Манипулирование: природа, формы и механизмы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Манипулирование: природа, формы и механизмы.



Манипулирование – это влияние или воздействие одного индивида на другого, с целью выполнения воли первого.

Психика индивида уже изначально предрасположена к манипулированию.

Главное – невозможные отношения в обществе без манипулирования. Психический аппарат устроен так, что всегда кто-то один может управлять другим, вследствие предрасположенности последнего к выполнению приказа извне.

Приказ извне – приказ, поступающий не от сознания или подсознания личности, а от внешнего манипулятора. Благодаря манипулированию сознанием достигается эффект, который называется отупением.

Манипулятор выступает как некий транслятор информации, благодаря которому аудитория превращается в толпу; пресса и все СМИ сыграли важную роль в процессе «толпообразования» в обществе.

Современный человек – это человек массы, продукт нашей мозаичной культуры.

СМИ, в отличие от высокой культуры, предназначены именно для массы, поэтому были установлены жесткие ограничения на сложность и оригинальность сообщений.

Сообщение должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллекта (IQ) примерно на 10 пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение. Под этим правилом лежит психологическое оправдание, согласно которому человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям сложных проблем.

Липтманн: процесс восприятия – это подгонка еще не известного явления под устойчивую общую форму или стереотип. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа. Стереотипы создаются для того, чтобы держать людей в повиновении. Когда их удается незаметно внедрить в сознание масс, они приобретают огромную силу, и большинство людей не осознают этого влияния.

Существуют специальные методы подачи информации, которые делают процедуру манипуляции эффективной:

1. утверждение и повторение. Дается некий готовый шаблон в положительной утвердительной форме, который изначально ориентирован на стереотипы в подсознании. Это сообщение постоянно повторяется в разных формах и по разным каналам. Для того, чтобы незаметно войти в наше подсознание. Именно чрезмерное повторение в итоге притупляет сознание, в подсознании зарождаются мотивы наших действий. Практически без изменения любая получаемая информация откладывается в подсознании. Повторение это один из психологических трюков, который притупляет рассудок, при злоупотреблении этим стереотипы усиливаются до устойчивых предрассудков и человек тупеет. Повторение становится барьером против отличающихся или противоположных мнений, оно сводит к минимуму рассуждения и быстро превращает мысль в действие, на которое у масс уже сформировался условный рефлекс.

2. дробление и срочность. Информация разделяется на фрагменты, чтобы индивид не смог соединить их в единое целое и осмыслить проблему. Удается резко снизить отрезвляющее воздействие сообщения или вообще лишить его смысла. Одним из условий успешной фрагментации является срочность – немедленность информации, приданием ей характера незамедлительности и неотложности. Считается, что ощущение срочности резко усиливает манипулятивные возможности. Ежечасное обновление информации лишает ее структуры. Человек не имеет времени, чтобы осмыслить и понять сообщения, потому что они вытесняются другими, более важными.

3. сенсационность. Преподносит информацию так, чтобы не было возможности соединить в единое целое. Выделяется псевдосенсация. Под ее прикрытием замалчивается более важная новость. Непрерывная бомбардировка сознания, действующая на чувства сенсациями, особенно плохими новостями, выполняет важную функцию поддержания необходимого уровня нервозности. Эта нервозность и ощущение непрерывного кризиса резко повышает внушаемость людей и снижает способность к критическому восприятию.

Важным условием успешной манипуляции является разрушение психологической защиты человека, тех устоев, на которых держится его способность к критическому восприятию информации.

Два стереотипа о СМИ (позволяют коммуникатору манипулировать аудиторией):

1. стереотип о нейтралитете СМИ. Существует мнение, что СМИ нейтральны по отношению к существующей действительности.

2. плюрализм СМИ. Существует представление, что вы имеете личный выбор в условиях культурно-информационного разнообразия. Именно этот стереотип является главным. Он делает аудиторию более податливой для манипулирования. Выбор и разнообразие понятия смежны. Выбор невозможен без разнообразия. Если предметов выбора не существует, то выбор либо бессмысленен, либо носит манипулятивный характер.

Главная цель СМИ это воздание пассивной аудитории. Для достижения пассивности экономика и государство использую ТВ, радио, кино, массовые зрелищные виды спорта и все шоу.

Не требуется участие не только в физическом смысле, но и в умственном.

Главная цель всех СМИ – усыплять обеспокоенность социальной и экономической действительностью.

Билет 28



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.005 с.)