ТОП 10:

Тема 15 Леса и луга нашей родины



Программное содержание. Закреплять знания о многообразии рас­тительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи рас­тительного и животного мира. Развивать познавательную активность, творчество, инициативность. Воспитывать бережное отношение к при­роде. Формировать эстетическое отношение к окружающей действи­тельности. Развивать чувство коллективизма.

Предварительная работа. Чтение произведений детских писателей о природе. Использование фольклора при ознакомлении детей с при­родой. Рассматривание иллюстраций. Рисование растений и животных.

Методика проведения

Занятие проходит в форме викторины «Что? Где? Когда?».

Дети сидят за четырьмя столами. На каждом столе стоит волчок, лежат карточки с вопросами (по одному в каждом секторе).

Педагог сообщает детям, что сегодня состоится игра «Что? Где? Когда?», в которой определятся сильнейшие игроки группы. Знатокам команды-победительницы будут вручены золотые медали.

Напоминает: «Только обдуманное решение и согласованные действия могут привести к победе; не следует торопиться с ответом, прежде нужно обсудить его; договориться, кто и как будет отвечать. Обсуждение прекращается по сигналу. За каждое нарушение игровых правил ко­манда может лишиться одной фишки».

Выбирают капитанов команд.

71


Правила игры. «Волчок заводит команда, давшая правильный ответ на предыдущий вопрос. Стрелка указывает на карточку с вопросом. На обдумывание ответа детям дается 2 минуты. Команда, приготовив­шая ответ, поднимает свой номерной знак. Капитан команды называ­ет игрока, который будет отвечать на вопрос. За правильный ответ и за дополнение к ответу команда получает фишку. По окончании игры подсчетом фишек определяется победившая команда».

Во время музыкальной паузы дети двигаются под музыку.

Вопросы викторины:

1. Как одним словом называется лес, где растут дубы, березы, ели
и сосны? (Смешанный.)

2. Какой лес называют хвойным? (Лес, в котором растут хвойные
деревья —сосна, ель, пихта.)

3. Что такое луг? (Участок, покрытый травянистой раститель­
ностью.)

4. У какого дерева весной можно брать сладкий сок? (У березы.)

5. Какие кустарники имеют съедобные ягоды? (Малина, ежевика,
черника, смородина, рябина, калина и др.)

6. Какие цветущие растения растут на лугу? (Ромашка, клевер, иван-
чай, василек, мать-и-мачеха, пижма, лопух и др.)

7. Как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.)

8. Какие съедобные грибы растут в лесу? (Рыжик, белый гриб, под­
березовик, груздь, волнушка, опята и др.)

9. Почему бабочка получила название павлиний глаз? (У этой ба­
бочки на крыльях необыкновенный рисунок, похожий на яркий глаз с пав­
линьего пера.)

 

10. Почему божьи коровки, в отличие от большинства насекомых,
имеют яркую окраску? (Черные точки на красном фоне хорошо видны
издалека. Божья коровка ядовита и своей окраской предупреждает птиц
и животных, что она несъедобна, ею можно отравиться.)

11. Как одним словом называются птицы, которые на зиму улета­
ют в теплые страны? (Птицы, которые на зиму улетают в теплые
страны, называются перелетные.)

12. У какой птицы на голове красная полоска, похожая на шапоч­
ку? (У дятла.)

 

13. Какие животные на зиму ложатся в спячку? (Медведи и ежи.)

14. На какие классы делятся животные? (Животные делятся на сле­
дующие классы: звери (млекопитающие), рыбы, птицы и насекомые.)

Подводятся итоги викторины, проводится награждение команд-победителей.

72


Тема 16 Весенняя страда

Программное содержание. Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяй­ственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отноше­ние к людям, занимающимся сельским хозяйством. Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.). Развивать любознательность, творчество, инициативу.

Предварительная работа. Изготовление гербария «Стадии развития пшеницы». Разучивание стихотворений и пословиц о хлебе. Беседы о хлебобулочных и кондитерских изделиях.

Материал и оборудование. Проектор, ноутбук, презентация «Весенняя страда»; куклы Хрюша и Степашка; гербарий «Стадии развития пше­ницы»; зерна пшеницы и ржи; картинки из журналов и газет для коллажа; клей-карандаш; бумага формата A3; ножницы; салфетки.

Методика проведения

В гости к детям приходят Хрюша и Степашка. Они о чем-то спорят.

Педагог спрашивает: «О чем вы спорите?»

Хрюша. Взрослые говорят, что началась весенняя страда. Почему весной люди начинают страдать? Весной нужно радоваться солнышку!

Педагог. Вот в чем дело! Ребята, а вы знаете, что такое весенняя страда? Весенняя страда — это напряженная работа в весенний период по подготовке посевных работ. Ранней весной основной работой яв­ляется весенняя вспашка земли.

Хрюша. Я видел, как трактор работает в поле!

С т е п а ш к а. Я тоже хочу посмотреть!

Педагог. Все вместе посмотрим, как работают трактора на полях.

Просмотр презентации.

Слайд 1. В поля выходят трактора и тянут за собой плуги.

Слайд 2. Плуг переворачивает земляной пласт.

Слайд 3. Трактор боронит землю железными зубьями бороны.

Слайд 4. Когда земля готова к посеву, к трактору цепляют сеялку.

Слайд 5. Сеялка делает бороздки.

Слайд 6. Из сеялки семена равномерно падают на землю в бо­роздки.

Степашка. Как интересно! А какие семена падают в землю?

Педагог. Так сеют зерновые и зернобобовые культуры. Зерновые культуры —это растения, дающие зерно — пшеница, рожь, рис, просо, ячмень и т.д. Зернобобовые культуры — это бобы, горох, соя и др.

73

 


Агрономы — специалисты сельского хозяйства — знают, когда и какие сельскохозяйственные работы нужно выполнять. Успех всего года за­висит от того, как пройдет весенне-полевая кампания. Ведь недаром старая крестьянская мудрость гласит: весенний день год кормит. Давайте рассмотрим зернышко под лупой.

Предлагает Хрюше, Степашке и детям рассмотреть в увеличительное стекло лупы зернышко и колос.

Педагог. Что нужно для того, чтобы зернышко проросло в зем­ле? Из такого зернышка сначала вырастет маленький росточек, потом колосок, затем эти колоски соберут на поле комбайнами и отвезут на мелькомбинат. Пекари сделают тесто и выпекут булочки, хлеб, калачи. Вы знаете, почему хлеб бывает разного цвета? Мука бывает пшенич­ная—ее делают из пшеницы, и ржаная —ее делают из ржи. Из пше­ничной муки выпекают белый хлеб, булочки, караваи, а из ржа­ной—черный хлеб и ржаные пряники.

Педагог показывает семена ржи и пшеницы. Спрашивает у детей, как нужно относиться к хлебу? Что значит его беречь?

Обобщает ответы детей. Предлагает вспомнить пословицы о хлебе.

—Хлеб всему голова.

—Хлеб в пути не тягость.

—Хлеб везде хорош —и у нас, и за морем.

—Хлеб да вода — богатырская еда.

—Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.

—Работай до поту, поешь хлеба в охоту.

Подводит детей к пониманию того, что многие люди потрудились, чтобы можно было покушать вкусный хлеб.

Предлагает оформить коллективное панно «Весенняя страда».

Дети делятся на четыре подгруппы и приступают к созданию панно. На четырех столах лежат картинки, вырезанные из журналов и газет для выполнения коллажа.

В конце занятия все вместе любуются панно.

Хрюша и Степашка благодарят педагога и детей и прощаются.

Май







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.148.142 (0.007 с.)