Направление «Такие разные горы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направление «Такие разные горы»



Направление «Для чего нужна почва»

Беседа

Обсудите с дошкольниками, для чего нужна почва. Можно ли сделать альпийскую горку без почвы? Прочитайте и обсудите приведенный ниже текст.

Н.А. Рыжова «Почва«живая земля»

Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что слишком много пыли под ногами, в дождливую — что слишком грязно. А ведь пыль и грязь

13'


это не просто земля. Под ногами у нас — почва. Во многих сказках идет борьба за «живую» и «мертвую» воду. Почву можно назвать «живой землей», и она важна не меньше, чем «живая» вода. Дело в том, что почва есть только там, где растут растения, и, наоборот, растения сами создают почву. Как же все это происходит? Давайте вспомним: осенью в лесу земля покрывается толстым-толстым слоем листьев, хвоинок, сухих веток. На землю падают шишки, ягоды, орехи. Иногда буря и целое дерево опрокинет. И так каждый год. Представляете, сколько в лесу должно накопиться всякой всячины? Да весь лес по верхушки деревьев должен быть засыпан сухими листьями. А ведь, кроме растений, в лесу погибают животные, но мы крайне редко встречаем следы их гибели.

Итак, осенью листья шуршат под ногами, землю укрывают, а к следующему лету их уже становится меньше. Куда же они деваются? Оказывается, мы не зря назвали почву «живой» землей. Много всего происходит в Подземном царстве. Жителей в нем видимо-невидимо: и совсем крохотные, и побольше есть. Каждый под землей свое место знает. Помните, в одном из мультфильмов была песенка со словами: «Не суйся в нашу щелочку, не суйся в нашу дырочку, не суйся и в отверстие для маленьких жучков!» Вот и под землей в каждой щелочке-дырочке всегда хозяин есть. Как же так? — скажете вы. Чем же дышат и питаются все эти животные? Что пьют? Оказывается, большинство из них, как и мы, дышат воздухом. Он так и называется — почвенный. Между комками и комочками земли всегда есть свободное место. Там и хранятся воздух и влага. Дождик пройдет, а вода в ямках и трещинках задержится. Но и это не все. В почву вода попадает не только сверху, но и снизу, из глубины. Кое-где стоит только чуть-чуть копнуть, и вода сразу же на поверхности появится, словно только и ждала, чтобы вы ей ямку выкопали. Вода, живущая под землей, так и называется — подземная, а есть еще грунтовые воды.

Пища в почве тоже разнообразная. Один подземный житель корешки грызет, другой — того, кто корешками лакомится, а третий ест второго. Так что и под землей все устроено так же, как и на поверхности: все друг с другом невидимыми ниточками связаны. Есть в почве и особые жители. Они едят мертвые листья, ветки, погибших животных. Это благодаря им лес не утопает в опавших листьях. Трудятся они из года в год, превращая лесную подстилку в маленькие комочки, питательные для растений. Жучки-червячки переме­шивают их с землей, получается почва.

Создание модели почвы

Почва, в отличие от песка и глины, — это верхний плодородный слой, в котором есть перегнившие остатки растений, их корни и т.п. Почва также бывает разной—действительно черный чернозем, желтовато-коричневатая


подзолистая почва, темная торфяная и другие. Особенности строения почвы поможет понять специальная модель, которую воспитатель делает вместе с детьми. Для создания модели берется довольно высокий прозрачный сосуд (например, банка из-под растворимого какао или чая). На дно банки насыпаются мелкие и средние камешки, поверх них — слой песка, смеси песка и глины, или просто глины. Сверху помещаем верхний (гумусовый) слой поч­вы с корешками растений, сухими листьями (можно взять на территории детского сада). Можно завершить эту своеобразную «пирамиду», покрыв почву мхами. При периодическом смачивании они длительное время остаются живыми. Таким образом, модель почвы состоит из нескольких слоев. (Почву не зря сравнивают со слоеным пирогом.)

Экспериментирование

Опыт 1

Цель: показать, что в почве есть остатки растений, песок, глина, мелкие камешки.

Оборудование и материалы: образец почвы, банка с водой.

Вопросы ученикам: что произойдет с почвой, если мы опустим комочек земли в банку с водой? Из чего состоит почва? (Вспомнить соответствующие темы блока «Почва — живая земля» программы «Наш дом — природа».)

Проведение опыта. Опустите комочки почвы в банку с водой и дайте отстояться. Через некоторое время на дно емкости опустятся песок, глина, камешки, а остатки растений будут плавать сверху.

Опыт 2 (Выполняетвоспитатель.)

Цель: показать, что в почве есть вода.

Вопрос детям: есть ли в данном комочке почвы вода?

Оборудование и материалы: образец почвы, зеркальце или стекло.

Перед проведением опыта каждый ребенок трогает стеклышко. Какое оно— холодное или теплое? Сухое или мокрое?

Проведение опыта. Нагрейте почву, держа над ней зеркальце или стеклышко. Каким стало стекло? Откуда взялась вода? В почве есть вода, которая нужна и растениям альпийской горки.

Опыт 3

Цель: показать, что в почве есть воздух.

Вопрос ученикам: чем дышат животные, обитающие в почве?

Оборудование и материалы: образцы почвы (следует взять рыхлую почву), банки с водой (на каждого).

Проведение опыта. Дошкольники опускают в банку с водой образцы почвы и наблюдают, появятся ли в воде пузырьки воздуха.

Воздух нужен и корням растений. Поэтому почву на альпийской горке периодически рыхлят.


 

Опыт 4

Целы показать, что в результате вытаптывания (например, на тропинках, спортивных и игровых площадках) ухудшаются условия для жизни подземных обитателей, а значит, со временем их становится все меньше.

Оборудование и материалы Два образца почвы: первый — с участка, который редко посещается людьми (рыхлая почва), второй — с тропинки, по которой постоянно ходят люди, с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца приготовьте банку с водой. Для наглядности на каждую из емкостей можно наклеить этикетки. Например, на банку, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, наклейте вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другую — рисунок растения.

Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы. Где воздуха в почве должно быть больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека? Пусть дети обоснуют свое мнение. В верности (или неверности) своих предположений они должны убедиться в процессе проведения опыта. Одновременно опускайте почвенные образцы в банки с водой (каждый — в отдельную емкость) и наблюдайте, в какой из них будет больше воздушных пузырьков. В образце с тропинки пузырьков должно быть меньше. Где легче подземным животным дышать на

Альпийская горка в детском саду № 17 «Семицветик», г. Челябинск

тропинке или на участке, который редко посещают люди? А почему воздуха «под тропинкой» меньше?


Опыт 5

Цель: показать, что при сжимании комочка земли из него как бы уходит воздух.

Оборудование и материалы: образцы почвы (комочки рыхлой, влажной земли).

Проведение опыта. Раздайте комочки земли. Обратите внимание детей на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там как раз и находится воздух. Затем предложите детям сжать комочек земли в руке — что с ним произошло? Он увеличился или уменьшился в размерах? Комочек стал меньше и «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они как бы прижались друг к другу, а воздух ушел, для него не осталось места. Точно так же под тяжестью наших ног, нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух—уходит.

На альпийской горке нужно оставить специальные дорожки, по которым можно ходить, позволяющие наблюдать, ухаживать за растениями. На других участках горки лучше не ходить.

Создание и просмотр компьютерной презентации «Такие разные горы»

Презентация создается с помощью родителей из различных фотографий горных пейзажей, растений, камней Используются фотографии, сделанные детьми и их семьями во время поездок в горы Презентацию показывают всем участникам проекта.

Направление «Такие разные горы»

Беседа

Рассмотрите с детьми принесенные ими из дома фотографии гор (где были они сами или их родители). Чем отличаются горы от равнин? Как обнаружить их на карте? Найдите все горы, о которых вы говорите, на карте мира или России. Каким цветом они обозначены? (Чем выше горный массив, тем темнее оттенок коричневой краски.) Что означает белый цвет? (Места, где всегда лежат лед и снег.) Горы можно сравнить с каменной одеждой Земли. Многие камни из вашей коллекции — это как бы кусочки гор. Напомните, что камни, горы — это неживая природа. В горах — свои, особые растения, животные. (Вспомните соответствующие темы блока «Что у нас под ногами» программы «Наш дом — природа».)

Создание модели «Горный ландшафт»

Для знакомства с горными ландшафтами изготовьте модель горного ландшафта со снежными вершинами, дымящимися вулканами, серебристыми ручьями и голубыми озерами.

Материалы для изготовления модели

Для изготовления модели понадобится довольно большое количество пластилина (подойдет и старый). Этот материал часто накапливается в группах после того, как дети несколько раз поработают с пластилином. Понадобятся также лист фанеры или ДВП средних размеров, чтобы макет поместился на столе (подойдет и крышка от большого посылочного ящика, можно также использовать прочную картонную или фанерную коробку со стенками высотой 5-8 см), десятка полтора пластиковых баночек, стаканчиков разной высоты, цвета и диаметра, 4-5 одинаковых ванночек из-под плавленого сыра, один-два упаковочных поддона из-под фруктов (из мягкого пластика), тонкий пластиковый шланг с зажимом-колесиком (например, аквариумный), кусок картонной упаковки для яиц, небольшие пластиковые бутылки, острый нож и ножницы.

Ход работы

Создание модели можно в общих чертах описать следующим образом. На листе укрепляется в различных сочетаниях весь пластиковый ассортимент,


все это обмазывается пластилином — и модель готова. Сложности возникают, как только вы непосредственно приступаете к работе. Первая — как укре­пить скользкий и упругий пластик на листе и соединить отдельные элементы? Вторая — как сделать большую пластилиновую модель достаточно легкой и в то же время устойчивой? Третья — как правильные бруски и цилиндры превратить в формы, похожие на природные? Как сделать ручьи, озера, вулканы?

Стаканчики, баночки и ванночки, имеющие сверху достаточно широкую плоскую каемку. В перевернутом положении их легко прикрепить к листу фанеры или ДВП, если по краям размазать пластилиновые колбаски, примерно так же, как мы замазываем щели в окнах на зиму. После этого сдвигать «примазанную» упаковку уже нельзя. Поэтому сначала необходимо решить, что именно мы хотим сделать из того или иного стаканчика. У самого большого стаканчика можно смять донышко в виде неправильной пирамидки. Это будущая вершина горы. Пластиковые упаковки поменьше также слегка сминают, придавая им очертания, напоминающие формы естественного горного рельефа. После того как мы добились желаемой формы от капризных и упругих пластиковых стаканчиков, соединяем их пластилином друг с другом и прикрепляем на краю листа. Достаточно двух-трех гор разной высоты, чтобы осталось место для равнин и озера. Еще до начала «горообразования» рекомендуется сделать по краю листа прямоугольную или округлую выемку так, чтобы в нее плотно входила ванночка, например, от мягкого масла или маргарина. Впоследствии это будет озером. Все остальные элементы рельефа должны быть хотя бы немножко выше, чем уровень кромки этой ванночки, иначе будущие ручьи и реки потекут куда угодно, только не в нужное место. Закрепленную ванночку также «примазываем» пластилиновыми колбасками. После этой операции лист станет неустойчивым. Исправить положение очень просто. Перевернув его, по уголкам прикрепляем четыре таких же ванночки, тоже перевернутых. Получатся отличные ножки для модели, а снизу появится пустое пространство, которое еще понадобится.

Далее создаем горы. Комбинируя высокие и низкие упаковки разной формы, делаем постепенные, плавные или ступенчатые переходы от горного рельефа к возвышенностям и холмистым равнинам. Здесь самое время вспомнить о приготовленных поддонах для фруктов или упаковках для яиц. Для придания более естественных форм последние лучше примять в произвольной форме или же обрезать по произвольному контуру и сильно примять, сделав два-три выступа. Полученные детали прикрепляются между каркасом гор и будущим озером. Модель в основных чертах почти готова. Теперь необходимо «одеть» ее пластилином. Для этого дети делают колбаски, плоские лепешки разного цвета и размера, которыми необходимо покрыть пластиковою


основу. Пластилиновые лепешки и полоски как бы одевают пластиковый каркас, он становится более устойчивым и начинает напоминать картину горной страны с самолета. Необходимо помнить о том, что слишком большое количество пластилина утяжеляет модель, достаточно тонкого слоя. Нельзя забывать про уклоны поверхности — в природе очень редки прямые углы и вертикальные стенки.

Острым кончиком стека или шпателя проводятся извилистые русла ручьев и речек, после чего они соединяются в одну систему. Главная речка может впадать в озеро, выложенное синим пластилином или серебристой фольгой. На склонах пластилиновых гор находится пара глубоких вмятин-пещер. В них шилом проделываются небольшие отверстия. С нижней стороны модели делаются такие же отверстия в листе фанеры или ДВП. Тонкий пластиковый шланг укрепляется одним концом в пещере. Другой конец выводится в свободное пространство под листом. Как только он соединяется с источником воды (например, его можно просунуть через отверстие в пробке пластиковой бутылки, поставленной выше уровня модели), а зажим на шланге немного открывается, из пещеры начинает бить родник, а по долине ручья течет вода, завихряясь на поворотах и перескакивая водопадиком на ступеньках горного рельефа. Если русло реки проложено удачно, то вода попадет в озеро прямо по нему, если нет — найдет себе другую дорогу (там-то и прокладывается новое русло). Когда вода наполнит ванночку-озеро, шланг пере­крывается зажимом. Вода сливается при помощи другого гибкого шланга или резиновой грушей, и все можно повторить с начала. Если эта процедура кажется слишком сложной, можно проделать в донышке озера отверстие и сливать воду постоянно, например, в раковину. Правда, при этом модель будет привязана к источнику воды и месту слива, и ее нельзя будет передвигать при необходимости. Воду при желании можно сделать минерализован­ной, термальной и даже разноцветной.

Следующий этап — создание вулкана. Для вулкана особенно подходят стаканчики с красным донышком (кратер вулкана). На вершине горы, которой придается форма почти правильного пологого конуса, делается ямка-кратер, в центре которого укрепляется шланг (так же, как в случае с родником). Другой его конец выводится в пространство под моделью и там соединяется с носиком резиновой груши или же с пластиковой бутылкой. В последнем случае в крышке бутылки проделывается небольшое отверстие, в которое и вставляется шланг. В резиновую грушу или бутылку предварительно насыпается небольшое количество талька, детской присыпки или пудры. Внутри бутылка должна быть совершенно сухой, а то порошок будет слипаться (в последнем случае нужно хорошо потрясти емкость с порошком). Когда мы резко сожмем бутылку (грушу), над кратером вулкана появятся клубы «дыма».


Напоследок можно оформить модель почти так же, как в настоящем музее, используя искусственные (крошку пенопласта, фольгу) или природные материалы. Например, берег пластилинового озера посыпается песком, склоны гор оживляют куртинками кустистых лишайников, которые можно найти в сосновом лесу. Чтобы лишайники не крошились во время переноски и прикрепления, их обильно смачивают водой. Делается это и позже, чтобы лишайник не погиб. Для имитации можно использовать сухие семена и другие плоды. Из сосновых шишек и ольховых соплодий получаются отличные деревья. Вершины гор и крутые обрывы декорируются мелкими камешками. При этом не должно быть много нависающих и сильно выступающих деталей (в противном случае пропадает естественность модели). В оформле­нии модели проявляется фантазия ее изготовителей.

В каждой группе детского сада можно разработать свой вариант модели. Кроме того, можно сделать своеобразную сборную модель: заранее обсуждается ее общий облик, модель условно делится на несколько частей. Каждая группа дошкольников вместе с воспитателем и родителями выполняет только свою часть, которая затем присоединяется к общему макету. В этом случае различная комбинация частей дает разные варианты целого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.02 с.)