Тема 1 во саду ли , в огороде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 во саду ли , в огороде



Программное содержание. Расширять представления детей о много­образии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах. Учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них. Расширять представления о способах ухода за садово-огородными растениями. Формировать желание делиться впечатлениями.

Предварительная работа. Отгадывание загадок об овощах и фруктах. Дидактические игры «Узнай на вкус», «Раз, два, три —урожай собери!». Беседа о правильном питании. Рисование и лепка овощей, фруктов, ягод. Оформление фотовыставки овощей, фруктов и ягод «Во саду ли, в огороде» (выставка оформляется родителями воспитанников и пе­дагогами).

Материал и оборудование. Карточки с изображением овощей, фрук­тов и ягод на каждого ребенка. Две корзины; муляжи овощей, фрук­тов и ягод. Тарелочки, ложечки на каждого ребенка. Сушеные овощи (морковь, дыня), фрукты (яблоки, груши), ягоды (малина, шиповник). Игровые фишки.

Методика проведения

Дети посещают фотовыставку «Во саду ли, в огороде...». Педагог беседует с детьми по содержанию фотографий. Задает наводящие вопросы. Дает детям возможность поделиться знаниями, впечатле­ниями.

Проводится беседа о том, как сложно, интересно и увлекательно выращивать урожай у себя в саду, на огороде или на даче. Педагог предлагает детям поделиться впечатлениями о дачах и огородах.

36


Можно пригласить на занятие родителей и предложить им расска­зать про свой урожай, про совместную деятельность с детьми на приусадебном участке или даче. Затем проводятся игры. Игра «Узнай по описанию»

На стульчиках, расставленных по кругу, лежат картинки с изобра­жением овощей, фруктов и ягод (лицевой стороной вниз). В игре участвуют все дети.

Каждый ребенок берет одну картинку и внимательно рассматрива­ет ее. Дети по очереди задают наводящие вопросы и определяют на­звания растений. (Вопросы: Это фрукт, овощ или ягода? Какого цве­та? Какой формы? Какой вкус? Растет на дереве? Что из него готовят? Садовое или огородное растение?) После того, как дети отгадают на­звание растения, ребенок показывает изображение растения на своей картинке. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек. Игра «Раз, два, три—урожай собери!»

Воспитатель раскладывает на коврике различные муляжи овощей, фруктов и ягод. Приглашает двух детей. По сигналу: «Раз, два, три—уро­жай собери!» один ребенок собирает в корзину садовые растения, другой —огородные. Игра повторяется 3—4 раза.

Педагог спрашивает: «Что можно приготовить из овощей, фруктов и ягод? Как лучше хранить урожай?»

Обобщает ответы детей: из ягод можно приготовить варенье, ком­пот, джем, кисель. Из овощей можно приготовить рагу, салат, кетчуп, борщ, ши. Из фруктов можно приготовить варенье, компот, мармелад. Хранить овощи, фрукты и ягоды можно в замороженном виде, соле­ном, маринованном и сушеном.

Педагог предлагает детям вымыть руки. Проводится игра «Узнай на вкус».

Игра «Узнай на вкус»

Оборудование: тарелочки, ложечки на каждого ребенка. Воспитатель раскладывает на тарелочки перед детьми сушеные овощи (морковь, дыня), фрукты (яблоки, груши), ягоды (малина, шиповник).

Просит их попробовать и сказать название плода. Дети пробуют сушеные фрукты, овощи, ягоды и называют их.

Педагог подводит детей к пониманию того, что фрукты, овощи и ягоды — это все природные витамины, они очень полезны для чело­века. И для того чтобы растения выросли на огороде или в саду, че­ловек должен много трудиться.

37


Тема 2 Экологическая тропа осенью (на улице)

Программное содержание. Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Система­тизировать знания о пользе растений для человека и животных.

Предварительная работа. Наблюдения за растениями в природе. Дидактическая игра «Кто быстрее найдет дерево». Рисование на тему «Осенний лес».

Материал и оборудование. Объекты природы на участке детского сада: клумба с цветущими растениями, пень, деревья, кустарники и скворечник. Дед Природовед (взрослый в костюме Деда Природоведа или игрушка). Поднос.

Методика проведения

Прохождение экологической тропы. (Объекты экологической тропы выбираются с учетом региональных особенностей и месторасположе­ния дошкольной организации.)

Дети выходят на улицу, их встречает Дед Природовед. Он здорова­ется, восхищается тем, как ребята выросли и загорели, предлагает прогуляться по экологической тропе. Говорит, что только самые вни­мательные смогут увидеть изменения, которые произошли в природе за летний период.

Остановка 1. «Клумба».

Дед Природовед предлагает детям рассмотреть клумбу, на которой продолжают цвести растения. Спрашивает: «Какие растения были на клумбе летом?» (Астра, георгин, бархатцы, космея, ноготки, настур­ ция.) Предлагает рассмотреть цветы и листья астры. Обращает вни­мание детей на то, что астры цветут с весны до поздней осени; цветы астры бывают разных оттенков: красные, синие, белые, розо­вые и др.

Спрашивает у детей: «Для чего выращивают растения на клумбах? Принимали ли вы участие в уходе за садовыми растениями?»

Дед Природовед и педагог обобщают ответы детей.

Остановка 2. «Сирень».

Дед Природовед предлагает детям вспомнить название данного рас­тения. В случае затруднения называет кустарник —сирень. Спрашивает у детей: «Какие еще кустарники вы знаете? (Шиповник, калина, дерн.) Какие изменения произошли с сиренью в осенний период? Вспомните, как весной цвела сирень».

38


Дед Природовед и педагог обобщают ответы детей.

Остановка 3. «Пень».

Дед Природовед спрашивает у детей: «Что такое пень? После того как дерево спиливают, на его месте остается пень. А живет ли кто-нибудь в пне?» Подводит детей к пониманию того, что в пеньке идет своя жизнь. Рассказывает, что маленькие букашки и жучки забираются в пень и на­ходятся там всю холодную зиму. Пенек их согревает, это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево!

Дает возможность рассмотреть пенек и поделиться впечатлениями.

Остановка 4. «Скворечник».

Дед Природовед спрашивает у детей: «Как называется этот малень­кий домик? Кто в нем живет? Почему в скворечнике маленькое от­верстие и ступенечка? Почему в скворечнике нет птиц?»

Уточняет ответы детей и рассказывает, что скворцы уже собрались в стаи и готовы улететь в теплые края. Спрашивает у детей, знают ли они, какую пользу приносят скворцы. Напоминает, что летом много подросших скворцов стайками пасутся на лужайках, а в городе —на газонах. Они всюду находят себе еду —жучков, червячков, личи­нок—и тем самым помогают спасать растения от нашествия насекомых.

Дает детям возможность высказать свои впечатления. Затем говорит: «Весной мы снова будем радоваться прилету скворцов. Вспомните, как красиво весной поют скворцы свои песни».

Остановка 5. «Деревья».

Дед Природовед сообщает детям, что птицам хорошо живется там, где есть деревья. Спрашивает: «Какие деревья растут на вашем участ­ке в детском саду?» и организует игру «Кто быстрее найдет дерево».

Воспитатель называет детям дерево. Например, «Кто быстрее най­дет березу? Раз, два, три, к березе беги!». Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!». Затем педагог называет другое дерево. Игра повторяется 2—3 раза.

Дед Природовед хвалит детей за то, что они знают названия дере­вьев. Предлагает вспомнить, как выглядела береза весной (дети на­блюдали за березой в средней группе), и вспомнить, что изменилось. Сообщает детям примету осени, связанную с березой: «Листья у бе­резы пожелтели на верхушке — весна будет ранней». Предлагает опре­делить по данной примете, какая будет следующая весна.

Обращает внимание детей на хвойное дерево —ель. Спрашивает: «Какие изменения произошли осенью с елью? На деревьях висят еловые шишки. Внутри шишек находятся крылатые семена. Эти семена явля-

39


ются пищей для некоторых животных. У ели маленькие иголки, это и есть видоизмененные листья. Они опадают круглый год, но постепенно. Поэтому и говорят про ель: „Зимой и летом одним цветом"».

Рассматривает с детьми иголки ели. Рассказывает, что ель —одно из древнейших растений в русском лесу. Растет ель в среднем около 500 лет, в зависимости от вида; цветет один раз в 5—6 лет.

Подводит детей к пониманию того, что у лиственных деревьев листья к зиме желтеют и опадают, потому что зимой, в стужу, корни почти не могут брать из земли воду, а листья испаряют много воды—тянут ее из дерева. В жарких странах, где морозов не бывает, а летом засуха, листья, наоборот, облетают к лету. Иголки у хвойных деревьев — ели и со­сны— маленькие, смолистые, жесткие; они испаряют меньше воды, чем обычные листья. Поэтому и держится хвоя зимой и летом.

Дед Природовед обращает внимание детей еще на одно дерево—дуб. Спрашивает: «Какие изменения произошли с дубом осенью? Как на­зываются плоды дуба?»

Обобщает ответы детей: у дуба созрели плоды — желуди и начали опадать листья зеленого и бурого цвета. Рассказывает, что дуб начи­нает плодоносить, когда проживет 30—40 лет. Вспоминает приметы осени, связанные с дубом: «Много желудей на дубе —к теплой зиме».

Предлагает подумать, что можно делать с желудями? Обобщает от­веты детей: желудь можно посадить, и из него вырастет новое дерево, из желудей можно сделать муку, можно сварить кашу, желудями мож­но кормить животных, из желудей можно делать интересные поделки.

Дед Природовед предлагает собрать желуди, рассмотреть их и сло­жить на поднос. Обращает внимание на то, что дети были вниматель­ны и смогли увидеть сезонные изменения, происходившие в природе.

Читает детям стихотворение Н. Нищевой «Осенние листья»:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Предлагает собрать букет из осенних листьев. Рассматривает с детьми собранные букеты. Обращает внимание на красоту осенних листьев.

Дети благодарят Деда Природоведа за интересную встречу и про­щаются с ним.

40


Педагог предлагает детям отнести собранный природный материал в группу и сделать из него поделки и картины.

Октябрь

ТемаЗ Берегите животных!

(4 октября—Всемирный день животных)

Программное содержание. Расширять представления детей о много­образии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Расширять представления о взаимосвязях животных со средой обита­ния. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных. Формировать представления о том, что человек это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее. Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе.

Предварительная работа. Наблюдения за животными. Чтение худо­жественных произведений о животных. Заучивание стихотворений о природе. Рисование, лепка и аппликация животных.

Материал и оборудование. Плакаты на тему «Берегите животных!» (или электронная презентация плакатов). Вырезанные из старых газет и журналов изображения животных и предметов; цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, клей-карандаш, ножницы, лекала, си­луэты животных и т.д. Пять листов ватмана. Плакаты с изображением зверей (домашних и диких), птиц, рыб и насекомых.

Методика проведения

Педагог сообщает детям, что 4 октября отмечается Всемирный день животных. Рассказывает детям, что все животные делятся на классы. Показывает плакат с изображением зверей, птиц, рыб и насекомых и рассказывает об основных классах животных: зверях (млекопитающих), диких (волк, лиса, заяц, медведь и др.) и домашних (собака, корова, кошка, коза и др.), птицах (ворона, сорока, воробей, лебедь, курица и др.), рыбах (карп, щука, карась, окунь и др.), насекомых (кузнечи­ки, бабочки, стрекозы, пчелы, шмели и др.).

Спрашивает: «Ребята, вы любите животных? Что значит любить жи­вотных? Почему нужно беречь животных? Как можно беречь животных?»

Обобщает ответы детей. Рассказывает, что 4 октября, каждый год во всем мире люди проводят мероприятия, посвященные охране жи-

41


вотных. Одним из таких мероприятий является выставка плакатов «Берегите животных!». Спрашивает у детей: хотели бы они посетить такую выставку. Предлагает отправиться на выставку плакатов «Берегите животных!».

Во время посещения выставки спрашивает у детей, что такое пла­кат. Обобщает ответы: это изображение большого формата, на котором есть краткий текст, созданное с целью обучения или рекламы. Глядя на, плакат, зритель должен сделать вывод и пожелать предпринять конкретные действия. В данном случае — беречь животных. Плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо воспри­ниматься зрителем. В плакатах используется также фотография в со­четании с рисунком и живописью.

Педагог и дети рассматривают выставку плакатов «Берегите живот­ных!», обращают внимание на содержание плакатов, художественное оформление. Педагог зачитывает текст на плакатах. Предлагает детям выбрать наиболее понравившийся плакат и обосновать свой выбор.

Спрашивает у детей, хотят ли они оформить свои плакаты на тему «Берегите животных!», предлагает подумать, что бы они хотели изо­бразить и написать на своих плакатах.

Педагог предлагает детям сначала договориться между собой, что они хотят изобразить на плакате, затем выбрать материал, распределить работу и только после этого приступить к оформлению плаката.

Дети делятся на пять групп.

Первая группа оформляет плакат на тему «Берегите домашних жи­вотных!».

Вторая группа оформляет плакат на тему «Берегите зверей!».

Третья группа оформляет плакат на тему «Берегите насекомых!».

Четвертая группа оформляет плакат на тему «Берегите птиц!».

Пятая группа оформляет плакат на тему «Берегите рыб!».

В процессе работы оказывает необходимую помощь (например, пи­шет слова на плакате).

Каждая группа презентует свой плакат. Оформляется выставка, по­священная Всемирному дню животных. Каждому ребенку вручается диплом «Участник проекта „Берегите животных!"».

Тема 4 Прогулка по лесу

Программное содержание. Расширять представления детей о раз­нообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии

42

 


лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда яв­ляется фактором здоровья. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

Предварительная работа. Беседа, чтение художественных произве­дений о природе. Дидактические игры. Отгадывание загадок. Беседа о правилах поведения в лесу. Разучивание физкультминутки «На за­рядку солнышко поднимает нас» и песни «Наш лесочек так хорош!».

Материал и оборудование. Ноутбук; медиапроектор; слайды с изо­бражением леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов, ягод и травянистых растений; два письма от старичка Лесовичка; пе­нек (бутафорский).

Методика проведения

На экране медиапроектора лес.

Педагог сообщает детям: «Мы с вами пришли в лес. Лес дружелюб­но и приветливо принимает всех в своих владениях: защищает от палящих лучей солнца, раскрывает множество загадок, угощает лес­ными дарами. Лес — это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где они выводят потомство, находят корм и защиту. Лес —верный друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здо­ровья людей. Лес —родной дом животным и растениям. Лес —друг земледельца. Лес —украшение планеты!»

Обращает внимание детей на то, что на пеньке лежит письмо, адресованное им, от старичка Лесовичка.

Читает письмо вслух: «Дорогие ребята старшей группы! Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы при­дете ко мне в гости. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! С ува­жением, старичок Лесовичок».

Предлагает детям вспомнить правила поведения в лесу и отправить­ся на прогулку. Обратить их внимание на то, как красиво и тихо в лесу. Спрашивает, как называется лес, где растут березы, клены, дубы, рябины? Обобщает ответы детей: «Такой лес называется лиственный потому, что в нем растут лиственные деревья и кустарники».

На экране медиапроектора лиственные деревья.

Педагог спрашивает, какие еще виды деревьев знают дети. Обобщает ответы детей: «Хвойные деревья — это сосна, кедр, ель, пихта и другие. Такой лес называют хвойным».

43


На экране медиапроектора хвойные деревья.

Педагог спрашивает: «Как называется лес, в котором растут ли­ственные и хвойные деревья? В каком лесу мы гуляем? Лиственные и хвойные деревья растут в смешанном лесу, мы гуляем в смешанном лесу. Прогулки в лесу очень полезны для здоровья».

На экране медиапроектора смешанный лес.

Дети исполняют песню «Наш лесочек так хорош!»:

Наш лесочек так хорош! Лучше леса не найдешь! Есть у нас в лесу дела, Нам без леса никуда. Будем лес мы охранять И всем дружно помогать, И зверям, и птицам Помощь пригодится. Ты расти на радость людям, Мы дружить с тобою будем, Добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес!

Педагог подводит детей к пониманию того, что, сохраняя чи­стоту и порядок в лесу, мы тем самым помогаем растениям и жи­вотным.

На экране медиапроектора кустарники.

Педагог спрашивает: «Чем отличаются деревья от кустарников? У дерева от корня отходит один ствол, а у кустарника несколько до­вольно тонких стеблей — стволиков. Какие кустарники вы знаете? Расскажите о кустарниках —боярышнике, ежевике, облепихе, сирени, шиповнике и других. (Ответы детей.) Малина и смородина —это тоже кустарники. Они растут и в лесу, и на даче. Плоды (ягоды) этих ку­старников очень вкусные и полезные. Какие еще ягоды растут в лесу? (Земляника, черника, голубика, брусника.)

Физкультминутка.

Мы корзиночки возьмем,

В лес по ягоды пойдем. (Дети шагают по кругу

друг за другом.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем ягоды искать. (Останавливаются, выполняют

«пружинку», хлопают в ладоши.)

Пробежимся по дорожке, (Бегут по кругу.)

Перепрыгнем через лужи. (Прыгают на двух ногах.)

Под листочки мы заглянем — (Приседают.)

Ягод соберем на ужин: (Имитируют сбор ягод.)

44


Ежевики и малины,

Голубики и калины. (Шагают на месте.)

Гроздья спелые брусники

И немного земляники. (Выполняют «пружинку»,

хлопают в ладоши.)

Педагог спрашивает: «Какие еще растения есть в лесу? Правильно, грибы. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Грибники аккуратно срезают их ножом, чтобы не повредить корень (грибницу). Тогда на этом месте еще вырастут грибы. Грибами питаются люди и обитатели леса. Особенно любит грибы белка. Она даже сушит их на зиму и складывает себе в дупло».

На экране медиапроектора ягоды и грибы.

Педагог спрашивает: «Какие еще растения есть в лесу? (Ответы детей.) У травянистых растений, одуванчика, подорожника, колоколь­чика, стебли мягкие, сочные. В лесу много красивых травянистых растений, которые очень красиво цветут!»

На экране медиапроектора травянистые растения.

Педагог обращает внимание детей, что на пеньке снова лежит письмо от старичка Лесовичка, и зачитывает его: «Ребята! Как же вы меня порадовали — соблюдали все правила поведения в лесу. Я хочу вам подарить картинки с изображением растений леса. Предлагаю раскрасить все растения и вместе с взрослыми оформить книгу „Растения леса". Эта книга поможет вам еще лучше узнать удивительный мир природы. А я всегда жду вас в гости. Прогулки по лесу очень полезны детям и взрослым! Всего вам доброго! С уважением, старичок Лесовичок».

Педагог предлагает детям в свободное время раскрасить картинки с изображением растений и оформить книгу «Растения леса».

Ноябрь

Тема 5 Осенины

Программное содержание. Формировать представления о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах и фруктах. Знакомить с тради­ционным народным календарем. Приобщать к русскому народному творчеству. Формировать эстетическое отношение к природе. Развивать познавательную активность, творчество.

45


Предварительная работа. Дидактическая игра «Узнай на ощупь». Слушание и пение песен об осени. Отгадывание загадок об овощах и фруктах. Совместное выполнение детьми и родителями работ для вы­ставки «Дары осени».

Материал и оборудование. Костюм Осени, муляжи овощей и фруктов.

Методика проведения

Педагог рассказывает детям, что в старину на Руси наши предки справляли праздник, который назывался Осенины, посвященный со­бранному урожаю и семейному благополучию. Начинался праздник 14 сентября (начало бабьего лета) — это первые Осенины. К этому времени завершаются все огородные и полевые работы.

Вторые Осенины праздновали 21 сентября, в день осеннего равно­денствия, когда день равен ночи. 27 сентября —третьи Осенины. В этот день начиналась одна из самых важных работ — рубка и засолка капу­сты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Женщины и девушки вы­ходили к берегам рек, озер и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселем.

Педагог предлагает детям всем вместе произнести закличку: «Осень, Осень, милости просим!»

Входит взрослый в костюме Осени, с корзинкой в руках.

Осень.

Добрый день, мои друзья! Заждались, поди, меня? Лето красное стояло, Долго власть не уступало. Но всему приходит срок — Я явилась на порог. Говорят мне: «Здравствуй, осень! Хорошо, что ты пришла!» И меня ребята спросят:

Дети. Что в подарок принесла? Осень. Принесла я вам муки! Дети. Значит, будут пироги! Осень. Принесла вам гречки! Дети. Каша будет в печке! Осень. Принесла вам овощей! Дети. И для супа, и для щей!

46


Осень. Рады ли вы грушам? Дети. Мы их впрок посушим! Осень. А уж яблоки, что мед! Дети. На варенье и компот! Осень. Принесла я меду! Дети. Полную колоду! Осень.

Я и яблок, я и меду, Я и хлеба принесла. И хорошую погоду Вам в подарок припасла!

Осень предлагает угадать, что она принесла в корзинке.

Круглое, румяное, Я расту на ветке; Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко)

Предлагает одному из ребят определить на ощупь и достать из корзины яблоко. Яблоко кладут на поднос. Осень загадывает загадку.

Сочная, желтая, На лампочку похожая. (Груша)

Затем предлагает кому-либо из ребят определить на ощупь и достать из корзины грушу. Грушу кладут на поднос. Осень загадывает загадку.

Сидит Ермошка На одной ножке, На нем сто одежек И все без застежек. (Капуста)

Предлагает одному из ребят определить на ощупь и достать из корзины кочан капусты. Кочан капусты кладут на поднос. Осень загадывает загадку.

Этот длинный рыжий нос

По макушку в землю врос.

(Морковь)

Затем предлагает одному из ребят определить на ощупь и достать из корзины морковь. Морковь кладут на поднос. Осень загадывает загадку.

47


Он круглый и красный, Как глаз светофора. Среди овощей Нет сочней...

(Помидора)

Предлагает одному из ребят определить на ощупь и достать из корзины помидор. Помидор кладут на поднос. Осень загадывает загадку.

Без окон, без дверей, Полна горница людей. (Огурец)

Предлагает одному из ребят определить на ощупь и достать из корзины огурец.

Огурец кладут на поднос.

Осень хвалит детей за знания и умения, которые они проявили во время отгадывания загадок и игры.

Дети исполняют песню «Осенины на Руси»:

Улетай, журавлик, да не насовсем, Из-за моря ты весну мне принеси. Расскажи, журавлик, расскажи ты всем — Осенины нынче на Руси. Осень, осень, золотые кружева, Осень, осень, расписные рукава, Осень, осень, бусы-ягоды горят, Осень, подари нам свой наряд.

В этот лес осенний, терем расписной, Я войду и ахну—до чего красив. Пестрою листвою он шумит надо мной, Осенины нынче на Руси. Осень, осень, золотые кружева, Осень, осень, расписные рукава, Осень, осень, бусы-ягоды горят, Осень, подари нам свой наряд.

Где-то в перелесках бродит дух грибной, Что ты хочешь, то у осени проси. Наслаждайся красотою неземной, Осенины нынче на Руси. Осень, осень, золотые кружева, Осень, осень, расписные рукава, Осень, осень, бусы-ягоды горят, Осень, подари нам свой наряд.

Педагог приглашает Осень посмотреть подготовленную детьми и родителями старшей группы выставку «Дары осени».

48


Осень хвалит детей, вручает подарки, сообщает, что сегодня повара приготовили на обед праздничные блюда из овощей, фруктов и зер­новых культур, и прощается.

Тема 6 Пернатые друзья

Программное содержание. Формировать представления детей о зи­мующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах.

Предварительная работа. Чтение художественной литературы о пти­цах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображе­нием птиц; беседа о повадках птиц. Рисование птиц. Наблюдения за птицами на участке. Беседа о птицах.

Материал и оборудование. Два комплекта картинок с изображением птиц (совы, синицы, голубя, снегиря, дятла, ласточки, скворца); на­грудные знаки «Знатоки птиц!» (на каждого ребенка); подарки для детей (книги, настольно-печатные игры и т.д.); посылка от Деда Природоведа (письмо, схема, доски для кормушки).

Методика проведения

Проводится викторина «Пернатые друзья».

Дети делятся на две команды. Педагог объясняет правила: внима­тельно слушать ведущего, отвечать на вопросы и выполнять задания. Выигрывает та команда, которая наберет больше фишек.

Задание 1.

Ведущий предлагает детям отгадать загадку, найти и показать соот­ветствующее изображение на картинке.

Ночь, как смола, черным-черна. Серой птице не до сна. Меж кустов, как тень, скользит, Караулит, кто не спит, Ловит каждый шорох чутко, А как крикнет, станет жутко, Вздрогнет спящая трава, Это ухает...

(Сова)

49


Команда, которая первой отгадает загадку и покажет изображение совы, получает фишку. Ведущий предлагает рассмотреть картинку и I рассказать об этой птице.

Команды получают фишки за рассказ о птице.

Ведущий. Сова —крупная птица. Голова у совы круглая, как та­релка, по бокам головы перышки торчат (словно уши), клюв крючком. Глаза у нее большие, круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Сова ночью издает звуки, как будто охает —«у-ху». I Поэтому говорят сова «ухает».

Задание 2.

Детям загадывают загадку:

Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика.

(Синица)

Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Ведущий обобщает информацию о синице. Задание 3. Детям предлагают загадку:

Собирает он проворно Горстью брошенные зерна, И гнездится под карнизом Наш любимый...

(Голубь сизый)

Дети отвечают на вопросы:

—Какой окрас у голубя?

—Голубь по размеру меньше или больше воробья?

—Чем питаются голуби?

—Могут ли голуби передавать письма?

Ведущий обобщает ответы детей: «Голуби —это птицы, которых мож­но научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место —в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь—одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе».

Музыкальная пауза. Проводится игра «Перелет птиц».

Дети-«птицы» бегают по группе. По сигналу воспитателя: «Ветер, бу­ря!» быстро убегают на свои места. Затем воспитатель говорит: «Солнце выглянуло». «Птицы» вновь бегают по группе.

50

 

Игра повторяется 2—3 раза.

Задание 4.

Дети отгадывают загадку:

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это...

(Снегири)

Дети отвечают на вопросы:

— Слово «снегирь» связано со словом «снег»?

—Чем отличается по внешнему виду самочка снегиря от самца? —Чем питаются снегири?

Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Ведущий обобщает информацию о снегире. Задание 5. Предложить отгадать следующую загадку:

Все время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит.

(Дятел)

Детям предлагается ответить на вопросы:

—Какой окрас у дятла? (У самца дятла на голове красивая ярко-
красная «шапочка», а у самочки дятла ее нет.)

—Почему дятел в лесу часто стучит по дереву?

—Чем питаются дятлы?

Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Ведущий обобщает информацию о дятле. Задание 6. Ведущий читает стихотворение:

Наши ласточки — сестрички, Но живут не вместе! Гнездышки в особом месте Строят эти птички. Кто под крышей выбирает Спальню для детишек, Кто под берегом копает Норки для малышек. Ласточки-друзья, Как люблю вас я!

(Несмеянова М.А. Здравствуйте, птицы. — М.: Наука, 2003).

51


Ведущий предлагает детям найти и показать изображение ласточки, рассмотреть и ответить на вопросы:

—Какой окрас у ласточки?

—Чем питаются ласточки?

—Где ласточки устраивают свои гнезда?

Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Ведущий обобщает информацию о ласточке. Задание 7. Взрослый читает детям стихотворение:

Что за радость! Наконец Прилетел к нам в сад скворец. Наш певец блестяще-черный, По траве снует проворно. Домик свой отвоевал: Воробьев всех разогнал! С видом деловым поспешно Он влетает в свой скворечник. На ступеньку без забот Он садится и поет Так, что за душу берет!

(Несмеянова М.А. Здравствуйте, птицы. — М.: Наука, 2003). Ведущий предлагает детям найти и показать изображение скворца, рассмотреть и ответить на вопросы:

—Какой окрас у скворца?

—Чем питаются скворцы?

—Где живут скворцы?

—Кто строит домики для скворцов?
Задание 8.

Ведущий задает детям вопросы:

—Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края?
(Перелетные.) Назовите перелетных птиц. (Ласточки, скворцы, журав­
ли, гуси и др.)

—Как называются птицы, которые остаются зимовать. (Зимующие.)
Назовите зимующих птиц. (Ворона, синица, воробей, голубь и др.)

—Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются
зимовать? (Для перелетных птиц в зимнее время не будет кормаони
кормятся насекомыми.)

Рассказывает: «Перелетные птицы должны быть хорошо подготов­лены к перелету. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые птицы научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в дальние края, где тепло и есть пища. Во время полета птицы преодолевают большие

52

 

расстояния. У птиц есть крылья, поэтому они могут летать. Хвост по­могает им рулить в нужном направлении. Некоторые птицы, которые остаются зимовать, делают запасы семян растений и орехов. Другие перебираются поближе к жилью человека в надежде на помощь. Перья птиц и пух помогают им пережить холод. А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно. Как мы можем помочь птицам пережить холодную зиму? Зимой нужно подкармливать птиц».

За каждый правильный ответ команда получает фишку. Ведущий подводит итоги. Выигрывает команда, набравшая больше фишек. Поздравляет команды и вручает нагрудные знаки «Знатоки птиц!» и подарки.

Раздается стук в дверь. Почтальон приносит посылку. Воспитатель сообщает, что это посылка от Деда Природоведа, и зачитывает письмо: «Здравствуйте, дорогие дети! Наступает зима, скоро будет холодно и выпадет много снега. Я заранее позаботился о наших друзьях — птицах. Начал делать им кормушки, но птиц очень много, а я один. Помогите мне доделать несколько кормушек для птиц! Ваш друг—Дед Природовед».

В свободное время дети и родители делают кормушку для птиц.

Декабрь

Тема 7 Покормим птиц

Программное содержание. Расширять представления детей о зимую­щих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и назы­вать птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмо­циональную отзывчивость.

Материал и оборудование. Деревянная кормушка для птиц. Корм для птиц (семена тыквы и подсолнечника, овес, пшено; ягоды рябины, бузины и калины, шишки и орехи и т.д.). Костюм для Деда Природоведа (или игрушка). Книги о птицах (Роныпин В. Птичьи секреты —М., 2009; Детям о русской природе. Птицы. Книги 1, 2. По произведени­ям Д.Н. Кайгородова. — М., 2009).

Методика проведения Занятие проводится на улице.

53


Педагог предлагает детям взять кормушку для птиц, которую они сделали вместе с родителями, и внимательно рассмотреть ее. Обращает внимание на то, что эта кормушка деревянная, состоит из фанерного дна с бортиками и жестких опор, на которых крепится крыша. Бортики достаточно высокие, чтобы порывами ветра не сдувало хлебные крош­ки или семечки. Крыша защищает корм от дождя и снега.

Спрашивает у детей, знают ли они, как нужно правильно повесить кормушку? Обобщает их ответы: «Кормушку для птиц можно повесить 'на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное — выбрать место, закрытое от ветра и недоступное для кошек».

Беседует с детьми о том, почему нужно подкармливать птиц. Обобщает их ответы: «Кормушки для птиц особенно нужны в зимнее время, в период сильных морозов и снегопадов, когда найти корм им значи­тельно труднее, чем летом. Зимняя кормушка-столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень».

Спрашивает, знают ли ребята, чем нужно подкармливать птиц? Обобщает ответы детей: «В зимнее время птицам лучше давать овес, семечки подсолнечника, семена тыквы, крошки пшеничного хлеба, пшено, сушеные ягоды, кусочки фруктов. Синички очень любят не­соленое сало. А вот ржаной хлеб, кожуру бананов и мандаринов пти­цам лучше не давать —это опасно для их здоровья».

Предлагает детям выбрать наиболее удобное место для кормушки и повесить ее с учетом требований безопасности. Обращает внимание на то, что кормушка должна быть хорошо укреплена (можно обра­титься за помощью к дворнику).

Предлагает детям насыпать заранее приготовленный корм (семена тыквы и подсолнечника, овес, пшено; ягоды рябины, бузины и кали­ны, шишки и орехи и т.д.) в кормушку. Спрашивает: «Что мы насы­пали в кормушку? Назовите».

Рассказывает: «К кормушке будут прилетать разные птицы. У каждой птицы свои предпочтения. Главное — не дать птицам погибнуть в зим­нюю стужу от голода, а они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей. Подсыпать корм следует регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место».

Обращает внимание детей на то, что возможно в новую кормушку птицы прилетят не сразу. Предлагает на прогулке понаблюдать за кормушкой, и если птицы прилетят полакомиться, то тихонько на­блюдать за ними издалека, чтобы не спугнуть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.22 с.)