ТОП 10:

Тема 17 Природный материал—песок , глина , камни



Программное содержание. Закреплять представления детей о свой­ствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным мате-

74


риалам. Показать, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес.

Предварительная работа. Игры с песком. Опытническая деятельность. Беседы о рабочих специальностях.

Материал и оборудование. Ноутбук, проектор, презентации «Как че­ловек может использовать песок и глину в своей жизни», «Как человек может использовать камни в своей жизни». Лупа, различные камешки, пластилин, деревянные и пластмассовые изделия, емкость с водой, стаканчики и розетки с песком, глиной, палочки (на каждого ребенка).

Методика проведения

Занятие целесообразно проводить по подгруппам в центре экспе­риментирования.

Детям предлагается исследовать свойства песка, глины и камня.

Задание 1. Исследование песка.

Эксперименты.

1. Рассмотреть разные образцы песка в лупу. Сравнить песчинки
по цвету, форме, размеру, блеску, прозрачности.

2. Высыпать песок из стаканчика в розетку. Легко ли он сыплется?

3. Взять два стаканчика с одинаковым количеством песка. В один
налить немного воды. Что происходит с песком, в который налили воду?

4. Взять в одну руку стаканчик с сухим песком, в другую — с влаж­
ным. Одинаковые ли по весу стаканчики? Почему стаканчик с влаж­
ным песком тяжелее стаканчика с сухим песком?

5. Слепить из сухого и влажного песка шарик. Почему из сухого
песка шарик слепить не получается?

Выводы.

1. Песчинки бывают разными по величине, цвету и даже форме.

2. Песок —это сыпучий природный материал.

3. Песок легко впитывает и пропускает воду. Песок становится влажным.

4. Стаканчик с влажным песком тяжелее, чем стаканчик с сухим
песком. В сухом песке между песчинками находится воздух, а во
влажном — вода. Вода тяжелее воздуха, поэтому стаканчик с влажным
песком тяжелее.

5. Из сухого песка шарик слепить не получается, так как он сыпучий.
Задание 2. Исследование глины.

Эксперименты.

1. Рассмотреть разные образцы сухой глины. Сравнить образцы глины по цвету.

75


2. Воткнуть палочку в стаканчик с сухой глиной и сухим песком.
Куда палочка втыкается легче и почему?

3. Взять розетку с сухой глиной, добавить немного воды и разме­
шать. Что происходит с глиной?

4. Воткнуть палочку в розетку с мокрой глиной. Куда палочка вты­
кается легче: в мокрую глину или в сухую?

5. Слепить из влажного песка и из влажной глины шарики. Сравнить
их на прочность. Что произойдет с шариками, когда они высохнут?

Выводы.

1. Глина бывает разного цвета — белая, красная, черная.

2. Палочка втыкается легче в стаканчик с сухим песком, потому
что песок рыхлый.

3. Глина становится вязкой, из нее можно лепить. Если налить
много воды, то из глины нельзя будет лепить.

4. Палочка втыкается легче в мокрую глину, чем в сухую.

5. Шарик, вылепленный из глины, более прочный, чем шарик,
вылепленный из влажного песка. Шарик, вылепленный из глины, при
высыхании станет твердым, а шарик из влажного песка рассыплется.

Педагог беседует с детьми о том, как человек может использовать песок и глину в своей жизни. Демонстрирует презентацию «Как че­ловек использует песок и глину в своей жизни».

Задание 1. Исследование камней.

Эксперименты.

1. Рассмотреть камешки и сравнить по величине.

2. Рассмотреть камешки и сравнить по цвету.

3. Рассмотреть камешки через лупу. Определить, что можно увидеть
на поверхности.

4. Потрогать и рассмотреть камни с разной поверхностью.
Определить, какая бывает поверхность камней.

5. Постучать камнями друг о друга. Затем постучать камни о дере­
вянные и пластмассовые изделия. Сравнить издаваемые звуки.

6. Сжать в одной руке камень, а в другой пластилин. Сравнить
материал на твердость.

7. Почертить монеткой по разным камешкам. Посмотреть, остались
ли следы на камнях?

8. Опустить камешки (галька и керамзит) в емкость с водой. Что
произошло с камушками? Изменился ли цвет камней в воде?

Выводы.

1. Камешки бывают разной величины.

2. Камешки бывают разного цвета.


 


76


3. На поверхности камней можно увидеть трещины, кристаллики,
узоры, царапины, выемки и т.д.

4. Поверхность камней бывает гладкой, шероховатой, с выемками,
с трещинами и т. д.

5. Камни стучат друг о друга более звонко, чем при постукивании
с более тяжелыми предметами.

6. Камень — твердый материал, а пластилин мягкий. Так как при
сжимании пластилин меняет форму и из него можно лепить, а камень
остается прежней формы.

7. На камнях остаются разные следы, так как их твердость разная.

8. Галька утонула в воде, а керамзит нет. Галька тяжелее воды, а ке­
рамзит легче. В керамзите есть воздух, поэтому он легче гальки. В воде
цвет камней меняется. Мокрые камни становятся более яркими.

Педагог беседует с детьми о том, как человек может использовать камни в своей жизни. Демонстрирует презентацию «Как человек ис­пользует камни в своей жизни». Беседует с детьми по содержанию слайдов. Предлагает детям продолжить исследование песка, глины и камней на прогулке.

Тема 18 Солнце , воздух и вода—наши верные друзья

(Прохождение экологической тропы)

Программное содержание. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека. Воспитывать бе­режное отношение к природе. Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы.

Предварительная работа. Наблюдения за растениями в природе. Дидактическая игра «Кто быстрее найдет дерево». Рисование «Цветут сады», «Красивые цветы», аппликация «Весенний ковер».

Материал и оборудование. Объекты природы на участке детского сада: клумба, пень, деревья, кустарники и скворечник. Костюм Деда Природоведа (взрослый в костюме Деда Природоведа или игрушка). Цветочная рассада.

Методика проведения

Прохождение объектов экологической тропы. (Они выбираются с учетом региональных особенностей и месторасположения дошкольной организации.)

77

 


Дети выходят на улицу, их встречает Дед Природовед. Здоровается с детьми, восхищается тем, как они повзрослели. Спрашивает, что им особенно нравится весной? Обобщает ответы детей: весной природа пробуждается: поют птицы, распускаются листья на деревьях, цветут первые цветы; природа заряжает человека своей солнечной энергией.

Дед Природовед предлагает детям прогуляться по экологической тропе. Говорит, что только самые внимательные смогут увидеть из­менения, которые произошли в природе. . Остановка 1. «Пень».

Дед Природовед предлагает детям понаблюдать за тем, что проис­ходит весной с пеньком. Спрашивает, кого они увидели в пне? Что происходило с этим пнем зимой? Откуда появились в пне маленькие букашки и жучки? Обращает внимание на то, что пенек дал новые отростки, вокруг него растет трава. Дает детям возможность рассмо­треть пенек и поделиться своими впечатлениями.

Остановка 2. «Деревья».

Обращает внимание детей на хвойное дерево —ель. Спрашивает, чем сейчас это дерево отличается от зимней ели? Какие произошли с елью изменения? Обобщает ответы детей.

Обращает их внимание на то, какие изменения произошли с ли­ственными деревьями по сравнению с зимним периодом.

Подводит детей к пониманию того, что весной с растениями про­исходят изменения: у них начинается сокодвижение. Весной на дере­вьях появляются сначала почки, а потом и маленькие листочки.

Дает детям возможность рассмотреть деревья и поделиться своими впечатлениями.

Остановка 3. «Сирень».

Дед Природовед предлагает вспомнить название данного растения.

Рассматривает с ребятами листья и цветы сирени. Обращает вни­мание на их красоту и неповторимость.

Читает стихотворение К. Романова:

Сирень распустилась у двери твоей

И лиловыми манит кистями:

О, выйди! Опять любоваться мы ей

Восхищенными будем глазами.

Смотри: гнутся ветви, все в пышном цвету -

Как обильны они и пушисты!

Недолго глядеть нам на их красоту

И вдыхать этот запах душистый.

Весна промелькнет, словно шаткая тень,

Как во сне проснется крылатом...

78


 


Скорей! Наглядимся ж на эту сирень И упьемся ее ароматом.

Беседует с детьми по содержанию стихотворения.

Остановка 4. «Скворечник».

Дед Природовед обращает внимание детей на скворечники. Спрашивает, прилетели ли скворцы из теплых краев? Обобщает от­веты детей: скворцы обычно прилетают в марте. Предлагает детям поделиться своими впечатлениями.

Уточняет: «Как можно догадаться, живут ли в нашем скворечнике скворцы? Слышали ли вы, как красиво поют скворцы свои песни? У многих скворцов уже вылупились из яиц птенцы, поэтому у птиц сейчас очень много хлопот. Им нужно не только питаться самим, но и прокормить потомство».

Дает детям возможность понаблюдать за скворцами и поделиться своими впечатлениями.

Остановка 5. «Клумба».

Дед Природовед предлагает: «Вспомните, какие растения росли на клумбе летом и осенью? (Астра, георгин, бархатцы, космея, ноготки, настурция.) Почему сейчас нет этих растений? На клумбу можно вы­саживать однолетние и многолетние растения. Однолетние растения высаживают каждую весну. А многолетние остаются зимой под снегом или их выкапывают и зимой держат в холодном и темном месте».

Дед Природовед предлагает высадить заранее подготовленную цве­точную рассаду на клумбу.

Педагог вместе с детьми высаживает растения на клумбу.

Дед Природовед хвалит детей за трудолюбие и прощается.


Наблюдения на прогулке с детьми 5-6 лет

Осень


Задачи наблюдений


Содержание наблюдений


ЖИВОТНЫЙ МИР: ПТИЦЫ


Формировать  реалистичные представления о природе. Расширять знания об особенно­стях внешнего вида, жизни, по­вадках птиц, их приспособлен­ности к среде обитания. Учить сравнивать, анализиро­вать и устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения при наблюдении за птицами в осенний период. Развивать познавательный ин­терес.


Осенью одни птицы улетают в теплые края, дру­гие перебираются поближе к жилью человека, тре­тьи— остаются в лесу. Птицы имеют разный окрас и величину. Тело птиц покрыто перьями, они могут летать. Летают они обычно против ветра, чтобы под перышки не проникал холодный ветер. Голуби. Отряд голубиных включает много родов и видов. Существуют почтовые голуби; в старину та­кие птицы передавали почту. В основном это птицы средней и небольшой величины, но встречаются и до­вольно крупные особи. Голуби схожи между собой по внешнему виду и строению. Они отличаются от других птиц плотным телосложением. Голова обычно неболь­шая, может быть с хохолком или гладкая, шея корот­кая, верткая. Крылья длинные и острые, что позволяет быстро развивать скорость, делать резкие повороты и планировать достаточно долго. Хвост небольшой, чаще всего слегка закругленный. Ноги короткие, силь­ные, четырехпалые, пальцы длинные, с короткими, но с сильно развитыми когтями. У некоторых пород ноги опушенные. Клюв прямой, небольшой, к вершине вздутый, а у основания довольно тонкий. Основание надклювия покрыто восковицей (мягкой кожицей). Клюв довольно крепкий, что позволяет расщелкивать даже очень твердую пишу. Оперение, плотное и густое, дает возможность переживать длинные и сильные мо­розы. Окраска разнообразная: в зависимости от поро­ды однотонная, с полосками и пятнами на внешней и внутренней сторонах крыльев и теле. В основном цве­товая гамма ограничивается белым, серым, коричне­вым, пегим и черным цветами, но встречаются голуби сизого, голубого и каштанового окраса.


80


Продолжение таблицы


Задачи наблюдений


Содержание наблюдений


Самки чаще всего меньше самцов, но иногда в диких условиях могут достигать того же размера. Голубиные пары не распадаются в течение всей жизни. Голубей часто разводят люди; для этого строят голубятни. Го­луби едят в основном растительную пищу, им нуж­но много воды для размягчения крупных и твердых семян. Они часто купаются в лужах, хотя и не от­носятся к водоплавающим. Пьют голуби, в отличие от других птиц, опуская клюв в воду почти до самых ноздрей. В городах обитают сизые голуби, в основ­ном темно-серого, сизого цвета, спина светло-серая, крылья серые с двумя широкими черными полоска­ми, поясница белая. Концы перьев хвоста образуют почти черную поперечную полосу. Перья шеи с ме­таллическим зеленым и фиолетовым блеском. Сам­цы и самки почти одинакового цвета. Домовый и полевой воробей. Существуют два вида воро­бьев—домовый и полевой. Домовый воробей особенно многочислен в городах, полевой же—в деревнях, селах и пригородах. Домовый воробей большой любитель ягодных плодов и семенных всходов, полевой почти не трогает ни тех, ни других. У полевого воробья две белые полоски на крыльях, по черному пятну на белых щеках, вокруг шеи белый ошейник. Самец и самочка окраше­ны одинаково. Полевой воробей немного меньше до­мового; он представляет собой уменьшенное и более изящное подобие домового воробья-самца, с которым окрашен сходно: у обоих те же цвета в оперении (бе­лый, серый, черный и коричневый), распределенные почти одинаково, но без черных пятен скобочкой на щеках. Самочка домового воробья вся серая, с неко­торой пестринкой и светлой полоской через глаз. Если слетается много воробьев, они шумно и громко чирика­ют. Осенью воробьи летают на поля и клюют там остав­шиеся зерна, их главную пищу. Воробьи не улетают на юг. Осенью они собираются в стайки и перебираются ближе к жилью человека. Перед дождем воробьи сидят молча, нахохлившись.

Синица. Синички —это шустрые, небольшие, лов­кие, смелые птички. В природе существует несколь­ко видов синиц — большая синица, лазоревка, бе­лая лазоревка, московка, гаички, хохлатая синица, длиннохвостая синица и другие. Они отличаются по величине и окрасу. Крылья у синиц короткие, округ­ленные. По земле они передвигаются вприпрыжку. Синицы великолепные акробаты и гимнасты: лаза­ют, кувыркаются, висят вниз головой, уцепившись за кончик тонкой ветки.

81


Продолжение таблицы


Задачи наблюдений


Содержание наблюдений


У синичек очень цепкие и острые коготки, которы­ми они умело удерживаются на любой веточке. Си­нички обследуют все трещинки на деревьях и домах в поисках корма — затаившихся мошек. Осенью, когда подрастают птенцы, синицы оставляют места своих гнездований в лесах и начинают вести кочевую жизнь, собираясь в стайки, где нередко перемешива­ются разные виды синиц. Осенью синицы прибли­жаются к жилью человека. В ноябре люди отмечают «Синичкин день» — укрепляют на деревьях кормуш­ки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала. Синички особенно любят полакомить­ся подвешенными кусочками сала. Серая ворона. Птица средней величины. У вороны клюв, горло, бока головы, крылья, хвост и ноги—чер­ные, остальное перо окрашено в серый цвет, светле­ющий с возрастом. Окрас у самца и самки одинако­вый. Вороны довольно неуклюжие, коренастые. Эти птицы всеядны. Ворона приносит пользу, уничтожая на полях озимого червя. Круглый год ворона живет на одном месте. Серая ворона хорошо приспособи­лась жить рядом с человеком. Ворон. Черный как смоль, с темно-синим отливом, ворон — красивая птица, с гордой осанкой. Это очень умная птица. По хитрости, находчивости и ловкости в добывании пищи ее можно сравнить с лисицей. Во­роны всеядны, они поедают разнообразную пищу. Ворон очень предан своей подруге, всю жизнь они живут вместе. Ворон способен подражать лаю и вор­чанию собаки, воркованию голубей, кудахтанью кур и смеху людей. Если вороны садятся на дерево голо­вой в одну сторону, да еще норовят садиться поближе к стволу, — надо ждать ветра. Ветер будет с той сторо­ны, куда сидят вороны головой. Сорока. Крылья у сороки зеленовато-синие, длин­ный хвост зеленовато-синий с красивым металличе­ским отливом; голова и спина черные с металличе­ским отливом; грудка и бока белые. Сорока хитрая, умная, смышленая, осторожная и дальнозоркая пти­ца. Ее называют «воровкой» за страсть к блестящим предметам, а еще — «Сорока-белобока» за белые бока или «Сорока-стрекотуха» за постоянное стрекота­ние. Сорока постоянно «болтает», «трещит» а при опасности стрекочет. Сорока всеядна. Осенью со­роки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам в поисках пищи (ягод рябины, облепихи) Сорока —птица оседлая: летом живет в лесу, а зимой перебирается ближе к жилью человека, однако боль­ших городов избегает.

82


Продолжение таблицы


Задачи наблюдений


Содержание наблюдений


Грач. Птица красивого темно-фиолетового цвета, по­хожая на ворону. Самым заметным и характерным отличием взрослого грача от вороны является его «белый клюв», а точнее кожица, которая покрыва­ет переднюю часть головы и окружает клюв у осно­вания, сам же клюв у грача такой же черный, как у вороны. «Белый нос» у грача от частого ковыряния в земле, в поисках червей. Грачи уничтожают вредных для сельского хозяйства насекомых. Грачи держатся стаями или их называют грачиные колонии или гра­чевники. В основном грачи перелетные птицы, осе­нью они долго не улетают. А когда есть пища, грачи нас не покидают совсем. Они переселяются из леса ближе к заливным лугам, где собирают на земле ли­чинок, насекомых и зернышки. Скворец. Скворец — крупная, красивая птица с бле­стящим черным оперением. Осенью самцы линяют: из черного, с фиолетовым отливом скворец стано­вится пестрым, его новые перышки имеют белые кончики. Клюв к осени из желтого превращается в черный. У самочки клюв бледно-желтый, а перыш­ки всегда пестрые. Длинный клюв помогает скворцу добывать из земли червяков. Песенка скворцов кра­сивая, звонкая, они часто подражают голосам других пернатых. К осени скворцы собираются в стаи и го­товятся к отлету в теплые страны. Свиристель. Свиристелей назвали так, вероятно, за их звучные, красивые серебристые трели, которы­ми они перекликаются между собой. Свиристель нельзя спутать ни с одной из птиц. Основной цвет окраса нежно-розово-серый, хохол такого же цвета, горлышко и черта через глаз черные, светлая полоска на конце хвоста ярко-желтая, с красными кончиками на каждом пере. Крылья сочетают основной черный цвет с белыми и желтыми полосками и украшены ярко-красными роговыми пластиночками, которы­ми заканчиваются белые перышки, расположенные поперечной полоской в средней части крыла. Са­мочка окрашена как и самец, но только все цвета у нее менее ярки. Величиной свиристель почти равна скворцу. Прилетают свиристели всегда большими стаями. Они питаются ягодами рябины, можжевель­ника, шиповника.

Журавль. Журавль—большая птица на длинных ногах и с длинным клювом. Оперенье серебристо-серое, на голове темная шапочка, украшенная красным пят­нышком. Крылья большие, сильные, окаймлены по краям темными перьями. Длинные ноги и клюв по-могают журавлям приспособиться к жизни на болоте.

83


Продолжение таблицы


Задачи наблюдений Содержание наблюдений
  Во второй половине сентября, когда ночи становятся холодными, птицы собираются в стаи. Звонкое кур­лыканье журавлей разносится над болотами, птицы готовятся к отлету в жаркие страны. Осенью в небе можно увидеть летящий и курлыкающий клин (ко­сяк) журавлей.

ЖИВОТНЫЙ МИР: НАСЕКОМЫЕ

Расширять представления де­тей о многообразии насекомых. Учить выделять характерные особенности насекомых. Фор­мировать желание наблюдать за насекомыми. Формировать представления о жизни насеко­мых в осенний период. Разви­вать любознательность. С наступлением октября жизнь насекомых замирает, они прячутся, чтобы перезимовать. Насекомые раз­личаются по строению, размеру и окрасу. Они бы­вают летающими и ползающими. У насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть конечностей. У ле­тающих насекомых есть крылья, они умеют летать. К летающим насекомым относятся бабочки, стреко­зы, пчелы, мухи, жуки и др. Есть насекомые, которые не могут летать, например, муравьи. В природе все насекомые нужны, но чело­веку некоторые насекомые могут приносить вред, поэтому он их уничтожает (комаров, мух и тараканов); эти насекомые могут быть разносчиками различных заболеваний. Народная примета: «Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме».

НАСЕКОМЫЕ: ПАУКООБРАЗНЫЕ







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.222.93 (0.01 с.)