Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Электронный способ измерения аудиторииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обсудим этот электронный метод более подробно. Так называемые электронные счетчики, или аудиметры (или «пиплметры»), используются, когда стоит задача зафиксировать, что по радио или телевидению потребляет аудитория. Этот метод позволяет добиться объективной картины: будучи подключенным к телевизору, он фиксирует, какой его канал включен в данную минуту, т.е. здесь мы имеем дело не с пожеланиями, предпочтениями, декларированными интересами, потребностями, а с реальным потреблением. Эта информация периодически снимается головным компьютером, находящимся в исследовательской фирме. Таким образом, информация о том, какая передача собирает наиболь-
1 См,: Федотова Л.Я. Радио и телевидение в переходный период. Фонд «Общественное мнение», серия исследований «Средства массовой информации: портреты аудиторий». М., 1992. Вып. 2. шую аудиторию, практически мгновенно может быть обобщена в рамках отдельного региона или всей страны1. Именно такая информация нужна рекламодателям, когда они решают, в обойме с какой передачей целесообразно разместить рекламу.
Рассмотрим вопрос, какие единицы измерения количественно характеризуют аудиторию конкретной передачи. Казалось бы, при сравнении разных передач нужно использовать такое универсальное средство, как ранг (какая передача на первом месте, какая — на втором и т.д.). Но ранжированный ряд при всем объеме информации, которую он содержит, не сообщает дистанции между местами (между вторым и третьим, пятым и шестым и т.д.). Поэтому в аналитических материалах фирм ранг используется только в сочетании с величиной, характеризующей реальную аудиторию конкретной передачи.
В принципе здесь наиболее просто для обозначения реальной аудитории использовать абсолютное число людей, просмотревших ту или иную передачу. Но абсолютные величины лишены сравнительной силы в динамике. Это соображение и методологически и методически породило такую характеристику аудитории, как рейтинг, определяемый следующим образом: включенные на конкретной передаче телевизоры нужно соотнести со всеми телевизорами в стране, т.е. получить ответ на вопрос: «Какая часть населения страны в эту минуту смотрит по телевизору данную передачу?» Полученный процент всего населения страны можно будет сравнить с тем рейтингом, с тем процентом, который составит эта аудитория через несколько лет, когда (и если) данная телепередача будет повторена по телевидению (и когда численность населения будет больше). Исторически идея получения рейтингов телепередач была реализована индустриально посредством электронного мониторинга, когда единицей наблюдения была семья, дом с телевизором (в те годы это был дом, где есть один телевизор)2, поэтому традицион-
1 Подчеркнем, что полученная картина дает основание лишь для количественной оценки аудитории передачи и не позволяет делать выводы относительно поведенческих актов человека и сферы его оценок, мнений, отношений. Поэтому при представлении такого рода информации избегают слов «интерес», «популярность», «оценки» и т.п. 2 Уже к 1988 г. 66% домовладений США имели два и более телеприемника. но рейтинг — это количество телевизоров, включенных на конкретной передаче, ко всем домам с телевизором; по прошествии некоторого времени в качестве целого стали использоваться все телевизоры в стране.
При этом очень важная задача состоит в том, чтобы соотнести поведение конкретного индивида — включение телевизора на конкретной передаче — с аудиторным поведением остальных, т.е. надо выяснить, кто смотрит данную передачу, а кто настроил его на другой канал. Для этого наряду с рейтингом используется другой показатель — доля аудиторного рейтинга (share of audience rating), который определяет, какую долю рейтинг данной передачи составляет в «рейтинге домов с включенным телевизором» (households using television rating).
Но для рекламодателя, расценивающего шансы каждой передачи охватить большее число зрителей, важно знать объективный потенциал передачи — охватывает ли она технически всю страну или только определенный регион. Есть еще ряд показателей1, характеризующих аудиторию конкретной передачи. Но допустим, через несколько лет будет проводиться сравнительное исследование рейтингов интернациональной телепередачи «Что? Где? Когда?» у аудитории России и США. Предположим, что передача получила и у россиян, и у американцев одинаковый рейтинг. Но разве одинакова цена этого рейтинга, если наш зритель сделал выбор в пользу этой передачи из 10 каналов (в больших городах, а в малых городах и населенных пунктах — из трех), американец же отказался ради нее от потенциальных ЗО?2 Ясно, что для характеристики данного аспекта нужен еще один показатель. Все эти показатели потребления конкретной передачи конкретным потребителем используются как коммуникатором, строящим свою информационную, развлекательную политику, так и коммерческими телестанциями, которые зависят от рекламодате-
1 Нередко используют показатели, фиксирующие зависимость между временем суток и численностью телеаудитории; между численностью телезрителей» занятых просмотром телепередачи, и количеством рекламных клипов, приходящихся на единицу времени; между временем, когда телевизор включен, и потреблением конкретной передачи, и т.п. 2 В 1987 г. 2\% домов в США могли принимать по 10 каналов, 33% — от 10 до 20, ИУо — от 20 до 30 и остальные 31% могли принимать более 30 каналов (Nielsen 1988 Report on Television, Northbrook. 1988. P. 4\.
лей. В частности, такая информация может стать основанием для снятия с эфира (или изменения времени трансляции) передачи, получившей низкий рейтинг, повлиять на стратегию рекламодателя относительно размещения рекламы. Кроме того, рейтинг телепередачи определяет цену размещения рекламы. По сведениям рекламного агентства «Дж. Уолер Томпсон», потеря одного пункта в рейтингах, т.е. 1% аудитории, может обойтись телесети за сезон в 90 млн долл. А снижение рейтинга на один пункт в отдельных шоу означает потерю 6—10 тыс. долл. в рекламных тарифах за каждое 30-секундное рекламное сообщение, которое стоит около 200 тыс. долл. в типичном популярном вечернем шоу (вообще же цены на размещение рекламного сообщения на американском телевидении колеблются от 80 тыс. долл. до 400 тыс.1).
Помимо факта телесмотрения, аудиметр, как и прочие методики социологического снятия информации, фиксирует (с помощью испытуемого члена семьи) социально-демографические характеристики, знать которые весьма важно для рекламодателя. Так, рекламодателя может привлечь передача, имеющая сравнительно низкий рейтинг, но интересная лицам, по социально-демографическим характеристикам выступающим как потенциальные покупатели его продукта. Естественно, что рекламодатель поместит рекламу именно в эту передачу.
Сейчас компьютерное обеспечение, информационные банки позволяют фирмам дополнить данные, полученные непосредственно от потребителя, внекоммуникативными показателями среды обитания, общими характеристиками места проживания. При обработке информации можно сгруппировать потребителей по характеристикам стиля жизни (агрегированные показатели, сформированные с использованием кластерного анализа, приводят исследователя к таким группам населения: «высокий доход, хорошо образованные профессионалы, владельцы престижных домов», «пожилые, одинокие», «городские белые воротнички с небольшим числом детей», «несколько более высокий, чем в среднем доход, молодые черные семьи с детьми» и т.п.). Последние достижения в этой области — сканирующая приставка к аудиметру, работающая по принципу расчета в кассе
1 См.: Вестник МГУ. Сер. Журналистика. 1988. No 5. С. 31. супермаркета за покупки: покупатель проводит этикеткой купленных товаров по датчику, и банк данных пополняется сведениями о выбранных покупках. Таким образом, технологическая цепочка замкнулась: внеаудиторные характеристики потребителя, сведения о его аудиторных привычках (а значит, и о конкретных рекламных роликах, которые он просмотрел) и своеобразный итог — сведения о покупке товара, т.е. появилась возможность делать заключение об эффективности рекламной продукции. Соответствующие исследования стали основой деятельности ряда фирм, например «Бихейвиор Скэн» («Behavior Scan») (выборка в 2500 семей) и «Скэн Америка» («Scan America») (выборка в 10 тыс. семей).
Пожалуй, главный недостаток, этого способа фиксации факта потребления телепродукции — его высокая стоимость. Кстати, появление дистанционного управления привело к тому, что телесчетчик изготовляется и в переносном варианте — в виде наручных часов или даже украшения.
Такая, в общем линейная информация («обрастание» ее дополнительной внекоммуникативной информацией стало возможным лишь в связи с интенсивной компьютеризацией, т.е. два десятилетия) нашла своего постоянного и весьма заинтересованного потребителя в лице рекламодателя, благодаря чему ее производство успешно развивалось, начиная с 1940-х гг. Долгое время вне конкуренции были американские фирмы: «А.С. Nielson Company» и «Арбитров» — «American Research Bureau» (ARB). Сейчас на международном рынке к ним присоединились английские фирмы: AGB (ее исследовательский филиал ПЕТАР (PETAR) специализируется в основном на исследованиях в европейских странах) и «Radio Joint Audience Research». Во Франции помимо таких участников рынка, как «Nielson» и AGB, функционирует национальная фирма «Мотивак» («Motivaque»). Устройство, используемое фирмой «Мотивак», регистрирует только действия людей (не реагирует на кошек и собак), причем фиксирует как спокойное положение человека у телевизора (некоторая гарантия внимательного телепросмотра), так и его перемещения (свидетельствует о частичном внимании к телепередаче). Известна также швейцарская фирма «Телеконтроль» («Telecontrol») (дополнительно анализирует и любой другой способ эксплуатации телевизора — запись на видео, видеоигры и т.д.).
В сегодняшнем арсенале российской социологии СМК имеются все из перечисленных выше процедур. В 1996 г. стали использоваться электронные телесчетчики: российские исследовательские службы РОМИР в сотрудничестве с фирмой «Гэллап-медиа» и НИСПИ (Независимый институт социально-политических исследований)1 стали работать на небольших выборках семей. Однако первые выборки были слишком «небольшими», поэтому исследователи столкнулись с проблемой представительности результатов. ВЦИОМ реализует большой проект «Российская медиа-карта», который состоит в том, что на выборке в 10 тыс. семей, проживающих в 19 крупных российских городах, регулярно проводится опрос о качестве и возможностях приема теле- и радиопередач, о времени, которое респонденты уделяют просмотру телепередач, прослушиванию радио и чтению газет; опрос совмещается с дневниковыми панелями. Значение этого исследования — выход социологов на регионы, попытка выяснить соотношение центральных и региональных каналов в реальном потреблении россиян. Главное, что современное состояние исследований массовых коммуникаций в России можно оценить как отражение нормального соотношения спроса и предложения: активный спрос рекламодателей на такого рода информационную продукцию стимулировал предложение профессионалов.
Наличие многих структур на полюсе предложения обеспечивает здоровую конкуренцию, что, естественно, является стимулом повышения качества. Результаты исследования центра «Аналитика» показывают, что на этом рынке исследований существует реальная конкуренция, так как рекламные агентства, использующие продукцию исследовательских структур, по-разному оценивают их точность, полезность и другие качества (табл. 21).
Чтобы повысить уровень качества исследований этих организаций, необходимо ввести стандарты методики. В США такая организационная структура «Broadcast Rating Council» была создана еще в конце 1960-х гг. по инициативе Национальной ассоциации вещателей, а для контроля за измерениями в области телевидения был образован комитет CONTAM (Committee on Nationwide Television Audience Measurements).
1 Сейчас НИСПИ преобразован в «Группу компаний monitoring. ru».
Таблица 21. Экспертные оценки исследовательских фирм
Источник; Павлов С, Рейтинговые агентства стали объектом исследования // Финансовые известия. 1998. 26 мая. В России аналогичные процессы в начале 1990-х гг. увенчались подписанием рядом рекламных агентств, исследовательских центров и телевещательных компаний меморандума о соблюдении минимального набора требований к исследованиям телеаудитории и телерекламы. Этому предшествовали довольно бурно обсуждаемые в печати случаи, когда вещательные организации не соглашались с результатами исследований, полученными исследовательскими центрами вследствие и непонимания специфики работы таких организаций на небольших выборках, и непрофессионализма ряда исследовательских центров, и намеренного искажения информации центрами в пользу заинтересованной стороны. В начале 2001 г. был создан Медиакомитет, который взял на себя функции регуляции и сертификации методик, используемых исследовательскими фирмами. Проблемы выборки Технология получения данной информации неразрывно связана с проблемой формирования выборки. В любом социологическом исследовании возникает вопрос: «Сколько человек надо опросить (проанализировать текстов, пронаблюдать собраний и т.п.)?» Ответ на него дается программой исследования: столько, сколько нужно, чтобы ответить на задачи исследования. В принципе возможны две стратегии формирования выборки. При обращении к типологической выборке исследователь рас-
сматривает произвольное число случаев1 и в результате показывает, что изучаемое явление существует и имеет определенные, зафиксированные в ходе исследования характеристики (хотя полученный набор характеристик может быть неполным). Репрезентативные выборки претендуют на то, чтобы быть представительными для более широкой совокупности. Один из подвидов такой выборки — вероятностные или случайные выборки. Их построение основывается на том, что если для каждой единицы генеральной — более широкой — совокупности будет выдерживаться равновероятная возможность попасть в число отобранных для исследования, т.е. конкретных людей будут отбирать случайным образом, то такая выборка будет отвечать высшему критерию представительности — она будет репрезентативна для этой широкой совокупности: страны, региона, города. Когда речь идет о модели поведения аудитории, могут быть задействованы обе стратегии построения выборки. При обращении к репрезентативной выборке необходимо учитывать понятие ошибки, которая соотносит количество отобранных для наблюдения случаев и возможность достаточно строго распространять полученные результаты на всю совокупность. В табл. 22 показано, какой может быть ошибка в зависимости от размера выборки и доли носителей определенного мнения (поведения). Таблица 22.Расчет ошибки (в %) при разных выборках n
Источник: The Gallup Opinion Index. 1970, May. P. 28.
1 Количество случаев может быть достаточно большим. Так, американские социологи Кинси, изучая модели сексуального поведения населения США, провели около 10 тыс. интервью. См.: Kinsey A. The Sexual Behavior. Washington, 1948. Эта таблица позволяет определить погрешность, возникающую при распространении вывода, который получен при опросе небольшой части населения(выборки от n = 3000 до n = 200), на все население страны (при условии, что каждый человек в стране может с равной возможностью попасть в число опрашиваемых). Например, исследователь общественного мнения получил в ходе опроса 200 жителей, что интерес к определенной передаче продемонстрировало 50% опрошенных. Это означает, что в 95 случаях из 100 этот процент среди всего населения страны будет колебаться в диапазоне 41 – 59% (т.е. результат +-9%). Если результат получен на выборке из 1500 человек, то при его распространении население всей страны он уложится в интервал 47 – 59% скорее всего не покажется приемлемым; вероятно, он закажет исследование на выборке побольше.
Кроме того, данные таблицы 22 позволяют оценить погрешность результатов, полуенных исследовательскими структурами при изучении телеповедения аудитории с помощью аудимеров, размещенных в 200 домах, и понять, какие недоразумения могут возникнуть из-за непонимания понятия «величина ошибки». Так руководство одного нового телеканала упрекнуло исследовательские структуры чуть ли не в злостном дезинформировании общественного мнения о рейтенге только начинающего свою работу канала. Этот канал имел к тому времени рейтинг менее 10%, а при опросе населения с использованием выборки из 200 человек, ошибка практически «съедала» абсолютную величину этого рейтинга.
Итак, медиаметрия является достаточно специализированной сферой деятельности, но этого она не становится менее важной для рекламного бизнеса.
§ 4. ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕКЛАМНОГО СООБЩЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.50.170 (0.009 с.) |