Глава II. Социологическое обеспечение рекламной кампании 187 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II. Социологическое обеспечение рекламной кампании 187



§ 1. Определение готовности общества к продвигаемому продукту 187

§ 2. Выбор рекламоносителя 192

§ 3. Выбор рекламоносителя — проблемы медиаметрии 210

§ 4. Принципы размещения рекламного сообщения

во времени и пространстве 222

§ 5. Идея рекламного сообщения 226

§ 6. Текст рекламного сообщения 232

Приложение 1. Рекламные агентства США: что это такое, что они дела­ют, как они это делают

(буклет Американской ассоциации рекламных агентств) 246

Приложение 2. Международный кодекс проведения маркетинговых

и социологических исследований ESOMAR и ICC 256

Приложение 3. Вопросы к зачету и экзамену по всему курсу 262

Приложение 4. Примерная тематика рефератов и курсовых работ 264

Приложение 5. Задания для самостоятельной работы 265

Литература 266

Предисловие

Цель курса, основой которого является данный учебник, состоит в изучении реального функционирования института рекламы в современном социуме, социологических методов обеспечения этой деятельности и формировании у студентов системного ком­плекса знаний по данному направлению обучения в связи с дру­гими дисциплинами специализации в области рекламной деятель­ности.

Более детально задачи курса можно сформулировать следую­щим образом:

* изучение социологических факторов развития рекламы как массового явления;

* рассмотрение массового и индивидуального сознания как объектов воздействия рекламы;

* изучение зависимостей между деятельностью средств мас­совой коммуникации в современном мире и рекламной деятель­ностью;

* рассмотрение места социологических знаний в процессе принятия решения в сфере рекламной деятельности;

* знакомство с основными социологическими методами, обеспечивающими рациональное осуществление рекламной дея­тельности;

* изучение влияния рекламы на индивида, социум, общественное мнение.

 

Оптимальное усвоение дисциплины возможно на базе знания таких предметов, как «Правовое регулирование рекламной дея­тельности», «Основы рекламы», «Информационные технологии в рекламе», «Психология рекламной деятельности», «Массовые коммуникации и медиапланирование».

 

Курс «Социология рекламной деятельности» позволяет сту­дентам познакомиться с системой функционирования рекламной коммуникации, социологическими данными о практике осущест­вления рекламной деятельности в настоящее время, результатами опросов общественного мнения по проблематике рекламы; овла-

 

 

деть навыками социологического анализа; выступать в качестве заказчика социологических исследований, необходимых любой организации, занимающейся продвижением к потребителю товара, услуги, идеи; выработать умение анализировать количественные данные, полученные в таких исследованиях.

Социологию рекламной деятельности можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, изнутри рекламного процесса,; когда она дополняет профессиональные знания специалиста в области рекламы, в этом случае она, несомненно, обогащает эти знания, встраивает их в знания более общих закономерностей функционирования информационных процессов, особенностей порождения текста, социальных целей рекламы и т.д.; во-вто­рых, рекламную деятельность можно представить и как способ взглянуть на частное социальное явление, следующее из более широкой социальной практики.

В любом случае включается механизм социологического мыш­ления: учет множества взаимосвязей между конкретными соци­альными явлениями, рассмотрение этих явлений через призму человеческой деятельности, человеческих эмоций, мнений, интересов, потребностей, сопровождающих эту деятельность; «взвешивание» этих явлений на «количественных весах» с целью определить потенцию их развития.

Движущая сила таких размышлений — рациональное сомне­ние: проанализировав какой-то социальный факт, надо отдавать себе отчет в том, что, сместив угол зрения, подключив «вектор времени», мы будем иметь то, с чем имеет дело социология — с вечно меняющимся миром. Социология — это постоянно рефлектирующее знание: она размышляет над социальной практикой но не менее того над тем, каким способом она получает знание, над своими методами. Там, где профессионал-рекламист говорит нам: «Да, это так!», социолог непременно прибавит «Да, это так. Но...»

 

Глава I

РЕКЛАМА В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

§ 1. СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР ПОЯВЛЕНИЯ РЕКЛАМЫ

Реклама в историческом контексте: информационное сопровождение обмена

Будем рассматривать рекламу как феномен современного социу­ма, специфическую информацию, производимую определенными общественными структурами для, воздействия на массовое сознание, анализируя и эти структуры, и массовое сознание как соци­альные подсистемы со своими потребностями, целями и мотива­ми производства-потребления рекламы, причем анализируя их с точки зрения социологии.

 

Как известно, социология дает принципиально новые знания о любом сегменте общества, поскольку рассматривает социальные явления во всем комплексе его составляющих, анализирует любой социальный факт в широком общественном контексте, во всем многообразии социальных связей — экономических, политичес­ких, моральных, религиозных и т.д. Такой подход к видению социальной действительности связан с взглядом через призму че­ловеческой деятельности, через задействованные в данном соци­альном процессе силы, когда действительность анализируется как совокупность социальных фактов. Последние устанавливаются опытным, эмпирическим путем с использованием методов, ранее присущих только естественным, точным наукам (наблюдение, эксперимент), вследствие чего социологии свойственно количест­венное представление о социальных процессах. Рассматривая любое явление, социология в итоге отвечает на вопрос, в какой мере это явление характерно для общества, имеет ли оно тенден­цию к усилению или, наоборот, к исчезновению.

 

Множество социальных фактов, находящихся в «ведении» социологии, относится к сфере индивидуальных актов поведения, потребностей, мнений и т.п. — всего того, что мы можемизу-

чать, наблюдать и анализировать только в ситуации общения с человеком, носителем этой информации.

Все перечисленные выше особенности социологической науки проявляются и при анализе такого социального явления, как реклама. Рассмотрим социологические условия появления рек­ламы.

Реклама как массовое явление не могла возникнуть раньше, чем возникли рынок производителя товаров, рынок информаци­онных средств размещения рекламы и рынок потребителей рек­ламируемых товаров и услуг — три основных фактора появления рекламы как массового явления.

Исторически необходимость в рекламе появилась только тогда, когда материальное производство вышло за рамки нату­рального хозяйства (согласно принципу «сам произвожу — или с помощью рабов, зависимых крестьян — и сам потребляю») или натурального обмена-бартера («ты мне мешок овса, а я тебе овцу»). Разделение труда как экономический процесс в итоге привело к появлению социальных групп, которые, производя одни продукты, стали нуждаться в других. Топографическим во­площением обмена с использованием такого механизма, как деньги, а значит, довольно сложного многоступенчатого меха­низма взаимоотношений между производителями и потребителя­ми стал рынок — реальное место в городской инфраструктуре в зоне массового скопления потребителей, где концентрировалось предложение.

При отчетливо выраженной нужде в тех или иных товарах, когда спрос приобретал осознанный характер, т.е. при практи­чески сформировавшемся решении купить товар, потребитель приходил на рынок. Тогда достаточно было силы человеческого голоса, чтобы спрос встретился с предложением: «Купите бубли­ки! Горячи бублики! Купите бублики!» Основные компоненты рекламного сообщения здесь налицо:

1) заявлен предмет прода­жи;

2) имеется информация о спецификации товара, причем, самое главное, о позитивной спецификации («горячие» — никог­да засохшие, вчерашние, черствые и т.д.);

3) наличествует при­зыв к действию. Тем не менее изначально не в результате этого призыва покупатель пришел на рынок: с его стороны это была осознанная необходимость.

Поэтому сейчас, когда история рынка как элемента социаль­ного развития насчитывает уже тысячелетия, такая рекламная

 

 

ситуация называется рекламой на месте продаж и определяется лишь как специфическая часть массовых рекламных потоков, а некоторыми исследователями выводится за скобки собственно рекламы1.

Развитие структур массовой рекламной коммуникации проис­ходило в четырех принципиальных направлениях: менялась топо­графия взаимоотношений спроса и предложения; возникали новые каналы коммуникации между ними; лавинообразно росло предложение; менялась структура спроса, отражая изменения характеристик носителей этого спроса 2.

Обсуждаемая проблема взаимоотношений между спросом и предложением имеет еще один нюанс. Когда мы имеем дело со сформировавшимся спросом, любой текст по поводу предложе­ния реализует соединение рекламной и более универсальной, ин­формационной функции. Язык как средство общения работает здесь в двух своих функциональных пластах — семантическом и прагматическом. Дихотомии — или только обозначение, называ­ние, или только призыв к действию, к достижению цели — не существует. Это особенно важно иметь в виду при противопо­ложной комбинации — когда нет сформировавшегося спроса или, что особенно важно, его принципиально быть не может.

1 Обсуждение этой проблему встречается сейчас в виртуальной реальности. В Интернете реализуется принцип покупок через Сеть. Среди множества сайтов, представляющих достоинства тех или иных товаров, покупатель находит то, что ему нужно, заполняет бланк заказа, отсылает его и ждет, когда с его счета будет перечислена некоторая сумма и покупка придет по его адресу. Но уже разработа­на новая система покупок. Вместо сухих сайтов с текстом на экране появляется продавец-консультант, который помогает выбрать нужную вещь. Симптоматично высказывание руководителя компании «VideoGate Technologies inc.», которая вводит новую технологию: «С незапамятных времен все сделки совершались с глазу на глаз. Это нормальный ход вещей». См.: Мунипов А. Как заработать миллиард // Известия. 19.98. 23 апр.

2 Здесь следует сделать оговорку: в данном случае я не рассматриваю принципиальное расширение функций рекламных потоков в обществе за счет социальной и политической рекламы; пока речь идет только о коммерческой рекламе. Социальная и политическая реклама — пятое направление эволюции. Сегодня реклама ассоциируется со всеми этими функциями, и в этом смысле вполне оправдывает себя определение рекламы, данное в типично беллетристи­ческом тексте: «Джунс — деятель рекламы, он посвятил себя тому, чтобы руководить вкусами публики, развивать ее культуру и оказывать содействие при выборах должностных лиц, а также при выборе национальных героев». См.: Еестер А. Ночная ваза с цветочным бордюром // Библиотека современной фантастики. Т. 25. М., 1973. С. 339.

 

 

В таком случае чистая реклама работает как более широкая кате­гория — утилитарная информация1.

Некоторые моменты этого тезиса особенно важны при рас­смотрении первого направления эволюции — развития топогра­фии предложения.

Топография предложения: информация о нем и реклама

Исторически первые рынки возникали в местах массовых скопле­ний людей — в городах. Особенно много сведений о городской инфраструктуре накоплено исследователями относительно Древ­него Рима, где «рынок» входил в ряд общественных строений: театр, форум (не как первое название рынка, а как место прове­дения публичных мероприятий городского уровня), цирк, бани. Традиционно они строились в центре городского поселения; более того, и здесь исследователи единодушны, это было местом актуализации «человека публичного» (как называют римлянина историки). Центр не был просто суммой функциональных стро­ений, входящих в него, он был чем-то большим: это была среда повседневного обитания горожанина.

Заметим, что такова была модель застройки городских посе­лений на всей территории Римской империи — от Британских островов до Передней Азии и Придунайских поселений, т.е. практически всей территории государства — предтечи европей­ской цивилизации. Поэтому даже если представить себе древнего римлянина человеком очень мобильным (что далеко не так), он, проснувшись в незнакомом городе, оказался бы среди знакомых ему строений, и ему бы не потребовались вывески, реклама как таковая, как источник информации.

При усложнении городской застройки, при количественном ее росте появилась необходимость информационно маркировать возникающие пункты, где предлагались некие товары и услуги.

1 В этом смысле интересна лексика, которую использовал разработчик ком­мерческого телеролика при исполнении заказа компании «Дженерал электрик» («General Electric»): «Беседа подошла к обсуждению задачи, как объяснить принцип работы электромотора. «Надо передать это просто, — сказал один из разработчиков. — Представьте, что я обыкновенный профан. Я — озвученная доска объявлений (курсив мой. — Л.Ф.). То, что я слышу, я передаю аудитории. И чем это будет проще, тем лучше для нашей цели». См.: How a Television Commercial is Made. General Electric Review // Mass Communication / Ed. by W. Schramm. Urbana, 1966.

Ясно, что такая информация, такие вывески функционально оп­равданы только для нового субъекта. Данная «чистая» информа­ция характеризуется понятием «категория новизны», которая является здесь основополагающей. Образно говоря, вывески могли появиться только в городе, «нанизанном на дорогу». Эту ситуацию наиболее подходящим образом иллюстрирует картина, с которой начинаются все американские вестерны — улица-город, где въезд и выезд взаимозаменяемы; по обе стороны улиц вывески: салун, почта, банк1. Для кого предназначается инфор­мация, заложенная в этих вывесках? Явно не для местных жите­лей, а для лица, приезжающего в город. Но были ли рекламой эти первые вывески? Поставлю более понятный вопрос: могут ли быть рекламой сакраментальные вывески «М» и «Ж»? Конечно, нет (это механизм оповещения о предложении, которое неминуе­мо будет принято). Но что же должно было случиться, чтобы вывеска «Булочная» стала рекламой? Ответ такой: должен был возникнуть выбор предложения.

Рассмотрим еще одну характеристику процесса. Особенность предложения товаров и услуг на раннем этапе формирования рынка как системы взаимообмена хозяйственных субъектов со­стояла втом, что, например, сапожник, изготовивший сапоги сам от начала до конца, сам их и продавал. Время продажи было намного меньше времени производства этих сапог — ведь всякий раз это было уникальное ручное производство, что и создавало ограниченное предложение.

Развитие производственной ситуации от ремесленного к ману­фактурному производству привело к объединению людей, специ­ализирующихся на отдельной операции по производству отдель­ной детали товара. Именно в этом — исторические истоки четы­рех важных для нашей темы обстоятельств:

1) производство стало топографически оформляться в отдале­нии от места проживания ремесленного производителя, оно стало занимать место в пространстве, само стало потребителем

1 Типично «рыночный» город — это, конечно, Нью-Йорк; здесь названия улиц как горизонтальных, так и вертикальных, если рассматривать их на плане — сверху, облегчают поиск того, что является вашей целью. У П. Вайля есть рас­суждения, иллюстрирующие эту мысль: «...типичный Нью-Йорк, с его номерны­ми улицами и авеню, кажется таким скучным поначалу, но оказывается таким удобным. Здесь господствуют здравый смысл и первобытная простота» (Вайя» П. Доплатой на Бродвее // Иностранная литература. 1995. № 6. С. 173).

 

земли, воды, воздуха — того, что всегда в общественном мнении осознавалось как общественное благо, как ценность, принадле­жащая всем, а отнюдь не только феодалу, на чьей земле эта вода, например, находилась, В связи с этим появилась социаль­ная потребность в специальной деятельности как по объяснению самого факта, так и снятию возможных напряжений общества. Зародившиеся позднее структуры по связям с общественнос­тью — отклик на данную потребность;

2) появилась фигура (социальная роль) владельца готового продукта, отличного от наемного работника, и одной из его задач стало обосновать в постоянном общении со своими работ­никами размер заработной платы и продолжительность трудово­го дня. Эти «сиюминутные» обязанности владельцев (а позд­нее — наемной администрации) перед реальными работниками трансформировались в долгосрочной перспективе в требование создавать благоприятное общественное мнение для увеличения спроса на свои рабочие места, а это центральная задача структур «паблик рилейшнз»;,

3) работник, занятый на атомарной операции (чем больше было операций, тем больше было работников, в результате спе­циализации повышалась производительность труда, а значит, увеличивалось количество готовых товаров для реализации), после завершения производственного цикла не имел готового продукта, а становился лишь его объективным потребителем, таким образом, производство, мультиплицируя товар, одновре­менно мультиплицировало потребителя;

4) владелец, концентрирующий в своих руках прибыль от производства, получил возможность финансировать специализи­рованную деятельность по продвижению товара на рынок.

 

В этом — основные узлы тех проблем, которые впоследствии стали центральными в деятельности структур «Паблик рилейшнз» как по гармонизации отношений с обществом в целом, так и в рамках отдельных производственных ячеек, так сказать, по верти­кали, в частности специализации в области продвижения товара, в том числе и рекламной.

Буржуазные революции способствовали появлению конкури­рующих друг с другом производителей. Но в полной мере о рынке товаров можно говорить, лишь имея в виду ту стадию, когда производство товаров стало массовым. Тогда у производи­теля проблему «как произвести» товар заменила проблема «как

 

продать». Это произошло в результате технологических револю­ций конца XIX — начала XX в., обусловивших определенную степень «конвейеризации» производства, его машинизацию, све­дение трудовых операций к атомарным и проч.

При этом производители должны были постоянно обеспечи­вать соответствие своей продукции потребностям и вкусам дейст­вительных и потенциальных покупателей;

изучать спрос потенци­альных покупателей;

доводить до сведения потенциальных поку­пателей информацию о производимых товарах или услугах;

добиваться того, чтобы достаточно большая доля потенциальных покупателей нашла установленные цены приемлемыми;

сделать все возможное, чтобы продукт легко доходил до покупателя.

Появление социальных производителей, заинтересованных в продвижении товара или услуги к потребителю, привело к тому, что в недрах производства, в самом производственном цикле стала обособляться новая профессиональная сфера деятельности — мар­кетинг, которая занялась решением проблемы «как продать».

Реклама: дистанционное обращение к потенциальному потребителю

Таким образом, стратегия маркетинга состоит в анализе общей ситуации на рынке, а именно: изучение проблем и потребностей потребителя, изучение конкурирующих ситуаций и т.п., опреде­ление шагов, необходимых для того, чтобы потенциальные кли­енты узнали о предлагаемых продуктах и услугах и купили эти продукты и услуги, выбор формы обращения, мотивировки, формы убеждения и способы формирования потребностей у «не­потребителей», и средств массовой информации, которые с наи­большей вероятностью могут оказать влияние на потенциальных покупателей.

Последняя задача решается таким специфическим видом дея­тельности, как рекламная. Здесь уместно вспомнить распростра­ненное определение: «Реклама — форма коммуникации, перево­дящей качество товара или услуги на язык нужд и запросов потребителя».

Ясно, что индустрия рекламы возникла не ранее, чем произ­водство на новом витке своего развития обеспечило рынок товар­ной массой, нуждающейся в информационном обеспечении как гаранте выхода к индивидуальному потребителю.

 

 

Отметим еще одну характеристику этого процесса, чрезвычай­но важную для понимания механизма взаимоотношений произво­дителя и потребителя: производитель стал многолик, между про­изводителями появилась конкуренция, а следовательно, заинте­ресованность в потребителе: продать товар не просто, не потому что его много, а потому, что рядом другой производитель пред­лагает аналогичный товар. Поэтому сразу после вопроса «Что за товар?», определяющим для сделки стал вопрос «Какой товар?» Такая «оценочная», «качественная» надстройка над потреби­тельскими свойствами товара стала играть важную роль в моти­вировках обращения к потребителю, которая практически пре­вратилась в определяющую характеристику рекламы, оказывая огромное влияние на конкуренцию между производителями. Объективно для потребителя это привело к наличию на рынке реального выбора предметов покупки.

Новая ситуация на рынке привела к качественным изменени­ям в механизме конкуренции между производителями — появле­нию так называемой неценовой конкуренции1. В настоящее время «образ товара» в сознании потребителя все больше становится частью самого продукта. По словам руководителя одного из американских рекламных агентств, «женщины покупают не товар, а обещание. Производители косметики продают не лано­лин, они продают надежду... Мы уже покупаем не апельсины, мы покупаем жизнеспособность. Мы покупаем не просто автомо­биль, мы покупаем престиж»2.

Таким образом, цена включает в себя помимо стоимости това­ра «цену» образа производителя и образа товара. Профессио­нальная деятельность по созданию этих образов стала востребо­вана обществом, и рекламу (и «паблик рилейшнз») в современ­ном обществе уже можно определить как массовое явление.

Итак, усложнение экономических отношений в обществе, массовизация производства, преобладание в территориальной

' Это принципиально важная веха в развитии рыночной экономики. Специа­листы по теории игр считают, например, что «стандартный рынок является удовлетворительным способом управлять экономической деятельностью, пока вы не высказываете суждений о ценностях вне ценового механизма... Когда стан­дартный рынок оказывается несостоятельным, ситуация становится теоретико-иг­ровой». См.: Мак-Дональд Д. Игра называется бизнес. М., 1979. С. 94—95.

- Packard V. The Hidden Persuaders. N.Y., 1959. P. 42. Цит. по: Феофанов О.А. США: реклама и общество. М., 1974. С. 147.

 

карте человечества городских поселений повлекли за собой раз­витие комплекса маркетинговых коммуникаций, в частности спе­цифической рекламной деятельности как массового явления, дея­тельности товаропроизводителя по тиражированию текстов, пре­зентующих обществу позитивный образ его товара, услуги или самой производящей товар структуры — коммерческой рекламы.

§ 2. СФЕРА РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕКЛАМЫ

Реклама у колыбели современной прессы

Рассмотрим следующий компонент социальной ситуации, в которой возникло такое массовое явление, как реклама. Чтобы в оптимальные для производства сроки информация о товаре, ус­луге доходила до максимально возможного числа потребителей, были необходимы соответствующие рекламоносители.

Естественно, что развитие материального производства со­провождалось усложнением структуры духовного производства. Для обслуживания его нужд создавалась система массовых ком­муникаций, которая в процессе развития усложняла свои функ­ции: от информирования сообщества по горизонтали до решения «вертикальных» задач — к мультиплицированию приказов влас­ти прибавлялась постепенно необходимость апеллировать к мас­сам, чтобы получить от них мандат на эту власть.

Первые европейские газеты олицетворяли исторически новые функции, связанные с маркетинговыми запросами материального производства и с претензиями нарождающихся групп собствен­ников, ориентированными на выработку социальной программы действий для всего социума: они или были чисто рекламными листками, или вышли из лона политических прокламаций (снача­ла произведения оппозиционных друг другу политических сил появлялись эпизодически, затем все более регулярно). Изначально они несли в себе потенции быть распространителями и коммерческой, и политической рекламы. Так, в Англии в библиотеке Бирмингема хранится экземпляр «Weekly News» («Еженедель­ных новостей») от 31 января 1606 г., который считается первой газетой Старого света (но существуют сомнения в ее подлиннос­ти). Здесь содержатся три материала, объединенные общей темой — расследование обстоятельств «порохового заговора»

 

 

1606 г., когда группа оппозиционеров попыталась взорвать пар­ламент и убить короля1.

Историки, говоря о развитии периодической печати в Англии, отмечают, что материалы первых газет отражали полемику нарож­дающихся классов и различались по своим политическим пристрас­тиям. Например, еженедельная «Mercurius AuHcus» («Дворцовый Меркурий»), издававшаяся в резиденции короля в Оксфорде, под­держивала его — сообщения о военных действиях, происходивших в то время, преподносились исключительно в благоприятном для короля свете; в отдельных полемических статьях опровергались утверждения из газет политического противника. В то же время популярная газета «Mercurius Britannicus» («Меркуриус британникус») отличалась нападками на аристократов, в частности по­стоянно полемизировала с упомянутой выше прокоролевской га­зетой, что привлекало к ней средние и низшее социальные слои.

Следует отметить еще две потребности, которые испытывало все усложняющееся общество: нужны были информационные ка­налы, во-первых, для удовлетворения чисто справочных нужд населения, во-вторых, для обслуживания нужд рынка, который становился все более интернациональным, азначит, распростра­ненным в пространстве; поэтому были необходимы данные о движении капитала, акций, о финансовых потоках.

 

Рождение первой периодической газеты во Франции (1631) иллюстрирует реализацию первой из отмеченных потребностей. Врач Теофраст Ренодо, создавший при поддержке Ришелье сис­тему общественных ломбардов для беднейших слоев населения Парижа, вникая в проблемы организации жизни горожан, при­шел к выводу, что 'в городе сложилась такая ситуация, что люди, готовые предложить свои знания и труд, должны иметь возмож­ность встретиться на каком-то пространстве с теми, кто в этом труде нуждается. Для решения этой проблемы он учредил Адрес­ную контору, которая стала центром притяжения огромной кли­ентуры, а с ней и социальной информации. Последняя стала содержанием первой еженедельной французской «Газеты» («La Gazette»).

 

1 Fox Bourne H.R. English Newspapers. N.Y., 1966. Vol. 1. P. 7. Цит. no: Мкртчян А. Возникновение английской печати. Журналистика в годы английской революции и реакции XVII в. // Журналистика. История и современность. М-. 1993. С 20-21.

 

Поначалу газеты были далеки от той формы и того содержа­ния, которые характеризуют сегодняшнюю прессу. Но уже Воль­тер определил содержание газеты как «сообщение о государст­венных и общественных делах», а Французская революция 1789 г. сделала очевидным тот факт, что общество нуждается в такой газете, которая дает возможность держать население в курсе политических событий.

Среди газет нарождающихся буржуазных слоев весомое место заняли чисто рекламные издания или массовые со значи­тельной долей рекламы, поскольку массовое производство требо­вало массовых продаж, массовые продажи нуждались в рекламе, реклама нуждалась в печатном тиражировании.

 

Таким образом, газета как средство массовой коммуникации (СМК) на начальном этапе реализовала чисто техническую воз­можность мультиплицировать специальную информацию: для об­служивания нужд развивающегося рынка (информационное, рек­ламное оповещение о рыночном предложении), для чисто инфор­мационного обслуживания все более усложняющейся, в том числе и чисто пространственно, структуры общества; для обслу­живания нужд централизованной власти в ее противоборстве с социальными интересами двух наиболее мощных групп собствен­ников — собственников средств производства и собственников рабочих рук.

 

Рекламоносители: количественные параметры распространения

 

Ясно, что усложняющаяся (печать, радио, телевидение) система массовых коммуникаций как нельзя лучше подходит для праг­матических целей рекламы — быстро и всем сразу сообщить нужную информацию. Но для этого СМК должны были приоб­рести одно существенное качество, чтобы совпасть по амплитуде с развитием рынка производителей, — распространенность СМК в обществе, насыщенность ими должны быть такими, чтобы обеспечить главное условие для обращения к ним рекла­модателей — потребление их должно превратиться в насущную потребность людей. Если говорить о газетах и журналах, то это произошло не ранее XIX в. Так, в 1892 г. на 1 млн жителей приходилось периодических изданий в Швейцарии 230 экз., в Бельгии 153, Германии 129, Франции 114, Норвегии 89,

 

Великобритании 88, Испании 68, Италии 51, Австрии 43, Греции 36, Сербии 26, России 91 .

В 1945 г. Институт общественного мнения Гэллапа (США) по­ставил перед американцами вопрос: «Знаете ли вы, что такое телевидение, видели ли вы когда-нибудь работающий телеви­зор?» Двадцать лет спустя, отвечая на вопрос Института Гэллапа «Что для вас является главным источником информации (радио, газеты, журналы, телевидение), которому вы больше всего дове­ряете?», большинство американцев назвало телевидение.

К концу XX в. телесмотрение в США для среднего американ­ца характеризуется такими цифрами (в часах): 1950—1951 гг. — 4,43; 1975—1976 гг. — 6,12; 1994—1995 гг. — 7,16; для Канады в 1993-1994 гг. - 6,172.

По некоторым другим данным (Euradata/TV; Mediametrie; Le Monde television, radio, multimedia — Paris, 20—21 April 1997), телесмотрение в мире в 1997 г. характеризовалось следующими параметрами:

США —   3 ч 59 мин;   Ирландия —   3 ч 09 мин;  
Турция —   3 ч 36 мин;   Германия —   3 ч 03 мин;  
Италия —   3 ч 36 мин;   Венесуэла —   3 ч 02 мин;  
Англия —   3 ч 35 мин;   Франция —   2 ч 59 мин;  
Испания —   3 ч 34 мин;   Португалия —   2 ч 49 мин;  
Венгрия —   3 ч 33 мин;   Финляндия —   2 ч 41 мин;  
Япония —   3 ч 25 мин;   Дания —   2 ч 39 мин;  
Греция —   3 ч 22 мин;   Нидерланды —   2 ч 37 мин;  
Канада —   3 ч 12 мин;   Норвегия —   2 ч 30 мин;  
Аргентина —   3 ч 11 мин;   Швеция —   2 ч 20 мин3.  
Австралия 3 ч 09 мин;    

1 См.: Рувакин Н.А. Избранное: В 2 т. Т. 1 М., 1975. С. 41.

2См.; The Public Perspective // A Roper Center Review of Public Opinion and Polling. 1995. Vol. 6, № 5. P. 47. Судя по отчету Нью-Йоркского инвестиционного банка, где приведены данные о временных затратах потребителя на все формы массовой информации и развлечений, в конце 1990-х гг. потребитель тратил на это в среднем 9,5 ч в сутки, а в 2001 г. данный объем прогнозировался до 9,7 ч (Парке К. Электронные развлечения становятся монополистами нашего свободно­го времени // Финансовые известия. 1997. 28 авг.).

3 На значительные различия в приведенных выше данных влияют разные
обстоятельства. Прежде всего, объективные изменения в социомоделях проведения свободного времени в разных странах. Так, бурное развитие Интернета именно в североевропейских странах, несомненно, повлияло на то, что по признакам телесмотрения Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания отошли на последние в этом ряду места. Кроме того, может сказаться и разница в методах изучения аудитории, о чем у нас разговор впереди..

Рекламодатели как коммерческой, так социальной и пол! ческой рекламы заинтересованы в аудитории, которая максимально включена в процесс потребления информации СМК; ведь это приемник их прагматических обращений.

Но дело не только в количественных параметрах. В ко концов, в 1970-е гг. СССР по такой характеристике, как насыщение страны печатной продукцией, по количеству радио- и телеприемников, наверное, был впереди всех африканских и некоторых азиатских стран.

Объемы рекламы в источниках информации определяются наличиемсоответствующих прав у органов, производящих и распространяющих информацию: они должны самостоятельно распоряжаться площадью печатных изданий или временем своих каналов — для радио и телевидения; они должны быть заинтересованы в том, чтобы продать эту площадь для рекламы, а рекламодатель ее купить. Но эти обстоятельства относятся: к роли органов «четвертой власти» в социополитической структуре общества, к взаимоотношениям с органами власти (это мы, в России, понимаем особенно хорошо); к вопросу о собственности на эти opганы.

Таким образом, чтобы реклама стала массовым явлением, взаимоотношения между информационными каналами и рекламодателями должны были приобрести устойчивый, объективно-необходимый каждого партнера характер. Этому соответствует сложившаяся в странах западной демократии система свободных владельцев информационных каналов, которые для своего экономического существования нуждаются в продаже места для рекламы. Известный американский исследователь рекламы Лео Богарт на семинаре в Доме журналистов в Москве 28 сентября 1992 г. говорил, что в США 80% дохода газетам приносит реклама, и только 20%оплачивают читатели. Для иллюстрации приведем данные о динамике количества рекламных материалов в американских газетах на рубеже веков (табл. 1).

Таблица 1. Содержание американских газет в ретроспективе, %

Жанр      
Новости   55,3   55,3   26,7  
Мнения   9,6   7,1   2,2  
Очерки, развлекательные материалы (Features)   6,3   5,5   10,4  
Реклама   28,9   32,1   60,5  

 

Источник: Bent S. Two Kinds of News // The Yale Review, 1927.

 

Заметим, что радиореклама в США впервые прозвучала в 1922 г. А уже с начала 1939 г. телестанция Ар-Си-Эй через свой филиал Эн-Би-Си стала проводить эксперименты в создании рекламных передач1. В течение года Эн-Би-Си передала 227 таких программ по рекламе сигарет «Лаки страйк».

Чтобы понять, насколько велики вложения в рекламу, приведем расходы за 1994 г. первого десятка стран (данные опубликованы в журнале «Advertising Age», приводились на российско - японском семинаре по рекламе в октябре 1995 г.) (в млн долл.):

США 148280 Япония 37942

ФРГ 18165 Великобритания 13994 Франция 8750 Италия 5432

Южная Корея 4806 Мексика 4583

Бразилия 4556 Испания 4234

Социологические исследования СМК и реклама: взаимные интересы

Заметим, что сосуществование рекламы и массовой информации в СМК в определенной мере способствовало развитию социологии средств массовой коммуникации, причем не только (вернее не столько) в чисто научных интересах. В начале XX в. произошел очередной технологический скачок, что обусловило необходимость специально заниматься проблемами маркетинга: массовое производство и уровень производительности труда привели к тому, что продукцию надо было специально и профессионально продвигать к потребителю, а с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.122 (0.098 с.)