Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сура 103. Предвечернее время
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! 1(1) Клянусь предвечерним временем, 2(2) поистине, человек ведь в убытке, 3(3) кроме тех, которые уверовали, и творили добрые дела, и заповедали между собой истину, и заповедали между собой терпение! Сура 107. Подаяние Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! 1(1) Видал ли ты того, кто ложью считает религию? 2(2) Это ведь тот, кто отгоняет сироту 3(3) и не побуждает накормить бедного. 4(4) Горе же молящимся, 5(5) которые о молитве своей небрегут, 6(6) которые лицемерят 7(7) и отказывают в подаянии! Сура 109. Неверные Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! 1(1) Скажи: «О, вы неверные! 2(2) Я не стану поклоняться тому, чему вы будете поклоняться, 3(3) и вы не поклоняйтесь тому, чему я буду поклоняться, 4(4) и я не поклоняюсь тому, чему вы поклонялись, 5(5) и вы не поклоняетесь тому, чему я поклоняюсь! 6(6) У вас – ваша вера, и у меня – моя вера!» Сура 112. Очищение (веры) Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! 1(1) Скажи: «Он – Аллах – един, 2(2) Аллах, вечный; 3(3) не родил и не был рожден, 4(4) и не был Ему равным ни один!» Сура 114. Люди Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! 1(1) Скажи: «Прибегаю к Господу людей, 2(2) царю людей, 3(3) Богу людей, 4(4) от зла наущателя скрывающегося, 5(5) который наущает груди людей, 6(6) от джиннов и людей!
Вопросы: 1.Чем является первая сура Коран для верующих мусульман? 2. Какие имена пророков названы во второй суре? Имеют ли они отношение в иудаизму или христианству? Найдите в других сурах упоминания имен и деяний этих или других пророков. 3. Какова основная идея 2-й суры Корана? 4. Найдите примеры, доказывающие, что Коран представляет собой слова Аллаха. 5. В каких сурах говорится об обязанности подавать милостыню, помогать нуждающимся людям? 6. О чем говорится в суре 109? Есть ли там призыв убивать неверных? Есть ли еще примеры терпимого уважения к иноверцам? 7. Каким рисуется рай в исламе? 8. Утверждение каких общечеловеческих ценностей можно найти в сурах Корана? 9. Как вы объясните то, что последняя сура Корана называется «Люди»? Приложение 3. <О суфизме> // из работы Д. Щедровицкого «Джалалиддин Руми. Дорога превращений. Суфийские притчи». Возникновение религиозно-мистического движения суфиев (араб.
тасаввуф – возможно, от «суф» – шерсть, власяница как одежда аскетов, но скорее от греч. «софия» – мудрость; известны и другие этимологии) принято приурочивать к VIII веку, когда ислам распространялся по обширным пространствам Азии, Африки и отчасти Европы. Зачатки суфизма некоторые исследователи прослеживают уже в VII веке, связывая их с окружением самого Пророка Мухаммада, в т.ч. с его знаменитым зятем Али. Но существует и другая точка зрения, согласно которой основы суфизма восходят к гораздо более ранним временам человеческой истории. Ряд его признаков прослеживается в культурных традициях, существовавших за тысячелетия до ислама. Среди самих суфиев популярно изречение: «Наши отцы (т.е. ранние суфии) пили вино (символ экстатического Богопознания) еще до того, как Ной насадил виноградную лозу». В суфизме, несомненно, присутствуют элементы наследия самых разных религиозных и мистико-экстатических систем человечества: иудейской каббалы и раннехристианского гностицизма, зороастрийской этики и индуистской теологии... Наблюдаются даже связи между некоторыми положениями суфизма и представлениями древних египтян и жителей Месопотамии о сути и смысле бытия. Однако все теоретические построения суфиев и вся их духовная практика подчинены концепции строгого Единобожия (Ат-Таухид–Единство [Бога]) и идее поэтапного восхождения бессмертного человеческого духа к единению с Творцом. Это и есть суфийский Путь – тарикат, который ученик (мюрид) проходит под руководством своего учителя–духовидца (шейха). Тарикату предшествует предварительная часть пути – шариат, скрупулезное следование всем этическим и обрядовым предписаниям мусульманского вероучения. А сам тарикат возводит адепта на уровень, именуемый Хакикат (Истина): здесь достигается непосредственное, интуитивное, Богопознание, связанное с духовным прозрением, и начинается жизнь, исполненная откровений свыше... В своем обычном, «невозрожденном», состоянии человек рассматривается суфиями как «мертвый» или «спящий» по отношению к духовному миру, поскольку он
отчужден от Бога и нечувствителен к тонким воздействиям незримых, высших, миров. Для своего «воскрешения» или «пробуждения» он должен пройти ряд ступеней и приобрести определенные устойчивые внутренние состояния на стезях тариката. Последовательность духовных ступеней, или макамат (мест, стоянок), согласно нормативным суфийским представлениям, следующая: тауба (покаяние), вара (воздержание), зухд (отречение), таваккул (упование), факр (нищета), сабр (терпение), шукр (благодарность) – и, как итог, рида (удовлетворенность). Среди внутренних состояний (хал), постепенно достигаемых адептом, обычно упоминаются курб (близость [к Богу]), махабба (любовь), хауф (благоговение), раджа (надежда), шаук (страсть), унс (доверие), итманина (покой), мушахада (свидетельство), и, наконец, йакин (утвержденность, уверенность). Существуют и другие варианты описаний Пути. Важно, что помимо практики постепенного достижения все более высоких уровней общения со Всевышним в суфизме существует и возможность «мгновенного» прохождения некоторых стадий Пути с помощью вспыхнувшей в сердце подлинной любви к Богу. Она может проявляться одновременно и как любовь к определенному человеку (часто – наставнику или собрату по общим мистическим исканиям), составляя с этой последней одно целое. Вообще, любовь (махабба), по мнению многих суфиев, является наивысшим состоянием человека, приводящим к единению между любящим и Возлюбленным. Подобное же учение содержится в Новом Завете, где оно представлено как обобщение заповедей Торы: «...Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя...» (Матф. 22, 37–39; ср. Втор. 6, 4–5 и Лев. 19, 18); см. также: «...Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (I Иоан. 4, 20–21). Тема всеохватной духовной любви, возвращающей душу в лоно Божие, а все множество творений – к единению с Творцом, лаконично выражена в притче Руми «Я и Ты»: Теперь ты понял тайну бытия: С твоею сутью слита суть Моя! Ты – это Я. Теперь вопрос решен: Неразделимы корень и бутон! Итак, суфизм можно рассматривать как синтез ряда более ранних учений о любви к Богу и восхождении к Нему посредством духовного самосовершенствования. Эти учения, развивавшиеся в различных религиозно-мистических традициях, получили догматическую завершенность в рамках Ислама. Большое влияние оказал суфизм и на развитие некоторых идей и направлений христианской цивилизации, особенно начиная с эпохи Ренессанса. Отголоски влияния суфиев можно наблюдать, например, в проповеди Франциска Ассизского, а также в русском «духовном Христианстве» (т.н. Христововерии). Определенные черты суфийского мировоззрения прослеживаются в творчестве столь многих европейских писателей и поэтов – от Данте до Блейка и Андерсена,– что трудно перечислить все их имена. В русской поэзии, например, влияние суфизма в различной степени ощущается в творчестве Пушкина, Тютчева, Фета, Блока, Кузмина, Клюева. Следует заметить, что, если одни европейские писатели
глубоко проникались суфийским мировоззрением, то другие использовали в своем творчестве только некоторые идеи и образы суфизма. Что же касается непосредственно мусульманских суфийских авторов, то к ним относятся величайшие мыслители и поэты исламского мира, писавшие по-арабски, на фарси, на тюркских и некоторых других языках: это такие гении Средневековья, как Аттар, Санайи, Аль-Газали, Омар Хайям, Саади, Джами, Навои, Ибн-Сина, Низами, Насими, Ибн аль-Араби, Ибн аль-Фарид, Хафиз, Юнус Эмре и ряд других. Из авторов XX века в этой связи можно для примера упомянуть хотя бы Мухаммада Икбала, Джебрана Халиля Джебрана и выдающегося популяризатора суфизма Идриса Шаха. К суфизму принадлежали и некоторые из великих иудейских средневековых мистиков и поэтов, в том числе Иегуда Галеви, Моисей Ибн-Эзра, Соломон Ибн-Габироль. Одна из составляющих суфийского мировоззрения – утверждение полноправия различных религиозных учений человечества, каждое из которых по-своему отражает Единую Истину. Такой взгляд сближает людей разных вер, уничтожает вражду и недоверие между ними, делает любовь к ближнему поистине всечеловеческой. Вопросы: 1.Какую точку зрения на происхождение суфизма отстаивает Д. Щедровицкий? Согласны ли вы с его позицией? 2. Назовите основные положения суфизма, указанные в статье. 3. Что такое тарикат? 4. Какова конечная цель суфиев? 5. Какие общие положения суфизма и христианства выделяет автор? 6. Какую роль играет в суфийской концепции такая общечеловеческая ценность, как любовь? 7. Каково содержание понятия любовь в суфизме?
ЧАСТЬ II. Художественная практика
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.221.133 (0.038 с.) |