Понятие, задачи и правовые основания осуществления органами прокуратуры координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, задачи и правовые основания осуществления органами прокуратуры координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.



Нормативная база: указ президента от 18 апреля 1996 года. Данным указом утверждено положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, статья 8 закона о прокуратуре.

В соответствии с положением генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. Целью координации является: повышение эффективности борьбы с преступностью путем разработки правоохранительными органами и осуществления согласованных действий по своевременному выявлению, реагировании, пресечению и предупреждению, а также устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Субъектами координации является генеральный прокурор, прокуроры субъектов РФ, прокуроры районов и приравненные к ним специализированные прокуроры.

Принципы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью:

1. законность

2. равенство всех участников координационной деятельности

3. самостоятельность каждого правоохранительного органа

4. гласность, в той мере в которой она не противоречит законодательству

5. принцип ответственности каждого руководителя правоохранительного органа за выполнение согласованных с ним решений.

Форма координации деятельности:

1. координационное совещание.

Председателем координационного совещания является соответствующий прокурор или лицо, исполняющее его обязанности. Участниками координационного совещания являются руководители правоохранительных органов соответствующего уровня. По решению председателя и участников совещания на заседании могут присутствовать иные представители государственных органов, органов местного самоуправления, представители общественных организаций и средств массовых информаций. Решения координационного совещания принимаются по согласованию со всеми участниками, подписывается председателем. Решение реализуется посредством издания руководителями ПО нормативных актов.

2. Следственная оперативная группа (в состав входят следственные работники, прокурорские работники, оперативные работники, экспертные работники). Для расследования, выявления, пресечения преступлений

 

Наделение прокуроров координационными полномочиями обусловлено правовым положением прокуратуры в системе органов государственной власти, наличием у них обширной и объективной информации о совершенных преступлениях, их раскрываемости, качестве расследования, причинах и условиях, способствующих их совершению, результатах поддержания прокурором государственного обвинения. Прокуратура, осуществляя надзор за исполнением законов, имеет возможность выявлять недостатки в деятельности органов, которые проводят ОРД, дознание и предварительное следствие, принимать меры, направленные на их устранение. При проведении проверок прокуроры устанавливают среди прочих и такие нарушения закона, которые создают условия для совершения преступлений. Кроме того, именно прокуратура, осуществляя надзор за исполнением законов органами власти как по "вертикали", так и по "горизонтали" в силу своих полномочий оказалась наиболее подходящей государственно-правовой структурой для организации координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуратура, как и правоохранительные органы, имея общие цели и задачи в сфере борьбы с преступностью, осуществляют свою деятельность посредством применения специфических форм и методов в соответствии с установленной для каждого из них компетенцией в определенных сферах жизнедеятельности. Для борьбы с преступными проявлениями требуется объединение усилий, согласование по месту и времени действий различных органов правоохранительной системы, что и достигается посредством их координации. Фактически любая совместная деятельность строится на основе взаимодействия участников, однако не всякое взаимодействие носит строго упорядоченный, согласованный и регламентированный характер в соответствии с установленными условиями и принципами. При взаимодействии в отличие от координации у участников, как правило, отсутствуют какие-либо обязанности по выработке и применению согласованных мер, по распределению сил и средств, по установлению ответственности за исполнение согласованных мероприятий, поскольку эти органы не отнесены к составу правоохранительных по борьбе с преступностью. В таком значении понимается взаимодействие органов прокуратуры и других правоохранительных органов с судами, с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами контроля в сфере борьбы с преступностью. К основным задачам координационной деятельности относятся:

а) разработка и осуществление органами правоохранительной системы согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, качественному расследованию уголовных дел, принятию необходимых мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений;

б) объединение усилий и активизация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;

 в) устранение дублирования и параллелизма в их деятельности по противодействию преступности. Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется прокурором в соответствии с определенными принципами, по основным направлениям, которые закреплены в Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (далее – Положение о координации). Наряду с организацией координации прокурор осуществляет и свою основную функцию – надзор за исполнением законов участниками координационной деятельности, законностью ведения ими борьбы с преступностью. Поэтому основным принципом организации и осуществления координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью является соблюдение законности, включающее в себя безусловное и точное исполнение всеми ее участниками действующего законодательства, обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступление, защиту прав и законных интересов каждого гражданина. Основополагающим началом организации координации является равенство всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий по борьбе с преступностью. Принцип равенства субъектов координации означает, что, несмотря на организаторскую роль прокурора в этой деятельности и выполнение им надзорной функции, он при осуществлении координационных полномочий не имеет преимуществ перед другими участниками и обладает одинаковыми с ними правами при выработке и принятии совместных решений, а также несет равную ответственность за результаты согласованной деятельности по борьбе с преступностью в части, касающейся деятельности органов прокуратуры. Вместе с тем соблюдение равенства прав участников координации не исключает самостоятельность и инициативу каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему полномочий в выборе средств и способов выполнения принятых решений, рекомендаций и проведения мероприятий. К основным правилам организации координационной деятельности следует отнести также принцип гласности, информированности органов власти и населения о деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне. Кроме перечисленных принципов координации, необходимо учитывать и следующие правша: о проведении этой деятельности непрерывно и постоянно по наиболее важным и значимым направлениям; подчинении ведомственных интересов общегосударственным; персональной ответственности за обеспечение результативности выполняемых мероприятий; гарантированности обеспечения конспирации в проведении совместных специальных операций и др. Организация координационной деятельности, осуществляемой органами прокуратуры, строится с соблюдением принципа централизации прокурорской системы, подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ. Каждый вышестоящий прокурор в пределах своей компетенции наделен правом координировать деятельность не только правоохранительных органов своего уровня, но и всех нижестоящих прокуроров и соответствующих их уровню правоохранительных органов по борьбе с преступностью. На практике подобные полномочия вышестоящих прокуроров реализуются посредством издания приказов, указаний, принятия решений на заседаниях коллегий, координационных совещаниях, которые являются обязательными для исполнения подчиненными прокурорами. Сущность и назначение координационной деятельности выражается также в ее основных направлениях. К таковым относится осуществление правоохранительными органами совместно всестороннего анализа состояния преступности на определенной территории, ее структуры и динамики, прогнозирования тенденций ее развития, а также обобщения и оценки деятельности по выявлению, раскрытию, пресечению, расследованию и предупреждению преступлений для определения основных направлений борьбы с преступностью и "болевых" точек той или иной территории. В свою очередь, результаты такого анализа нацеливают правоохранительные органы на выполнение федеральных, региональных и местных программ по борьбе с преступностью, разработку совместно с другими государственными органами, научными учреждениями предложений по предупреждению преступлений. В необходимых случаях на основе имеющихся данных о состоянии дел по борьбе с преступностью правоохранительные органы подготавливают и направляют по этому вопросу информацию Президенту, Федеральному Собранию и Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления. В рамках координационной деятельности проводится также обобщение практики применения законов по борьбе с преступными проявлениями и подготовка предложений об улучшении правоохранительной деятельности, осуществляется разработка необходимых предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по преодолению преступности, выявляется и распространяется положительный опыт согласованной деятельности правоохранительных органов в рассматриваемой сфере. Правовой основой координационной деятельности прокуратуры в первую очередь служит Закон о прокуратуре, во исполнение ст. 8 которого Президентом РФ утверждено упомянутое выше Положение о координации. Генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры областного и районного уровней выполняют роль координаторов деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, организаторов процесса выработки и реализации согласованных с другими субъектами координации мер по выявлению, раскрытию, пресечению, расследованию и предупреждению преступлений, принятию мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. Участниками координационной деятельности наряду с органами прокуратуры определены органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, органы таможенной службы и другие правоохранительные органы. Это положение обусловливает необходимость руководствоваться при осуществлении координации и соответствующими Федеральными законами "О полиции", от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", от 10.01.1996 N 5-ФЗ "О внешней разведке" и др. Существенное значение для правового регулирования координации имеют УПК, Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", определяющие компетенцию, полномочия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью, порядок осуществления уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Исходя из важности и значимости борьбы с терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков, существенное значение для правового регулирования координационной деятельности органов прокуратуры имеют Федеральные законы "О противодействии терроризму", "О противодействии коррупции", "О наркотических средствах и психотропных веществах" и др. К примеру, в ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" понятие "борьба с терроризмом" определено в качестве составной части более широкого понятия "противодействие терроризму", которое включает помимо "борьбы с терроризмом" также "предупреждение терроризма" (профилактика) и "минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма". При этом под "борьбой с терроризмом" понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта. Примерно такой же перечень действий (элементов), составляющих содержание понятия "борьбы с преступностью", указан в Положении о координации. Важным звеном правового регулирования координации наряду с перечисленными нормативными правовыми актами являются совместные приказы, указания руководителей правоохранительных органов России, приказы Генпрокурора РФ. К их числу относятся Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утв. приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17.04.2007 N 368/185/164/481/32/184/97/147, совместное указание Генпрокуратуры РФ и МВД России "О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 29.09.2008 N 215/69 и др. Среди актов Генпрокурора РФ, касающихся вопросов координации, в первую очередь следует выделить приказы от 26.06.1997 N 34 "Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью" и от 15.05.2010 N 208 "Об усилении прокурорского надзора в свете реализации Национальной стратегии противодействия коррупции". В первом приказе координация деятельности правоохранительных органов отнесена к числу основных направлений деятельности прокуратуры. Кроме того, здесь же на прокуроров субъектов РФ возложена координация деятельности по борьбе с преступностью всех правоохранительных органов, военных, транспортных и других специализированных прокуратур, дислоцирующихся на территории соответствующих субъектов РФ. В свою очередь, в приказе от 15.05.2010 N 208 Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры РФ вменено в обязанность осуществлять внутриведомственную координацию деятельности подразделений Генпрокуратуры РФ в сфере противодействия коррупции, в том числе по реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, а также инициировать обсуждение актуальных вопросов на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов в целях выработки согласованных решений о проводимых правоохранительных мерах. Прокурорам областного и районного звеньев в целях совершенствования деятельности по выявлению преступлений коррупционной направленности предписано обеспечить функционирование постоянно действующих рабочих групп, активизировать работу координационных совещаний, обсуждать на них возникающие проблемы правоприменительной практики по борьбе с коррупцией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.009 с.)