Возникновение ислама. Личность Мухаммеда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение ислама. Личность Мухаммеда



 

Исламская культура сравнительно молода. Её возникновение относится к началу VII века – времени возникновения новой религии на Ближнем Востоке. Ислам – третья и последняя из развитых мировых монотеистических религий (после буддизма и христианства). Она возникла на Ближнем Востоке и своими корнями уходила в ту же почву, в те же традиции, что и иудаизм и христианство. Этим объясняется близость в теологическом, религиозно-культовом и общекультурном планах с предшествующими исламу системами. Кроме монотеизма иудейско-христианского толка определенное влияние на ислам оказал проникавший из Ирана зороастризм и его поздние модификации – манихейство и маздакизм. Вместе с тем ислам весьма специфичен, ему нельзя отказать в самобытности, он оказал существенное влияние на историю, культуру и быт ряда народов Азии и Африки, а также Кавказа, Поволжья, Балкан. Его воздействие зачастую было настолько сильным, что доисламские традиции либо исчезали из культуры многих народов, либо преобразовывались, сводились к национально-культурной специфике.

В своем развитии ислам и культура, им порожденная, прошли три стадии, три «возраста»: 1 – кораническая (выработка комплекса взглядов, норм, ценностей); 2 – рубеж VII – VIII вв. – период идейных споров и расхождений (школы и группировки вели к разномыслию, которое регулировалось общеисламскими принципами); 3 – внедрение ислама (уже на более высоком уровне) в сознание населения «периферийных» регионов мусульманского мира и сложение местных форм его бытования [1, с. 7]. Народы с сильными культурными традициями, включившись в духовную жизнь мусульманского мира, отчасти привнесли в ислам свои религиозно-этические представления, правовые нормы, обычаи. Шел диалектический процесс взаимовлияния двух форм бытования ислама – «теоретического» и «бытового», «официального» и «народного». В крупных историко-культурных регионах (Мавераннахр, Иран, Индия, Северная Африка и др.) исламская культура приобрела специфические черты. В других регионах под воздействием ислама складывались новые культурные традиции, мировоззренческие установки, нормы быта и морали, мифо-поэтические и эпические предания.

При выявлении причин возникновения новой религии следует учитывать социально-экономическое положение на Ближнем Востоке и становление там классового общества. Через Аравию вдоль побережья Красного моря издревле проходил древний караванный путь. Он имел крайне важное экономическое и культурное значение для племен, осевших по протяжению этой торговой дороги – в Мекке, Ясрибе (Ятрибе), Таифе и др. Караванная торговля приносила доход городским торговцам и ремесленникам, а также кочевым племенам, шейхи которых взимали долю за проход караванов. Однако в VI в. обозначился резкий спад в торговле. Центры Южной Аравии оказались в состоянии серьезного кризиса, который затрагивал интересы зажиточной племенной верхушки. Кризис привел к разобщенности арабских племен, к идеологическим спорам, к ломке традиционного жизненного уклада. Это стало серьезными причинами возникновения новой религии, которая оказалась связанной с мировоззрением и интересами зажиточного купеческого сословия.

Для возникновения новой религиозной системы оказался весьма значимым и тот факт, что на Аравийском полуострове находился крупнейший языческий центр – Мекка, возвышению которой способствовало то, что в ней находился древний храм – Кааба, к которому совершалось паломничество. Издревле жившие здесь кочевые арабские племена, бывшие язычниками, расставили вокруг Каабы идолов своих божеств (всего около 360). Внутри храма находился идол Хубала – божество в образе человека с золотой рукой. В Аравии процветал и фетишизм, проявившийся, в частности, в культе больших поставленных на ребро камней. Крупнейшим из них был знаменитый черный камень в святилище Кааба. [2, с.113]. С V века общепризнанными хранителями Каабы были курайшиты (племя курайш). Считалось, что их племенной бог – Аллах – воплотился в Черном камне (аль-хаджар уль-асвад), который, по преданию, упал с неба. По свидетельству историка Азраки (IХ в.) доисламская Кааба была внутри расписана изображениями пророков, ангелов, Авраама и Девы Марии с младенцем Исой на руках. Из племени курайш вышел и основатель ислама – Мухаммед (Мухамет – у турок, Мохамад – у персов, Магомет – старорусское и европейское). Свои проповеди он начал в Мекке, продолжил в Ясрибе, который позже получил название Медина (аль-Мадина – «город пророка»). Там он и похоронен, хотя исламским центром считается Мекка.

Важно понимать, что реальная история возникновения ислама (от арабского – «предание себя (Богу), покорность») тесно связана с личностью Мухаммеда. Он резко выделялся среди религиозных проповедников Аравийского полуострова начала VII в. и, безусловно, являлся ярким примером того, как личность определяет и меняет ход истории. Э.Ренан в свое время писал, что ислам родился при полном свете истории, имея в виду тот факт, что Мухаммед – личность, реально существовавшая в истории, а сама эпоха исторически обозрима. Однако ранняя история ислама и первые годы жизни Мухаммеда тем не менее недостаточно полно освещены в источниках, некоторые документальные материалы позже были «переписаны» под влиянием обстоятельств, политических соображений, литературной и религиозной фантазии. Все, что рассказывает о Мухаммеде мусульманская религиозная литература, складывается в идеальный образ пророка, на который ориентируется в жизни каждый мусульманин. В этом образе воедино сплетены действительность и народные сказания, реалии аравийской жизни и идеальные представления богословов [1, с. 9-10]. При всем этом наука накопила достаточно фактов по истории ислама и жизни ее пророка.

Личность основателя ислама занимает в мусульманской религиозной доктрине огромное место. Это человек, избранный богом в качестве своего посланника (расул) и пророка (набий). Мухаммед считал себя пророком единого бога – Аллаха, избранным им для того, чтобы поставить людей на путь истинной веры. Он призывал отдать себя богу, покориться его воле, соблюдать завещанные им нормы жизни, к которым он отнес соблюдение честности в торговле, запрет на ростовщичество и справедливость по отношению к бедным со стороны богатых купцов (против «обмериваний»). Признание пророческой миссии Мухаммеда является одним из двух элементов мусульманского символа веры: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, Мухаммед – посланник его». Учение о пророке и пророчестве – одна из главных тем исламского богословия. С личностью Мухаммеда и событиями его жизни связаны многие страницы истории ислама.

Ислам как целостная система сложился не сразу. Возникновению этой религии предшествовало учение ханифов – ранней формы арабского монотеизма, объединившегося элементы иудаизма и христианства. Ханифы поклонялись единому богу Рахману («Милостивому»). Каждый из ханифов провозглашал себя доверенным лицом нового Бога, каждый из них вносил свой вклад в становление будущей религиозной системы. Сопровождая торговые караваны и будучи позже поверенным в торговых делах богатой вдовы Хадиджи, Мухаммед смог путешествовать по Аравии и вести беседы с представителями разных религиозных систем, постепенно вырабатывая собственную точку зрения на веру. Свою религиозную деятельность Мухаммед начинал как ханиф. Он активно выступал за признание единого Бога, призывал арабов вернуться к их древней вере – религии Авраама (Ибрахима). Впоследствии Мухаммед считал Ибрахима основателем Каабы, а имя Рахмана сделал одним из 99 эпитетов (имен) Аллаха и каждую проповедь начинал словами: «Бисм-илляхи-р-рахмани-р-рахим» («Во имя Аллаха, милостивого, милосердного»). Само слово «аллах» происходит от арабского «аль-илях» («бог, божество»). Женитьба на Хадидже дала возможность Мухаммеду полностью уйти в религиозные искания. Именно с этого времени его стали посещать «видения», он начал слышать божественные «голоса». Примерно с 610 года (в 40-летнем возрасте) Мухаммед стал выступать в качестве проповедника нового учения, приобрел первых приверженцев. Теперь он проповедовал веру в единого Бога – Аллаха, говорил о создании большой общины верующих, о нравственности, о помощи бедным и т.п. Но преследуемый влиятельными курайшитами, Мухаммед с группой близких последователей переселяется в Ясриб (Медину). Год переселения (ХИДЖРА) стал началом мусульманского летоисчисления (622 г.). В Медине Мухаммед был признан как пророк, там возникла первая исламская умма (община), а члены ее стали именоваться мусульманами (араб. «муслим» – верный). Находясь в Медине, Мухаммед начал борьбу против Мекки, которая завершилась его победой в 630 г. Кааба была провозглашена мусульманской святыней, а стоявшие вокруг нее языческие идолы уничтожены. Мекка становится духовным центром ислама. Мухаммед умер в 632 г., но похоронен был в Медине (согласно его завещанию) – в городе, где было признано его учение. Новое религиозное учение способствовало объединению разрозненных арабских племен, указывало путь, по которому следовало направить запасы сил и энергии, определяло цель жизни, систему социальных отношений, нравственных императивов. Одновременно оно выделяло арабов среди других народов и способствовало становлению идентичности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.006 с.)