Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направление «какими бывают камни»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Работа с коллекциями Раздайте детям коллекции и предложите самостоятельно их рассмотреть, поиграть с камешками. Какие из экспонатов они видели раньше? Где? Работа с ящиком ощущений 1-й вариант. Положите в ящик несколько предметов, среди которых один-два камня. Предложите ребенку определить, что находится внутри, и выбрать камни. Как малыш определяет, что у него в руках именно камень? Пусть скажет, что чувствует — какой он на ощупь? (Гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый,.холодный, тяжелый, легкий и т.д.) 2-й вариант. В ящике ощущений лежат только камни. (Количество камней соответствует количеству детей.) Каждый ребенок вытаскивает один образец, предварительно рассказав о его особенностях, которые он определил на ощупь. Когда все камни окажутся на столе, сравните их. 3-й вариант. Взрослый описывает камень, а ребенок на ощупь находит его среди других образцов, например: «Выбери, пожалуйста, круглый, гладкий, маленький камешек». В этом случае камни в ящике ощущений должны хорошо отличаться друг от друга по ряду признаков. Экспериментирование Материалы и оборудование. Разнообразные камни, миски с водой, монетки, увеличительные стекла, пластилин, фанерка.
1. Закроем глаза и на ощупь выберем самый гладкий, самый круглый камешек, потом — самый неровный. Внимательно рассмотрим самый круглый морской камень. Он называется галькой. Почему у него нет острых углов? А раньше были? Можно взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Чувствуется, как камни стучат друг о друга. Округлые камешки — из моря. Вода двигает их, ударяет друг о друга, трутся они и о песок. Острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым. 2. В одну руку возьмем камешек, в другую — пластилин. Сожмем обе ладошки. Сравним, что произошло с камешком, а что — с пластилином? Почему? Камешек твердый, тверже пластилина. Попробуем постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чем разница? 3. Попробуем что-нибудь нацарапать на камешке монеткой или другим твердым предметом. Что получается? Можно посмотреть через лупу. Почему говорят: «Твердый, как камень», «Стоит, как каменный»? 4. Что будет, если мы положим камешек в воду? Может ли камешек плавать? Возьмем кусочек гранита и окатыш керамзита, сравним их по весу, затем опустим одновременно в воду. Что произошло с каждым из них? Почему? Желательно, чтобы ученики сами сделали вывод, что в керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет. 5. Опустим в миску еще несколько камешков. Попробуем их на ощупь в воде и вынем. Можно также положить в емкость большой камень и полить его водой. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие из них красивее теперь? 6. Превращаемся в древних людей, у которых не было зажигалок и спичек, но был кремень. Попробуем получить огонь ударом двух кремешков друг о друга. Если в комнате закрыть шторы и создать полумрак, можно заметить искру. Понюхаем теперь камни и определим запах. Твердый кремень или мягкий? Почему говорят: «Крепкий, как кремень»? 7. Может ли камень издавать звуки? Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются? Может ли камень шипеть? Возьмем кусочек мела и выдавим на него немного сока лимона. Что происходит? (Кусочек мела шипит, из него выделяется газ.) Впоследствии, в старших классах, ученики узнают, почему так происходит, а пока просто знакомятся с самим явлением.
8. Каким камешком лучше всего рисовать на асфальте или фанерке? Пробуем мелом, углем, кремнем, графитом (это можно сделать и во время прогулки). 9. Потрогаем камни разного цвета, например, белые и черные: они холодные или теплые? Подержим несколько минут под настольной электрической лампой или на ярком солнечном свете: что изменилось? 10. Рассмотрим камешек через увеличительное стекло. Что видно (кристаллики, трещины, узоры)? Теперь так же рассмотрим крупную поваренную соль. Из чего она состоит? Из кристалликов. Из похожих кристаллов состоят и многие камни. Попробуем сами получить кристаллы. Первый вариант. Насыплем соль на тарелку или поднос, накроем его сверху влажной бумагой (можно просто побрызгать на нее водой). Поставим емкость в теплое место и подождем, когда бумага и тарелка полностью высохнут. Рассмотрим, что произошло с солью. Мы получили кристаллы. Такие кристаллы можно обнаружить и в некоторых камешках. (Покажите детям, например, кристаллы кварца, аметиста, пирита, кальцита в мраморе.) Какие из рассматриваемых камней могли бы подойти, с точки зрения ребят, для создания альпийской горки (ее макета)? «Пластилиновая экскурсия» в недра Земли Эта необычная «экскурсия» сопровождается моделированием из пластилина. Она будет интересна не только детям, но и родителям. Дошкольников привлечет в первую очередь работа с пластилином и наиболее простая, понятная им информация. Родители же с интересом узнают о том, как появляются камни, как образовалась наша планета. Если вы считаете, что для ваших детей этот прием слишком сложен, можете его не использовать. Моделирование «Как образовалась наша планета» Из нескольких десятков маленьких, размером с горошину, кусочков пластилина лепим один большой комок неправильной формы. Затем предоставляем каждому из дошкольников возможность сильно сжать его в ладошках. (Так же, как во время лепки снежков.) По мере того, как первоначальные кусочки соединяются, комок постепенно приобретает округлую форму. Объясняем детям, что примерно так, только в гораздо больших масштабах и неизмеримо дольше, в космическом пространстве сформировались и все планеты, похожие на нашу (Меркурий, Венера, Марс и сама Земля). После этого демонстрируем другую модель Земли, в которой из пластилина контрастных цветов вместе с ребятами делаем «ядро» (размером с небольшое яблоко), «мантию» толщиной в 3—4 см, и «земную кору» толщиной около одного сантиметра. Объясняем детям, что вещество из первоначальных горошин (первая модель) двигалось внутри Земли, причем тяжелое — по направлению к центру (в нашем понимании — вниз), а легкое — к поверхности (в нашем понимании — вверх). Так образовались основные оболочки Земли. Моделирование «Как образовывались горные породы и полезные ископаемые» Все, что находится в самом центре планеты, очень сильно нагрето, но не расплавлено, потому что еще и сильно сжато. А вот ближе к поверхности есть слои и участки, где каменное вещество расплавлено и порой с силой вырывается на поверхность. Так образуются вулканы, почти такие же, как на нашей модели горного ландшафта. Многие горные породы, например, граниты и базальты, обломки которых мы находим на полях и в карьерах, образовались в виде горячей каменной «каши», или «магмы», как говорили древние греки («магма» значит тесто). Оттуда, из горячих и сдавленных глубин Земли, появились и многие (но не все!) полезные ископаемые, например, почти все металлы, многие драгоценные и поделочные камни. Но есть горные породы и полезные ископаемые, которые появились из тонких слоев мелких частиц на дне водоемов — древнего океана, рек и озер. Так образовались все песчаники, известняки, глины, многие сланцы. В таких породах (их называют осадочными) тоже находят полезные ископаемые — каменный уголь, нефть, газ, каменную соль. Попробуем показать это на пластилиновых моделях. Складываем стопкой 5-7 слоев разноцветного, преимущественно темного, пластилина, не забывая время от времени размещать пластилиновые комочки ярких цветов между слоями. Затем протыкаем снизу стеком или карандашом несколько нижних слоев и вставляем в них пластилиновые колбаски, также контрастные по цвету с окружающими слоями. Эти яркие кусочки и колбаски будут обозначать полезные ископаемые разного типа — те, что образовались вместе со слоями, и те, что внедрились снизу, из глубинных недр Земли. Затем слегка сминаем в складки полученный «слоеный пирог с начинкой». Стеком срезаем его наискосок на всю толщину и смотрим, что получилось. Объясняем, что в природе примерно так выглядят слои горных пород, сминаются они под давлением других слоев, а наружу их края выходят, когда размываются потоками горных рек или на морском берегу. Края пластов горных пород можно увидеть и в шахте или карьере. Там же обнаруживаются и месторождения полезных ископаемых, как видны наши яркие вкрапления. Полезные ископаемые искать очень сложно и найти непросто, поэтому они так высоко ценятся. Но они необходимы нам, так как все, из чего мы строим, что сгорает в топках электростанций и в горелках на кухне, из чего делаются автомобили, посуда, компьютеры, когда-то было частью неживой природы (или живой, если это продукты, древесина или некоторые ткани).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.15 (0.006 с.) |