Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные стереотипы аудиторииСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современных условиях формирования информационного общества средства массовой информации активно влияют не только на отдельного человека, но и на массовое сознание, играют большую роль в стереотипизации личности и социума. Основным критерием выделения массового сознания в качестве автономного духовного образования является степень распространения идей, обычаев, верований, чувств, традиций, привычек, представлений в обществе. Прежде всего, стоит сказать, что стереотип – это одна из разновидностей социальной установки, рассмотренной нами ранее (вторая разновидность установки – предрассудок).
Понятие «стереотип» было впервые использовано американским журналистом и политологом Уолтером Липпманном в работе «Общественное мнение». Он определил стереотип, как упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека. Он возникает на основе опосредованного объекта: «Нам говорят о мире до того, как познаем его на опыте». На взгляд У.Липпмана, стереотипы первоначально возникают спонтанно, в силу «неизбежной потребности в экономии внимания». Они способствуют формированию традиций и привычек, оказывают воздействие на формирование нового эмпирического опыта: «Они наполняют свежее видения старыми образами и накладываются на тот мир, которым мы воспринимаем в своей памяти». «Стереотип однозначен; он делит мир на две категории – на «знакомое» и «незнакомое». Знакомое становиться синонимом «хорошо», а незнакомое – синонимом «плохо». Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Итак, стереотипы – это сложившиеся в сознании людей духовные образования, эмоционально-окрашенные образы. В стереотипе знания представляют собой нечто устаревшее и устоявшееся. Стереотипы аудитории формируется под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуально-социокультурной среды, а также при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью средств массовой информации. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности. В последнее время набирает силу тенденция – журналисты освещают события, делая акцент только на зрелищность и сенсационность. Это происходит из-за недостатка у журналистов времени и желания максимально воздействовать на свою аудиторию. Спектакль, который порой разыгрывают СМИ, подводит людей к пассивному восприятию скрытой системы идеологического господства. В социальной психологии выделяют следующие существенные характеристики социальных стереотипов: · высокая степень согласованности индивидуальных стереотипов, то есть сходство мнений членов одной группы с другой; · эмоционально-оценочный характер стереотипов; · стабильность стереотипов, их высокая устойчивость и даже ригидность к новой информации. · Предвзятость. Это также характерное свойство стереотипа. Устойчивость и предвзятость эмоционального символа могут способствовать превращению его в ярлык, предрассудок, предубеждение. Такой стереотип прочен, его трудно разрушить. · Стереотипы отучают человека анализировать явления, критически их оценивать, приучают принимать их безоговорочно и имеют немалое значение в формировании общественного мнения в целом. · Иллюзорный характер стереотипов. Липман разграничивал внешний мир и «картинки в головах», подчеркивая их неадекватность.
Функции стереотипов. Основными функциями социальных стереотипов являются: · упрощение и систематизация обширной и сложной информации, получаемой человеком из социума; · сохранение и защита ценностей индивида; · объяснение существующих в обществе межгрупповых отношений, а также их оправдание, например, в отношении действий, совершенных или планируемых по отношению к «чужим» группам, их членам; · поддержание позитивной групповой идентичности субъекта, положительного образа той группы, к которой он принадлежит («мы-группы»).
Методы формирования стереотипов. Липман, подвергнув анализу массовое, обыденное сознание и роль прессы в формировании общественного мнения, пришел к выводу, что решительно всем процессом восприятия управляют стереотипы — предвзятые мнения. Формирование стереотипа проходит три этапа: первый — «выравнивание», второй — «усиление», третий — «ассимиляция». Вначале сложный дифференцированный объект сводится к нескольким готовым, хорошо известным формам (признакам), а затем выделенным характеристикам объекта придается особая значимость в сравнении с той, которую они имели, будучи составными элементами целого. Наконец, выбираются «выравненные» и «усиленные» черты объекта для построения образа, близкого и значимого для данного индивида. Средства массовой информации сейчас формируют у своей аудитории стереотипы для пропаганды каких-либо идей. СМИ в любом современном обществе строится на внедрении в сознание людей его «ценностей» в виде системы стереотипов — стандартов поведения, социальных мифов, политических иллюзий. Стереотипизация, психологическое воздействие с помощью создания иллюзорных стереотипов, — один из главных методов воздействия на аудиторию в СМИ. СМИ формирует отношение к миру, влияет на поведение, воспроизводящее поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением. СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании – повторение. СМИ практикует многократное, настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, которые в конце концов становятся символами. Постоянное воспроизведение сфабрикованных стереотипов создает предпосылки для их некритического восприятия и усвоения аудиторией. Большую роль здесь играет внушение стереотипных представлений без особых доказательств, логических построений, в ряде случаев только со ссылкой на «авторитет». Другим методом, способствующим формированию стереотипов, является мифотворчество, которое играет большую роль в технологии создания и поддержания мифов. Мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей, они очень жизнеспособны. Жизненность мифов объясняется тем, что, опираясь на реальные факты и события, они воспринимаются как истина или догма. В основе механизма мифологизации лежат подтасовка, сокрытие фактов, событий, документов. Но мифы всегда имеют под собой реальную основу, некое реально произошедшее событие, определенный свершившийся факт. Быстрому их распространению часто способствует низкая информационная культура, склонность к некритическому восприятию действительности. Большое количество мифов порождается условиями монополизации информации. Средства массовой информации в любом обществе с помощью метода стереотипизации внедряют в сознание читателей, слушателей, зрителей различные мифы и иллюзии. Еще одним методом формирования стереотипов у аудитории можно назвать упрощение информации. Липман говорил о необходимости упрощения, стереотипизации, подгонки сложного, нового под простое, известное, считал, что редактору, имеющему дело с новостями, просто невозможно обойтись «без стандартизации, без стереотипов, без рутинных мнений», «без безжалостного игнорирования тонкостей». Стереотипные образования, суждения, оценки, образы так же формируются в готовых формулах - штампах, конкретизирующихся в средствах массовой информации с помощью языковых средств и визуальных изображений. Подводя итог, можно сказать, что стереотипизация в СМИ ведет к стандартизации информации, дезинформации читателей, к манипулированию общественным мнением в интересах СМИ. Журналист обязан знать аудиторию, набор ее стереотипов и установок, ту почву, на которой действует СМИ.
Литература:???? Н. А. Акопян «Средства массовой информации как способ формирования стереотипов массового сознания» (http://vestnik.stavsu.ru/56-2008/29.pdf) Г.С. Мельник «Стереотип, формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации» (http://psyfactor.org/lib/stereotype1.htm) «Процессы формирования стереотипов аудитории в процессе массовой коммуникации» (http://www.33333.ru/public/stereotype.php) «Стереотипизация как метод пропаганды» (http://www.realisti.ru/main/inform?id=334#ixzz1hlML4Ju8) «Формирование стереотипов» (http://www.librero.ru/article/7t7/formirovanie_ctereotipov.htm)
Раздел 4 ИСЛЕДОВАНИЯ АУДИТОРИИ СМИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.79 (0.01 с.) |