Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение ислама. Личность Мухаммеда↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Исламская культура сравнительно молода. Её возникновение относится к началу VII века – времени возникновения новой религии на Ближнем Востоке. Ислам – третья и последняя из развитых мировых монотеистических религий (после буддизма и христианства). Она возникла на Ближнем Востоке и своими корнями уходила в ту же почву, в те же традиции, что и иудаизм и христианство. Этим объясняется близость в теологическом, религиозно-культовом и общекультурном планах с предшествующими исламу системами. Кроме монотеизма иудейско-христианского толка определенное влияние на ислам оказал проникавший из Ирана зороастризм и его поздние модификации – манихейство и маздакизм. Вместе с тем ислам весьма специфичен, ему нельзя отказать в самобытности, он оказал существенное влияние на историю, культуру и быт ряда народов Азии и Африки, а также Кавказа, Поволжья, Балкан. Его воздействие зачастую было настолько сильным, что доисламские традиции либо исчезали из культуры многих народов, либо преобразовывались, сводились к национально-культурной специфике. В своем развитии ислам и культура, им порожденная, прошли три стадии, три «возраста»: 1 – кораническая (выработка комплекса взглядов, норм, ценностей); 2 – рубеж VII – VIII вв. – период идейных споров и расхождений (школы и группировки вели к разномыслию, которое регулировалось общеисламскими принципами); 3 – внедрение ислама (уже на более высоком уровне) в сознание населения «периферийных» регионов мусульманского мира и сложение местных форм его бытования [1, с. 7]. Народы с сильными культурными традициями, включившись в духовную жизнь мусульманского мира, отчасти привнесли в ислам свои религиозно-этические представления, правовые нормы, обычаи. Шел диалектический процесс взаимовлияния двух форм бытования ислама – «теоретического» и «бытового», «официального» и «народного». В крупных историко-культурных регионах (Мавераннахр, Иран, Индия, Северная Африка и др.) исламская культура приобрела специфические черты. В других регионах под воздействием ислама складывались новые культурные традиции, мировоззренческие установки, нормы быта и морали, мифо-поэтические и эпические предания. При выявлении причин возникновения новой религии следует учитывать социально-экономическое положение на Ближнем Востоке и становление там классового общества. Через Аравию вдоль побережья Красного моря издревле проходил древний караванный путь. Он имел крайне важное экономическое и культурное значение для племен, осевших по протяжению этой торговой дороги – в Мекке, Ясрибе (Ятрибе), Таифе и др. Караванная торговля приносила доход городским торговцам и ремесленникам, а также кочевым племенам, шейхи которых взимали долю за проход караванов. Однако в VI в. обозначился резкий спад в торговле. Центры Южной Аравии оказались в состоянии серьезного кризиса, который затрагивал интересы зажиточной племенной верхушки. Кризис привел к разобщенности арабских племен, к идеологическим спорам, к ломке традиционного жизненного уклада. Это стало серьезными причинами возникновения новой религии, которая оказалась связанной с мировоззрением и интересами зажиточного купеческого сословия. Для возникновения новой религиозной системы оказался весьма значимым и тот факт, что на Аравийском полуострове находился крупнейший языческий центр – Мекка, возвышению которой способствовало то, что в ней находился древний храм – Кааба, к которому совершалось паломничество. Издревле жившие здесь кочевые арабские племена, бывшие язычниками, расставили вокруг Каабы идолов своих божеств (всего около 360). Внутри храма находился идол Хубала – божество в образе человека с золотой рукой. В Аравии процветал и фетишизм, проявившийся, в частности, в культе больших поставленных на ребро камней. Крупнейшим из них был знаменитый черный камень в святилище Кааба. [2, с.113]. С V века общепризнанными хранителями Каабы были курайшиты (племя курайш). Считалось, что их племенной бог – Аллах – воплотился в Черном камне (аль-хаджар уль-асвад), который, по преданию, упал с неба. По свидетельству историка Азраки (IХ в.) доисламская Кааба была внутри расписана изображениями пророков, ангелов, Авраама и Девы Марии с младенцем Исой на руках. Из племени курайш вышел и основатель ислама – Мухаммед (Мухамет – у турок, Мохамад – у персов, Магомет – старорусское и европейское). Свои проповеди он начал в Мекке, продолжил в Ясрибе, который позже получил название Медина (аль-Мадина – «город пророка»). Там он и похоронен, хотя исламским центром считается Мекка. Важно понимать, что реальная история возникновения ислама (от арабского – «предание себя (Богу), покорность») тесно связана с личностью Мухаммеда. Он резко выделялся среди религиозных проповедников Аравийского полуострова начала VII в. и, безусловно, являлся ярким примером того, как личность определяет и меняет ход истории. Э.Ренан в свое время писал, что ислам родился при полном свете истории, имея в виду тот факт, что Мухаммед – личность, реально существовавшая в истории, а сама эпоха исторически обозрима. Однако ранняя история ислама и первые годы жизни Мухаммеда тем не менее недостаточно полно освещены в источниках, некоторые документальные материалы позже были «переписаны» под влиянием обстоятельств, политических соображений, литературной и религиозной фантазии. Все, что рассказывает о Мухаммеде мусульманская религиозная литература, складывается в идеальный образ пророка, на который ориентируется в жизни каждый мусульманин. В этом образе воедино сплетены действительность и народные сказания, реалии аравийской жизни и идеальные представления богословов [1, с. 9-10]. При всем этом наука накопила достаточно фактов по истории ислама и жизни ее пророка. Личность основателя ислама занимает в мусульманской религиозной доктрине огромное место. Это человек, избранный богом в качестве своего посланника (расул) и пророка (набий). Мухаммед считал себя пророком единого бога – Аллаха, избранным им для того, чтобы поставить людей на путь истинной веры. Он призывал отдать себя богу, покориться его воле, соблюдать завещанные им нормы жизни, к которым он отнес соблюдение честности в торговле, запрет на ростовщичество и справедливость по отношению к бедным со стороны богатых купцов (против «обмериваний»). Признание пророческой миссии Мухаммеда является одним из двух элементов мусульманского символа веры: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, Мухаммед – посланник его». Учение о пророке и пророчестве – одна из главных тем исламского богословия. С личностью Мухаммеда и событиями его жизни связаны многие страницы истории ислама. Ислам как целостная система сложился не сразу. Возникновению этой религии предшествовало учение ханифов – ранней формы арабского монотеизма, объединившегося элементы иудаизма и христианства. Ханифы поклонялись единому богу Рахману («Милостивому»). Каждый из ханифов провозглашал себя доверенным лицом нового Бога, каждый из них вносил свой вклад в становление будущей религиозной системы. Сопровождая торговые караваны и будучи позже поверенным в торговых делах богатой вдовы Хадиджи, Мухаммед смог путешествовать по Аравии и вести беседы с представителями разных религиозных систем, постепенно вырабатывая собственную точку зрения на веру. Свою религиозную деятельность Мухаммед начинал как ханиф. Он активно выступал за признание единого Бога, призывал арабов вернуться к их древней вере – религии Авраама (Ибрахима). Впоследствии Мухаммед считал Ибрахима основателем Каабы, а имя Рахмана сделал одним из 99 эпитетов (имен) Аллаха и каждую проповедь начинал словами: «Бисм-илляхи-р-рахмани-р-рахим» («Во имя Аллаха, милостивого, милосердного»). Само слово «аллах» происходит от арабского «аль-илях» («бог, божество»). Женитьба на Хадидже дала возможность Мухаммеду полностью уйти в религиозные искания. Именно с этого времени его стали посещать «видения», он начал слышать божественные «голоса». Примерно с 610 года (в 40-летнем возрасте) Мухаммед стал выступать в качестве проповедника нового учения, приобрел первых приверженцев. Теперь он проповедовал веру в единого Бога – Аллаха, говорил о создании большой общины верующих, о нравственности, о помощи бедным и т.п. Но преследуемый влиятельными курайшитами, Мухаммед с группой близких последователей переселяется в Ясриб (Медину). Год переселения (ХИДЖРА) стал началом мусульманского летоисчисления (622 г.). В Медине Мухаммед был признан как пророк, там возникла первая исламская умма (община), а члены ее стали именоваться мусульманами (араб. «муслим» – верный). Находясь в Медине, Мухаммед начал борьбу против Мекки, которая завершилась его победой в 630 г. Кааба была провозглашена мусульманской святыней, а стоявшие вокруг нее языческие идолы уничтожены. Мекка становится духовным центром ислама. Мухаммед умер в 632 г., но похоронен был в Медине (согласно его завещанию) – в городе, где было признано его учение. Новое религиозное учение способствовало объединению разрозненных арабских племен, указывало путь, по которому следовало направить запасы сил и энергии, определяло цель жизни, систему социальных отношений, нравственных императивов. Одновременно оно выделяло арабов среди других народов и способствовало становлению идентичности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.166 (0.011 с.) |