Какой скоро будет праздник? Что можно подарить мамам и бабушкам на праздник?»

Предлагает ребятам вырастить по цветку для мамы или бабушки.

Показывает, как от комнатного растения можно выбрать листовой черенок для посадки нового растения. Обращает внимание на то, что; лучше для размножения выбрать здоровый лист из второго ряда сни­зу. Его нужно аккуратно отломить от стебля. Один способ посадки растения — поставить листочек в воду, чтобы он дал корешки, и потом посадить в землю. Второй способ — посадить листик в землю и укрыть пленкой (полиэтиленовым пакетом).

В небольшой, неглубокий горшочек с дырочкой на дне необходи­мо положить немного камешков, а сверху насыпать землю. Черенок

62


осторожно закопать неглубоко в землю, полить теплой водой и за­крыть пленкой (пакетом). После того как станут появляться новые листочки, можно убрать пленку. Это произойдет примерно через месяц.

Предлагает разделиться на четыре подгруппы. Каждая подгруппа работает за своим столом.

Педагог напоминает последовательность посадки растения. Раздает листья фиалки. Дети выполняют посадку черенка.

В случае необходимости педагог оказывает детям помощь.

Рассаду ставят в светлое, но не солнечное место.

Педагог поясняет, что растения укоренятся и дадут новые ма­ленькие листочки примерно через месяц. Предлагает детям еже­дневно наблюдать за ростом растения. (Желательно фотографиро­вать некоторые стадии развития черенков и рассматривать фото с детьми.)

После того как растения укоренятся, предложить детям подарить фиалки в Международный женский день мамам и бабушкам.

Тема 12 Экскурсия в зоопарк

Программное содержание. Расширять представления детей о раз­нообразии животного мира, о том, что человек—часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее. Формировать представления о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери (млекопитающие). Развивать познавательный интерес, любозна­тельность, эмоциональную отзывчивость.

Предварительная работа. Беседа о животных. Чтение художественных произведений о животных. Разучивание стихотворения М. Несмеяновой «Кузнечик». Рисование животных.

Материал и оборудование. Презентация: животные в зоопарке (в па­вильонах (вольерах, аквариумах, террариуме). Мультимедийный про­ектор, ноутбук; нагрудные знаки для детей — «караси» (на группу) и «щука» (одна).

Методика проведения

Педагог предлагает детям отправиться на экскурсию в виртуальный зоопарк. Спрашивает у детей, знают ли они, что такое «виртуальный зоопарк». Объясняет, что виртуальный зоопарк—это зоопарк, который мы можем посетить с помощью компьютера. Как и в настоящем зоопар-

63


ке, в нем можно увидеть много интересных животных. Зоопарк большой, а сегодняшняя экскурсия будет проходить лишь в нескольких павильонах.

Павильон 1. Террариум с насекомыми.

На экране демонстрируется террариум с насекомыми — кузнечиками, жуками, стрекозами, бабочками.

Педагог спрашивает у детей: «Что такое террариум?» Обобщает от-1 веты детей: «Террариум —это емкость, где созданы необходимые условия для содержания насекомых. Большинство террариумов делают из стекла и металлической основы. На дно насыпают песок или землю, кладут камни, мох и сажают растения. Можно установить коряги и повесить лианы. В террариуме должна быть емкость с водой. Важно поддерживать в нем определенную температуру и влажность. Освещение и обогрев осуществляется с помощью специального оборудования».

Беседует с детьми о внешнем виде насекомых, о том, какую поль­зу они приносят человеку.

Спрашивает: «Чем насекомые отличаются от других животных?» Обобщает ответы детей: «У всех насекомых есть голова, грудь, брюш­ко и шесть ног. У многих насекомых есть крылья. Насекомые появ­ляются на свет из яиц и личинок».

Дает детям возможность свободно высказать свои впечатления.

Павильон 2. «Мир птиц».

На экране демонстрируется павильон с птицами—утками, гусями, пеликанами, павлинами, фламинго, аистами, журавлями, страусами, попугаями.

Педагог спрашивает у детей: «Что такое павильон?» Обобщает от­веты: «Павильон —это крытое помещение, где созданы необходимые условия для содержания птиц. На земном шаре обитает много видов различных птиц. Этот павильон дает возможность посетителям побывать в разнообразных природных ландшафтах, с точностью воссозданных строителями и художниками, и сполна насладиться красотой и разно­образием птиц. Многие птицы в теплое время года размещаются в просторных выгулах, прилегающих к павильону».

Беседует с детьми об обитателях павильона «Мир птиц».

Спрашивает: «Чем птицы отличаются от зверей?» Обобщает ответы детей: «Птицы, звери, насекомые, рыбы —это представители животно­го мира. У птиц есть туловище, голова, ноги, крылья. На голове рас­положены глаза, уши, клюв. Тело покрыто перьями. Птицы умеют летать. Птенцы птиц вылупляются из яиц».

Дает детям возможность свободно высказать свои впечатления.

Павильон 3. Аквариум с рыбами.

64


На экране демонстрируется аквариум с рыбами: акулой, щукой, карасем, сомом, окунем, ершом, рыбой-шаром и другими.

Педагог спрашивает у детей: «Что такое аквариум?» Рассказывает: «Этот аквариум гораздо больше по величине, чем комнатный аквари­ум. Это большая емкость с водой, где искусственно созданы природ­ные условия ручьев, рек, озер и морей различных уголков земного шара. Его стеклянные берега дают возможность увидеть многообразие этого удивительного мира».

Предлагает детям назвать тех рыб, которых они знают. В случае затруднений называет рыб.

Выделить общие признаки рыб: строение — обтекаемое тело, по­крытое чешуей; голова, туловище, гибкий хвост и плавники; рыбы живут в воде; плавают; детеныши выводятся из икринок.

Дает детям возможность свободно высказать свои впечатления.

Предлагает детям поиграть, прежде чем отправиться в следующий павильон, в подвижную игру «Караси и щука».

Одного ребенка выбирают щукой. Остальные играющие делятся на две группы: одна группа образует круг—это камешки, другая груп­па—караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу воспитателя щука вбегает в круг и старается поймать кара­сей. Караси прячутся за камушки —приседают за кем-нибудь из играю­щих, стоящих по кругу. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться, и уводит их за круг. После двух-трех повторений подсчи­тывают количество пойманных. Выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами. Игра продолжается.

Павильон 4. Вольер с дикими зверями.

На экране поочередно демонстрируются изображения млекопитаю­щих (зверей): медведей, лис, оленей, тигров, львов в вольерах.

Педагог спрашивает у детей: «Что такое вольер?» Рассказывает: «Вольер — это участок, огороженная площадка с навесом или открытая с присоединяющимися к ней клетками или домиками для содержания животных. Вольер служит для защиты животных от непогоды (дождя, снега, ветра, высоких и низких температур воздуха и т.д.). При этом в вольере должно быть удобно работать человеку. Конструкция во­льера облегчает уборку в нем, а также позволяет производить безопас­ное кормление ее обитателей».

Задает детям вопросы:

• Как называется животное?

• Чем покрыто тело?

• Какой окрас животного?

65         •


• Чем питается животное?

• Опасно ли для человека?

Обобщает ответы: «У всех млекопитающих есть туловище, голова, четыре ноги, голова и хвост. На голове расположены глаза, уши, нос и рот. Тело зверей покрыто шерстью. Конечности заканчиваются лапами или копытами. У зверей детеныши рождаются и питаются молоком».

Дает детям возможность свободно высказать свои впечатления. Спрашивает, кто из них был в настоящем зоопарке. Предлагает по­делиться своими впечатлениями.

Обобщить сказанное на занятии: «Мир природы разнообразен. Животные бывают самые разные. Мы должны бережно относиться к окружающей нас природе. В дальнейшем мы будем продолжать зна­комиться с удивительным миром животных!»

Март







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.148.142 (0.01 с.)