Типология аудитории. Сегментации аудитории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология аудитории. Сегментации аудитории



Массовые аудитории. Создание и потребление массовой информации непосредственно взаимосвязано с психологическими процессами восприятия и усвоения. Главную роль в процессе ее потребления играют аудитории -- непосредственные потребители этой информации.

Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации.

Особенности аудитории во многом зависят от ее социально- демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация и др.). Также при приеме массовой информации поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер (уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д.). О значимости самой массовой информации и источника ее передачи часто говорят количественные параметры аудитории: чем больше аудитория, тем более важна информация и значим источник.

В основе типологизации аудитории лежит возможность доступа групп населения к конкретным источникам информации. На этом основании можно выделить следующие типы аудиторий: условные и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются CMИ); регулярные и нерегулярные; реальные и потенциальные (кто действительно является аудиторией данного СМИ и кто имеет к этому СМИ доступ).

Анализ аудиторий, как правило, осуществляется по двум направлениям: по форме потребления информации разными социальными общностями; по способам оперирования полученной информацией.

В процессе потребления социальной информации различают несколько стадий взаимодействия аудиторий с информацией: контакт с источником (каналом) информации, контакт с самой информацией, прием информации, освоение информации, формирова-ние отношения к информации.

По доступу к источнику информации и самой информации все население делится на аудиторию и не-аудиторию. Причем не-аудитория бывает: абсолютной (кто вообще не имеет доступа к СМК, таких людей уже мало) и относительной (кто имеет ограниченный доступ к СМК -- нет денег на газеты, компьютер и т.д.)

Продукция СМК, формально доступная большинству населения, потребляется по-разному. Так, фран-цузский социолог А. Турэн выделил четыре культурно-информаци-онные страты современного общества:

- низший уровень -- представители уходящих в прошлое форм об-щественной жизни, периферийные по отношению к современ-ному информационному производству, фактически исключен-ные из сферы потребления массовой информации (иммигранты из развивающихся стран, представители пожилого населения, деградирующие сельские общины, люмпены, безработные и т.д.);

 

- низко квалифицированные рабочие (в основном ориентирова-ны на развлекательную продукцию);

- активные потребители продукции СМК -- служащие, ориентиро-ванные на вышестоящих начальников, исполняющие чужие ре-шения (сюда относятся журналисты и пиармены); «технократы» (управленцы, производители новых знаний и цен-ностей, сочетающие профессиональные интересы и аристокра-тическое искусство).

Важнейшим показателем уровня подготовленности аудитории является ее информированность. Степень информированности может варьироваться от полной информированности до ной неинформированности. В настоящее время наблюдается повышение уровня информированности аудитории благодаря таким факторам, как повышение уровня образования; потребность в повышении информированности населения в силу достижений научно-технического прогресса во всем мире и изменений в профессиональной деятельности; активное участие индивидов и социальных групп в общественно-политической жизни.

В целом потребление массовой информации представляет собой сложный и психологически активный процесс, дифференци-рующий аудиторию в соответствии с социально-демографическими, культурными, экономическими и другими характеристиками. Именно процесс потребления массовой информации сопряжен с тем, что сами аудитории производят массовую социальную инфор-мацию как направленную по определенным каналам (например, письма или запросы в СМИ или органы управления), так и «неканализированную» (диффузную), циркулирующую в слабо структури-рованных сетях межличностной коммуникации (слухи, разговоры и т.д.).

Особенности аудитории МК

1. Устойчивость - работа средств массовой информа­ции рассчитана на регулярный контакт с аудиторией. Этому спо­собствует система распространения информации: подписка на печатные издания на длительный срок, покупка радио- и телеприемников, которые позволяют длительно «абонировать» эфирную информацию.

 

2. Заинтересованность - опрашиваемые гораздо чаще объясняют характер своих взаимоотношений с источниками массовой инфор­мации не долгом или обязанностью, а «просто интересом».

 

3. Выборочность – каждый выбирает себе СМИ по своим интересам

 

4. Потребность в получении новой информации

5. Номинальность – вся аудитория МК поделена на группы по возрасту, полу, образованию, ценностям и т.д.

 

6. Однородность – одномерность, одинаковость общества

Билет 11

Характеристика аудитории отдельных каналов массовой коммуникации (телевидения, печати, Интернета) Оценка границ влияния каналов на аудитории.

На основе полученных мной данных, можно сделать следующие выводы: люди не перестают читать газет (из всех опрошенных мной людей, все читают газеты), чего не скажешь о радио (только половина опрошенных мной людей слушают радио), как я думаю, это связанно с тем, что радио в основном слушают автомобилисты, так как это самое удобное СМК в процессе вождения, и в основном под определение «автомобилист» попадают люди среднего возраста, газеты же, большая половина которых перешла в интернет удобно читать в любое время суток и практически в любой обстановке. Также нужно отметить то, что среди газет лидируют три издания: «Аргументы и факты», «Ведомости», «Студенческий город», отсюда можно сделать вывод, что аудитория предпочитает читать серьезные издания, которым можно доверять, и аудитории уже просто не интересно читать «желтую» прессу, которой ее «пичкали» многие годы. Что касается «Студенческого города», то эта газета нацелена на молодежь (студенты), и практически каждый опрошенный мной студент читает эту газету.

Лидирующие позиции в радио занимают такие радиоволны как: «Авторадио», «Шансон» и «Русское радио». Отсюда можно сделать вывод, что люди предпочитают слушать одновременно и развлекательные и информационные радиостанции, где короткие блоки новостей сменяются музыкой. Слушателями «Авторадио» являются люди среднего возраста и преимущественно мужчины, это связанно с тем, что «Авторадио» в основном слушают водители, так как слушая его они могут узнать как лучше всего добраться до того или иного места. Слушателями радио «Шансон» также являются преимущественно мужчины, но уже всех возрастов (от студентов до пенсионеров). Связано это скорее всего с тем, что мужчинам нравится слушать подобного рода музыку, так как все мы знаем, что pop-музыку мужчины в основном не слушают. Слушателями «Русского радио» являются люди всех возрастов, преимущественно женщины, это связано со стилем музыки присутствующей на этом радио. Люди среднего возраста также предпочитают слушать радио «Ретро», музыка данной радиостанции напоминает людям о их молодости, о прошлом. Основными передачами на радио по степени популярности являются: музыка, прогноз погоды, встречи с интересными людьми, курсы валют. Последнее скорее всего временно и связано с кризисом.

Телевизор, в свою очередь, смотрят более половины опрошенных мной. Лидирующие позиции занимают ОРТ и РТР, их смотрят люди всех возрастов, так как программа этих каналов включает в себя разнообразный поток информации (информационные программы, художественные фильмы, развлекательные программы, документальные фильмы, аналитические программы), который может быть интересным людям разных возрастов. Такие каналы как ТНТ и СТС смотрят в основном люди среднего возраста и молодежь.

Лидирующие позиции занимаю такие телепередачи как: информационные программы, художественные фильмы и развлекательные программы, их смотрят люди всех возрастов, как мужчины, так и женщины.

Состав и характеристика аудитории ТВ

В среднем в течение всего дня телевизор смотрит 17% населения России - это усредненный показатель аудитории минуты эфира. Но эта аудитория неравномерно распределяется по дню. В прайм-тайм этот показатель в среднем составляет 34%, днем он значительно ниже среднего.

Телесмотрение также неравномерно распределено в течение года и имеет сезонный пик, приходящийся на декабрь-январь, и закономерный спад в летние месяцы. В среднем аудитория телевидения в течение сезона (с сентября по июнь) несколько выше.

Показатель величины общей аудитории телевидения (Total TVR) очень важный для рекламного рынка, так как это и есть тот конечный объем аудитории, который делят между собой телеканалы и рекламодатели. Чем выше показатель Total TVR, тем больше рекламных рейтингов (GRP) может выставить на продажу телевидение.

Мировой опыт показывает, что объемы телесмотрения существенно различаются в разных странах. Так, скажем, в Японии, США, Венгрии среднее время индивидуального телесмотрения составляет около четырех с половиной часов в сутки, а в Норвегии, Швеции, Австрии, Малайзии, Индии, Парагвае и др. - менее двух часов в сутки. Но внутри страны это достаточно стабильная величина, которая не меняется год от года, поскольку объемы и характер телесмотрения определяют в первую очередь устойчивые социокультурные факторы, связанные с особенностями образа жизни, традициями и пр.

Анализ динамики изменения объемов телесмотрения показывает, что смена системы измерения телеаудитории может привести к существенному изменению показателей объема телепотребления в отдельно взятой стране Ворошилов В. В. Маркетинговые коммуникации в журналистике. - М., 2005..

Рассмотрим четыре типовые модели поведения зрителей перед экраном и установим зависимость типа практики от пола и возраста зрителя (см. диаграмму 1).

1. К «традиционному» типу относятся зрители, предпочитающие смотреть телевизор внимательно и не переключаясь постоянно между каналами (39% от всех зрителей; этот тип практики характерен для зрителей старше 55 лет).

2. «Мужской» тип составили зрители, сочетающие сосредоточенный просмотр и частое переключение каналов (12%; мужчины молодого и среднего возраста).

3. К «женскому» типу относятся зрители, практикующие непрерывное фоновое смотрение (26%; женщины среднего возраста, особенно домохозяйки).

«Молодежный» тип образован зрителями, сочетающими фоновое смотрение с постоянным переключением каналов (20%; зрители молодого и среднего возраста).

1. «Потребители новостей» (15%) смотрят в основном информационные программы.

2. «Любители спорта» (9%) проявляют повышенный интерес к спортивным программам. Кроме того, они смотрят программы НТВ неразвлекательного плана - информационные, социально-политические, криминальные хроники, отечественные сериалы, а также юмористические программы «Первого канала», телеканала «Россия», ТНТ.

Интернет:

Среди исследователей мотивации пользователей Интернет отметим работу А.Е.Войскунского и О.Н.Арестовой [4]. Они приводят следующую классификацию мотивов пользователей Интернет:

1. Деловой мотив. Для большинства пользователей работа в Интернете является составной частью профессиональной деятельности, направленной на достижение конкретной цели, т.е. результата. Это может быть поиск конкретной информации, контакты и взаимодействие с определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и так далее. Ориентация на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации.

2. Познавательный мотив. Этот мотив связан с получением новых знаний, он может иметь различные характеристики в зависимости от направленности познавательного интереса пользователя. Предметом познавательного отношения в компьютерных сетях могут быть новые сервисные возможности, различная гипертекстовая информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы.

3. Мотив общения (коммуникативный мотив). Он характеризуется поиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Он связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными.

4. Корпоративный мотив (мотив сотрудничества). Большинство видов деятельности человека носит социальный характер, как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы. Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Ориентация пользователей на сотрудничество (а не просто на общение) с другими при работе в Интернете служит индикатором корпоративной мотивации.

5. Мотив самоутверждения. В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления - самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто достиженческий характер, при этом человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность. Самоутверждение может осуществляться в различных видах деятельности в зависимости от типа личностных ценностей субъекта.

6. Мотив рекреации и игровой мотив. Игра и рекреация занимают важное место в жизни любого человека. Помимо восстановления функционального состояния работоспособности, игра и рекреация является способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием. В Интернете каждый пользователь может найти тот вид игры, который ему наиболее близок и интересен.

7. Мотив аффилиации. Данный мотив является выражением социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы.

8. Мотив самореализации и развития личности. Значительная часть пользователей осознает влияние работы в Интернете на собственную личность и деятельность. Это влияние касается развития познавательных возможностей, игровой деятельности, особенностей общения, формирования интересов личности. Осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей (познавательных, коммуникативных и т.д.) формирует мотив развития личности при работе в Интернете. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. Работа в Интернете дает человеку возможность проявить свои творческие способности, например, создание новых программных продуктов, высказываний в телеконференциях, ресурсов WWW и т.д. Это позволяет человеку реализовывать свои творческие потенции, дает возможность получить оценку своего творчества со стороны значимых и компетентных экспертов.

Согласно данным Международного союза электросвязи (МСЭ), аудитория интернета составляет порядка 1,8 млрд. пользователей, или 30% населения Земли. Из них около 50% используют широкополосной доступ в интернет. 10% жителей Земли используют беспроводный мобильный доступ к интернету. В Европе уровень проникновения Интернета составляет порядка 52%, в Украине по последним результатам исследования аудитории Сети – около 20% или 9 млн. человек.

Специалисты считают, что в будущем аудитория интернета будет расти за счет развивающихся стран и использования мобильного доступа в Сеть с помощью смартфонов и коммуникаторов.

 

Билет 12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.178.37 (0.02 с.)