Ценности исламской культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценности исламской культуры.



Абсолютной ценностью в исламе является Аллах; в жизни человека он не воплощается, постоянно остается чем-то внешним для людей, лежащим за пределами их личного опыта. К людям обращается лишь посланник Аллаха – мессия – мадхи, которые появляются, чтобы исправить положение на земле, восстановить справедливость (Муса, Иса, Мухаммед). Но положение от одной эпохи к другой становится все хуже. Идея мессианства в мусульманской культуре дополняется эсхатологией – учением о конце света. Исламская культура не отрицает равенства всех людей перед Аллахом. Каждый мусульманин может рассчитывать на справедливый суд и спасение. Но в исламе нет места для личности как ценности. Paди спасения людей Аллах не приносил в жертву сына, вследствие чего в данной культуре невозможна идея Богочеловечества.

На земле сила Аллаха воплощается в мусульманской общине – умме, которая символизирует собой, по существу, общность всех правоверных. Жизнь каждого мусульманина, его образ мыслей, система ценностей строго контролировались уммой, вне которой индивид становился изгоем и не мог рассчитывать на благочестие и религиозное спасение. Отношения мусульман внутри уммы регламинтировались Кораном, Сунной и Шариатом (Коран – священное писание ислама; Сунна – сборник рассказов – хадисов о Мухаммеде, его высказываний; Шариат – свод религиозно-этических предписаний ислама, разработан в VIII-XII вв. в Арабском халифате, выступает в качестве права).

Мусульманская культура практически не признает социальной замкнутости сословий, наследственного социального неравенства. Причастность к исламу расценивается выше, чем деление на расы, народы, племена, языковые группы. В этом отношении ислам, безусловно, близок христианству, которое раньше, чем ислам, выдвинуло идею равенства всех людей перед Богом. В мусульманской религиозной системе по-своему освящен принцип социальной мобильности: сила, способности, случай открывают двери наверх перед каждым, достойным того (обратитесь к биографии Мухаммеда как примеру реализации этого принципа).

В отличие от христианства вся система исламской культуры воспитывает в правоверном чувство превосходства над неверными. Этому способствуют экономические стимулы (например, государство облагает неверных более высоким налогом), правовые установления (оправдательные приговоры правоверным во время судебных процессов). Превосходство это закрепляется Кораном. Вначале к христианам и иудеям было терпимое отношение, они рассматривались как «заблудившиеся», не знающие, что бог, которому они поклоняются, – Аллах. После того, как Мухаммед дал им ясное доказательство могущества Аллаха, они стали расцениваться как «отошедшие» ибо «не уверовали и совершали дела неправедные». Истинными причинами негативного отношения к неверным были явления экономического и политического характера, о чем свидетельствует история ислама. С этого времени в исламской культуре появляется новое толкование понятия джихад (газават) – как «священной войны» против немусульман.

 

Глава 2. Социальная практика исламского мира

 

Пять «столпов ислама»

 

Ислам дает пять основных предписаний своим верующим, которые они обязаны соблюдать. «Столпы религии» (аркан ад-дин) – комплекс обязательных правил религиозного поведения. Первая обязанность – исповедание веры (шахада), т.е. произнесение слов – Символа веры: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник божий» – вслух, при свидетелях, понимание смысла этой формулы и искреннее убеждение в ее истинности. Этот догмат основан на принципе единобожия и признании пророческой миссии Мухаммеда. Произнесение ее вслух – признание личной покорности Аллаху.

Вторая обязанность – намаз – ежедневная пятикратная молитва (на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца, в начале ночи). Оповещение о времени намаза (азан) делает муэдзин с башни-минарета, начиная его со слов: «Аллах акбар» («Аллах велик»). Молитвы читаются только на арабском языке. Существуют определенные ритуальные правила поведения до и во время молитвы. Кроме намаза есть и другие молитвы (дуа, маулид и др.). Молятся мусульмане индивидуально и группами. Особой значимостью отличается общая пятничная молитва.

Третья обязанность – соблюдение поста в месяц рамазан (или рамадан). Он соблюдается на 9-й месяц по лунному календарю, введенному Мухаммедом. В течение всего поста нельзя употреблять пищу и воду (в течение светового дня), прикасаться к женщинам, развлекаться, необходимо проводить время в молитвах, делать богоугодные дела, помогать нуждающимся и проч. До наступления рассвета верующий должен каждый день произносить особую формулу – нийа, без которой пост недействителен. Общий ночной молитвой отмечается ночь с 26 на 27 рамадана – «ночь предопределения» когда, по преданию, с неба Мухаммеду спустился Коран. Строгость поста не распространяется на детей, беременных женщин, кормящих матерей, стариков, воинов.

Четвертая обязанность – закят (букв. «очищение») – налог в пользу бедных (в самом начале ислама – обязательная милостыня), внося который зажиточный мусульманин как бы очищается перед Богом за чрезмерное богатство. Размер закята составляет одну сороковую часть годового дохода. Закят не только символизирует единство уммы, заботу богатых о бедных; в нем содержится оправдание политической и религиозной власти претендовать на имущество любого состоятельного мусульманина. Кроме обязательного налога в исламе предусмотрена добровольная милостыня в пользу неимущих, нуждающихся мусульман – садака. Она может выражаться в виде воздаяния отдельным лицам, подаяния нищим дервишам, дарений на богоугодные нужды – строительство мечетей, школ, больниц.

Пятая обязанность – хадж – паломничество в Мекку, священный город ислама, где родился Мухаммед. Каждый мусульманин обязан совершить его хотя бы раз в жизни. Хадж осуществляется только в месяц зуль-хиджжи – в дни великого жертвоприношения Аллаху. Паломничество сопровождается рядом особых ритуальных действий (семикратный обход вокруг храма Кааба, целование черного камня, посещение святых мест в Мекке, Медине и Иерусалиме и пр.). После хаджа правоверный имеет право на почетный титул «хаджи».

К пяти столпам ислама нередко добавляют еще один – шестой – священную войну против неверных (газават или джихад). Это не значит, что всех немусульман всегда уничтожали. Представители других вер были несколько ущемлены в гражданских правах, но жили рядом с мусульманами. Речь о газавате шла преимущественно во время военных действий, резкого обострения отношений с соседними странами, национально-освободительных войн. Считается, что участие в газавате освобождает воина от всех грехов и обеспечивает ему в случае смерти место в раю. Однако понятие джихада (от арабского – «усилие, усердие») более многозначно. Кроме «джихада меча», направленного на подавление сопротивления врагов ислама, существуют «джихад сердца» – меры, направленные на расположение человека к исламу; «джихад слова» – убеждение в преимуществах ислама; «джихад руки» – наказание вероотступника. Другими словами, учение о джихаде – это учение об усилиях, которые нужно приложить, чтобы принять ислам, – и не только в отношении окружающих людей (ибо «нет принуждения в исламе»), но и в отношении самого себя. Джихад – это упорная работа над собой, чтобы стать истинным мусульманином (идея самосовершенствования и самоограничения). В этом контексте приобретает определенное значение и аят из Корана, где содержится призыв сражаться с немусульманами, «пока не будет больше искушения, а религия будет принадлежать Аллаху» …» [6, 2:189]. Эту фразу скорее следует понимать как призыв к «джихаду сердца» или «джихаду слова», поскольку пророк не один раз говорил, что «нет принуждения в вере».

 

Исламская этика

 

В исламской этической системе основной упор сделан на социальной морали. Это не означает, что ислам не предъявляет определенных требований к внутреннему миру человека. Но на первое место выдвигается регламентация внешнего поведения членов уммы. Этические предписания (как и мифы) не сосредоточены в Коране в одном месте, а разбросаны по разным сурам. Некоторые дополнения в этом отношении дает Сунна.

В исламских этических установлениях много общего с иудаистскими и христианскими нормами. Так, ислам признает закон талиона, сформулированный в Ветхом Завете как «око за око, зуб за зуб». Христианское «непротивление злу», «всепрощение» в исламе не принимается. Потому за неправедные дела должна быть жестокая кара не только после смерти, но и при жизни. В Коране говорится: «Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они обрели, как устрашение от Аллаха». Исламский бог в этом плане ближе к иудейскому Яхве, хотя среди эпитетов Аллаха на первом месте стоят слова «милостивый», «милосердный». Милостив Аллах только к праведникам.

Согласно мусульманской доктрине, зло порождено самим Богом, оно послано им для испытания человека. Все в этом мире предопределено Аллахом, но ответственность за свои поступки несет человек. Ибо человек сам выбирает, кому служить – Богу или Иблису (шайтану, дьяволу). Праведники попадут в рай, грешники – в ад. Но в отличие от христианства, в раю у праведных мусульман будут все материальные блага мира: «реки полноводные, полные рыбы», «одежды парчовые», «девы большеокие с потупленными очами» и т.п. Это связано с тем, что в исламе нет порицания богатства. Материальные блага и достаток рассматриваются как награда от Бога за благодеяния и праведность. В этом – весьма существенное отличие от христианства, где утверждается, что «легче верблюду пролезть сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие». Вместе с тем ислам делает шаг в сторону ограничения богатства, вернее – безудержного накопления его в руках одного человека, и запрещает ростовщичество. В Коране говорится: «…благочестие…[в том], кто давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким и сиротам, и беднякам, и просящим, и на рабов…» [6, 2:172]. Это требование формулируется несколько раз: «…вы издерживаете из блага то – родителям, близким, сиротам, бедным, путникам» [6, 2:211], «пока не будете расходовать то, что любите,… не достигнуть вам благочестия» [6, 3:86].

Несмотря на то, что в исламе большое значение придается действию (а не намерению), существует жесткая регламентация социального поведения членов сообщества, в его доктрине содержится и ряд требований к личностному миру человека. Так, признается верной и нужной идея нравственного совершенствования человека. В частности, это проявлено в одном из толкований понятия «джихад», в концепциях суфизма о приближении к Богу и конечном слиянии с ним через духовное, нравственное самосовершенствование. Обращено к внутреннему миру человека и требование не выпячивать напоказ свои добрые дела: «Если вы открыто даете милостыню, то хорошо это; а если скроете ее, подавая ее бедным, то это – лучше для вас и покрывает для вас ваши злые деяния» [6, 2:273].

Обращенность к внутреннему миру человека проявляется и в том, какое большое значение в исламе придается знанию. Мухаммед сравнивал «ученых на земле – со звездами в небесах». Обладать знаниями – значит быть добродетельным: «Твое знание принадлежит душе, твое богатство принадлежит телу». Знание позволяет человеку быть по-настоящему смиренным и скромным. Но знание должно быть обращено в пользу Бога, иначе человек попадет в ад. К порокам знания пророк относил хвастовство полученными знаниями, ощущение превосходства над необразованными людьми, стремление достичь личных благ с помощью знаний. Знание обязательно должно быть действенным: («знание без действия – что лук без тетивы», «знание – поводырь действия»). Долг ученого – распространение знаний.

В исламской культуре есть понятие «адаба» – воспитание, соединяющее обучение основам всех наук с одновременным овладением кодексом поведения на основе обычаев, благочестия, правил. Целью такого воспитания является создание добродетельного (то есть нравственного) человека, способного воздерживаться от физических и материальных удовольствий и проявлять эмоциональное спокойствие в любых ситуациях. Это образование формирует в человеке такие добродетели, как застенчивость, стремление избегать дурного общества и лености, способность к упорному труду, бесстрашие, серьезность.

К основным чертам мусульманской этики относят требования, которые присутствуют и в других религиозных системах. Это прежде всего богобоязненность, скромность, разумность, рвение, праведность, верность, искренность, смирение, негневливость, прощение, отсутствие лености и проч. А к главным порокам относят жадность, похотливость, ненасытность, склонность к мирским украшениям (символически это выражается с помощью четырех птиц – утки, петуха, вороны, павлина). В целом в исламе благо вообще и счастье достигаются через повиновение закону и старшим.

 

Шариат

 

Исламская культура немыслима без Шариата (араб. «шариа» – прямой, правильный путь), в котором сведены в единую систему законы, регулирующие всю общественную и личную жизнь мусульман, определяющие поведение верующих и считающиеся обязательными для всех последователей ислама. Источниками Шариата и его составной части – мусульманского права (аль-фикх) являются Коран и Сунна. Исламское право едино, оно не разделяется на отдельные сферы. Шариат начал оформляться в VIII в. и включил такие нормы, которые регулируют государственные, имущественные, семейно-брачные, гражданские, бытовые и другие взаимоотношения мусульман.

Законы шариата – это правовая систематизация поведения верующих мусульман, их обязательств перед обществом и Аллахом. Опирающийся на догматические нормы ислама кодекс шариата подразделяется на три части: ибадат (регулирование религиозных отношений), муамалят (юридические нормы), укубат (система наказаний). Предписания шариата многочисленны и строги. Вместе с обычным правом они создают огромное количество указаний, нарушение которых ведет за собой суровое наказание. Особо жестоко наказывается воровство, менее строго преследуется убийство (часто заменялось кровной местью, что было разрешено). Решительно осуждается самоубийство и запрещается убивать новорожденных девочек (что до ислама было широко распространено).

Изначально все действия мусульман разделялись на два вида – запретное (харам) и одобренное (мустахиб). Позже «одобренное» разделилось на три категории: фарз – обязательные действия (за их невыполнение следует строгое наказание), суннат – желательные действия (рекомендуемые, но не обязательные), мухоб – добровольные действия (дозволенные). «Запретное» было разделено на собственно харам – строго запрещенные действия (наказуемые) и макрух – нежелательные действия (осуждаемые, но не наказуемые). То есть все действия людей, согласно шариату, подразделяются на эти пять основных категорий. При оценке того или иного действия учитывались намерения, цели человека.

Если обратиться к конкретному содержанию шариата, то легко обнаружить его нацеленность на жизненную практику уммы. Здесь даны, например, установления пищевых норм (нельзя есть свинину, употреблять кровь и падаль) и запрет на употребление вина. В исламе запрещены игры на музыкальных инструментах, азартные игры, украшение дома художественными картинами и скульптурными изображениями человека и животных. Есть запрет на вступление в брак с иноверцами, если они не примут ислам, и т.п. К числу предписаний шариата относятся нормы, касающиеся прав и положения женщины. В исламе женщина имеет значительно меньше прав по сравнению с мужчиной. Официальная процессуальная норма шариата приравнивает свидетельские показания двух женщин к одному мужскому свидетельству. В исламской семье главное место занимает мужчина, но женщина оберегается как частная собственность; ее честь охраняется (мать, продолжательница рода). Прелюбодеяние со стороны женщина жестоко карается (она побивается камнями). Существует традиция многоженства (четыре жены, но при условии, что мужчина материально обеспечит все четыре семьи). На развод право имеют в основном мужчины (женщины – в исключительных случаях). Ислам устанавливает строгие правила отделения женщин от мужчин в быту и в общественных местах (ношение чадры, паранджи и т.п.; разделение дома на две части; небольшая задняя часть молитвенного зала в мечети, отделенная перегородкой, и проч.). Нормы шариата предусматривают обязательное затворничество женщин, особенно замужних, женщине практически всегда был закрыт путь к образованию и к общественной, политической деятельности.

Основными мусульманскими праздниками по шариату являются (узаконено всего два) великий праздник жертвоприношения (ид-аль-адха; тюрк: курбан-байрам) и малый праздник разговения (ид-аль-фитра; тюрк: ураза-байрам). Курбан-байрам приходится на 70-й день после окончания поста и длится не менее четырех дней. Кульминацией праздника является жертвоприношение барана как напоминание о том, что Ибрахим был готов принести в жертву Аллаху своего сына Измаила. Ураза-байрам отмечается в первый день месяца шавваль после месячного поста в рамазане и длится три дня. Мусульманами отмечаются также мавлюд (мавлид ан-наби – день рождения Мухаммеда), мирадж (или раджаб-байрам – вознесение Мухаммеда на небо к престолу Аллаха на коне-кентавре Бураке, посещение Иерусалима) и пятница (день общественной молитвы). Существует также еще ряд менее значимых религиозных праздников.

У каждого народа, исповедующего ислам, есть свои специфические обряды и ритуалы, а также существуют доисламские праздники и обряды. Среди таких праздников выделяется Новруз (Наурыз) – Новый год по зороастрийскому календарю. Это единственный зороастрийский праздник, с которым ислам не смог справиться (совпадает с днем весеннего равноденствия) и вынужден был включить его в число исламских праздников. У некоторых народов отмечается Хыдрыллез – праздник начала лета – 6 мая (старец Хызыр Ильяс напоминает Деда Мороза или Санта Клауса, но в летних («хыдр» – зеленый) одеждах); Касым – праздник начала зимы – 8 ноября; Михриджан – праздник сбора урожая, начало осени – 23 сентября и др.

Исламские обряды, ритуалы, праздники являются важным условием жизнедеятельности мусульман. Нормы и ценности ислама не только определяют особенности мировоззрения мусульманских народов, но определяют и специфические черты всей культуры, в том числе и художественную практику ислама.

 

Ислам и современность

 

Обретение мусульманскими народами независимости поставило перед ними принципиально новые проблемы, связанные с выбором путей социально-экономического и политического развития. В исламе появились многочисленные концепции так называемого «третьего пути»; выдвигается тезис об «исламском пути» развития как единственно приемлемом для исламских стран. На этой основе возникают концепции «исламского государства», «исламской экономики», «исламского социализма» и т.д., которые в целом представляют собой модернизацию доктрин классического ислама. Самая общая характеристика позволяет выделить некоторые доктрины. Среди них:

– Концепция «исламского государства» подразумевает воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в рамках которой сочетаются светская и религиозная власть, реализуются государственно-правовые нормы ислама.

– Концепция «исламской экономики» предполагает осуществление зафиксированных в Коране принципов социальной справедливости. Под этим понимается обеспечение защиты интересов собственников и государства в целом, признание роли государства как важного фактора в регулировании хозяйственной жизни (соблюдение таких норм, как закят (садака) – добровольная милостыня, запрещение ростовщичества, осуждение чрезмерного накопительства; создание «исламского общего рынка», «исламской валютной зоны», исламских беспроцетных банков и т.п.).

– «Исламский социализм» предполагает синтез традиционных исламских постулатов и демократических принципов Запада, основывается на положении о том, что социалистические идеалы заложены в Коране и осуществлялись на практике ещё во времена Мухаммеда.

– Концепция «исламской солидарности» как наиболее гибкая форма осуществления идей межгосударственного единства на религиозной основе обрела своё практическое воплощение в деятельности мусульманских международных организаций (первая из них – «Всемирный исламский конгресс», 1962 г.; «Лига исламского мира», 1962 г.; «Организация исламской конференции», 1969 г. и др.).

В XIX в., а особенно в X в. и в последние годы в исламе все активнее проявляются основные противоборствующие тенденции. С одной стороны, раздаются голоса о необходимости модернизировать ислам, привести его в большее соответствие с современностью. Модернизм является характерной чертой современного ислама. В догматике, культе, социальной доктрине, шариате происходит «очищение от архаичных элементов», чрезмерных ограничений и излишних запретов. Появились сторонники эволюции ислама путем его реформ, «обновления», переосмысления Корана и Сунны, предписаний шариата и фикха. Модернисты выступают за примирение науки и религии, за смелое использование достижений науки и техники (это есть проявление мудрости Аллаха и подтверждение истинности Корана). Концепции реформирования ислама связаны с деятельностью исламских теологов Джемаля ад-Дина (XIX в.), одного из создателей теории «панисламизма» (объединение народов, исповедующих ислам), и его ученика Мухаммада Абдо (XIX в. – начало X в.). Они стремились приспособить ислам к современному миру, исходя из аллегорического толкования Корана, и утверждали, что в нем есть указания на законы эволюции природы и общества, на научные открытия современности.

С другой стороны, немало сторонников и у традиционализма (ортодоксии), опирающегося на средневековый ортодоксальный ислам. Его приверженцы упорно отстаивают неприкосновенность всех взглядов, обрядов и догм в их первозданном виде, не признают нововведений, приспособление к современному миру, к духу времени. В качестве примера можно вспомнить крупное мессианское движение – махдизм, который появился в результате деятельности Муххамада Ахмада Ибн Абдаллы (XIX в.). Махдизм ставил своей целью освобождение от европейских колонизаторов и от «турецкой примеси», вернуться к религии времен пророка Мухаммеда. К характерным чертам махдизма можно отнести запреты на толкование Корана, книги религиозного содержания, осуждение культа святых, утверждение простоты нравов, синтез мессианской проповеди и мистико-аскетических идеалов.

Третью тенденцию можно обозначить как исламский фундаментализм (или возрожденчество), который провозглашает как цель восстановление в современной жизни мусульман институтов и норм раннего ислама и на этой основе – равенства и справедливости. Они предлагают очистить ислам от позднейших наслоений, восстановить его в первозданной чистоте. Идейные истоки фундаментализма, с точки зрения многих исследователей, лежат в ваххабизме (основатель Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб, XVIII в.), где главной была мысль о необходимости возврата к «истинной вере» и признание авторитета исключительно Корана и Сунны. Отличительными чертами ваххабизма являются политизированная проповедь, доведенная до фанатизма, отрицание попыток обожествления пророка Мухаммеда, отрицание культа святых мест (в том числе святилища Каабы). Большое значение ваххабиты придавали очищению ислама от несвойственных Корану наслоений (отступление от принципов единобожия, идолопоклонство, анимизм, культ святых, паломничество к мазарам – гробницам, упоминание имени пророка, святого или ангела во время молитвы и т.п.). Ваххаб осуждал роскошь, ростовщичество, праздность, абсолютизировал бедность и братство всех «истинных» мусульман – своих последователей. Ваххабизм как политическое движение призывал к войне с «неверными», в том числе и с мусульманами неваххабитами (с персами-шиитами, турками-суфистами и др.). Эта доктрина ещё при жизни автора была использована в качестве идейного знамени мощного движения, приведшего к объединению арабов и образованию Саудовского государства. Современный ваххабизм также основывается на крайнем фанатизме в исповедании веры и экстремизме в борьбе с противниками.

Оценивая современную ситуацию и процессы в исламе, следует отметить его чрезмерную политизированность. В настоящее время мусульманский фундаментализм представлен радикальными политическими организациями, прикрывающими свои далекие от религии цели исламом. К таким организациям относятся: «Талибан», «Братья-мусульмане», «Хамас», «Аль Кайда», «Аль-Джихад», «Хезболла» и другие. Они характеризуются крайним экстремизмом и террористической деятельностью, что не имеет ничего общего с основополагающими принципами этой великой мировой религии.

Сегодня ислам исповедуют в 35 государствах мира, а в 28 из них он объявлен государственной религией.

Примечания

1. Хрестоматия по исламу /сост. С. Прозоров; пер. с арабского. – М.: Наука; Изд. фирма «Восточная литература», 1994. – 238 с.

2. Васильев, Л.С. История религий Востока: учеб. пособие для вузов / Л.С. Васильев. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 432 с.

3. Астапов, С.Н., Бурлуцкая, Е.В, Бурлуцкий, А.Н. История религий: учебник / С.Н. Астапов [и др.] – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 318 с.

4. Бертельс, Е.Э. Суфизм и суфийская литература. – М.: Наука: Восточная литература, 1965. – 527 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://farhang-alshia.narod.ru/karbin/suf5.htm

5. Пиотровский. М.Б. Коранические сказания. – М.: Наука, 1991. – 219 с.

6. Коран: / пер. и комм. И.Ю. Крачковского / И.Ю. Крачковский – 2-е изд. – М.: Наука, 1986г. – 727 с.

 

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки

1. Каковы отношения между государством, обществом и религией?

2. Какими чертами характеризуются светское и религиозное мировоззрение?

3. Что дает знание религиозной культуры?

4. Каковы причины возникновения ислама?

5. Как связана история формирования ислама с личностью пророка Мухаммеда?

6. Какими специфическими чертами ислама обусловливается жизнеспособность этой религии как идеологической системы?

7. Назовите основные направления в исламе. Чем они характеризуются?

8. Какие вы знаете источники вероучения в исламе?

9. В чем основные моменты расхождения шиитов и суннитов?

10. В чем специфика хариджизма как направления в исламе?

11. В чем заключается сложность и неоднозначность суфизма?

12. Какова суть фундаментальных положений суфизма?

11. Каков вклад суфизма в развитие культуры?

12. Когда начинают определяться философские концепции, доктрины, течения в исламе?

12. В чем заключалась специфика исламской философской мысли?

13. Какие проблемы ставили и как их решали мусульманские философы?

14. Каковы мировоззренческие основания исламской культуры?

15. Что сближает исламскую космологию с библейскими представлениями?

17. Каковы ценностные основания исламской культуры?

18. Каковы пять основных предписаний ислама?

19. Какие значения имеет понятие «джихад»?

20. Какие этические нормы в исламе вы выделили?

21. Что такое шариат?

22. Какие ограничения накладывает на мусульманина шариат?

23. Каково положение женщины в исламе?

24. Какие исламские праздники вы знаете?

25. Какие концепции в современном исламе вы можете назвать?

26. Чем радикальные направления в исламе отличаются от основных положений этой религии?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 2678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.243.44 (0.066 с.)