Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные социально-психологические исследования аудитории СМИСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современных социально-психологических исследованиях аудитории СМИ можно выделить несколько направлений: от чисто количественных подсчетов размеров аудитории разных каналов и отдельных передач до весьма сложного качественного анализа аудитории, где главное внимание уделяется изучению социально-демографического состава аудитории, ее социально-психологических характеристик, связи этих характеристик с реальным поведением аудитории, образом жизни и с межличностным общением. Большое внимание в исследованиях аудитории в западных странах уделяется выявлению мотивов обращения людей к различным каналам СМИ, прежде всего к телевидению. Мотив - сложное интегральное психологическое образование, которое позволяет ответить на вопросы: почему и для чего осуществляется активность человека, почему выбраны именно эти цель, этот способ ее достижения. Мотивы обращения к ТВ могут быть информационные, развлекательные, мотивы общения. Изучение мотивов выбора того или иного средства информации, передачи, сообщения конкретизирует сложившиеся интересы аудитории. Изучение мотивов тесно связано изучением запросов и ожиданий аудитории. Запросы различных групп читателей или зрителей различны. Так последние исследования такой аудитории как аспиранты, студенты, рабочие и служащие показывают, что наиболее важными качествами газеты они считают информативность, проблемность публикаций, дискуссионность материалов, т. е. сопоставление различных точек зрения и аргументов, доказательность, обоснованность высказываемых позиций и суждений, умение правдиво и убедительно объяснить трудные и острые проблемы, оригинальность изложения, живость языка, доступность и доходчивость материалов. Результаты исследований еще раз свидетельствуют о том, что глубокое обоснование, доказательность суждений, содержащихся в материалах СМИ, составляют одно из важнейших требований образованной аудитории. При этом имеет значение не только сам факт аргументации, но и качество аргументов, и наличие различных точек зрения.
При исследовании аудитории проводится анализ отдельных ее характеристик. Такие характеристики обычно подразделяют на три группы. К первой группе характеристик аудитории относят качественно-количественные признаки, с помощью которых описывается внутренняя структура аудитории, относительно независимая от системы средств массовой информации. Среди них выделяются: · социально-демографические (пол, возраст, уровень образования, социальное положение, профессиональная принадлежность, семейное положение) · социально-психологические характеристики (потребности, установки, мотивы, интересы и т. п.). Результаты различных социологических исследований показывают, что знание, понимание и учет коммуникатором многоплановых и многосторонних духовных, информационных и других потребностей аудитории — один из основных факторов эффективной работы средств массовой информации в диалоге со зрителями, слушателями, читателями. Вторая специфическая группа признаков характеризует аудиторию в ее непосредственных взаимоотношениях со СМИ. Она может быть выражена рядом качественно-количественных характеристик, описывающих процесс потребления массовой информации. Так, к примеру, можно выделить следующие подгруппы признаков. • Характеристики условий (экономических, географических, временных), при которых происходит подключение аудитории к потреблению информации. • Характеристики включенности аудитории в процесс потребления массовой информации через различные каналы СМИ. Условно эти характеристики разделяются на два вида. Первый — это показатели владения тем или иным источником массовой информации (подписка на периодические издания или регулярность их приобретения, наличие теле-радиоапаратуры). Второй — признаки, позволяющие оценить степень включенности аудитории в процесс потребления массовой информации (частота, интенсивность, регулярность обращения к тому или иному источнику, затраты времени на контакты с ним и т.д.). • Характеристики отношения аудиторий к материалам средств массовой информации, выражающиеся в степени удовлетворенности, оценках, мнениях, пожеланиях и т. д. Среди них может быть рассмотрен самый широкий комплекс показателей, характеризующих как общее отношение аудитории к программе, передаче, материалу, так и оценка их отдельных сторон, проявлений (к примеру, оценка оперативности, уровня критичности, объективности, актуальности, конкретности и т. д.). • Характеристики информированности аудитории о различных сферах действительности, событиях, фактах, отражающихся в сообщениях средств массовой информации, а также информированности о деятельности самих СМИ. • Характеристики, связанные с участием аудитории в производстве и ретрансляции информации (в том числе обсуждение, использование полученной информации в различных сферах деятельности респондентов, обращение в СМИ, нештатное сотрудничество и т. д.).
Третья группа характеристик связана с изучением воздействия сообщений СМИ на сознание аудитории. При их помощи социологами, психологами, политологами (как правило, в ходе комплексного анализа деятельности не только СМИ, но и всей системы жизнедеятельности аудитории, образа жизни) фиксируются изменения, происходящие в сознании и поведении зрителей, слушателей, читателей.
В конкретных социологических исследованиях отношений аудитории со средствами массовой информации изучаются такие факторы как: - Включенность в систему массовой информации, выбор средств (газеты, журналы, радио, телевидение), использование «наборов» средств. - Выбор источников информации в рамках отдельных средств (центральные и местные каналы, отдельные издания), использование «наборов» источников. - Выбор отдельных сообщений (материалов, передач) в объеме материалов, поставляемых данным источником информации. - Избирательное восприятие (запоминание, усвоение, оценка) материала и его частей. - Актуализация (последействие) информации в сознании и поведении потребителя информации.
Большинство исследований аудитории предполагает прямое обращение к ней с целью установить, какие и как часто источники массовой информации она использует, как их оценивает, каковы ее удовлетворенные и неудовлетворенные этими источниками интересы, как люди используют полученную информацию, обмениваются ее и.т.д. Но есть и другие методы изучения аудитории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.47 (0.007 с.) |