Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления деятельности органов прокуратуры.

Поиск

Направления деятельности прокуратуры — основные направления, в соответствии с которыми органы прокуратуры осуществляют свои полномочия.

Основными направлениями деятельности прокуратуры являются:

• осуществление прокурорского надзора;

• осуществление уголовного преследования;

• участие прокурора в рассмотрении дел судами;

• координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

• международное сотрудничество;

• участие прокуратуры в правотворческой деятельности.

Прокурорский надзор — осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц — прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов на всей территории Российской Федерации путем своевременного выявления и принятия мер:

а) к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, причин и условий, способствующих им;

б) к восстановлению нарушений законности;

в) к привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Цель прокурорского надзора — обеспечение верховенства закона, прав и свобод человека и гражданина, суверенных прав Российской Федерации и прав ее субъектов, прав органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений и организаций, общественных и политических организаций и учреждений.

Выделяют четыре основные отрасли прокурорского надзора.

1. Надзор за исполнением законов органами власти, местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (общий надзор).

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти, местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Вторым направлением деятельности прокуратуры является осуществление уголовного преследования в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ. Прокурору предоставлено право участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, в необходимых случаях — лично производить отдельные следственные действия, а также, возбудив дело или изъяв его у органа дознания или следователя, расследовать его самостоятельно в полном объеме.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ.

К общим полномочиям, предоставленным прокурору уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и арбит-ражно-процессуальным законодательством РФ относятся следующие. Прокурор:

* участвует в разбирательстве дел в судах первой инстанции, в судах кассационной и надзорной инстанций;

* предъявляет иски и подает заявления в суд по существу дела;

* подает в вышестоящий суд представления и протесты на незаконные и необоснованные решения, приговоры, определения и постановления судей;

* принимает меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру решений, определений и постановлений по гражданским, арбитражным и уголовным делам, а также к возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам;

* дает заключения по вопросам, возникающим при рассмотрении дел;

* проверяет законность обращения к исполнению решений, приговоров, определений и постановлений суда, опротестовывает незаконные действия судебных приставов;

* совершает иные процессуальные действия, предусмотренные законом.

В уголовном процессе прокурор выступает в суде в качестве государственного обвинителя.

Важным направлением прокурорской деятельности является также координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

В целях обеспечения координации деятельности вышеуказанных органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия.

К основным направлениям координационной деятельности относятся:

• совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики;

- прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;

- выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью;

- разработка совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений;

- подготовка и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ и Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ, а также органам местного самоуправления;

- обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовка предложений об улучшении правоохранительной деятельности;

* разработка предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;

*обобщение практики выполнения международных договоров РФ и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработки соответствующих предложений;

*изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.

Другим направлением деятельности прокуратуры РФ является международное сотрудничество, которое стало возможным в связи с необходимостью сотрудничества прокуратуры Российской Федерации с правоохранительными и иными компетентными органами других государств, международными организациями в целях повышения эффективности, совершенствования практики применения международных договоров и соглашений о правовой помощи, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека.

Последним из направлений деятельности прокуратуры является участие прокуратуры в правотворческой деятельности, в соответствии с которой Генеральный прокурор РФ имеет возможность входить в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой, прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры имеют право входить с законодательной инициативой в законодательные органы субъектов РФ и др. Правотворческая деятельность прокуратуры осуществляется в целях обеспечения единства правовой политики, реализуемой Генеральной прокуратурой Российской Федерации, исключения фактов направления в законодательные и иные органы не согласованных между собой инициативных законопроектов и заключений по поступающим проектам нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти, повышения уровня работы по систематизации законодательства в органах прокуратуры Российской Федерации.

 

6. Правозащитная функция прокуратуры, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Предметом надзора прокуратуры в этом направлении является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а так же органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прокуратура придает защите прав человека особое значение и основными направлениями надзорной деятельности считает надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений. Об этом свидетельствует, в частности, издание Приказа № 39 от 22 мая 1996 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

При осуществлении этой функции прокурор имеет определенные законом полномочия и задачи:

-он рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

 -прокурор должен разъяснить пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

-прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

В соответствии с Законом прокурор вправе рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений этих прав и свобод, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон и возмещению причиненного ущерба.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор проверяет обращения граждан о нарушении их прав и разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод.

Прокурор вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных ему органов и организаций, иметь доступ к их материалам и документам, требовать от должностных лиц соответствующих сведений, вызывать их в прокуратуру по поводу нарушений закона.

В случае нарушения прав и свобод, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде свои права, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Аналогичное полномочие имеет прокурор и в случае, когда нарушение приобрело особое общественное значение.

Если прокурор усмотрит, что нарушение прав и свобод человека имеет характер преступления, он возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие были подвергнуты уголовному преследованию.

Закон предусматривает возможность принесения прокурором или его заместителем протестов на акты, нарушающие права человека и гражданина в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, или обращаться в суд.

Орган исполнительной власти обязан рассмотреть протест прокурора в 10-ти дневный срок и сообщить прокурору о результатах этого рассмотрения.

Представление об устранении нарушения прав человека и гражданина вносится прокурором в орган, уполномоченный устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца должны быть приняты меры по устранению допущенных нарушений.

Однако и принесение протеста или представления прокурором не гарантируют устранения допущенного нарушения прав и свобод человека. Прокурор не обладает распорядительными полномочиями в отношении таких органов. Руководители и должностные лица могут не согласиться с доводами прокурора и оставить свое неправовое решение в силе, либо вообще могут проигнорировать законные требования прокурора.

Прокурор в данном случае может обратиться по фактам нарушения прав и свобод граждан в суд.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 11033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.1 (0.009 с.)