Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Размещение рекламы с учетом времени↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы рассмотрели охват аудитории определенным информационным каналом и частотность выхода аудитории на этот канал, т.е. выяснили потенциальную и реальную аудиторию такого канала.
На следующей стадии вырабатывается принцип размещения рекламного 'сообщения во времени, т.е. определяется последовательность, с какой аудитория будет иметь потенциальную возможность пересечься с конкретным рекламным сообщением на страницах конкретной газеты или в теле- и радиопрограмме. Таким образом, мы будем обсуждать тактику выбора рекламодателем присутствия его рекламы в зоне активного приема реальной аудитории: размещать рекламу в эфире утром или вечером, каждый день или через неделю; печатать ее в каждом номере газеты или только по воскресеньям и т.д. Одновременно надо решить частные вопросы размещения рекламы, например, в газете: расположение рекламы на разных полосах, расположение ее на странице, расположение с учетом рекламных объявлений конкурента. При решении первой проблемы практически все зависит от размеров бюджета и от целей рекламодателя. Так, если цель рекламодателя — внедрение его в рынок, то рекламные сообщения должны более часто появляться в СМК для закрепления в массовом сознании, на следующих этапах — достаточно более размеренных темпов; «ударное», т.е. объемное воздействие, чередуется с дробным, многократно повторяющимся влиянием (как говорится, капля камень точит). При выборе тактики рекламной кампании рекламодатель опирается и на соображения здравого смысла; лучший пример — реклама самих газет (и журналов), которая достигает пика во время подписной кампании. Приведем пример эмпирического исследования. В первом квартале 1993 г. автором по заказу РИМИРа было проведено исследование содержания рекламы компьютеров, опубликованной разными фирмами в четырех российских газетах и двух специализированных изданиях. Фирма «Ар-стайл» выбрала такую тактику: с января по март шло «нарастание» внедрения образа фирмы в массовых изданиях. Эта фирма размещала свою рекламу только в массовых изданиях (из числа вошедших в нашу выборку): январь — три рекламных сообщения, февраль — пять, март — 11, причем сначала это было ритмичное появление один раз в неделю, на заключи-
тельном этапе (с 18 по 31 марта) появилось шесть сообщений, что объясняется состоявшейся в конце марта выставкой 1993 г, «Комтек». Компания «Стиплер» показала аналогичное рекламное поведение: нарастание рекламного присутствия от января к марту: соответственно 2; 4; 6рекламных сообщений, ритм отсутствует. «Компьютер мекэникс» проводил ритмичную кампанию на протяжении квартала: шесть сообщений в январе и по восемь — в феврале и марте. Строго один раз в неделю рекламные сообщения появлялись на страницах «Известий», и «Московского комсомольца»; чаще в один и тот же день, реже — со сдвигом в один день. Только в марте одна публикация рекламы в «Известиях» и одна публикация в декаду в «Московском комсомольце». «Совин» проводил аналогичную кампанию: практически стабильное присутствие в «Известиях»: три сообщения в январе, по четыре — в феврале и марте, т.е. в январе публикации один раз в декаду, в феврале — марте, один раз в неделю. фирма «Лэнд» максимально представлена в исследованных изданиях за этот период — 51 рекламное сообщение, только в массовых изданиях. При этом для «Известий» была выбрана ритмичная тактика появления рекламных публикаций: в январе дважды в неделю, в феврале и марте еженедельное появление трех-четырех сообщений подряд. «Мккроник» хаотично размещал рекламные сообщения только в массовых каналах; наблюдался спад рекламной кампания: шесть рекламных сообщений в январе, три — в феврале, два — в марте; ритм внутри месяца не выдержан. Фирма «Перспективные технологии» следовала той же тактике: спад кампании от января по март; помесячный ритм отсутствует. «Техносерв» представил пример «закольцованной» рекламной кампании: в январе два сообщения, в феврале — семь, в марте — два и только в массовых каналах; на пике кампании выявлен ритм: два-три сообщения в декаду. Время размещения рекламного сообщения на радио и телевидении определяется разными факторами: если речь идет о суточном — недельном — месячном интервале, то здесь доминируют характеристики аудитории, оказывающейся в то или иное время у приемников; если определяется место рекламного сообщения в более дробные интервалы времени, то на решение рекламодателя влияет соображение цены размещения рекламы: телеканал, заинтересованный в свободе маневра, предлагает систему скидок за свободное, а не фиксированное размещение рекламы. Проблема «будни — воскресенье» (газеты) для российской аудитории пока не актуальна; западная практика говорит о том, что в воскресных выпусках публикуется основная масса рекламных объявлений (до 40%), находящихся в наличии у газеты на данный момент. Место на газетной площади При выборе места расположения рекламы на газетной площади в первую очередь решают вопрос, где публиковать: на первой полосе, на последней или на одной из внутренних.
Результаты многочисленных исследований показывают, что вероятность контакта читателя с сообщением возрастает, при размещении публикации на первых и последних полосах1. Ясно, что стоимость размещения рекламы на этих полосах существенно выше.
Эмпирическое исследование, проведенное автором по заказу РИМИРа (первая половина 1994 г., сплошное наблюдение за содержанием 15 общероссийских газет, поглощающих более 60% всего рекламного рынка, доступного газетам московского производства), показало, что реклама банков распределяется по страницам этих газет следующим образом (в % к общему количеству рекламных сообщений всех банков): первая полоса — 7%; последняя полоса — 15%; внутренние полосы — 78%, т.е. большая часть рекламы банков размещается на внутренних полосах газет. В табл. 23 приведены данные, относящиеся к банкам, наиболее «мощным» в рекламном отношении. Таблица 23. Место рекламы 10 банков на газетной площади (в % к количеству рекламных сообщений этих банков) (данные на 1994 г.)
Вопрос размещения рекламного сообщения по отношению к рекламе конкурента рекламодатель решает на основе соображения практического свойства. Так, размещая рекламу на телевидении и радио, рекламодатели не хотят, чтобы их реклама демон-
стрировалась непосредственно за рекламой их конкурентов; (по-видимому, здесь работает принцип tabula rasa (чистой доски) — принцип пропаганды, согласно которому наибольшей эффективностью обладает сообщение, увиденное или услышанное в первый раз).В газете же наоборот: при сопоставлении с товаром конкурентов выигрывают обе стороны (такое положение устраивает каждого конкурента; если бы это было не так, за «разведение» рекламных сообщений на площади бралась бы дополнительная цена). По-видимому, здесь общий рекламный контекст воздействует как единый текст — текст «позиционирующей» рекламы (своеобразный резонирующий эффект). Еще одно решение рекламодателя — о размере рекламного сообщения в информационном канале (площадь полосы в газете, журнале; время звучания, демонстрации). В табл. 24 приведены результаты исследования размещения рекламы компьютеров в первом квартале 1993 г. по площади публикаций в газетах. Таблица 24. Объемы рекламных сообщений (в % к количеству рекламных сообщений каждой фирмы) (данные на 1993 г.)
Относительно времени показа рекламы на телевидении приведем результаты исследования рекламных сообщений, демонстри-
ровавшихся в 1978 г. тремя общенациональными телесетями США — ABC, CBS, NBC (исследование Анненбергской школы коммуникаций, Филадельфия). Получено следующее распределение рекламных роликов по продолжительности: менее 30 секунд — 10%; 30 секунд — 85%; 31—59 секунд — 2%; 60 секунд — 3%. Обратим внимание на отсутствие рекламных роликов продолжительностью более 1 минуты. Отметим также практику, заметную по российскому телевидению, когда большой телеролик разделяется на несколько мелких; при этом начинает работать принцип напоминания, что приводит к успеху, если найдено лаконичное звуковое решение телеролика, которое способствует запоминанию.
Итак, выбирая конкретное СМК, рекламодатель выбирает его потенциальную аудиторию (охват); выходит на реальную аудиторию, т.е. на количество конкретных контактов потребителей с данным СМК (частотность); определяет, сколько раз в день (неделю, декаду, месяц, год) появится реклама в этом СМК (последовательность) и каким по размерам будет рекламное сообщение. § 5. ИДЕЯ РЕКЛАМНОГО СООБЩЕНИЯ Появление идеи — мозговой штурм Третий комплекс проблем, возникающий при разработке рекламной кампании, связан с собственно созданием рекламного текста. Конечно, выбирая средство его размещения, рекламодатель уже принял предварительное решение относительно него: ведь от того, где он будет размещаться — на радио, на телевидении, в газете, журнале или сразу во всех этих СМК, зависит материальная фактура этого текста.
Но для начала следует развести форму и содержание рекламного текста, поскольку это сферы деятельности разных специалистов. Здесь необходим подготовительный этап, который может состоять в специальном, систематическом знакомстве с аналогичными образцами продукции других фирм или образцами аналогичных товаров (аналогия возможна по разным основаниям — по стоимости, по редкости для национального рынка, по направленности на одну и ту же социальную группу и т.д.). Для этого
проводится анализ отечественной (иногда зарубежной) периодики с использованием методического аппарата контент-анализа, который позволяет осуществлять исследование больших массивов текстов под определенным углом зрения, отбор внутри этого массива конкретных характеристик, их классификация. Выявление существующей практики может быть полезно для построения собственной тактики проведения рекламной кампании по принципу контраста с известными образцами или по принципу подобия им.
После этого определяется идея, смысл рекламного обращения, главный этап создания текста, но не конкретных предложений, слов, в которые будет облечена эта идея.
В качестве примера рассмотрим, как социологами решалась конкретная творческая задача такого рода. Классифицировались все рекламные сообщения об автомобиле в довольно обильных информационных потоках. Контент-анализ позволил выделить следующие идеи: автомобиль и окружающая среда; автомобиль как движущая сила; автомобиль и городская инфраструктура; автомобиль и преодоление пространства; автомобиль и развитие техники; автомобиль и свободное время человека; автомобиль и профессиональная деятельность человека; автомобиль как технический аппарат; автомобиль как ценность; автомобиль как прибор; автомобиль как продолжение тела человека и т.п. Казалось, что идея «автомобиль — мой друг» никем не эксплуатировалась в рекламных целях; хотя это еще надо было проверить1.
Приведем еще один пример такого «кабинетного исследования»j выполнявшегося для решения следующей задачи: определить, на основе каких идей строится современный образ компьютера в реальных рекламных сообщениях; можно сказать, что это была попытка реконструировать идею. Список идей получился довольно длинным: компьютер и интерьер; компьютер и пользователь-оператор (разрешающая способность экрана, наличие защитных фильтров); компьютер и здоровье; компьютер и пользо-
1 Илья Эренбург в своих очерках о Ситроене описывает этот этап: «Ситроен обдумывает, как совместить американский размах с европейской нищетой. Надо строить дешевые машины. Надо, чтобы эти машины поглощали мало горючего. Надо, чтобы эти дешевые машины выглядели поизряднее. Европеец беден, но тщеславен, он горд своей тысячелетней культурой. Он согласится на слабосильный мотор, но не на дурные пропорции» (Эренбург tf. Собр. соч.: В 9 т. Т. 7. С. ватель — обработчик информации (характеристики программного обеспечения); компьютер как прибор (энергоемкость, срок работы, надежность, автономность питания); компьютер как системный агрегат (возможность замены комплектующих, адаптации к потребностям заказчика); компьютер как звено в ряду постоянно обновляющихся моделей; компьютер как технический прибор (возможности ремонта, установки, наладки); компьютер как ценность, дорогая вещь (вложение капитала, охрана, страхование); компьютер как часть «джентльменского набора» преуспевающего бизнесмена, преуспевающей фирмы. Выявив эти идеи, надо ответить на вопрос, какие из них уже эксплуатируются в конкретных сообщениях, а какие могут стать источником вдохновения при создании собственной рекламы. Здесь может помочь и чисто социологический вопрос: что понравится аудитории, будущим потребителям? Идея как результат массового опроса Третий пример заимствуем из книги Э. Ноэль-Ной манн, исследовавшей маркетинг и общественное мнение. В 1957 г. одна из фирм, в Южной Германии имела затруднения со сбытом телевизоров. Чтобы активизировать спрос, нужна была новая идея. В процессе предварительного обсуждения был установлен список предпочтений самих исследователей (он тоже был не коротким), выявлено, что в Великобритании и США на первое место при покупке телевизора выходят соображения престижа. В ходе опроса населения использовалась анкета из 70 вопросов. Выяснилось, что для немцев приоритетны: желание оставаться по вечерам дома; желание удержать супруга дома; дополнительные возможности приглашать к себе домой друзей. Эти моменты стали основой для создания новой рекламы1.
Э. Ноэль-Нойманн в своей книге описывает исследование, проведенное в Калифорнийском университете. Исследователи решали задачу обеспечить научный фундамент для рекламы растворимого кофе фирмы «Nescafe». Методика была весьма остроумной: моделировалось меню обеда с набором определенных блюд и напитков, которые создавали образ «плохой» и образ «хорошей» хозяйки. Оказалось, что, по мнению населения, растворимый
1 Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1978. С. 291.
кофе входит в меню, предлагаемое глупой, ленивой хозяйкой. Значит, идея рекламы должна была переломить это убеждение1. Приведем еще один пример создания идеи. Это была задача определить, какой должна быть реклама фильма по книге М. Митчелл «Унесенные ветром», дорогой каждому американцу. На основе контракта с кинокомпанией Дж. Гэллап и Д. Огилви провели замеры реакций аудитории и на этом основании сделали вывод, что намерения создателей фильма представить его в рекламе как рассказ о Гражданской войне неверны, поскольку зрители воспринимали книгу как историю любви. Учет данного факта в рекламной кампании помог сделать эту киноленту кассовой. Интересный пример приводит в своей книге «Мастера тайного внушения» американский социолог В. Паккард. Неработающие хозяйки плохо покупали посудомоечные машины, кухонные комбайны и другую бытовую технику, облегчающую их труд. В рекламе этой техники говорилось, что у купивших ее останется больше времени для игры в бридж. Как показали дополнительные исследования, это поколение женщин и так испытывает чувство вины, считая, что они работают меньше, чем работали их матери. В соответствии с этим изменили рекламу: в ней стала доминировать идея, согласно которой бытовая техника высвобождает время для воспитания детей, поэтому женщина станет еще более хорошей матерью. Выше (гл. I, § 9) приводились (по другому поводу) результаты исследования туристских потоков в Тихоокеанском регионе в 1967 г. В ходе опроса были выявлены факторы, которые являются определяющими при выборе маршрута турпоездки. Фактор % опрошенных Дружелюбное окружение 56 Комфортабельное размещение 53 Красоты природы 50 Умеренные цены 42 Привлекательные обычаи 36 Хороший климат 34 Привлекательные сооружения 33 Отличная еда 28 Хороший шопинг 19 Экзотика окружающей среды 14 Прошлые привязанности, семенные воспоминания 10 Возможности для развлечения 7 Рекламодатель, ориентированный на массовые формы туризма, при разработке своей рекламной кампании, естественно, учтет тезы, расположенные в верхней части этого списка. Но иногда недостаточно выяснить только распределение ответов на вопросы в целом по массиву, важна и их зависимость от различных характеристик опрошенных. Так, Институт демоскопии ФРГ, возглавляемый Э. Ноэль-Ной-манн и занимающийся исследованиями маркетинга и общественного мнения (один из наиболее известных в Германии), выяснял по просьбе заказчика, почему немцы редко используют туалетную воду для бритья. Опрошенные (использовалась репрезентативная выборка, представляющая долю мужчин и женщин, лиц разных возрастов, рода занятий, образования и т.д. пропорционально их весу в целом в населении ФРГ) выделили следующие принципы: не нравится запах, нет времени, дорого стоит, многие из опрошенных сочли, что эта привычка недостойна мужчины. Дополнительный анализ показал, что туалетную воду не используют в основном мужчины, которые не приобрели эту привычку до 30 лет, а в опросе «рационализировали» свои старые привычки. Поэтому при организации рекламы для этой части мужского населения не приемлемы общеизвестные идеи, им нужно предлагать новые. В другом исследовании стояла задача выявить причины, которыми руководствуются те, кто покупает грубошерстные пальто. На прямой вопрос о мотивах приобретения все опрошенные ответили: эти пальто практичны; они долго носятся; они непромокаемы. При ответе на вопрос, купили ли бы сами опрашиваемые эти пальто, сформировались две группы — ответившие позитивно на вопрос и негативно. Естественно, что важно узнать о мотивах покупки, которые считают важными именно эти ответившие положительно участники опроса, поскольку, ориентируясь именно на нее, рекламодатель будет искать идею рекламного предложения. С помощью так называемых двойных связей, когда «перекрещиваются» две группы мнений, были выявлены мотивы каждой группы (табл. 25). Таблица 25. Связь мотива покупки и решения купить в будущем пальто (в процентах к числу людей, назвавших разные мотивы покупки)
В группе, выдвинувшей как главный мотив «красоту» изделия, значительно больше доля тех (63% и 37%), кто купил бы это пальто, а в группе «прагматиков» мотив практичности почти не дифференцирует массив с точки зрения планов покупки. Если бы этот мотив остался как доминирующий в рекламе, фирма была бы обречена на прозябание, тогда как мотив «красивое» был бы скорее всего благожелательно воспринят теми, кто задумывался о приобретении этого пальто, и реклама укрепила бы их в этом желании. Приведем еще один пример. В 1994 г. было проведено исследование российской банковской рекламы. В рекламе довольно объемно были представлены непосредственные услуги банков (например, Инкомбанк предлагал 32 услуги, а банк «Российский кредит» — 31 услугу). Кроме того, в рекламных сообщениях фигурировали условия операций банков (характеристики клиента, на которых рассчитаны услуги; сроки вкладов; проценты по вкладам; минимальные размеры вкладов; характер залога; котировки и проч.). Но именно в это время в социальном климате общества особенно остро осознавалась значимость для физического существования финансовых структур проблемы надежности услуг. Однако в рекламных сообщениях банков в тот период эта характеристика появлялась чрезвычайно редко. Ясно, что это свидетельствует о недостаточно глубоком анализе точек социального напряжения, которое испытывали в то время банковские структуры.
Интересная цитата отыскалась к случаю в наследии Макса Вебера: «В принципе история банковского дела какого-либо народа, в которой объяснение построено только на экономических мотивах, столь же невозможна, как «объяснение» Сикстинской мадонны, выведенное из социально-экономических основ культурной жизни времени ее возникновения»1.
Итак, мы показали, что идея рекламного сообщения является его стержнем. Как она будет рождаться — это вопрос профессионализма и специальных, в том числе социологических, исследований.
§ 6. ТЕКСТ РЕКЛАМНОГО СООБЩЕНИЯ <В начале было слово...» После того как идея найдена, надо ее облечь в слова, звуки, изображение1. Укажем, что этот процесс выходит за рамки чисто прикладного изготовления рекламного текста. Начнем со слов. Здесь главная проблема связана с тем, что слов много. Значит, нужно выбирать, а это — настоящее искусство2. В этой связи часто приводят известную притчу3. На людном парижском перекрестке безнадежно стоит просящий подаяние человек с табличкой на груди «Слепой от рождения». Люди равнодушно проходили мимо, не обращая внимания на несчастного нищего. Увидевший это известный французский художник-график Фернан Леже решил помочь и написал на табличке: «Розы зацветут, а я не увижу». На помощь инвалиду чуть ли не очередь выстроилась. И. Эренбург иронизирует по аналогичному, но противоположному по знаку случаю. Он приводит анекдот: «Милочка, какие чудные духи! — Не правда ли? Это новинка: «Конец века»4. Пример рождения рекламного текста в среде профессионалов дает история производства телеролика по заказу компании «Дженерал электрик» («General Electric»). Предполагалось, что фильм займет в эфире три минуты. За это время надо было объяснить зрителям принцип работы электрического двигателя, выпускаемого компанией, рассказать о возможностях его приме-
1 Известный культуролог и социолог А. Моль оперировал в таких случаях понятиями «отделки» или «упаковки» собственно содержания, т.е. идеи. В гуманитарной сфере давно существуют два различных процесса: сначала создание идеи, затем ее «упаковка». Более того, указывая на разделение труда сценариста и режиссера в кинематографе, Моль предрекает, что в будущем автор «сообщения» будет выступать уже не как писатель, а как поставщик идей и понятий, которые будут записываться, т.е. оформляться, другим лицом. Он считает, что эта тенденция в интеллектуальной сфере наблюдается со времен Бальзака и вообще после разделения функций редактора и издателя. 2 Наверное, в этом корень правоты слов Поэта: «Мысль изреченная есть ложь». Как сказал Ю. Лотман в своих «Беседах о русской культуре»: «Высказывание словами уже искажение». Лотман Ю- Беседы о русской культуре // Российские Университеты. 4-й телеканал. 1996. 24 окт. 3 Я слышала ее от специалиста-рекламоведа, бельгийского профессора, участвовавшего в семинаре по рекламе, и прочитала в рецензии на книгу: Зыкина Л., Юферова Я, Зыкина выходит на поклон // Известия. 1998. 3 апр. 4 Эренбург И. Собр. соч.: В 9 т. Т. 7. М., 1966. С. 11.
Технология изготовления текстов при найденной идее реализуется в три этапа: » надо составить текст сообщения, доступного данной категории публики; * надо заинтересовать потребителя данным сообщением независимо от решения предыдущей задачи; * надо обеспечить максимальное сохранение сообщения в памяти аудитории2. Более детальные рекомендации разрабатывают специалисты в области лингвистики3.
Отметим отдельные характеристики текста, которые увязывают сам текст с тезаурусом и другими особенностями потребителя: длина слова, его редкость, его неблагозвучие, его понятность на уровне слова, порядок слов (прямой или инверсный) или сложноподчиненность на уровне фразы. Для анализа текста используется такая характеристика, как понятность, тесно связанная со специфическими языковыми формами — длиной слов и длиной фраз. Предполагается, что понят-
1 How a Television Commercial is Made. General Electric Review // Mass Communication / Ed. by W. Schramm. Urbana, 1966. P. 164. 2 Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. С. 189. 3 См. работы: Кохтеб Н.Н. Стилистика рекламы. М., 1991. Кафтанджиев К. Тексты печатной рекламы. М., 1995. ность текста определяется ожидаемой средним слушателем длиной слов и длиной фраз. Если его ожидание обмануто, т.е. если слово или фраза оказались длиннее, чем он ожидал, ему придется приложить некоторое усилие для понимания предложенных ему непривычных форм, причем это усилие может завершиться успехом или неуспехом. По утверждению Р. Флеша, большая длина слов обычно компенсируется краткостью фраз и наоборот. Еще одна характеристика текста, которая является переменной во взаимоотношениях с потребителем, — баланс между избыточностью и оригинальностью текста. При низкой избыточности оригинальность становится настолько высокой, что мозг получателя «отступает» от данного уровня и переходит к уровням, более доступным для него. И наоборот, если избыточность намного превосходит требуемую норму (информации поступает очень мало), а оригинальность находится на низком уровне, у получателя информации пропадает интерес к такому чересчур тривиальному сообщению и он старается перейти к другому, более «интересному» уровню1.
Понятие избыточности стало особенно актуальным в XX в., когда интенсифицировалось применение технических средств передачи информации. Язык в принципе обладает некоторым запасом избыточности; например, когда мы разговариваем по телефону, а связь плохая, мы улавливаем смысл того, что говорит наш партнер, хотя отчетливо слышим лишь часть слов и фраз.
В рекламных текстах эту проблему нужно решать предварительно. Приведем пример не собственно лексического, но явно текстового происхождения, который можно интерпретировать в свете указанных рассуждений. Хорошо известный в нашей стране рекламный телеролик батареек «Энерджайзер» был показан в Венгрии. По-видимому, телеролик не страдал избыточностью, так как игрушечный заводной заяц был воспринят многими венграми в качестве основного объекта рекламы. Не найдя зайца в магазинах, многие были разочарованы2.
По мысли Моля, рассуждение будет убедительным, если его длина такова, что все его компоненты умещаются в отрезке, прочитываемом за 4 — 8 секунд. Важное значение имеют и эсте- 1 Цит, по: Моль А. Указ. соч. С. 145, 158. 2 Дмитренфо О. Реклама в Восточной Европе не приносит больших барышей // Финансовые известия. 1996. 20 июня.
тические факторы; ритм, рифмованность фраз, наличие контрапункта. Многие из названных характеристик «работают» только в лабораторных условиях, поскольку в реальности мы общаемся с текстом многократно. Но в любом случае надо иметь в виду эти характеристики, чтобы проанализировать готовый текст, который должен увидеть «большой свет», для чего желательно привлечь специалистов, например психолингвиста, семиотика. Возможности языка велики, и полезно проанализировать семантический ряд конкретных рекламных сообщений, чтобы проверить собственные лексические находки с позиции отрицания или использования чужого опыта.
Так, в ходе упоминавшегося ранее исследования рекламы компьютеров мы проанализировали, какими определениями сопровождается довольно часто употребляемое в рекламных сообщениях слово «цена»1: Определение Низкая Привлекательная Новая (в том числе новейшая) Минимальная Стабильная Цены снижены на...% 6 Самые низкие 5 «Американские» 4 Доступные 4 386 по цене 286 4 Умеренные 3 Дешевле всех 2 Лучшая цена в городе 2 Наши цены не испортят вам настроения 2 Цена перед вами 2 Дешевле других 1 1 Илья Эренбург в своих очерках о знаменитых автомобилестроителях воспроизводит рекламу Форда: «Пять минут потерянного времени равняются одному доллару, брошенному в воду... Это отдых мозгов и очистка легких с помощью самого верного медикамента, т.е. чистого воздуха... Мы приспособили автомобиль для текущих потребностей коммерсанта, в также для семейной жизни. Разумная скорость. Разумное устроение. Разумная цена» (Эрекбург И. Собр. соч.: В» т..Т. 7. С. 17). Конкурентоспособные 1 Ниже рыночных 1 Вас удивят наши цены 1 Разумные 1 Проблема неблагозвучия Отбор слов для рекламного сообщения следует осуществлять с позиции благозвучия — неблагозвучия. Радио и телевидение особенно чувствительны к этому. Но и печатное слово затем будет жить произнесенным. Рекламные тексты дают много поводов для насмешек, особенно сейчас, когда реклама вслед за рекламируемым товаром пересекает национальные границы. Приведем несколько примеров. В моей коллекции хранится обертка болгарской конфеты «Мура»; не знаю, что это означает по-болгарски, но по-русски интерпретация очевидна. Транслитерация марки автомобиля Fiat «Uno» в Финляндии звучит как «Дурень», а марка Mitsubishi «Pajero» на сленге Латинской Америки звучит как «Онанист»1. Один студент уверял меня, что видел рекламу лекарства под названием «Бливотин»... Когда компания «Кока-Кола» осваивала китайский рынок, это название было воспроизведено с помощью иероглифов, которые, как выяснилось впоследствии, для китайцев означают «кобыла, нашпигованная воском». Традиционное для американцев название блюда «жареные цыплята по-кентукски» для китайцев рекламировалось со слоганом «Так вкусно, что пальчики оближешь». Однако после перевода получилось: «Так вкусно, что совершенно откусишь пальцы»2. Несколько десятилетий назад компания по производству авторучек «Паркер» начала продвигать свою продукцию в Мексике. В рекламном обращении планировалось использовать следующий текст: «Эта авторучка не подтечет в кармане и не поставит вас в неудобное положение». При переводе из-за идентичного написания и звучания слов получилось: «Эта авторучка не подтечет в кармане и не сделает вас беременной». Известный в Европе французский предприниматель Фрэнк Пурдье хотел выйти на испанский рынок с товаром под девизом
1 Ульяновский А. Мифодизайн рекламы. СПб., 1995. С. 147. 2 Соколов И. Тезисы к 1-му Белорусскому конгрессу рекламы // Internet, Relcom, TV-conference. Январь 1997 «Только настоящий мужчина может приготовить цыпленка с нежным вкусом». Перевод на испанский коренным образом изменил стиль всей рекламной кампании: цветные фотографии бизнесмена с цыпленком в руке сопровождался слоганом: «Только настоящий мужчина может разогреть цыпочку». Зубная паста «Колгейт» во Франции была представлена под названием «Кью». А когда началась рекламная кампания, оказалось, что так называется очень популярный порнографический журнал1. И на русском языке можно найти примеры рекламных текстов, заслуживающих того, чтобы стать предметом анекдота. Так, в «Известиях» (от 15 ноября 1997 г.) был напечатан снимок, присланный из Ленинградской области, где изображался уличный плакат, стоящий на обочине дороги, ведущей в аэропорт Пулково. На плакате большими буквами было написано буквально следующее: «Берегите природу — мать вашу!» Проблема контекста Когда к словесному ряду прибавляется изобразительный, возникают дополнительные проблемы, связанные именно с их сосуществованием. Отметим два универсальных закона, которые надо соблюдать, работая одновременно с этими рядами. Первый закон, известный специалистам в сфере изобразительных искусств, говорит, что наше восприятие объекта в пространстве становится в нашем сознании характеристикой самого объекта2. Согласно второму закону, два изобразительных ряда могут восприниматься по правилу контрапункта: их соседство порождает третий смысл, не присутствующий ни в одном из этих рядов. Приведем один пример. В вагоне метропоезда я видела такую композицию: в виде буквы «Г» были наклеены три плаката одинакового размера —
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.123 (0.03 с.) |