ТОП 10:

Особенности сезонных наблюдений



В дошкольном возрасте одним из основных средств формирования представлений об окружающем мире является природа. В процессе ознакомления с природой ребенок открывает для себя окружающий мир. Ознакомление с природой должно быть осмысленным и увлека­тельным для ребенка.

Наблюдения на прогулке с детьми 5—6 лет более длительные, чем в предыдущих группах. Воспитатель должен уточнять, расширять и систематизировать знания детей о явлениях окружающего мира; вы­зывать и поддерживать у детей творческую активность, интерес к природе и объектам окружающей действительности. Наблюдения мо­гут быть как запланированными, так и случайными. Воспитатель должен хорошо знать сезонные изменения в природе.

Наблюдения на прогулке должны быть направлены на тот объект, который предлагается рассмотреть с детьми. В свободное время следует

26


знакомить детей с произведениями писателей и поэтов, которые помогут детям расширить их представления об окружающей действительности.

В современных условиях стало сложнее организовывать с детьми наблюдения за пределами участка детского сада. Для этого целесообраз­но использовать информационно-компьютерные технологии. Но ничто не может заменить прямого общения детей с природой! Объекты для наблюдения необходимо выбирать с учетом региональных особенностей.


 


Осень

Для закрепления знаний об осенних явлениях в природе можно загадать загадку:

Несу я урожай, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен И елочек. Я...

(Осень)

Следует закреплять представления детей о том, что осенние изме­нения в природе влияют на жизнь растений, животных и человека. Необходимо подводить детей к умению делать выводы о взаимосвязи различных природных явлений (роса, туман, гроза и т.д.).

На прогулке совместно с детьми можно собрать осенние листочки, составить из них букеты и провести конкурс на лучший осенний букет.

Для закрепления знаний о характерных свойствах овощей и фрук­тов целесообразно провести дидактическую игру «Узнай на ощупь» или «Узнай на вкус».

Необходимо подвести детей к выводу: на участке становится меньше насекомых, птицы улетают на юг, увеличивается количество осадков. Целесообразно в течение нескольких дней понаблюдать за солнцем, об­ратить внимание на то, что количество солнечных дней уменьшается, начинаются заморозки, появляется первый тонкий лед на лужах.

Детям шестого года жизни дают представления о том, что осенью у животных происходит перестройка обмена веществ (ожирение, линька), направленная на повышение выносливости в зимний период. Вместе с тем животные тратят много энергии на заготовку пищи, устройство зимних убежищ, миграцию и т.д. За летний период некоторые животные нагуливают жир и в зимнее время обходятся совсем без пищи, впадая в сон (медведь, барсук). Лягушки, жабы, ящерицы и черепахи впадают

27


в спячку; некоторые птицы улетают на юг, а некоторые перебираются поближе к жилью человека, делают себе запасы на зиму.

Для расширения представлений об осенних явлениях в природе целесообразно прочитать рассказы Г. Скребицкого «Четыре художни­ка» («Осень»); И. Соколова-Микитова «Осень в лесу», «Белки», «Улетают журавли»; Г. Снегирева «Как птицы и звери готовятся к зиме». С деть­ми необходимо беседовать по содержанию данных произведений. Воспитателю следует развивать у детей желание помогать птицам, которые остались зимовать в городе.

На прогулке можно провести подвижные игры «Медведь и пчелы», «Гуси и лебеди», «Воробьи и кошка», «Зайцы и волк», в процессе ко­торых у детей расширяются представления о животных.

Зима

Формируя интерес к природе, можно загадать загадку:

Дел у меня немало — Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома, Зовут меня...

(Зима)

Зимой воспитатель вместе с детьми отмечает характерные природ­ные явления: холодно, идет снег, метель и др. В процессе знакомства с такими природными явлениями, как «вьюга», «поземка», «метель», «сугроб», происходит развитие словарного запаса детей.

Следует подвести детей к пониманию того, как человек приспоса­бливается к зиме (утепляет свое жилище, надевает зимнюю одежду). Художественные произведения способствуют развитию образного пред­ставления. Можно прочитать детям стихотворение И. Сурикова «Зима».

На прогулке следует напомнить детям о бережном отношении к природе. Например, показать, что во время мороза ветки очень хруп­кие и легко ломаются.

Следует расширять знания детей о зимующих птицах (воробьи, галки, вороны) и учить узнавать их по голосам и внешнему виду. Если есть возможность, целесообразно рассмотреть следы птиц на снегу. Воспитатель должен подвести детей к пониманию того, что для жиз­ни животных зима —самое трудное время года. Такие природные яв­ления, как ненастье, морозы, бураны, метели, создают сложности для

28


 


зимовки животных. Во время наблюдения за птицами необходимо развивать у детей желание подкармливать их. Совместно с родителями можно сделать кормушки и развесить их на участке.

С целью формирования эстетического отношения к природе сле­дует учить детей видеть и описывать красоту зимнего пейзажа.

В зимнее время у детей необходимо вырабатывать практические умения и навыки создания снежных построек. После того как дети вылепят снеговика, можно прочитать стихотворение «Снеговик»:

Среди нашего двора Снеговик стоял вчера. Мы его слепили сами, Был он с пышными усами. А сегодня за окном Потекли ручьи кругом. Ночью снеговик исчез. Может быть, ушел он в лес?.. Очень просим вас, ребята, Если снеговик усатый Повстречается в пути, Помогите нам найти. (Перевод с адыгейского Т. Голуб)

Предлагать детям подумать о том, что происходит со снежными постройками, если солнышко начинает пригревать. После этого про­вести с детьми наблюдение за таянием снега.

Детей старшего дошкольного возраста учат отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.

Следует развивать у детей наблюдательность, умения определять погоду по народным приметам: «Снега глубоки —так травы высоки», «Прилетел снегирь под окно —к оттепели», «Чем наряднее зимние художества, тем пышнее зелень летом» и т.д.

Для развития творческой активности целесообразно организовать с детьми подвижные игры: «Два Мороза», «Бездомный заяц», «Карусель в лесу», «Охотники и звери», «Льдинка», «Метелица».

Весна

Для закрепления знаний о весенних явлениях в природе можно загадать загадки:

Я раскрываю почки В зеленые листочки, Деревья одеваю,

29


Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня...

(Весна)

Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? (Весной)

С наступлением весны следует подводить детей к умению устанав­ливать простейшие причинно-следственные связи. Для этого нужно обращать их внимание на таяние снега, капель и сосульки; показать, с какой стороны дома образуются сосульки. Спросить, почему утром лужи замерзшие, а днем оттаивают; обратить внимание детей на то, что на солнечной стороне травка и цветы появляются быстрее, чем в тени. Можно предложить понаблюдать за солнцем. Целесообразно рассказать детям о том, что весной пробуждается вся природа, птицы поют песни, вьют гнезда, откладывают в них яйца и выводят птенцов.

Совместно с родителями на участке детского сада можно развесить несколько скворечников. При наличии скворцов необходимо понаблю­дать, в какой домик они заселятся, как станут кормить своих птенцов.

Следует подвести детей к умению самостоятельно видеть изменения в природе: потеплело, солнце стало светить ярче, распустились зеленые листья, появились насекомые.

На огороде и в цветнике следует показать детям отличия сорняко-вых растений от садовых и культурных.

В старшем возрасте дети должны сами видеть изменения, происходя­щие с комнатными растениями. Формируя интерес к растительному миру, следует научить детей некоторым способам вегетативного раз­множения комнатных растений (черенками, листьями, усами).

Рассказать детям, что 22 апреля отмечается праздник—День Земли. Побеседовать о том, как нужно готовиться к этому дню (наводить порядок в домах и во дворах).

Весной на прогулке для развития творческой активности детей можно организовать подвижные игры типа «Удочки», «Охотники и зайцы», «Караси и щука».

Лето

Для закрепления знаний о летних явлениях в природе можно за­гадать загадку:

30


Я соткано из зноя, Несу тепло с собою, Я реку согреваю, Купаться приглашаю, И любите за это Вы все меня. Я...

(Лето)

Следует подвести детей к пониманию того, что в летнее время, ког­да много солнечного света и периодически идет дождь, растения растут лучше. Для расширения кругозора и развития интереса к природе це­лесообразно прочитать стихотворения А. Плещеева «Лето» и В. Берестова «Веселое лето».

На прогулке можно продолжать учить детей узнавать птиц по го­лосу и внешнему виду (кукушка, сорока, синичка). При этом разви­ваются внимание, наблюдательность.

В летний период целесообразно вынести на участок некоторых жи­вотных и понаблюдать за ними в естественных условиях. Следует обсу­дить с детьми внешний вид животного, условия содержания, способы передвижения, повадки животного, особенности питания и ухода.

Можно порекомендовать родителям воспитанников, по мере воз­можности, понаблюдать с детьми за домашними животными (кошка, собака, корова, коза, лошадь и др.). В этом возрасте дети должны уметь делиться впечатлениями от общения с природой.

Летом на улице можно организовать подвижные игры типа «Совушки», «Коршун и наседка», «Волк во рву», «Ловля обезьян», «Медведь и пче­лы», которые расширяют представления детей о животных.

Летом появляется больше возможностей для ознакомления детей с настоящими объектами и явлениями в природе. Для этого следует про­водить наблюдения, экскурсии в природу, организовывать акции и т.д. На участке детского сада в летний период можно организовать с детьми опытническую деятельность. Дети с удовольствием познают окружающий мир, учатся делать элементарные выводы и умозаключения. Необходимо помнить, что оборудование для проведения опытнической деятельности должно быть на каждого ребенка, только в этом случае дети смогут само­стоятельно сделать открытия.

Уголок природы

В уголке природы продолжают знакомить детей с комнатными рас­тениями, учат правильно за ними ухаживать; описывать комнатные

31


растения, выделяя характерные признаки и сравнивая растения меж­ду собой. В процессе формирования трудовых умений и навыков детей знакомят со способами вегетативного размножения растений.

В уголке природы старшей группы рекомендуется иметь (примерный перечень): растения (6—7 видов комнатных растений, по два—три экзем­пляра. Например светолюбивые растения: колеус, пеларгония (герань), хлорофитум и др., теневыносливые растения: бегония, аспидестра, кли-вия, хлорофитум (с темными листьями) и др; овощи и фрукты (помидор, огурец, лук, картофель, свекла, морковь, репа, капуста, болгарский перец; яблоко, груша, слива); осенние листья для букетов, срезанные секатором ветки деревьев и кустарников, поставленные в воду; календарь погоды; наглядный иллюстративный материал (набор картинок с изображением домашних и диких животных, животных жарких стран и т.д.), книги с иллюстрациями, на которых изображены животные, дидактические игры, альбом «Времена года», рисунки и поделки детей; материал для прове­дения элементарных опытов (песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега и льда, земля, глина, лупа); материал для развития трудовых на­выков (природный и бросовый материал для ручного труда: шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки, семена растений, баночки, коро­бочки; инвентарь: лейки для полива комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеенки, мерные ложки для корма животных, сачок для ловли рыб, палочки для рыхления, ножницы для обрезки растений, пульверизатор, ящики и стаканчики для посадки рассады).

Природный материал должен находиться в доступном для детей месте, где они в свободное время могут выполнять поделки из при­родного материала, рассматривать коллекции камней или гербарий.

Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями.

Дети в старшей группе дежурят в уголке природы с начала учебно­го года. Трудовая деятельность в этом возрасте усложняется, становит­ся более инициативной и разнообразной. Дети уже умеют аргументи­ровать свое поведение и деятельность других людей. Воспитателю необходимо научить детей вести календарь природы, где дети еже­дневно будут отмечать состояние погоды и делать зарисовки растений, за которыми ведут наблюдения.

На природе воспитатель должен формировать трудовые умения и навыки дошкольников. При этом инвентарь должен быть настоящим и соответствовать возрасту. Необходимо закреплять привычку приво­дить в порядок инвентарь, который используется в процессе труда в природе.

32


Следует формировать у детей желание трудиться на общую пользу; в процессе трудовой деятельности развивать дружеские взаимоотно­шения, ответственность за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца. Особое внимание нужно уделять умению детей тру­диться в коллективе сверстников, договариваться и оценивать свои поступки и поступки своих товарищей.

На огороде воспитатель может показать, как копать землю и делать грядки. В летний период следует формировать у детей желание по­могать взрослым: поливать, полоть, рыхлить растения; осенью собирать урожай (только в экологически чистых районах дети пробуют выра­щенные овощи).

Осенью дети могут помочь взрослым убирать ветки и сухие листья, сажать кустарники и т.д.

Воспитатель подводит детей к пониманию того, что только с по­мощью труда человека культурные растения выживают и плодоносят. Зимой дети вместе со взрослым могут развешивать кормушки на участке детского сада, очищать от снега дорожки, для утепления кор­ней деревьев подгрести к ним снег. Можно предложить детям помочь малышам в уборке снега на участке, вместе со взрослыми соорудить постройки из снега, расчистить и залить дорожки для катания. Дети этого возраста могут сооружать постройки по представленным или разработанным чертежам. Необходимо научить их проявлять творчество в оформлении снежных построек. Сооружение построек из снега спо­собствует воспитанию желания трудиться, умения работать коллектив­но, закреплению конструктивных умений и навыков.

Весной взрослые могут привлечь детей к перекапыванию грядок (вторично) после взрослого, посеву семян, высадке рассады; летом к прополке грядок и цветников.

В комнате природы детского сада должны быть созданы условия для наблюдений за растениями и животными. Кабинет следует рас­положить в отдельном помещении, растения и животные должны быть безопасны для детей. Под руководством воспитателя здесь проводят наблюдения за объектами живого уголка, особенностями их содержа­ния, формируют элементарные трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными. В летний период следует привлекать детей к заготовке корма для животных.

Следует учить детей пересаживать семена из грунта в цветочные горшки, ухаживать за срезанными цветами (смена воды, обрезка стебля), стоящими в вазе, за комнатными растениями. Педагог под­водит детей к умению устанавливать связи между состоянием рас-

33


тения и условиями среды, выявлять причины происходящих измене­ний (листья высохли — недостаточно воды; листья бледнеют —не хватает света; растение слабое, растет медленно — не хватает пита­тельных веществ). Целесообразно в старшем дошкольном возрасте показать детям посев овощных семян для выращивания рассады — по­мидоры и огурцы, познакомить с черенкованием комнатных растений. Следует формировать бережное отношение к тому, что создано ру­ками человека.

Экспериментирование

В воспитательно-образовательном процессе детского сада экспери­ментирование используется как одно из важных средств познания окружающего мира. В процессе проведения опытов дети учатся на­блюдать, учатся устанавливать взаимосвязи и самостоятельно делать элементарные выводы.

В ходе экспериментирования можно систематизировать и уточнять знания детей о свойствах воздуха и его функциональном значении для животных и человека; научить различать почвы —песчаная, чернозем, лесная; определять свойства материалов и т.д.

Педагог должен создать условия для наблюдений и опытно-экспериментальной деятельности дошкольников. Перед тем как начать опыт, необходимо поставить цель и задачи, выбрать материал и обо­рудование, выдвинуть гипотезу (предположение, ответить на вопрос: что получится в результате?) и только тогда приступать к эксперимен­тированию. Важно, чтобы воспитатель выслушал все предположения детей о результатах экспериментирования, если даже они покажутся нелепыми. Для проведения опытов необходимо, чтобы приборы и материалы были у каждого ребенка. Только в этом случае ребенок может наглядно увидеть происходящее, установить взаимосвязи и са­мостоятельно подтвердить выдвинутые предположения.

На прогулке можно предложить детям провести тот или иной опыт. Например, когда осенью высаживают растения на участке детского сада и пересаживают комнатные растения, можно провести опыты, в процессе которых показать, что растения дышат, растут, цветут и т.д.

В течение всей зимы периодически можно измерять палочкой снежный покров под деревьями, тем самым закреплять знания детей о том, что в зимнее время растениям необходимо укрываться под слоем снега. Целесообразно предложить детям раскопать снег и показать, что под

34



снегом можно увидеть зеленую травку. Взрослый должен подвести ребен­ка к пониманию того, что зимой, в большие холода, очень важно под­гребать снег к корням деревьев и кустарников, чтобы они не замерзли. В процессе наблюдений можно объяснить, что зимой деревья и кустар­ники не погибают, а просто прекращают на это время свой рост.

В зимнее время можно рассмотреть с детьми снег и подвести к пониманию того, что снег состоит из отдельных снежинок. Целесообразно рассмотреть форму снежинок и зарисовать их. Также с помощью опы­тов можно расширять и углублять представления детей о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот (снег, лед, вода).

Детям старшего дошкольного возраста становится доступно такое понятие, как измерение. Целесообразно провести с детьми опыты, которые помогут сформировать представления об измерении длины, веса, объема, температуры и т.д.

Опыты всегда должны строиться на основе имеющихся у детей представлений. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред или ущерб растениям и животным. Отвечая на вопрос ребенка, мож­но провести и незапланированный опыт, чтобы подвести его к само­стоятельным суждениям. При организации опытнической деятельности нужно учитывать индивидуальные особенности детей.


Примерное содержание работы с детьми

Сентябрь







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.148.142 (0.012 с.)