ТОП 10:

Тема 9 Зимние явления в природе



Программное содержание. Расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество.

Предварительная работа. Наблюдения за зимней погодой; создание календаря погоды; рисование на темы «Зимний пейзаж», «Иней по­крыл деревья», «Зима». Чтение рассказов «Снег», «Изморозь. Иней»,

57


«Зимние узоры» (Гурьева Н.А. «Знакомство с природой. Времена го­да.-СПб., 2008).

Материал и оборудование. Резиновый мяч. Розетки со снегом, малень­кие и большие льдинки, льдинки в форме кубиков, емкость с водой, соль, ложечка, поднос, синие бумажные шестигранники, белые гуашевые краски, кисти № 4; салфетки, баночки с водой (на каждого ребенка).

Методика проведения

Педагог читает детям рассказ из книги Н. Виноградовой «Рассказы-1 загадки о природе» — «Зимние братья».

«Расскажу я вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи, но все же не одинаковы. Второй, средний брат начинает новый год. По! его команде лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боят­ся его проказ —он может обморозить щеки, нос, уши. Когда приходит этот брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воз­духе сверкают колючие иголки сухих снежинок. Третий, младший брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают лишь ночью, а днем начинает пригревать солнышко. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой, как у второго брата: мелькает, кру­жится пушистый снежок, будто летят одуванчики. О каких братьях-месяцах говорится в рассказе? Расскажите о каждом из братьев».

Обобщает ответы детей. Напоминает рассказы Н. Гурьевой про снег, изморозь, иней и зимние узоры на стекле: «Изморозь и иней образуют­ся в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равно­мерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся разными цветами».

Организует дидактическую игру «Придумай слово».

Воспитатель называет слово (существительное (снег, метель, ветер, снегопад, вьюга, иней, снежинка, лед и т.д.)) и кидает одному из де­тей мяч. Ребенок должен поймать мяч, придумать слово (прилагатель­ное) и кинуть мяч водящему. Затем педагог называет другое слово.

Организуется экспериментирование «Зимние явления в природе».

Задание 1. Рассмотрите снег в розетках. Понаблюдайте за таянием снега. Какого цвета стала вода после того, как растаял снег?

Задание 2. Рассмотрите большую и маленькую льдинки. Поместите льдинки в емкость с водой. Что произойдет с льдинками в воде? Какая льдинка растает быстрее? Понаблюдайте за таянием льдинок.

58

 


Задание 3. Рассмотрите кубики льда. Почему лед имеет форму ку­бика? Насыпьте на середину одного кубика немного соли. Что прои­зойдет с кубиком, посыпанным солью, и с кубиком, не посыпанным солью, если их поставить в холодильник?

Выводы:

1. Снег в помещении растает, потому что температура воздуха вы­
ше, чем на улице. Вода от таяния снега становится грязной, так как
в ней есть различные примеси.

2. Льдинки в воде растают, так как температура воды выше, чем
температура льда. Растает быстрее маленькая льдинка, так как ее пло­
щадь меньше, чем у большой льдинки.

3. Лед имеет форму кубика, так как воду залили в кубическую
форму и заморозили. Ледяной кубик, посыпанный солью, будет иметь
отверстие. А ледяной кубик, не посыпанный солью, останется преж­
ним. Соленый лед начинает таять при температуре ниже нуля градусов.
Если на улице мороз, и лед не тает, то его посыпают солью. Тогда лед
быстрее тает, и улицы становятся не такими скользкими.

Педагог читает детям стихотворение А. Бродского:

Невидимкой, осторожно Он является ко мне, И рисует, как художник, Он узоры на окне. Это клен, а это ива, Вот и пальма предо мной. Как рисует он красиво Белой краскою одной! Я гляжу—не оторваться: Веток линии нежны! А художник рад стараться, Даже кисти не нужны.

Беседует с детьми по содержанию стихотворения.

Предлагает детям нарисовать белой краской снежинки на шестигран­никах синего цвета и создать коллективное панно «Мороз окошко рас­писал!», а затем полюбоваться красотой выполненной композиции.







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.148.142 (0.003 с.)