Методы исследования характеристик аудитории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследования характеристик аудитории



В последние годы значительно возрос интерес к вопросам изучения аудитории. Сегодня журналисты все чаще используют в своей работе качественные и количественные социологические методы изучения аудитории.

 

Количественные исследования служат для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения аудитории. К ним относятся:

· наблюдение (непосредственное и с применением технических средств),

· опрос - обращение с вопросами к населению в целом или к определенной группе людей для получения как фактической информации (смотрел \не смотрел, читал \не читал и.т.д.), так и субъективной – мнений, оценок, предпочтений и др. На основе данных, полученных в опросах, составляются рейтинги изданий, каналов, передач и т.п. по популярности, оценке – симпатиям и антипатиям, величине аудитории, регулярности использования. При опросе важно соблюдать требование репрезентативности выборки и надежности информации: ведь необходимо получить вывод, касающийся массового сознания и поведении.

Виды опроса:

- анкетирование -групповое (по месту работы, учебы) и индивидуальное.

- почтовый опрос – предполагает рассылку анкет по специально подобранным адресам тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект. К достоинствам метода относится возможность получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера, охватить опросом населенные пункты, куда анкетерам невозможно добраться, иметь дополнительную информацию, корректирующую данные, произведенные любым иным методом, экономить средства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два раза дешевле обычного интервьюирования).

- online-опрос - анкетирование происходит через сайт газеты или по e-mail. Достоинства: небольшие финансовые затраты, отсутствие временных и географических ограничений, быстрая отдача. Недостатки: перекос выборки и репрезентативности данных.

- телефонный опрос – специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний. Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и экономичность. Главный недостаток: невозможность соблюдения репрезентативности выборки.

- телевизионный экспресс-опрос – формулирование телеведущим одного актуального вопроса, просьба к телезрителям немедленно позвонить по указанному телефону и продекларировать свою позицию до окончания данной телепередачи (т.е. в течение 20-30 мин), мотивирование телезрителей на высказывание своего ответа в форме либо "да" либо "нет", оперативный подсчет кода опроса с демонстрацией этого подсчета на электронном табло, комментирование полученных результатов.

- прессовый опрос. Обязательные требования к методу - простота формулировок вопросов и инструкции к заполнению, использование разных шрифтов при публикации (для выделения смысловой структуры анкеты), повторная перепечатка анкеты в той же газете через неделю-полторы после первой публикации, оглашение результатов опроса на страницах этого же издания. Главные его недостатки: невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц, низкая репрезентативность. Поскольку каждая газета имеет своих постоянных читателей, отличающихся от прочих людей рядом социальных характеристик (уровнем материального достатка, местом жительства, идеологическими, политическими и другими пристрастиями), постольку по результатам прессового опроса, проведенного одной газетой, нельзя судить о состоянии общественного мнения, присущего всему населению.

 

· дневник радио-теле потребителя. Исследователь обращается к любой семье с просьбой фиксировать все случаи контактов с источником информации в течение суток. Для этого на бланке дневника есть табличка: день расписан с интервалами учетного времени в 15 минут.

· электронный счетчик или пиплметр. Этот метод позволяет добиться более объективной картины: будучи подключенным к телевизору он фиксирует все переключения каналов. По сравнению с информацией, получаемой из дневников, здесь измеряется каждая секунда смотрения.

Качественное исследование отвечает на вопросы «Как именно?» и «Почему?», тем самым, помогая понять мотивы поведения различных групп, их ожидания, надежды, переживания, особенности личного опыта. В целях подобного анализа часто используются такие методы сбора данных, как

· глубинные интервью (состоит в последовательном задавании квалифицированным интервьюером респонденту вопросов для получения ответов и достижения понимания того, почему члены группы ведут себя тем или иным образом и что они думают о предлагаемой проблеме). Главный недостаток метода интервьюирования – необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов.

· групповые дискуссии (фокус-группы) - интервью в группе из 8–12 человек с определенными параметрами в зависимости от целей исследования. Групповые интервью мы видим, когда по телевидению проходят дискуссии в студии с приглашенными гостями и обсуждается какая-либо тема. Сегодня также разрабатываются методики асинхронной онлайновой фокус-группы в интернете, социальных сетях.

Есть и другие методы исследования аудитории СМИ:

- отслеживание данных о сбыте тиража,

- выяснение узнаваемости марки издания (респондентам предъявляют примерно десяток логотипов всевозможных изданий и просят ответить на ряд вопросов, или же респонденту предъявляют список изданий и выясняют, что он читал в них на протяжении определенного хронологического периода).

- анализ редакционной почты и др.

 

Среди методов изучения аудитории новостного сайта, наибольшей популярностью пользуется сбор статистических данных программами-счетчиками. В частности, сервис LiveInternet позволяет определить размер аудитории за указанный отрезок времени (день, неделя, месяц), сравнить аудитории нескольких сайтов, а также географию аудитории.

Важный показатель, которым оперируют счетчики, это глубина просмотра. Данные о глубине просмотра страниц на одного пользователя позволяют сделать вывод о количестве случайных пользователей. Другие измеряемые показатели: посещаемость, ТИЦ (тематический индекс цитирования сайта, описывающий авторитетность сайта через учет ссылок на этот сайт), количество кликов, интенсивность использования различных сервисов пользователями. С помощью специально настроенных систем мониторинга можно отслеживать развитие той или иной темы. Для этого используются как общедоступные сервисы (Google Reader или Яндекс.Подписки), так и специальные системы мониторинга и оценки контента (Integrum, Медиалогия). Измерения такого рода обслуживают нужды журналистов, которых интересует судьба опубликованного материала, и рекламодателей.


 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Актуализация информации – последействие полученной информации, проявляющееся в сознании и поведении ее потребителя.

 


АУДИТОРИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. неопределенно многочисленная и качественно неоднородная группа людей, вступающих во взаимодействие со СМИ[1].

2. совокупность людей, к которым обращаются средства массовой информации, отдельный журналист в своем произведении, и которые воспринимают обращенную к ним информацию[2].

3. совокупность индивидов, являющихся читателями, зрителями, слушателями определенного средства массовой информации. В рамках таковой концепции (А. как "масса"), А. - множество потребителей информации, изолированных индивидов, не взаимодействующих друг с другом. Массовая А. многочисленна, рассеяна в пространстве и во времени, гетерогенна, анонимна, предполагает минимальное взаимодействие составляющих ее индивидов, формируется под влиянием канала информации или определенного сообщения. С целью обеспечения максимального спроса СМИ следуют за потребностями и запросами А. [3].

 

аудитория целевая (расчетная) - те, на кого специально рассчитано СМИ и кого оно стремится вовлечь в круг своих читателей, слушателей, зрителей.[4]

аудитория потенциальная - та часть людей, которая еще не входит в реальную аудиторию, но может это сделать в результате соответствующих мер журналистского коллектива[5]; аудитория, имеющая возможность получать сообщение (те, кто имеет доступ к определенному источнику информации)[6]

аудитория реальная - аудитория конкретного средства массовой информации, постоянно обращающаяся к его материалам[7]; аудитория, фактически получающая сообщение (регулярные читатели, слушатели, зрители)[8]

 

АУДИТОРИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ - для ко­торой данное сообщение СМИ несет информацию, связанную с профессионально - должностной или общественно-политической ролью

 

АУДИТОРИЯ ПЕРВИЧНАЯ - реально получает информацию от прессы, радио, телевидения, а затем может передавать эту информацию в преобразованном виде тем, кто с этими источниками непосредственно не контактировал.

АУДИТОРИЯ ВТОРИЧНАЯ -те читатели, слушатели и зрители, которые сами не получали информацию посредством СМИ (не смотрели телепередачу, не слушали радиосюжет, не читали газетную статью), а получили информацию о событии от первичной аудитории, которая, наоборот, лично контактировала со СМИ (например, читала статью в газете) и после прочтения передала информацию газетного материала в собственной интерпретации другому человеку, который и является представителем вторичной аудитории.

 

ВЕЛИЧИНА АУДИТОРИИ - показатель социальной значимости и масштабов влияния определённого источника информации, и

 

ВНУШЕНИЕ [9] (или суггестия) (от лат. suggestio) - процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприя­тии и реализации внушаемого содержания. Характеризуется также отсутствием целена­правленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в со­отношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта.Суть состоит в воздействии на чувства человека, а через них - на его разум и волю. Содержанию, усвоенному благодаря механизму внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер: оно с трудом поддается осмыслению и коррекции.

 

ВНУШАЕМОСТЬ [10] - в психологии журналистики - степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и в определенной мере подчи­ниться внушающему воздействию средств массовой информации. К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, доверчивость, тревожность, повышенная эмоциональность, слабость логического мышления, и ряд других.

 

ВОСПРИЯТИЕ [11] - целостное прямое или опосредованное масс-медиа отражение предметов, ситуаций, событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раз­дражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощуще­ния В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени свя­зано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определен­ную аффективно-эмоциональную окраску.

запросы - обращенные к СМИ пожелания аудитории, в которых выражается стремление получать определенную информацию (например, через письма в редакцию).

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ АУДИТОРИИ – потребности в сообщениях определенного содержа­ния и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и ре­шения проблемных ситуаций, для достижения внутрен­него равновесия и согласованности с социальной средой. Потребности в информации социальны по своей природе и обусловливаются содержа­нием, структурой повседневной деятельности индивида, в том числе объективными характеристиками его про­фессиональной и общественной деятельности.

КАЧЕСТВЕННО-ко­личественные характеристики аудитории - описывают внутреннюю структуру аудитории, относительно независимую от системы средств массовой информации. Среди них: социально-демографические (пол, возраст, уровень обра­зования, социальное положение, профессиональная принадлежность, семейное по­ложение) и социально-психологические (потребности, уста­новки, мотивы, интересы).

 

МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ [12] – вид скрытого психологического воздействия на человека; способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения с задачей изменения мнений, побуждений и целей в нужном субъекту манипуляции направлении.

 

МАНИПУЛЯЦИЯ В СМИ [13] - вид целенаправленного или ситуативно обусловленного пси­хологического воздействия при посредстве масс-медиа, используемый для достижения одностороннего, как правило, выигрыша посредством скрытого побуждения всей ауди­тории или какой-то ее части к принятию каких-либо установок или к совершению опре­деленных действий.

 

МАССОВАЯ АУДИТОРИЯ — совокупность лиц, которые регулярно пользуются информацией СМИ.

 

МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ [14] – печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц.

 

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

1. процесс распространения социальной информации с помощью технических средств: радио, телевидения, кинематографа, печати – на численно большие рассредоточенные аудитории[15];

2. целостный процесс, включающий наряду с информа­цией (содержательным аспектом) также языково-символические формы выражения, технические каналы и современные, постоянно модернизирующиеся средства выявле­ния, обработки, хранения и распространения информации[16].

 

Мотив обращения к СМИ- психологическое образование, которое позволяет ответить на вопрос зачем нужна аудитории информация, а также дает представление о роли, какую, с точки зрения аудитории, должна играть в ее жизни массовая информация, определяет личностный смысл ее получения.

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ [17] – один из способов существования и проявления массового сознания, в котором выражается реальное отношение большинства народа, класса, социальной группы к фактам, событиям, явлениям и процессам действительности, затрагивающим их потребности и интересы.

 

ОПЕРАТИВНЫЕ ФОРМЫ СВЯЗИ С АУДИТОРИЕЙ СМИ [18] - технически и творчески осуществленные, планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доверительных отношений и взаимопонимания между журналистом (ком­муникатором) и конкретным представителем аудитории, группой или всей аудиторией; а также способствующие формированию его имиджа и, в конечном итоге - реализации коммуникативной функции СМИ в обществе.

опрос - обращение с вопросами к населению в целом или к определенной группе людей для получения как фактической информации, так и субъективной – мнений, оценок, предпочтений.

 

«психологическая близость» информации для аудитории - значимость той или иной информации с точки зрения соответствия ее проблематики интересам аудитории и близость ее к непосредственному жизненному опыту и знаниям людей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АУДИТОРИИ - мотивы выбора СМИ и отдельных материалов, особенности восприятия, понимания, использования информации, социальные установки, ценностные ориентации, социальные стереотипы и др.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ стороны связей человека с обществом и его подсистемами, области общественных отношений, в которые включена личность. Говоря о социальной роли личности, имеют ввиду, что человек является членом определенного общества, класса, социальной группы, и вопло­щает в себе некоторые социально-типичные черты. СМИ обращается к своему адресату в совокупности его социальных ролей:как к гражданину и семьянину, представителю российского народа в целом и жителю конкретного района, представителю данной профессии и работнику хозяйственной отрасли и т. д.

 

Социальная установка - сложный компонент сознания, который регулирует поведение аудитории, относительно устойчивая во времени система взглядов, представлений о социальном объекте или событии, совокупность связанных с ними эмоциональных состояний, предрасполагающих к определенным действиям.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АУДИТОРИИ – это, во-первых, социально-демографические характеристики:пол, возраст, место жительства, национальность, язык; во-вторых, социально-профессиональныехарактеристики: специализация, род занятий, профессиональный статус, тип предприятия; в-третьих, социокультурные характеристики: образование, вероисповедание, субкультурные и контркультурные особенности, формы проведения досуга; и в-четвертых, политико-идеологические - это параметры целевой аудитории политической журналистики: политически активной, голосующей «за», «против» или «против всех», политически пассивной, идеологически ориентированной.

СОСТАВ АУДИТОРИИ - классификация аудитории по социально-демографическим признакам: пол, возраст, место жительства, образование, род занятий, профессия, специальность, уровень дохода, покупательная способность, потребительские интересы и другие характеристики, изучаемые социальными науками — демографией, социологией, психологией и т. д.

 

СТЕРЕОТИП [19] - упрощенное, заранее принятое, схематичное представление (мнение) о действительности или части действительности, не вытекающее из собственного опыта человека. Он возникает на основе опосредованного объекта: «Нам говорят о мире до того, как познаем его на опыте». В стереотипе знания представляют собой нечто устаревшее и устоявшееся. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека.

 

СУГГЕСТИЯ [20] - внушение, воздействие на воображение, подсознание.

Тематиче­ские интересы АУДИТОРИИ - субъективное выражение информационных потребностей аудитории, за­висят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов (популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений).

Убеждение - метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода составляет отбор, логическое упорядочивание фактов и выводов согласно единой мировоззренческой концепции конкретного человека.

 

ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ – В советской теории: «Газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор» (В. И. Ленин). В последней трети двадцатого века в оборот был введен иной набор: информационная, просветительская, воспитательная, регулятивная, гедонистическая. Классификация Е. П. Прохорова предполагает социальные, идеологические, культурно-рекреативные, непосредственно-организаторские функции. С. Г. Корконосенко в качестве системообразующего признака предложил использовать субъектный подход к группировке функций журналистики. С позиции генерального субъекта – общества журналистика выполняет функции: интеграции, познания (самопознания). С точки зрения отдельных социальных институтов и групп: пропаганда, агитация (результатом исполнения становится специфическое содержание общественного мнения), организация, функции ориентации (социализации индивида), психологической разрядки, психогигиены. Для самих работников печати, радио и телевидения журналистика выполняет служебно-профессиональную ф. (исполнение профессионального и общественного долга, заработок) и творческую (личностная самореализация и саморазвитие). С точки зрения В. Т. Третьякова журналистика выполняет четыре основные функции: информационную, воздействия на власть, социализации личности, управления сознанием и поведением людей.

 

электронный счетчик (пиплметр) - небольшой прибор, фиксирующий переключения телеприемника с канала на канал в каждую единицу времени: записывает кто из членов семьи включил телевизор, когда и какой канал

 

 


БИБЛИОГРАФИЯ ПО ТЕМЕ

 

(еще не сделано!)


 

 


 

 

Харрис Р. «Психология массовых коммуникаций» СПб-М, 2001г., С.232-236.

 

4. Л.В. Матвеева, Т.Я Аникеева, Ю.В Мочалова «Психология телевизионной коммуникации» М, 2004г., С. 41-54.

 

5. Т.З. Адамьянц «ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОМ проектировании информационной среды» М., 1998г.

 

7.О. И. Маховская. Телемания: болезнь или страсть. М., 2007г.

 

8.Юцкова Е.М. Средства массовой информации М., 2000, с. 49.

 

10. Назаретян А. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: Лекции по социальной и политической психологии. -- М.: Питер, 2003.

 

Актуальные проблемы совершенствования СМИП. -Свердловск, УрГУ, 1986

Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. -М: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1986

Любивый Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития/АН Украины, Ин-т философии. -Киев: Наукова думка, 1993

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. -М: Изд-во «РИП - холдинг»,1998

СМИП. -М: ИНИОН, 1985

СМИ в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. -М: Изд-во Российского Ун-та дружбы народов, 1995

СМИ в социалистическом обществе. -М: Политиздат, 1989

Социологические проблемы общественного мнения и деятельности СМИ. -М: ИСИ, 1979

Социология журналистики. -М: МГУ, 1981

Социология и пропаганда. -М: Наука, 1986

Шкондин М.В. Организация СМИП. -М: Изд-во МГУ, 1985

 

8. Засурский Я. Н. Система средств массовой информации России. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 259 c.

 

10. Корконосенко С. Г. Основы журналистики.- М.: Аспект-пресс, 2001. 280 с.

 

 

22. Чумиков А. Н., М.П. Бочаров Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. Пособие. - М.: Дело, 2003. - 496 с.

 

23. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 2000. - 596 с.

 

3. Алексеев А. Методика сегментирования потребителей // Маркетинг и маркетинговые исследования в России - 1999 - №1 - С.30 -36.

 

6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект-Пресс, 2001.

 

7. Бойков В.Э. и др. Читательская аудитория газет и журналов: характерные черты и дифференциация информационных интересов // Социология власти - 2001 - № 1 - С. 62-86.

 

10. Вартанова Е.Л. Современный медиабизнес и фрагментирующиеся аудитории // Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник - М.: ВК., 2005.

 

14. Гребенников А.Н. Целевой сегмент рынка и целевая аудитория // Маркетинг и маркетинговые исследования в России - 1996 - № 2 - С. 39-46.

 

15. Гребенников А.Н. Рынок медиаисследований в России // Маркетинг и маркетинговые исследования в России - 1998 - № 1 - С. 5-17.

 

16. Грушин Б. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987.

 

 

24. Женская аудитория газет: проблемы и возможности. По материалам конференции «Редактор и маркетолог», WAN, 1999.

 

26. Журналистика и социология. / Под ред. И.Д. Фомичевой. - М.: Изд-во МГУ, 1995.

 

27. Залесский П.К. Мировой и российский опыт типологии потребителей по стилю жизни. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России - 2002 - № 5 - С. 4-12.

 

31. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.

 

36. Изучение читательской аудитории - М.: Национальный институт прессы, 1999.

46. Кошман А. Кто и как измеряет региональную прессу // Среда. - 2002. - № 8-9.

59. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире - М.: Едиториал УРСС, 2003.

 

60. Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972.

 

61. Общая психология. Словарь / Под ред. Петровского А.В. - М.: Пер Се, 2005.

 

 

67. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Рефл-бук, 2001.

 

 

69. Проведение исследований и использование данных в деятельности газеты. IREX/ProMedia, 1999.

 

70. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

 

85. Смушкова М.В. Первые итоги изучения читателя. - М.-Л.: ГИЗ, 1926.

 

87. Создание бренда, ведущего к росту аудитории. Тезисы выступления на съезде NAA, 30 апреля 2002 г. The Readership Institute, NAA, ASNE The Media Management Center. ftp://ramed:Lei2yosh@site.internews.ru/press/

 

88. Социология журналистики. / Под ред. Е.П. Прохорова. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

 

89. Социология журналистики: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. С.Г. Кроконосенко - М.: Аспект-Пресс, 2004.

 

90. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. велькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003.

 

91. Средства массовой информации в России - Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2005.

 

92. Статт Д. Психология потребителя - СПб.: Питер, 2003.

 

 

98. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации - СПб.: Питер, 2003.

 

 

102. Фомичева И.Д. Журналистика и аудитория - М.: Изд-во Московского университета, 1976.

 

103. Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. - М.: Аспект Пресс, 2004.

 

104. Фомичева И.Д. Мы с читателем вдвоем? // Журналистика и медиарынок - 2003 - № 1 - С. 39-41.

 

105. Фомичева И.Д. Социология СМИ. - М.: Аспект Пресс, 2007.

 

107. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - М.: Олма-Пресс, 2002.

 

 

110. Читательская аудитория России - 2005/1 М.: TNS Gallup Media, 2005.

 

111. Щепилов К. Медиаисследования и медиапланирование. - М.: РИП-Холдинг, 2004.

 

112. Экономика и менеджмент СМИ. / Под ред. Е. Вартановой. - М.: «ВК», 2005.

 

113. Ядов В. Социологическое исследование: методология, программы, методы. - М.: Наука, 1987.

 

114. Ядов В.А. Ищем «других», чтобы найти себя / Пресса в обществе (1959 - 2000) - М.: Институт социологии РАН, 2000.

 

115. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет. - 2001.

 

Брайант Дж. Основы воздействия СМИ. М., 2004.

Власть: зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2 т. М., 1998.

Кузнецов М., Цыкунов И. Психология PR и журналистики: как позволить другим делать по-вашему. М., 2002.

Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.

Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.

Мельник Г.С. Общение в журналистике: Секреты мастерства. СПб., 2005.

Олешко В.Ф. Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт. Екатеринбург, 2000.

 

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.,2002.

Пронина Е.Е. Проблемы медиапсихологии-2. М., 2003.

Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. СПб-М., 2003.

 

Молодежь как аудитория СМИ http://29.mediahand.ru/publications/psychology?view.854

 

Психология процесса коммуникации. Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ http://sviazyobsh.ru/connectp1/62-psixologiya-processa-kommunikacii-motivaciya-i-ozhidaniya-v.html

 

Олешко В.Ф. Психология журналистики http://journ-port.ru/publ/25-1-0-275

 

Елисеева Татьяна Анатольевна. Комплексный социально-психологический анализ коммуникационного воздействия СМИ на целевую аудиторию (На примере рекламного воздействия): Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05: Москва, 1999

http://www.dslib.net/soc-psixologia/eliseeva.html

 

Олешко В. Ф. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ТВОРЧЕСТВО Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста».

 

 

Глава СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И АУДИТОРИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ДИАЛОГА http://evartist.narod.ru/text8/30.htm

 

Целевая аудитория СМИ http://stud24.ru/journalism/celevaya-auditoriya-smi/27377-82831-page3.html

 

 

Библиотека» Медиапсихология и влияние СМИ http://psyfactor.org/lybr75.htm

 

Курсовая Психологические типы аудитории http://www.bankreferatov-5ballov.ru/list_them.php?id=41973

 

КУРСОВАЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.142 с.)