Подражание, заражение, внушение. Симптомы огруппления мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подражание, заражение, внушение. Симптомы огруппления мышления



Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Подражание имеет ряд общих черт с явлением заражения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Выделяются подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Сформулированы следующие законы массового подражания:

- внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние. Например, духу религии начинают подражать раньше, чем обрядам;

- низшие по социальной лестнице подражают высшим (провинция - центру, дворянство - королевскому двору и т.д.).

Заражение:
1) процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида (человека или животного) другому на психофизиологическом уровне контакта помимо или дополнительно к собственно смысловому воздействию 2) способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций. Заражение может обладать различной степенью произвольности. При наличии обратной связи способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции. Для заражения, как и для внушения, характерно сужение сферы сознательного восприятия. Этот феномен чаще всего возникает в толпе, когда люди, руководствуясь лишь своим эмоциональным состоянием, действуют на основе информации, принятой без должного анализа, а то и просто слепо повторяют действия других людей. К наиболее известным формам заражения относят проявления реакций спортивных болельщиков («фанатов»), группового религиозного экстаза, общую панику, а также агрессивные действия толпы. Будучи похоже на внушение, заражение принципиально отличается от него тем, что при внушении человек, оказывающий влияние, не обязательно чувствует то же, что и окружающие, а в условиях психического заражения каждый индивид, становясь источником заражения, ничем не отличается от тех, кого он заражает своим состоянием. Различие между внушением и заражением заключается еще и в том, что заражение носит спонтанный характер, а внушение почти всегда — акт преднамеренный. Внушающий очень хорошо знает, чего он хочет добиться от других. В этой связи внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие, в то время как заражение немыслимо без невербальных средств, таких, как крики, музыкальные ритмы, жесты. Наиболее легко заражаются настроением окружающих дети. Достаточно, например, чтобы окружающие развеселились, и ребенок тотчас же начинает смеяться, часто не зная и не понимая причины веселья взрослых. Способность к сопротивлению индивида заражению зависит от уровня развития его личности, самосознания, сформированности «я», наличия опыта поведения в экстремальных ситуациях.

Внушение — процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием, субъекта.

Внушение - воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности. Объектом внушения может быть как отдельный человек, так и группы, коллективы, социальные слои (массовое внушение

Огруппление мышления - один из механизмов изменения мнений и убеждений под воздействием группы. Он заключается в снижении эффективности мышления и возникновении неадекватных оценок действительности и моральных суждений в результате группового давления. Этот феномен был выявлен и подробно описан при изучении процесса принятия коллективных решений в администрации США, впоследствии оказавшиеся неверными или неудачными.

Симптомы огруппления мышления появляются тогда, когда в группе возникает желание избегать излишней строгости при оценке идей своих руководителей или коллег. Члены группы дружелюбны и стремятся к полному согласию по всем важным вопросам, чтобы никакие пререкания и конфликты не нарушали сложившейся уютной атмосферы. Как это ни парадоксально, такие "мягкие" группы часто проявляют жестокосердие, когда имеют дело с внешними группами или врагами. Они с относительной легкостью прибегают к негуманным решениям - например, с готовностью отдают приказ о бомбардировках.
Перечислим наиболее яркие симптомы огруппления мышления.
- Непреднамеренное подавление критических мыслей. Чем сплоченнее группа, тем сильнее непреодолимое внутреннее стремление каждого члена избежать нарушения единства. Опасность не в том, что каждый индивид не сможет высказать свои возражения против предложения другого, а в том, что он будет считать это предложение хорошим, не пытаясь провести тщательный критический анализ.
- Иллюзия неуязвимости, которая вызывает излишний оптимизм и готовность пойти на чрезвычайный риск. Из-за этой иллюзии игнорируются явные признаки опасности и другая отрицательная информация. Если же игнорировать подобную информацию невозможно, она интерпретируется как недостоверная, недостаточно существенная и т.п.
- Вера в моральную непогрешимость, которая позволяет не думать об этических или моральных проблемах, связанных с последствиями решений.
- Стереотипы, которые наиболее ярко проявляются во взглядах на руководителей вражеских групп: они или настолько злонамеренны, что попытки придти с ними к соглашению не имеют смысла, или настолько слабы и глупы, что не смогут успешно противостоять данной группе.
- Самоцензура. Члены группы не высказывают своих опасений и даже перед самими собой пытаются преуменьшить значение своих сомнений. Результатом является иллюзия единомыслия.
- Появление "умохранителей", защищающих руководителя и других членов группы от нежелательной информации, которая могла бы нарушить их уверенность в правильности и этичности принятых решений.
Последствиями огруппления оказывается неполное обсуждение возможных альтернатив при принятии решения, недоучет трудностей и препятствий на пути его реализации, пренебрежение к фактам, противоречащих выбранному решению, этическая уязвимость принятой стратегии.

 

Билет 20

Социально-демографический анализ пользователей Интернет

Потребность в получении достоверной информации о российской аудитории Интернета растет. Из экзотического средства общения программистов Интернет превратился в уникальный источник повседневной информации для бизнеса и развлечения. Вслед за бурным развитием электронной коммерции на Западе и особенно в Штатах, в России не только всерьез заговорили о маркетинге в Сети, но и предлагают для этого конкретные технические и экономические решения.

Аудитория Интернета давно перестала быть однородной. Тем не менее, нельзя считать, что пользователи Интернет представляют собой просто часть населения, распределенную по социально-демографическим показателям так же, как и население в целом. Специфика Интернет (высокотехнологичность и необходимость специализированных навыков для использования, необходимость обладания компьютером и др.) значительным образом влияет на портрет типичного пользователя Сети.

Как только Интернет стал местом маркетинговых исследований, рекламных кампаний и социологических опросов, появилась насущная потребность в сегментации интернет-аудитории и определении ее параметров.

Социально-демографические характеристики пользователей Интернет, прежде всего, важны для:

социологовмаркетологоврекламщиков (сетевых рекламных агентств)

электронных торговцев (владельцев электронных магазинов)

Анализ интернет-аудитории

Необходимо учитывать тот факт, что на оценку численности интернет-аудитории в России существенным образом влияет вопрос о том, кого считать пользователем Интернета. Различия в подходах, в методике дают зачастую несопоставимые различия в получаемых данных.

Провайдеров интернет-услуг прежде всего интересует количество абонентов, то есть тех, кто реально оплачивает предоставляемые услуги. Они оперируют данными, отличающимися от аудиторных замеров. Владельцы тематических или корпоративных серверов ежедневно могут получать статистику посещений своих сайтов, и это совсем другие данные. Онлайновые опросы дают весьма полезную информацию, но их результаты нельзя распространять на всех пользователей Сети.

В измерениях аудитории важна четкая привязка к определенному временному периоду - сколько людей пользовались Интернетом в течение месяца, в течение недели, ежедневно. При этом необходимо различать, был ли это просмотр web-страниц или использовалась лишь электронная почта.

Портрет российского интернет-пользователя

Сопоставляя демографические характеристики пользователей Интернета и соотношение этих параметров в городском населении, можно сделать выводы, что российский пользователь, как правило:

молодой человек в возрасте от 16 до 35 лет, при этом наиболее характерно посещение web-страниц для возрастной группы 20-24 года;

имеет высшее образование или учится в вузе;

если работает, то, как правило, специалистом или менеджером среднего звена в коммерческой структуре, связанной с такими отраслями, как финансы, наука, СМИ и реклама, образование, органы администрации.

Уровень доходов и потребительской активности высокий и выше среднего — 72%. Более четверти пользователей Интернета водят личный или служебный автомобиль, 15% пользуются услугами сотовой связи, примерно столько же — пейджером. Интернет-аудитория отличается заметно высокой потребительской активностью: каждый четвертый поменял в течение последних двух лет телевизор или купил видеомагнитофон.

Руководители, обращающиеся к интернет-ресурсам, как правило, оказывают значительное влияние на решение внешнеэкономических вопросов, финансовых операций, разработку маркетинговой стратегии компании, а также на закупку компьютерной техники и офисного оборудования.

В разных сферах деятельности использование Интернета в России имеет неодинаковое распространение. Наиболее активно обращаются к ресурсам Всемирной сети журналисты и связисты, представители рекламного бизнеса и финансовых услуг, работники торговли и люди науки.

Билет 21



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.007 с.)