Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 221. Решение прокурора по уголовному делу

Поиск

Опубликовано 04-02-2011

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;

3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

1.1. В случае сложности или большого объема уголовного дела срок, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен по мотивированному ходатайству прокурора вышестоящим прокурором до 30 суток.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

2. Установив, что следователь нарушил требования части пятой статьи 109 настоящего Кодекса, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор отменяет данную меру пресечения.

3. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части первой настоящей статьи, прокурор выносит мотивированное постановление.

4. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им в течение 72 часов с момента поступления к нему уголовного дела с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением — Генеральному прокурору Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). Вышестоящий прокурор в течение 10 суток с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений:

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя;

2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.

5. Обжалование решения прокурора, указанного в пункте 2 части первой настоящей статьи, в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи, приостанавливает его исполнение.

Комментарий к статье 221

1. Полномочия прокурора, предусмотренные коммент. статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (ч. 6 ст. 37 УПК).

2. Принятие прокурором решения об утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд означает солидаризацию прокурора с выводами органов предварительного следствия, его согласие с изложенным в обвинительном заключении итоговым обвинением по уголовному делу, которое ему или другому прокурору в качестве государственного обвинителя предстоит в дальнейшем поддерживать перед судом.

3. Утверждая обвинительное заключение в качестве должностного лица, главенствующего в осуществлении функции уголовного преследования, прокурор реализует свое исключительное право на выдвижение перед судом от имени государства обвинения против конкретного лица или лиц. Поэтому обвинительное заключение, не утвержденное прокурором, не имеет юридической силы. Поступление в суд уголовного дела с обвинительным заключением, не утвержденным прокурором, не может порождать правовых последствий в виде принятия судьей решения о назначении по данному делу судебного заседания и влечет возвращение дела прокурору согласно п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК.

4. Прокурор принимает решение об утверждении обвинительного заключения в результате тщательного, всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств уголовного дела. Осуществление прокурором функции уголовного преследования не освобождает прокурора от обязанности выяснять наличие как свидетельствующих о виновности обвиняемого, так и оправдывающих обвиняемого обстоятельств, поскольку иначе невозможно обеспечить объективность выводов по уголовному делу и признание указанных выводов судом соответствующими действительности.

5. При изучении уголовного дела прокурор обязан руководствоваться принципом презумпции невиновности обвиняемого согласно требованиям, предусмотренным ст. 14 УПК. Прокурор вправе и обязан утвердить обвинительное заключение, если в соответствии с правилами ст. 17 УПК придет к убеждению, что вина обвиняемого полностью доказана, доводы обвиняемого в свою защиту надлежащим образом проверены и опровергнуты материалами уголовного дела и что следователь успешно справился с задачами предварительного следствия и создал в уголовном деле надежную доказательственную базу. Утверждение прокурором обвинительного заключения ни в коей степени не предрешает итоговое решение по уголовному делу о виновности или невиновности, являющееся прерогативой суда (ст. 8 УПК).

6. В связи с изучением уголовного дела прокурор вправе вызвать к себе следователя, осуществлявшего предварительное следствие, для выяснения с его участием вопросов доказанности обвинения и наличия оснований для утверждения обвинительного заключения.

7. Утверждение обвинительного заключения осуществляется в форме наложения прокурором соответствующей резолюции в вводной части обвинительного заключения.

8. Прокурор имеет право составить новое обвинительное заключение при условии, что заново составленное обвинительное заключение не ухудшает положение обвиняемого и не ущемляет его право на защиту. Если имеются основания для обвинения лица в более тяжком преступлении, вменения ему новых эпизодов преступной деятельности и т.п., прокурор может воспользоваться своим правом только после возвращения уголовного дела для дополнительного следствия и предъявления обвиняемому нового, уточненного с учетом вновь выявленных обстоятельств, обвинения.

9. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК прокурор вправе принять поступившее от следователя уголовное дело к своему производству, самостоятельно предъявить обвиняемому согласно ст. 175 УПК новое обвинение, допросить обвиняемого, завершить досудебное производство по правилам ст. ст. 215 — 219 УПК и затем составить новое обвинительное заключение.

10. На практике прокурор, как правило, реализует свое право на составление нового обвинительного заключения лишь при необходимости внести в обвинительное заключение незначительные изменения, касающиеся структуры данного процессуального документа, стиля изложения и других подобных обстоятельств, не затрагивающих существа обвинения и позволяющих откорректировать обвинительное заключение достаточно быстро, без возвращения уголовного дела следователю. К составлению нового обвинительного заключения прокурор вправе привлечь следователя, производившего предварительное следствие по данному уголовному делу.

Составление прокурором нового обвинительного заключения без привлечения следователя, составившего имеющееся в уголовном деле обвинительное заключение, оправданно, если следователь находится в отпуске, командировке, болен или по иным причинам не имеет возможности в кратчайший срок устранить недостатки, обнаруженные прокурором при изучении обвинительного заключения.

11. Об основаниях и условиях прекращения уголовного дела либо уголовного преследования см. коммент. к ст. ст. 24 — 28.

12. О форме и содержании постановления о прекращении уголовного дела и уголовного преследования, порядке процессуальных действий, связанных с вынесением данного постановления, см. коммент. к ст. 213.

13. В случаях прекращения уголовного дела и уголовного преследования за отсутствием события преступления или отсутствием в деянии состава преступления, а также в связи с непричастностью обвиняемого к совершению преступления прокурор принимает меры по реабилитации лица и возмещению вреда, причиненного реабилитированному в результате уголовного преследования (ч. 2 ст. 212 УПК).

В указанных случаях прокурор обязан в своем постановлении признать за лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, право на реабилитацию.

От имени государства прокурор приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный вред (ч. 1 ст. 136 УПК). Об иных мерах по реабилитации лица, в отношении которого прокурором прекращается уголовное преследование, см. коммен. к ст. ст. 133 — 136.

14. Прокурор вправе при наличии оснований в соответствии со ст. 37 УПК дать письменное указание следователю о прекращении уголовного дела. При несогласии с указанием прокурора следователь имеет возможность воспользоваться правом, предоставленным ему ч. 3 ст. 38 УПК.

15. Институт возвращения уголовного дела для дополнительного следствия в действующем УПК сохранил свое значение только в стадии предварительного расследования. Право возвращения уголовного дела для дополнительного следствия принадлежит исключительно прокурору, который обязан активно его использовать для обеспечения надлежащего качества предварительного следствия, соблюдения следователем прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и обеспечения эффективности уголовного преследования.

16. Прокурор обязан возвратить уголовное дело следователю для производства дополнительного следствия, если следователем допущены неполнота и односторонность исследования обстоятельств совершения преступления, ставящие под сомнение объективность выводов, изложенных в обвинительном заключении.

Прокурор возвращает уголовное дело для дополнительного следствия при выявлении допущенных следователем нарушений закона, повлекших ущемление процессуальных прав обвиняемого, потерпевшего, иных участников уголовного судопроизводства либо влекущих признание доказательств, имеющихся в уголовном деле, недопустимыми согласно ст. 75 УПК.

Безусловным основанием возвращения уголовного дела для дополнительного следствия является несоответствие существа обвинения, изложенного в обвинительном заключении, содержанию обвинения, предъявленного обвиняемому.

Уголовное дело подлежит возвращению на дополнительное следствие при наличии в уголовном деле доказательств, дающих основания для привлечения в качестве обвиняемых других лиц, предъявления обвиняемому нового обвинения, а также в иных случаях, рассмотренных в п. 2 коммент. к ст. 175.

17. Если прокурором при наличии указанных выше оснований уголовное дело не было возвращено для дополнительного следствия, суд вправе при отсутствии достаточных доказательств виновности обвиняемого констатировать непричастность обвиняемого к совершению преступления и постановить по уголовному делу оправдательный приговор. В установленных действующим УПК условиях состязательности уголовного процесса последовательного размежевания функций уголовного преследования, защиты и разрешения уголовного дела суд также оставляет без реагирования факты совершения обвиняемым преступлений, доказанные в ходе предварительного следствия, но в досудебном производстве не вмененные обвиняемому.

Уголовное дело не может быть возвращено для дополнительного следствия ни из суда первой инстанции, ни из суда второй или надзорной инстанции.

18. Возвращая уголовное дело для дополнительного следствия, прокурор обязан обратить внимание следователя на выявленные им недостатки, не позволяющие направить уголовное дело в суд, и конкретно указать, какие следственные и иные процессуальные действия необходимо выполнить следователю. Одновременно прокурор устанавливает конкретный срок предварительного следствия в пределах одного месяца (ч. 6 ст. 162 УПК).

19. Как правило, прокурор возвращает уголовное дело для дополнительного следствия следователю, осуществлявшему производство по уголовному делу. Прокурор вправе отстранить следователя от дальнейшего производства расследования, если в ходе предварительного следствия им было допущено нарушение требований уголовно-процессуального закона (п. 7 ч. 2 ст. 37 УПК).

20. После проведения дополнительного следствия с учетом указаний прокурора следователь вновь направляет уголовное дело с обвинительным заключением прокурору, который обязан проверить качество и результат выполнения своих указаний и вправе вновь возвратить уголовное дело для дополнительного следствия.

21. При возвращении уголовного дела следователю для пересоставления обвинительного заключения прокурор указывает на упущения или ошибки следователя и требует в установленный им срок внести в обвинительное заключение необходимые исправления, изменения или дополнения.

22. Прокурор действует строго в пределах своей компетенции. Если под его надзором проведено предварительное следствие по уголовному делу, подлежащему рассмотрению в вышестоящем суде, он не вправе утверждать по данному уголовному делу обвинительное заключение. Право утверждения обвинительного заключения в таком случае принадлежит вышестоящему прокурору, которому прокурор и препровождает уголовное дело, предварительно изучив его и приняв все зависящие от него меры по устранению недостатков, допущенных в ходе предварительного следствия.

23. О подсудности уголовных дел см. коммент. к ст. 31.

24. При утверждении обвинительного заключения прокурор вправе исключить из обвинения, сформулированного в обвинительном заключении, вменяемые обвиняемому отдельные преступления или эпизоды преступной деятельности в пределах состава одного преступления, уменьшить размер причиненного его действиями ущерба, применить для квалификации действий обвиняемого уголовный закон о менее тяжком преступлении и т.п.

Главное условие при изменении прокурором обвинения либо квалификации действий обвиняемого — недопустимость ухудшения его положения.

25. Прокурор отменяет ранее избранную меру пресечения, когда в ней отпадает необходимость или в деле отсутствуют основания для ее применения. Мера пресечения изменяется прокурором, в частности в случае изменения им объема обвинения или уголовно-правовой квалификации действий обвиняемого при утверждении обвинительного заключения. Прокурор вправе изменить избранную в отношении обвиняемого меру пресечения как на более мягкую, так и на более строгую.

Прокурор не вправе самостоятельно отменить или изменить меру пресечения, если мера пресечения избрана на основании судебного решения.

В случае прекращения прокурором уголовного дела или уголовного преследования мера пресечения в отношении обвиняемого, подвергавшегося уголовному преследованию, подлежит отмене в обязательном порядке.

26. Прокурор самостоятельно избирает в отношении обвиняемого меру пресечения при наличии оснований и условий, предусмотренных ст. ст. 97, 99 УПК. При необходимости безотлагательного избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу или домашнего ареста прокурор возбуждает перед судом соответствующее ходатайство в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК.

27. Изменение, отмена или избрание прокурором меры пресечения не вызывают необходимости пересоставления обвинительного заключения или внесения в него изменений. Достаточно приобщения к уголовному делу (непосредственно после обвинительного заключения) соответствующего постановления прокурора.

28. Принимая решение о дополнении или сокращении списка лиц, подлежащих вызову в суд, прокурор руководствуется необходимостью обеспечить доказанность выдвинутого по уголовному делу обвинения, а также возможность рассмотрения уголовного дела в суде с учетом общих условий судебного разбирательства. Прокурор исключает из списка вызываемых в суд лиц тех свидетелей, показания которых не обладают свойством относимости и поэтому не могут иметь доказательственного значения, или свидетелей, чьи показания достаточно перекрываются показаниями других свидетелей. Одновременно прокурор вправе включить в список новых лиц, допрошенных в качестве свидетелей в ходе предварительного следствия.

Прокурор не вправе дополнить или сократить список лиц, вызываемых в суд в качестве свидетелей стороны защиты, что определяется условиями реализации принципа состязательности уголовного судопроизводства согласно ст. 15 УПК.

29. Обвиняемый не может содержаться под стражей сверх установленного ст. 109 УПК предельного срока, если указанный срок истек, а возможность своевременного обращения в суд с ходатайством о дальнейшем продлении указанного срока была следователем упущена. В таком случае прокурор выносит в отношении обвиняемого постановление об изменении меры пресечения в виде заключения под стражу на иную меру пресечения.

30. О решениях и действиях прокурора по уголовному делу, поступившему после окончания дознания с обвинительным актом, см. коммент. к ст. 226.

17. Содержание, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначенных судом. Полномочия прокурора при осуществлении надзора по этой отрасли деятельности.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу выделен в ст. 1 Закона о прокуратуре в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры.
Выделение этого надзора в самостоятельное направление обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу. Лица, задержанные, арестованные, ограниченные и лишенные свободы, имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в качестве гарантии их охраны. Гарантией предупреждения и своевременного устранения нарушений прав и интересов задержанных, арестованных и осужденных, лиц, находящихся по решению суда в психиатрических стационарах, является проведение прокурором проверок в учреждениях и органах, где они содержатся, систематически, независимо от наличия данных о нарушениях законности.
Администрации органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу обязаны выполнять постановления и требования прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания и порядка содержания под стражей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и иными законодательными актами. Нарушения законности устраняются сразу после их обнаружения.
Средствами прокурорского надзора обеспечивается исполнение не только прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам медицинского характера, задержанных и арестованных, предусмотренных законодательством РФ, но и требований, касающихся защиты прав человека в сфере борьбы с преступностью, содержащихся в международных актах.
Задачи рассматриваемого направления прокурорского надзора определены в приказе Генерального прокурора РФ от 5 августа 2003 г. № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых в следственных изоляторах». Прокурорам предписывается при проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.
Требуется организовать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности, не оставлять без реагирования факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры.
Прокурорский надзор должен быть направлен на то, чтобы содержание задержанных и арестованных лиц в исправительных и иных учреждениях и органах, исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом, осуществлялось в соответствии с предусмотренными основаниями и с соблюдением установленного порядка, условий содержания, обеспечения прав и обязанностей этих лиц.
Ст. 32 Закона о прокуратуре определяет предмет надзора. К нему относятся: во-первых, законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом; во-вторых, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; в-третьих, законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Под законностью нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных, иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом, в более широком смысле следует понимать: законность помещения в эти места, учреждения и органы; законность содержания в них; соблюдение сроков содержания; законность освобождения.
В указанные места, учреждения и органы могут помещаться лишь те лица, в отношении которых имеется соответствующий документ (протокол, постановление, приговор), причем каждая категория лиц должна помещаться лишь в определенные именно для ее содержания место, учреждение либо орган.
В Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ч. 1 ст. 5) предусмотрен в качестве основания содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, протокол задержания, составленный в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
Из этого же Закона (ч. 2 ст. 5) следует, что основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, является судебное решение. В соответствии со ст. 29 УПК РФ только суд правомочен принимать решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
Основанием отбывания уголовного наказания является приговор суда, вступивший в законную силу.
Принудительные меры медицинского характера в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, применяются по определению суда.
Федеральным законом от 15 декабря 1996 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации» в УПК РСФСР внесено дополнение, предусматривающее освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с направлением в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение. Помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, не будучи уголовным наказанием, является самостоятельной принудительной мерой воспитательного воздействия, допускаемой только при освобождении несовершеннолетнего от наказания при совершении им преступления средней тяжести.
При проверке сроков содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых прокурор руководствуется положением УПК РФ, определяющим эти сроки, а также требованием ст. 13 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», строго регламентирующим срок нахождения подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания в случаях их перевода туда из следственных изоляторов.
Проверяя соблюдение сроков нахождения лиц в исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом, прокурор учитывает сроки, указанные в приговорах и определениях судов.
При решении вопроса о законности освобождения от отбывания наказания прокурор проверяет наличие предусмотренных законом оснований для освобождения (ст. 172 УИК РФ). К таким основаниям, кроме отбытия срока наказания, назначенного судом, относятся: отмена приговора суда с прекращением дела производством; условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания; помилование или амнистия; тяжелая болезнь или инвалидность; иные основания, предусмотренные законом.
Отнесение к предмету прокурорского надзора соблюдения прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, свидетельствует об усилении в современных условиях правозащитной функции прокуратуры. Эти лица остаются гражданами РФ и наделены правами и обязанностями, предусмотренными Конституцией РФ, с отдельными ограничениями, строго регламентированными законодательством.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами, подписанными Российской Федерацией, законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовноисполнительным и иным законодательством РФ.
В настоящее время в РФ при реформировании уголовноисполнительного законодательства большое внимание уделяется его приведению в соответствие с общепризнанными международными нормами. Российское государство как правопреемник СССР является участником многочисленных международных договоров. Оно признает ряд резолюций и решений международных организаций по вопросам обращения с лицами, содержащимися под стражей или в заключении. В числе таких важных международных документов следует назвать: Всеобщую декларацию прав человека (1948); Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), непосредственно регламентирующие права и обязанности осужденных; Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979); Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989) и др.
В принятой 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации провозглашен приоритет международных норм, относящихся к правам человека, перед законами России. Это положение закреплено в Конституции РФ (ч. 1 ст. 17), согласно которой признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это положение нашло отражение и в новом Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (ч. 2 ст. 5), принятом 25 декабря 1996 г.
В этой связи прокурору следует, во-первых, знать не только законы РФ, регулирующие данную сферу отношений, но и соответствующие нормы международного права; во-вторых, при расхождении предусмотренных в них положений следует руководствоваться указанными в Конституции РФ правилами.
Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определен в ст. 6 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; правовое положение осужденных предусмотрено в гл. 2 УИК РФ (ст. 10—15); права лиц, помещенных в психиатрический стационар по решению суда о применении принудительных мер медицинского характера, записаны в ст. 37 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Составной частью предмета прокурорского надзора является соблюдение обязанностей задержанными, заключенными под стражу, осужденными и лицами, подвергнутыми мерам принудительного характера.
Основные обязанности лиц, находящихся в местах содержания задержанных и местах предварительного заключения, предусмотрены ст. 36 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Основные обязанности осужденных определены в ст. 11 УИК РФ. На них возлагается исполнять установленные законодательством России обязанности граждан РФ, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны также неуклонно соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Порядок исполнения обязанностей этих лиц, вытекающих из требований законов, регламентированы в ведомственных нормативных актах, основными из которых являются Правила внутреннего распорядка соответствующих учреждений. В них, например, предусмотрено, что осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в учреждении, бережно относиться к имуществу и т.д. Следует иметь в виду и такой нормативный акт, как Положение об отряде осужденных исправительного учреждения, утвержденный Приказом Министерства юстиции РФ от 25 марта 2003 г. № 69.
К предмету прокурорского надзора закон относит также соблюдение порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера.
Порядок и условия содержания лиц, находящихся в местах содержания задержанных и местах предварительного заключения, регламентируются указанным Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В соответствии со ст. 15 этого Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. В ст. 16 Закона определен внутренний распорядок в местах содержания под стражей. В гл. 2 Закона имеются нормы, определяющие порядок обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых. Глава 3 (ст. 32—48) определяет порядок обеспечения изоляции и предотвращения правонарушений в местах содержания под стражей. При осуществлении надзора прокурор определяет не только законность действий задержанных и арестованных относительно соблюдения правил, определяющих порядок и условия их содержания, но и законность действий администрации, обеспечивающей соблюдение законодательства о порядке и условиях содержания.
Порядок исполнения наказания в виде лишения свободы определяется основными средствами исправления осужденных, к которым закон (ст. 9 УИК РФ) относит: режим отбывания наказания, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
К условиям содержания осужденных в исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, относятся правила материально-бытового и медикосанитарного обеспечения.
Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы зависят от вида исправительного учреждения (исправительные колонии общего режима; исправительные колонии строгого режима; исправительные колонии особого режима; исправительные колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы; колонии-поселения; тюрьмы с общим и строгим режимом; воспитательные колонии).
При осуществлении надзора за законностью условий содержания осужденных в исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, прокурор не должен вмешиваться в хозяйственную деятельность учреждений. Однако в тех случаях, когда для решения вопросов о соблюдении условий содержания осужденных требуется характеристика хозяйственной деятельности, прокурор может привлечь для этой цели соответствующих специалистов.
Особый порядок и условия предусмотрены законодательством (гл. 17, ст. 132—142 УИК РФ) для исполнения наказания осужденных к лишению свободы несовершеннолетних в воспитательных колониях. В этих колониях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания. Основания и порядок перевода из одних условий отбывания наказания в другие детально регламентированы в кодексе.
УИК РФ (ст. 184—186 гл. 2, 3 разд. VII) предусмотрен особый порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни. Осужденный к смертной казни должен содержаться в одиночной камере в условиях, обеспечивающих его усиленную охрану и изоляцию. Детально описан порядок исполнения приговора суда. В частности, осужденные к смертной казни, в отношении которых ходатайство о помиловании отклонено, до направления в соответствующие учреждения для исполнения приговора содержатся в условиях, предусматривающих отбывание лишения свободы в тюрьмах на строгом режиме.
Федеральный закон от 18 декабря 1996 г. № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» хотя и предусмотрел его введение в действие с 1 июля 1997 г., однако положение о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие Федеральным законом по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г. (ст. 5). Это же положение нашло отражение и в ст. 4 Федерального закона от 24 мая 1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации». Однако Федеральный закон от 10 января 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"» срок введения этих видов наказания изменен. Введение наказания в виде обязательных работ предусмотрено не позднее 2004 г., в виде ограничения свободы — не позднее 2005 г., в виде ареста — не позднее 2006 г.
УИК РФ (разд. III, гл. 10, ст. 68—72) регламентирует порядок и условия исполнения нового вида наказания — ареста, который заключается в содержании осужденных в строгой изоляции, предусматривающей правила отбывания наказания в тюрьмах на общем режиме, а несовершеннолетних осужденных — в воспитательных колониях. Прокурор не должен упускать из виду и вопросы соблюдения законности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.
Одним из таких новых видов наказаний уголовноисполнительное законодательство (разд. II, гл. 8, ст. 47—60 УИК РФ) предусматривает ограничение свободы. Местами отбывания ограничения свободы являются исправительные центры, администрация которых обеспечивает соблюдение порядка и условий отбывания наказания. В предмет прокурорского надзора входит также законность действий администрации организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы (ст. 55—56).
Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ предусмотрен в разд. II, гл. 7, ст. 39—-46 УИК РФ. Исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного. Исполнение приговора осужденных к исправительным работам обеспечивается уголовно-исполнительными инспекциями. Прокурор осуществляет так<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.68 (0.012 с.)