Психологическое влияние демонстрации агрессии в смк (телевидении) на аудиторию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое влияние демонстрации агрессии в смк (телевидении) на аудиторию



 

Изменения, произошедшие с телевидением и на телевидении за два последних десятилетия, безусловно, коснулись не только его организационной и финансовой стороны, но и коренным образом изменили его контентную часть. Содержание программ советского телевидения было обусловлено идеологическими задачами многонационального государства, укреплением и популяризацией социалистического образа жизни, прославлением трудовых успехов, воспитанием молодого поколения, развитием такого социального института, как семья (ячейка общества) и пр. При отсутствии Законов о СМИ и рекламе контроль за эфиром осуществлялся с помощью цензуры, справедливо отвергаемой демократическим устройством государства. Однако проблема засилья на телевизионном экране сцен убийств, кровавых разборок, насилия, взрывов и драк остро стала именно теперь, в «новый век» телевизионной истории, очевидно являясь неизбежной издержкой свободы слова.

 

Сегодня много говорится о построении гражданского общества на средства западных инвесторов, Государственная Дума «борется» с недобросовестной телевизионной рекламой, психологи, критики и исследователи новейших СМК постоянно поднимают вопрос о пагубном (особенно для молодежи) влиянии агрессивного телевидения на психику человека и о его нравственной стороне. Так, в Краснодаре создан первый в России общественный совет по этике и нравственности в сфере телерадиовещания, в полномочия которого входит экспертиза теле-, кино-, аудиопродукции.

Такая активность аудитории, конечно же, свидетельствует об том, что население волнует вопрос направленности содержания телевизионных программ. Сегодня, когда каждая вторая семья имеет два и более телевизионных приемников (в среднестатистической семье они работают до семи часов в день), а также в силу ежедневной занятости на работе большей части взрослого населения, очень трудно проследить, какие программы смотрит ребенок. А сетка вещания федеральных каналов, например, построена таким образом, что избежать просмотра программ, посвященных криминальным событиям, невозможно, т.к. когда подобного рода передача заканчивается по одному каналу, на другом она уже начинается. По данным исследователей, за час эфирного времени в прайм-тайм на экране происходит от трех до пяти актов насилия, однако при демонстрации детских программ, включая мультфильмы, это число возрастает до 20-25. Наиболее ярко агрессия, связанная с просмотром телепрограмм, проявляется у мальчиков в юношеском возрасте, а у девочек - в начальный период зрелости. Самым типичным проявлением насилия у мальчиков оказались драки, а у молодых женщин - кражи и угрозы нанесения телесных повреждений.

 

Проблема того, как оградить своего ребенка от агрессивного влияния телевидения, сегодня также обсуждается на самом высоком уровне.

"Новые Известия" замечают, что насилием на телеэкранах возмущены не только депутаты, но рядовые телезрители. "Стоит заметить, - пишет издание, - что в вопросе борьбы за нравственность на телевидении парламентарии пользуются серьезной поддержкой россиян. По результатам опроса, проведенного в августе этого года исследовательским холдингом ROMIR Monitoring, 45% россиян выступают за запрет показа сцен насилия в любых телепередачах".

 

Основную причину агрессивности телевидения мы видим в его американизированности. После того как в России рухнул «железный занавес», на телевизионные экраны страны хлынул поток американских и западноевропейских боевиков и фильмов ужасов. Мультфильмы, реалити-шоу и другие экспортируемые нам программы, содержащие акты насилия, были лишь первым шагом развития рейтингового телевидения в России. Далее мы все сделали сами. Сегодня на отечественном телевидении представлены практически все мировые аналоги программ, способствующих повышению рейтингов каналов, а следовательно, и отвечающие вкусам массовой аудитории. Российский кинематограф поспешил откликнуться на новые веяния созданием фильмов, наполненных натуралистически снятыми сценами жестокости.

 

Медианасилие – это не только психологическая проблема, но также социальная и философская. Это проблема общества, принимающего эстетическую и инструментальную ценность насилия. Иначе трудно объяснить принятые модели воспитания, когда теленасилие будто бы скрывается от детей и почти одновременно, при достижении совершеннолетия, этим же детям разрешается пить, курить, смотреть в кинотеатрах порнографию, приобретать оружие. Клив Бернс как-то заметил: «телевидение - первая действительно демократическая культура, доступная каждому и полностью управляемая тем, что люди хотят. Наиболее ужасающая вещь - что именно хотят люди». И, несмотря на возрастающее беспокойство о психическом здоровье детей, программы телевещания с изображение жестокости создаются по желаниям широкой публики.

Стойкая связь между криминализацией населения и появлением телевидения была зафиксирована в ряде исследований. Так, было установлено, что в 2 раза выросло число убийств в период наиболее бурного развития телевидения в 60-е годы в США и Канаде. Аналогичный эффект последовал за возникновением национального телевещания в Южной Африке, где телевидения не было до 1975 года (Williams,1986; Centerwall,1989) 8. Сравнительное исследование Польши и США, проведенное в 1980 г. показало, что Польша на тот момент имела наименьший процент преступности. Тогда она находилась на предпоследнем месте по числу использования телевизоров; на последнем месте по числу показа сюжетов агрессивного содержания и по проценту показа фильмов или сюжетов, связанных с насилием. США, которые в 1980 году являлись рекордсменом по преступности, имели наивысший процент содержания сцен насилия в телевизионных программах 9. Таким образом, прослеживается четкая зависимость - уровень преступности в той или иной стране возрастал через 10-15 лет после появления в ней телевидения 10. Подобные выводы подтверждались не всеми исследованиями. Хеннинген с коллегами сравнили уровень преступности в американских городах с наличием или отсутствием телевидения в период с 1949 и 1952 гг. Они обнаружили, что введение телевидения не привело к повышению уровня насильственных преступлений 11.

 

Выделяют следующие основные способы негативного воздействия телевидения на общественное сознание 12:

призыв к применению насилия, беспричинной агрессивности по отношению к себе подобным или «инициация агрессии»;

излишне детализированная демонстрация насильственных актов расправы над жертвами преступлений;

намеренное акцентирование внимания аудитории на жестоких, насильственных действиях как норме повседневной жизни;

культ грубой силы в СМИ, создание жестокого образа супергероя, пренебрегающего выбором средств для достижения поставленной цели;

описание технологии криминальной агрессии;

нагнетание чувства страха, беспомощности, размывание установок на борьбу с преступностью;

стирание грани между нравственным и безнравственным в межличностных отношениях.

 

Телевидение является не только зеркалом массового сознания, но и формирует его. К сожалению, об этом вспоминают чаще тогда, когда страна готовится к политическим событиям. И в этот период воздействующая роль телевидения, согласно наблюдению экспертов, резко возрастает. Телевидение начинает работать на некую идеологическую задачу. А во все остальное время его программная политика обусловлена финансовой прибылью и рыночными отношениями. И здесь вряд ли что-либо можно изменить, если даже государственные деятели, публично расписываясь в собственном бессилии, предпочитают ограждать своих детей от телевизионной агрессии путем запретов на просмотр телепередач. И трудно не согласиться с режиссером Александром Сокуровым в том, что русская идея - это идея созидания. Главное, чтобы люди начали не разрушать, а созидать. Строить дома, выращивать хлеб, снимать фильмы, писать книги… Если мы в этом смысле пойдем по западному пути, когда телевидение обретает невиданную идеологическую, политическую и эстетическую власть, для нас это обернется бедой, и национальная культура, то, чем так сильна и славна Россия, умрет.

Билет №18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.007 с.)