Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эффективные презентации: учет психологии аудиторииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Аудитория на презентациях почти во всех случаях приглашается самими ведущими или их организацией, при этом стремление ведущего сообщить информацию обычно превышает желание аудитории получить ее. Ведущий обращается к аудитории с уважением подчиненного к людям более высокого положения. Он не может потребовать их внимания, самое большее, что он может, – это заслужить его. Обычно презентация бывает успешной, если она разжигает любопытство и стимулирует желание получить как можно больше информации. Первые несколько минут презентации крайне важны, хотя это не имеет никакого отношения к их содержанию. Выступающему необходимо, чтобы слушатели его приняли, и если он даст понять, что у него с аудиторией много общего, то его выслушают с гораздо большим интересом. Существует множество психологических приемов, предназначенных для того, чтобы расположить к себе слушателей. Таковыми являются, например, любое выражение искренних чувств выступающего, какое-нибудь откровение о самом себе, возражение собственным доводам во время презентации и многие другие. По шутливому замечанию Энтона Джея, слушатели в начале презентации похожи на лошадей перед скачками,– рассеявшимися по помещению и глядящими в различных направлениях. Судья на старте должен выстроить их в одну линию, чтобы все они стартовали одновременно и помчались в нужном направлении. Аналогичная задача у ведущего – он должен сделать нечто подобное, ибо в противном случае он рискует рвануть галопом с самого начала и блестяще промчаться в одиночестве, даже не заметив, что остальные все еще у стартовых ворот. Продолжительность презентации в каждом конкретном случае зависит от представляемого материала. Естественной особенностью всякой презентации является ограниченность ее продолжительности. Поэтому первый вопрос ведущего презентации такой: «Сколько времени может уделить этому аудитория?» Впрочем, здесь уместен вопрос иного рода: а что наполняет содержанием понятие «аудитория»? Психологами установлено, что аудиторию определяют следующие факторы: – собраны ли зрители плотно или они рассеяны по помещению; – насколько хорошо они знают друг друга или не знают вовсе; – видели ли они ведущего раньше и если да, то как часто; – тип помещения: высокое или низкое, светлое или мрачное, уютное или некомфортное, большое или маленькое и т.п.; – расстояние между ведущим и первым рядом и др. Оказывается, что и характер внимания, с которым присутствующие воспринимают все, что происходит на презентации, существенным образом зависит от типааудитории. Какой же бывает аудитория? Существует три различных типа аудитории, различаемые по количеству в ней физических лиц и с точки зрения того, как она реагирует на ведущего: – большая аудитория. Это группа от 100 до 200 человек; – средняя аудитория. Это группа от 15 до 100 человек; – маленькая аудитория. Это группа до 15 человек. Считается, что главный парадокс аудиторий состоит в том, что чем они огромнее, тем больше похожи на одного человека, тем больше однородность. Есть проблема и для ведущего: чем больше аудитория, тем меньше она реагирует на то, что презентуется, и тем больше – на человека, который презентует, то есть на ведущего. Характерен ряд важных особенностей для людей, собранных в большую группу в одном месте: – они объединяются и солидаризируются; – они единодушно принимают и одобряют чье-то лидерство; – здесь неуместны детальные и обстоятельные дискуссии; – здесь труднее построить доводы так, чтобы аргументы были уместны и понятны любому, а не некоторым; – здесь на идеи реагируют не личности, а группа; – действуют групповые стандарты поведения; – публично определяются угрозы для группы; – провозглашается совместное решение идти вперед к...; – бурно приветствуются те, кто этих людей туда поведет. При проведении презентаций существенную роль играет одно обстоятельство: аудитория меньше 50 человек или больше 200, поскольку в середине находится область неопределенности. Поэтому устроителям презентации приходится с самого начала решать вопрос: какого размера аудитория им нужна? Потому что то, что можно сказать обычным голосом группе в 30 человек, совершенно бессмысленно, хотя и возможно, прокричать в микрофон для 200 и более человек. Психологи отмечают ряд подводных камней для хороших ведущих. К ним относятся: – высокомерие, в том числе и неумышленное. Выступающие на презентациях в одиночку находятся на возвышении, в то время как люди, нередко превосходящие ведущих по статусу, сбились в группу, которая их слушает. Ведущий занимает такое положение благодаря своему авторитету в собственном предмете. Опасность возникает, если он начинает высказывать предположения, даже если и верные, по предмету, в котором аудитория, как она в этом изначально уверена, более компетентна; – желание махать кулаками, когда можно применять приемы дзюдо. Презентация – малоподходящее место для убеждения присутствующих в том, что их представления ошибочны. Лучшее, что можно сделать в таких ситуациях, это принять их убеждения, но дать понять, что имеют место и неверные заключения; – публично отвечать на вопросы, способные нанести вред презентации. Лучше это сделать индивидуально в неофициальной обстановке после презентации; Ведущему полезно знать типы вопросов, способных нести опасность для презентации. Это: – вопрос–скрытое возражение; – оборонительный вопрос; – испытующий вопрос; – вопрос-демонстрация; – вопрос-вызов. Вопрос–скрытое возражение. Задается с неодобрением в ситуациях, существенно угрожающих интересам того, кто этот вопрос задает. Справиться с этим можно при помощи обычных приемов: – не становиться в оборонительную позицию; – переформулировать вопрос для себя; – не вступать в спор; – упомянуть о выгодной стороне дела. Оборонительный вопрос. Обычно его задают в случаях, когда предложение ведущего может задеть интересы того, кто вопрос задал. Единственный способ успешно справиться – это переадресовать этот вопрос самому задающему, добиться, чтобы он разговорился, затем, если есть затруднение разрешить вопрос на фактическом уровне, передать его другим членам группы. Испытующий вопрос. Предназначен для проверки знаний и опыта ведущего. Золотое правило – не блефовать и не оправдывать своего незнания. Полезно пообещать задавшему вопрос выяснить неизвестное и выполнить это обещание. Вопрос-демонстрация. Обычно его задают с целью показать коллегам, как хорошо задающий вопрос информирован. Ничто не сделает этого человека счастливее, чем публичная похвала его знаний, подтверждения того, как он умен. Вопрос-вызов. Возникает, когда ведущий высказывает некоторое суждение, неосторожно посягающее на область знаний одного из зрителей. Самое лучшее – мгновенно отступить, сохраняя достоинство, возвращая ему права в его владениях и по возможности спросить у него совета. В целом трудные вопросы лучше всего переадресовывать коллеге-эксперту, другому члену аудитории, предложить для всеобщего обсуждения. Можно отметить различия между большими и малыми группами, которые необходимо учитывать ведущему во время презентации. Большая аудитория: – максимум ораторского искусства; – максимум четкости в работе с визуальными средствами; – минимум вопросов. Маленькая аудитория: – максимум вопросов и ответов; – максимум неофициальности; – максимум гибкости в последовательности и содержании; – максимум знаний своего предмета; – средние навыки оратора и навыки в обращении с визуальными средствами. Несколько соображений о месте проведения презентации. Полезно придерживаться следующих рекомендаций: – если есть возможность провести презентацию в своем помещении, сделать это; – если приходится выбирать между залом, который чуть маловат, и тем, который слишком велик, то с учетом размеров аудитории, лучше выбрать меньший: много пустого пространства действует угнетающе; – из различных способов рассаживания аудитории стоит воспользоваться: квадратным расположением – самое лучшее; относительно узко и глубоко – хорошо для шоу; широко и неглубоко – является неофициальным и удобно для участия аудитории. Требования к одежде ведущего-мужчины: – высококачественная одежда; – пиджак; если он двубортный, должен быть застегнут, когда ведущий стоит; - 15 мм манжеты рубашки должны быть видны из-под рукава; – носки должны быть того же цвета, что обувь или брюки; – карманный платок должен гармонировать с галстуком или рубашкой по цвету, но ни в коем случае не быть точным по цвету; – темные нейтральные тона, которые ведущему идут; – галстук должен быть точно до пояса, не выше и не ниже; – ремень хорошего качества; – пояс брюк должен проходить через пуп; – брюки – достаточной длины, внизу – закрывать щиколотки, но не «подметать» пол; – хорошая ручка. Требования к одежде ведущего-женщины: – изящные серьги, однако не слишком длинные и не бренчащие; – каблук обуви не слишком высокий; < – цвет обуви не должен быть светлее платья или юбки; – насыщенные и яркие тона в деталях поближе к лицу, чтобы привлечь взгляд именно туда. Полезно избегать: – старомодной одежды; – крайностей моды; – открытой одежды; – тесной одежды, затрудняющей движения и жесты; – сильного запаха духов или лосьона для бритья; – новой одежды или обуви, впервые надетой; – избытка крупных узоров и ярких цветов на большом пространстве. В ходе самой презентации участники-устроители должны усвоить и обеспечивать непринужденный подход. Не должно звучать никакой критики, никаких обвинений. Господствует абсолютная уверенность в том, что все пройдет гладко, «как надо». Не должно быть никаких срочных переговоров шепотом, после которых кто-то срывается с места, даже не пытаясь скрыть поспешность. Особо обращать внимание на то, чтобы какую-то неполадку, промах превратить в шутку, Юмор, успех. Провал – не всегда провал. Иногда это просто неправильная реакция на него ведущего.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы психологические цели презентации? 2. Каковы основные разделы сценария презентации? 3. Каковы психологические требований к ведению презентации, касающиеся ведущего? 4. Каковы психологические требования к текстам выступлений на презентации? 5. Раскройте психологические ресурсы и ограничения визуальных средств презентации: – плакатов; – схем; – слайдов; – белых досок; – эпидиапроектора; – проектора; – сборных визуальных средств; – видеороликов; – отдельных предметов; – действующих моделей. 6. Охарактеризуйте психологические особенности различных типов аудитории, присутствующей на презентациях: – большой; – средней; – маленькой. 7. Охарактеризуйте типы вопросов, которые могут быть заданы на презентациях ведущему, и наиболее эффективные стратегии ответов на них: – вопрос–скрытое возражение; – оборонительный вопрос; – испытующий вопрос; – вопрос-демонстрация; – вопрос-вызов. 8. Охарактеризуйте психологические особенности внешнего вида ведущего презентацию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.116 (0.008 с.) |