Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции СМИ и потребности аудитории

Поиск

Потребности аудитории и интересы аудитории – вещи неоднозначные. Интерес всегда находится на поверхности, он руководит поиском информации. Потребности – то, что необходимо, полезно аудитории, но не всегда может ею осознаваться.

Что касается функций СМИ по отношению к аудитории, ее интересам и потребностям, в этом вопросе существует несколько подходов.

В учебном пособии для факультетов журналистики «Средства массовой информации России» под редакцией декана факультета журналистики МГУ проф. Я. Н. Засурского, выделяются следующие функции СМИ:

информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества). Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера;

аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога);

развлекательная (способствующая отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения).

Особняком авторы ставят формирование повестки дня (adenda setting) – фокусирование внимания аудитории на наиболее актуальных проблемах общественного развития, определение болевых точек социальной жизни; введения в зону оперативного информирования и анализа событий и явлений, имеющих значение для большинства граждан страны.

Другой, существенно отличающийся перечень функций предполагает Е. П. Прохоров в работе «Введение в теорию журналистики». В качестве исходной он выделяет коммуникативную функцию, функцию общения, налаживания контактов. Он не считает эту функцию чисто «технической», вспомогательно обеспечивающей реализацию других функций. Хотя в этом качестве они и выступают действительно, объем ее «полномочий» шире.

Как замечает Е. П. Прохоров прочный контакт с конкретным СМИ у аудитории устанавливается тогда, когда они признают его «своим», а социальные институты ощущают авторитет и силу влияния данного СМИ, обеспеченную поддержкой аудитории.

Вторая наиболее важная группа функций, по мнению Прохорова носит непосредственно-организаторский характер – выдвижение суждений и оценок деятельности социальных институтов (властных в том числе) и должностных лиц на предмет выполнения ими своих обязанностей перед обществом. Таким образом, СМИ выполняют контрольные и регулятивные функции, оказывают воздействия (непосредственно или опосредованно, через формирование соответствующего общественного мнения) на деятельность социальных институтов и должностных лиц. Через этого рода деятельность в первую очередь и реализуется особый властный ресурс СМИ (СМИ как «четвертая власть»).

В числе наиболее значимых функций СМИ Е. П. Прохоровым называется функция формирования массового сознания (идеологическая или социально ориентирующая), которая включает в себя широкий диапазон воздействия – начиная с сообщений о фактах, событиях, воздействия на общественное мнение, до воздействия на ценности, идеалы, мировоззрение аудитории.

К идеологической функции примыкает культурно-образовательная – формирование политической, экономической культуры, этическое и эстетическое воспитание, а также пропаганда знаний из области медицины, физической культуры, культуры досуга и т. д.

На периферии системы функций находятся рекламно-справочная (удовлетворение утилитарных запросов аудитории) и рекреативная, о которой уже шла речь выше.

Шагом вперед стал анализ приоритетных функций СМИ через призму позиций различных участников коммуникативного процесса и социальных ролей журналистики, к которым относятся духовно-идеологическая, информационно-коммуникативная, регулирую­щая и производственно-экономическая.

Исследователь И. Хмара называет следующие функции СМИ:

· информационная,

· просветительская,

· воспитательная,

· регулятивная,

· гедонистическая.

В. В. Ворошилов в качестве генеральной функции СМИ называет формирование и развитие общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современном, информационно насыщенном обществе СМИ играют другую, несравненно более важную роль, нежели они играли в первой половине прошлого века, поэтому сегодня расширяются и трансформируются их функции. Функции СМИ далеко не одинаковым образом реализуются в различных общественно-политических системах, что требует, в свою очередь, «заземления» анализа проблемы на конкретные условия той или иной страны. Средства массовой информации – это, прежде всего, институт гражданского общества (в этом мы полностью согласны с В. В. Ворошиловым), именно гражданского общества, а не власти (хотя, частично и это имеет место), и не коммерческих структур (хотя включение в систему экономических отношений имеет место во всем мире). Соответственно, главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграции общества.

 

Специфика аудитории СМИ

 

В целом для аудитории СМИ характерна черта, которую можно оп­ределить как устойчивость, ибо работа средств массовой информа­ции рассчитана на регулярный контакт с аудиторией. Этому спо­собствует система распространения информации: подписка на печатные издания на длительный срок, покупка радио- и телеприемников, которые позволяют длительно «абонировать» эфирную информацию.

Кроме того, аудитория СМИ имеет ряд количественно-качественных характеристик. Например, величина аудитории - показатель социальной значимости и масштабов влияния определённого источника информации, и состав аудитории — классификация аудитории по социально-демографическим признакам. Таковыми являются пол, возраст, место жительства, образование, род занятий, профессия, специальность, уровень дохода, покупательная способность, потребительские интересы и т. д., другие характеристики, изучаемые социальными науками — демографией, социологией, психологией и т. д. Так, уровень образования - оказывает прямое влияние на выбор аудиторией того или иного источника информации, степень понимания и использования содержания предлагаемой информации.

Аудитория средств массовой информации разобщена, анонимна и внушаема. Такую аудиторию образуют особого рода малые группы — различные категории реципиентов (зрителей, слушателей, читателей).

Субъекты массовой информации ориентируются на вероятного потребителя, на некоторые его характеристики, заранее известные журналисту, определяющие, по его мнению, ожидания от инфор­мации и реакцию на нее. При этом расчет делается на характе­ристики повторяющиеся, типичные, ибо адресат в этом случае массовый. Газеты, радио, теле­видение — даже в самом специализированном виде — обращаются к тысячам и сотням тысяч читателей, слушателей, зрителей.

Массовая аудитория — совокупность лиц, которые регулярно пользуются информацией СМИ. Сообщение для массовой аудитории строится таким образом, чтобы оно могло привлечь внимание и возбудить интерес большинства лиц, входящих в такую аудиторию. Каждое послание должно быть выражено в форме, наиболее соответствующей способу доставки сообщения и восприятию аудитории. Уровень образования и социальный статус аудитории, в частности, потребителя определяют тот словарь, на котором коммуникация становится наиболее эффективной. Требованиям потенциальных потребителей могут соответствовать и различные стили речи.

С другой стороны, система массовой информации и пропаган­ды рассчитана на индивидуальное потребление. Эта система ориентирована на прямую связь общества в целом (а также социально-территориальных и профессиональ­ных общностей) с личностью. Средства массовой информации апеллируют к личности в со­вокупности её социальных ролей — как к гражданину и семьянину, представителю российского народа в целом и жителю конкретного района, представителю данной профессии и работнику хозяйственной отрасли и т. д. В целом содержание массовой ин­формации охватывает все стороны связей человека с обществом и его подсистемами, все области общественных отношений, в которые включена личность. Поэтому журналистика, ее практичес­кие задачи оказались так близки к конкретной социологии, также изучающей личность в совокупности ее социальных ролей, науке, которую «отдельный человек интересует не сам по себе, а как член определенного общества, класса, социальной группы, вопло­щающий в себе некоторые социально-типичные черты».


 

Раздел 2

ПСИХОЛОГИЯ АУДИТОРИИ

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1998; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.122 (0.007 с.)