Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности сезонных наблюдений↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В дошкольном возрасте одним из основных средств формирования представлений об окружающем мире является природа. В процессе ознакомления с природой ребенок открывает для себя окружающий мир. Ознакомление с природой должно быть осмысленным и увлекательным для ребенка. Наблюдения на прогулке с детьми 5—6 лет более длительные, чем в предыдущих группах. Воспитатель должен уточнять, расширять и систематизировать знания детей о явлениях окружающего мира; вызывать и поддерживать у детей творческую активность, интерес к природе и объектам окружающей действительности. Наблюдения могут быть как запланированными, так и случайными. Воспитатель должен хорошо знать сезонные изменения в природе. Наблюдения на прогулке должны быть направлены на тот объект, который предлагается рассмотреть с детьми. В свободное время следует 26 знакомить детей с произведениями писателей и поэтов, которые помогут детям расширить их представления об окружающей действительности. В современных условиях стало сложнее организовывать с детьми наблюдения за пределами участка детского сада. Для этого целесообразно использовать информационно-компьютерные технологии. Но ничто не может заменить прямого общения детей с природой! Объекты для наблюдения необходимо выбирать с учетом региональных особенностей.
Осень Для закрепления знаний об осенних явлениях в природе можно загадать загадку: Несу я урожай, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен И елочек. Я... (Осень) Следует закреплять представления детей о том, что осенние изменения в природе влияют на жизнь растений, животных и человека. Необходимо подводить детей к умению делать выводы о взаимосвязи различных природных явлений (роса, туман, гроза и т.д.). На прогулке совместно с детьми можно собрать осенние листочки, составить из них букеты и провести конкурс на лучший осенний букет. Для закрепления знаний о характерных свойствах овощей и фруктов целесообразно провести дидактическую игру «Узнай на ощупь» или «Узнай на вкус». Необходимо подвести детей к выводу: на участке становится меньше насекомых, птицы улетают на юг, увеличивается количество осадков. Целесообразно в течение нескольких дней понаблюдать за солнцем, обратить внимание на то, что количество солнечных дней уменьшается, начинаются заморозки, появляется первый тонкий лед на лужах. Детям шестого года жизни дают представления о том, что осенью у животных происходит перестройка обмена веществ (ожирение, линька), направленная на повышение выносливости в зимний период. Вместе с тем животные тратят много энергии на заготовку пищи, устройство зимних убежищ, миграцию и т.д. За летний период некоторые животные нагуливают жир и в зимнее время обходятся совсем без пищи, впадая в сон (медведь, барсук). Лягушки, жабы, ящерицы и черепахи впадают 27 в спячку; некоторые птицы улетают на юг, а некоторые перебираются поближе к жилью человека, делают себе запасы на зиму. Для расширения представлений об осенних явлениях в природе целесообразно прочитать рассказы Г. Скребицкого «Четыре художника» («Осень»); И. Соколова-Микитова «Осень в лесу», «Белки», «Улетают журавли»; Г. Снегирева «Как птицы и звери готовятся к зиме». С детьми необходимо беседовать по содержанию данных произведений. Воспитателю следует развивать у детей желание помогать птицам, которые остались зимовать в городе. На прогулке можно провести подвижные игры «Медведь и пчелы», «Гуси и лебеди», «Воробьи и кошка», «Зайцы и волк», в процессе которых у детей расширяются представления о животных. Зима Формируя интерес к природе, можно загадать загадку: Дел у меня немало — Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома, Зовут меня... (Зима) Зимой воспитатель вместе с детьми отмечает характерные природные явления: холодно, идет снег, метель и др. В процессе знакомства с такими природными явлениями, как «вьюга», «поземка», «метель», «сугроб», происходит развитие словарного запаса детей. Следует подвести детей к пониманию того, как человек приспосабливается к зиме (утепляет свое жилище, надевает зимнюю одежду). Художественные произведения способствуют развитию образного представления. Можно прочитать детям стихотворение И. Сурикова «Зима». На прогулке следует напомнить детям о бережном отношении к природе. Например, показать, что во время мороза ветки очень хрупкие и легко ломаются. Следует расширять знания детей о зимующих птицах (воробьи, галки, вороны) и учить узнавать их по голосам и внешнему виду. Если есть возможность, целесообразно рассмотреть следы птиц на снегу. Воспитатель должен подвести детей к пониманию того, что для жизни животных зима —самое трудное время года. Такие природные явления, как ненастье, морозы, бураны, метели, создают сложности для 28
зимовки животных. Во время наблюдения за птицами необходимо развивать у детей желание подкармливать их. Совместно с родителями можно сделать кормушки и развесить их на участке. С целью формирования эстетического отношения к природе следует учить детей видеть и описывать красоту зимнего пейзажа. В зимнее время у детей необходимо вырабатывать практические умения и навыки создания снежных построек. После того как дети вылепят снеговика, можно прочитать стихотворение «Снеговик»: Среди нашего двора Снеговик стоял вчера. Мы его слепили сами, Был он с пышными усами. А сегодня за окном Потекли ручьи кругом. Ночью снеговик исчез. Может быть, ушел он в лес?.. Очень просим вас, ребята, Если снеговик усатый Повстречается в пути, Помогите нам найти. (Перевод с адыгейского Т. Голуб) Предлагать детям подумать о том, что происходит со снежными постройками, если солнышко начинает пригревать. После этого провести с детьми наблюдение за таянием снега. Детей старшего дошкольного возраста учат отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности. Следует развивать у детей наблюдательность, умения определять погоду по народным приметам: «Снега глубоки —так травы высоки», «Прилетел снегирь под окно —к оттепели», «Чем наряднее зимние художества, тем пышнее зелень летом» и т.д. Для развития творческой активности целесообразно организовать с детьми подвижные игры: «Два Мороза», «Бездомный заяц», «Карусель в лесу», «Охотники и звери», «Льдинка», «Метелица». Весна Для закрепления знаний о весенних явлениях в природе можно загадать загадки: Я раскрываю почки В зеленые листочки, Деревья одеваю, 29 Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня... (Весна) Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? (Весной) С наступлением весны следует подводить детей к умению устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Для этого нужно обращать их внимание на таяние снега, капель и сосульки; показать, с какой стороны дома образуются сосульки. Спросить, почему утром лужи замерзшие, а днем оттаивают; обратить внимание детей на то, что на солнечной стороне травка и цветы появляются быстрее, чем в тени. Можно предложить понаблюдать за солнцем. Целесообразно рассказать детям о том, что весной пробуждается вся природа, птицы поют песни, вьют гнезда, откладывают в них яйца и выводят птенцов. Совместно с родителями на участке детского сада можно развесить несколько скворечников. При наличии скворцов необходимо понаблюдать, в какой домик они заселятся, как станут кормить своих птенцов. Следует подвести детей к умению самостоятельно видеть изменения в природе: потеплело, солнце стало светить ярче, распустились зеленые листья, появились насекомые. На огороде и в цветнике следует показать детям отличия сорняко-вых растений от садовых и культурных. В старшем возрасте дети должны сами видеть изменения, происходящие с комнатными растениями. Формируя интерес к растительному миру, следует научить детей некоторым способам вегетативного размножения комнатных растений (черенками, листьями, усами). Рассказать детям, что 22 апреля отмечается праздник—День Земли. Побеседовать о том, как нужно готовиться к этому дню (наводить порядок в домах и во дворах). Весной на прогулке для развития творческой активности детей можно организовать подвижные игры типа «Удочки», «Охотники и зайцы», «Караси и щука». Лето Для закрепления знаний о летних явлениях в природе можно загадать загадку: 30 Я соткано из зноя, Несу тепло с собою, Я реку согреваю, Купаться приглашаю, И любите за это Вы все меня. Я... (Лето) Следует подвести детей к пониманию того, что в летнее время, когда много солнечного света и периодически идет дождь, растения растут лучше. Для расширения кругозора и развития интереса к природе целесообразно прочитать стихотворения А. Плещеева «Лето» и В. Берестова «Веселое лето». На прогулке можно продолжать учить детей узнавать птиц по голосу и внешнему виду (кукушка, сорока, синичка). При этом развиваются внимание, наблюдательность. В летний период целесообразно вынести на участок некоторых животных и понаблюдать за ними в естественных условиях. Следует обсудить с детьми внешний вид животного, условия содержания, способы передвижения, повадки животного, особенности питания и ухода. Можно порекомендовать родителям воспитанников, по мере возможности, понаблюдать с детьми за домашними животными (кошка, собака, корова, коза, лошадь и др.). В этом возрасте дети должны уметь делиться впечатлениями от общения с природой. Летом на улице можно организовать подвижные игры типа «Совушки», «Коршун и наседка», «Волк во рву», «Ловля обезьян», «Медведь и пчелы», которые расширяют представления детей о животных. Летом появляется больше возможностей для ознакомления детей с настоящими объектами и явлениями в природе. Для этого следует проводить наблюдения, экскурсии в природу, организовывать акции и т.д. На участке детского сада в летний период можно организовать с детьми опытническую деятельность. Дети с удовольствием познают окружающий мир, учатся делать элементарные выводы и умозаключения. Необходимо помнить, что оборудование для проведения опытнической деятельности должно быть на каждого ребенка, только в этом случае дети смогут самостоятельно сделать открытия. Уголок природы В уголке природы продолжают знакомить детей с комнатными растениями, учат правильно за ними ухаживать; описывать комнатные 31 растения, выделяя характерные признаки и сравнивая растения между собой. В процессе формирования трудовых умений и навыков детей знакомят со способами вегетативного размножения растений. В уголке природы старшей группы рекомендуется иметь (примерный перечень): растения (6—7 видов комнатных растений, по два—три экземпляра. Например светолюбивые растения: колеус, пеларгония (герань), хлорофитум и др., теневыносливые растения: бегония, аспидестра, кли-вия, хлорофитум (с темными листьями) и др; овощи и фрукты (помидор, огурец, лук, картофель, свекла, морковь, репа, капуста, болгарский перец; яблоко, груша, слива); осенние листья для букетов, срезанные секатором ветки деревьев и кустарников, поставленные в воду; календарь погоды; наглядный иллюстративный материал (набор картинок с изображением домашних и диких животных, животных жарких стран и т.д.), книги с иллюстрациями, на которых изображены животные, дидактические игры, альбом «Времена года», рисунки и поделки детей; материал для проведения элементарных опытов (песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега и льда, земля, глина, лупа); материал для развития трудовых навыков (природный и бросовый материал для ручного труда: шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки, семена растений, баночки, коробочки; инвентарь: лейки для полива комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеенки, мерные ложки для корма животных, сачок для ловли рыб, палочки для рыхления, ножницы для обрезки растений, пульверизатор, ящики и стаканчики для посадки рассады). Природный материал должен находиться в доступном для детей месте, где они в свободное время могут выполнять поделки из природного материала, рассматривать коллекции камней или гербарий. Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями. Дети в старшей группе дежурят в уголке природы с начала учебного года. Трудовая деятельность в этом возрасте усложняется, становится более инициативной и разнообразной. Дети уже умеют аргументировать свое поведение и деятельность других людей. Воспитателю необходимо научить детей вести календарь природы, где дети ежедневно будут отмечать состояние погоды и делать зарисовки растений, за которыми ведут наблюдения. На природе воспитатель должен формировать трудовые умения и навыки дошкольников. При этом инвентарь должен быть настоящим и соответствовать возрасту. Необходимо закреплять привычку приводить в порядок инвентарь, который используется в процессе труда в природе. 32 Следует формировать у детей желание трудиться на общую пользу; в процессе трудовой деятельности развивать дружеские взаимоотношения, ответственность за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца. Особое внимание нужно уделять умению детей трудиться в коллективе сверстников, договариваться и оценивать свои поступки и поступки своих товарищей. На огороде воспитатель может показать, как копать землю и делать грядки. В летний период следует формировать у детей желание помогать взрослым: поливать, полоть, рыхлить растения; осенью собирать урожай (только в экологически чистых районах дети пробуют выращенные овощи). Осенью дети могут помочь взрослым убирать ветки и сухие листья, сажать кустарники и т.д. Воспитатель подводит детей к пониманию того, что только с помощью труда человека культурные растения выживают и плодоносят. Зимой дети вместе со взрослым могут развешивать кормушки на участке детского сада, очищать от снега дорожки, для утепления корней деревьев подгрести к ним снег. Можно предложить детям помочь малышам в уборке снега на участке, вместе со взрослыми соорудить постройки из снега, расчистить и залить дорожки для катания. Дети этого возраста могут сооружать постройки по представленным или разработанным чертежам. Необходимо научить их проявлять творчество в оформлении снежных построек. Сооружение построек из снега способствует воспитанию желания трудиться, умения работать коллективно, закреплению конструктивных умений и навыков. Весной взрослые могут привлечь детей к перекапыванию грядок (вторично) после взрослого, посеву семян, высадке рассады; летом к прополке грядок и цветников. В комнате природы детского сада должны быть созданы условия для наблюдений за растениями и животными. Кабинет следует расположить в отдельном помещении, растения и животные должны быть безопасны для детей. Под руководством воспитателя здесь проводят наблюдения за объектами живого уголка, особенностями их содержания, формируют элементарные трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными. В летний период следует привлекать детей к заготовке корма для животных. Следует учить детей пересаживать семена из грунта в цветочные горшки, ухаживать за срезанными цветами (смена воды, обрезка стебля), стоящими в вазе, за комнатными растениями. Педагог подводит детей к умению устанавливать связи между состоянием рас- 33 тения и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений (листья высохли — недостаточно воды; листья бледнеют —не хватает света; растение слабое, растет медленно — не хватает питательных веществ). Целесообразно в старшем дошкольном возрасте показать детям посев овощных семян для выращивания рассады — помидоры и огурцы, познакомить с черенкованием комнатных растений. Следует формировать бережное отношение к тому, что создано руками человека. Экспериментирование В воспитательно-образовательном процессе детского сада экспериментирование используется как одно из важных средств познания окружающего мира. В процессе проведения опытов дети учатся наблюдать, учатся устанавливать взаимосвязи и самостоятельно делать элементарные выводы. В ходе экспериментирования можно систематизировать и уточнять знания детей о свойствах воздуха и его функциональном значении для животных и человека; научить различать почвы —песчаная, чернозем, лесная; определять свойства материалов и т.д. Педагог должен создать условия для наблюдений и опытно-экспериментальной деятельности дошкольников. Перед тем как начать опыт, необходимо поставить цель и задачи, выбрать материал и оборудование, выдвинуть гипотезу (предположение, ответить на вопрос: что получится в результате?) и только тогда приступать к экспериментированию. Важно, чтобы воспитатель выслушал все предположения детей о результатах экспериментирования, если даже они покажутся нелепыми. Для проведения опытов необходимо, чтобы приборы и материалы были у каждого ребенка. Только в этом случае ребенок может наглядно увидеть происходящее, установить взаимосвязи и самостоятельно подтвердить выдвинутые предположения. На прогулке можно предложить детям провести тот или иной опыт. Например, когда осенью высаживают растения на участке детского сада и пересаживают комнатные растения, можно провести опыты, в процессе которых показать, что растения дышат, растут, цветут и т.д. В течение всей зимы периодически можно измерять палочкой снежный покров под деревьями, тем самым закреплять знания детей о том, что в зимнее время растениям необходимо укрываться под слоем снега. Целесообразно предложить детям раскопать снег и показать, что под 34 снегом можно увидеть зеленую травку. Взрослый должен подвести ребенка к пониманию того, что зимой, в большие холода, очень важно подгребать снег к корням деревьев и кустарников, чтобы они не замерзли. В процессе наблюдений можно объяснить, что зимой деревья и кустарники не погибают, а просто прекращают на это время свой рост. В зимнее время можно рассмотреть с детьми снег и подвести к пониманию того, что снег состоит из отдельных снежинок. Целесообразно рассмотреть форму снежинок и зарисовать их. Также с помощью опытов можно расширять и углублять представления детей о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот (снег, лед, вода). Детям старшего дошкольного возраста становится доступно такое понятие, как измерение. Целесообразно провести с детьми опыты, которые помогут сформировать представления об измерении длины, веса, объема, температуры и т.д. Опыты всегда должны строиться на основе имеющихся у детей представлений. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред или ущерб растениям и животным. Отвечая на вопрос ребенка, можно провести и незапланированный опыт, чтобы подвести его к самостоятельным суждениям. При организации опытнической деятельности нужно учитывать индивидуальные особенности детей. Примерное содержание работы с детьми Сентябрь
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.95.219 (0.009 с.) |