Золотой век» ирано-персидской поэзии 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Золотой век» ирано-персидской поэзии



 

Обязательно следует выделить литературу на языке фарси в период с Х по ХV вв. – «Золотой век» ирано-персидской поэзии, оказавшей необычайно сильное воздействие на культуру Ближнего Востока. Основоположником поэзии на фарси считается поэт Рудаки («Адам поэтов»), из наследия которого сохранилось две касыды и несколько стихотворений. Рудаки ввел в литературу Востока самый популярный, самый распространенный жанр – рубаи, отыскав эту форму в фольклоре (дубайти) и приспособив ее к требованиям арабской системы стихосложения.

Поэзия X в., возникшая в момент борьбы за восстановление национальной культуры (период шуубии), тесно связана и именем Абулькасима Фирдоуси (940- l020/30), создавшего знаменитую эпическую поэму «Шах-наме» («Книга царей»). Книга вобрала в себя мотивы и образы зороастризма и «Авесты», устные народные предания, сюжеты из письменных источников. Эпопея состоит из трех частей. Мифологическая часть строится на обработке древних иранских мифов о первочеловеке и первоцарях, одаривших людей благами культуры. Особо выделяются предания о Джамшиде и легенда о кузнеце Каве, а также сюжет о разделе наследства, что стало причиной извечной войны между Ираном и Тураном. В центре второй части (богатырской, или героической) находятся сказания о Рустаме. Здесь наиболее значительные дастаны (самостоятельные большие сказания) – «Заль и Рудаба», «Семь подвигов Рустама», «Рустам и Сухраб», «Сиявуш», «Семь подвигов Исфандияра», «Рустам и Исфандияр». В книге звучит патриотическая идея, выделены особенности средневекового мировоззрения, отразившиеся в характере и мотивах поступков героя. Между второй и третьей частями находится интермеццо, основанное на популярном в средние века романе Псевдо-Калисфена об Александре Македонском и легендах о нем (походы в Индию, поиски живой воды, построение вала против диких народов и т.п.). Историческая часть построена на преданиях о становлении династии Сасанидов (самые могущественные иранские шахи доисламского периода). Большую художественно-эстетическую ценность здесь имеют популярные на Востоке сказания о любовных приключениях Бахрама Гура и легенды о любви сасанидского шаха Хосрова к Ширин. В заключительных эпизодах рассказывается о нашествии арабских войск. Отметьте гуманистический пафос поэмы, этические представления автора.

«Шах-наме» Фирдоуси – величественный средневековый эпос, воплотивший общечеловеческие идеи тираноборчества и гуманизма. Султан Махмуд Газневи, которому поэт преподнес в дар свое творение, не оценил труд Фирдоуси. Однако поэма очень быстро приобрела популярность и стала важнейшим на Среднем Востоке источником сюжетов для различных жанров изобразительного и декоративного искусства, а текст книги переписывался каллиграфами и иллюстрировался миниатюрами, созданными в средневековых художественных центрах Ирана, Азербайджана, Афганистана, Средней Азии.

Следует выделить творчество Омара Хайяма (1048-1122) – математика, астронома, астролога, поэта. Мировую известность он приобрел как мастер рубаи, которые у него проникнуты пафосом свободы личности, протестом против несправедливости мира, носят то философский, то гедонический характер. В них звучит призыв наслаждаться жизнью: «Жизнь-мираж. Тем не менее – радостным будь!». Во многих рубаи звучат антиклерикальные и даже антирелигиозные темы: «Если мы совершенны – зачем умираем? Если несовершенны – кто бракодел?». Важное место отведено размышлениям о жизни и смерти: «Приход наш и уход загадочны... Откуда мы пришли, куда уйдем отселе?». Большое место занимают мотивы забвения, желание уйти от мрачных мыслей, которое он находит в вине: «Лишь трезвый человек заботами снедаем, а пьяному ведь все на свете трын-трава»; «Налей ... ещё вина: оно нам жизнь животворит». Предельно лаконичные рубаи Хайяма полны глубокого философского смысла.

Таджикско-персидский и турецкий поэт и мыслитель Джалалиддин Руми /1207-1273/ имел почетное имя Мевлеви и почетный титул Мевлана («наш учитель, наш господин») Джалаледдин – не собственное имя поэта, а псевдоним, означает «Величие религии». Руми – крупнейший поэт-суфий и суфийский шейх, глава значительного суфийского ордена в Малой Азии. Его высокогуманистическая поэзия стала образцом для многих поколений. Руми ставит людское «единодушие превыше единоязычия», проповедует веротерпимость, возвеличивает человека как личность, приравнивая его к богу («Бог – вы!»). Но такое положение человек обретет, если будет постоянно совершенствоваться, бороться против зла, творить добро. Обессмертили Руми два произведения – сборник касыд и газелей «Дивани Кабир» (или «Диван Шамса Табризи») и поэма «Месневи». Сборник стихов дает реальное представление об иносказательной суфийской поэтике («Я видел милую мою в тюрбане золотом...»); поэма содержит обстоятельное толкование основных положений суфизма. Теоретические мысли автора здесь иллюстрируются притчами, баснями и небольшими рассказами (притча о слоне; разговор грамматика с кормчим; о том, как шут женился на распутнице; рассказ о Факире в большой чалме; притча о птице и птицелове, о воре и больном, о муд-рости Лукмана и др.). Это сделало поэму доступной для простого человека.

Земную мудрость и житейскую правду внес в иранскую литературу Саади Ширази (1203/1208 – 1292). Будучи дервишем, вращаясь в среде простого люда и наблюдая жизнь разных сословий, Саади собрал богатый фольклорный материал, который впоследствии использовал в своем творчестве. Жизненная мудрость поэта сформировалась под влиянием бед, пережитых во время скитаний. Лучшие его произведения – это поэтический «Бустан» («Плодовый сад», или «Саади-наме») и написанный ритмизованной прозой со стихотворными вставками «Гулистан» («Розовый сад») – произведения этико-дидактического содержания. Саади видел высокое предназначение человека, который «все превосходит своим величием и мудростью». Он стоит над сословной идеологией и религиозными предрассудками; смысл жизни видит в полезной созидательной деятельности ради всеобщего блага. Признавая силу власть имущих («у кого золото на весах, у того и сила в руках»), поэт обличал людей, стремящихся к наживе. Он призывает правителей к справедливости и милосердию, указывая не только на неотвратимость божьего гнева, но и на силу народного возмущения. А народ – опора государства: «Царь – дерево, а подданные – корни. Чем крепче корни, тем ветвям просторней». Саади было чуждо кровопролитие, хотя он и хотел физически устранить зло («Жалость к пантере проявить – овец погубить»). Но главным для него был призыв: «Делай добро, даже если злодей нуждается в нем». Особую привлекательность в творчестве Саади имеют газели, отличающиеся большой напевностью, простотой и выразительностью стиля, метафоричностью языка. Главный их мотив – любовь. Отметьте художественные особенности стихов: «О, караванщик, сдержи верблюдов... », « Когда б на площади Шираза… », «Я к твоим ногам слагаю все... »; «Я влюблен в эти звуки... » и др.

Прославленным мастером газели был Хафиз (1325 – 1390). Хафиз – прозвище поэта, означает «хранящий в памяти» (знал Коран наизусть и читал его во время обрядов). Наследие Хафиза – огромное количество стихов в разных жанрах, но мировую славу ему принесли газели. Простота стиля, напевность, богатство поэтических образов и афористичность способствовали сближению газелей Хафиза с народным песенным жанром. Поэта привлекали жизнеутверждающее начало, любовь. Образ возлюбленной у него наделен чертами земной женщины, хотя и он отдал некоторую дань суфийским мотивам и символике, а его стихи имеют двойной смысл и тонкий подтекст. Образность его стихов порождала легенды (например, одна связана с газелью «Дам тюрчанке из Шираза Самарканд... »). Поэт раскрывает внутренний мир переживаний человека. В то же время в стихах нашли отражение различные стороны современной поэту жизни, звучит протест против ханжества служителей религии и несправедливости правителей, дается открытое осуждение феодальных порядков. К лучшим стихам поэта относят газели «В царстве розы…»; «Дам тюрчанке из Шираза... », «Хмельная, опьяненная...», «Страсть бесконечна... », «Аскет, не зови меня в рай... », «Коль туда, куда стремлюсь... », «Что святош во власяницах... » и др.

Завершает классическую поэзию на Фарси Джами (1414-1492) – крупнейший поэт и прозаик, философ, филолог, музыковед, глава суфийского ордена («джам» – чаша с ритуальным напитком). Литера-турное наследие Джами (на персидском и арабском языках) многообразно. Поэт проявил себя почти во всех традиционных жанрах; им написано большое количество произведений в прозе, а также ряд работ по богословию, суфизму, поэтике, риторике, музыке, эпистолографии. Ценным художественным произведением Джами является «Бахаристан» («Весенний сад»), состоящий из рассказов о шейхах, правителях и везирах, о щедрости и благородстве , о любви и страсти, о выдающихся поэтах, а также включающий изречения мудрецов. Газели поэта объединены в три дивана; в них описаны переживания человека в разные периоды его жизни. Вершиной творчества Джами стала «Семерица» (или «Семь престолов», или «Большая Медведица»). Произведение состоит из семи больших поэм-месневи. Три поэмы («Златая цепь», «Дар праведных» и «Четки праведных») носят философско-дидактический характер; в них излагаются сложные вопросы суфийского учения, иллюстрируемые притчами, излагаются взгляды поэта на роль поэзии и науки, разоблачается гнет Тимуридов, рисуются страдания и нищета народа, обличаются дервиши-шарлатаны. Вторая поэма – «Саламан и Абсаль» – излагает легенду о страстной любви царевича к его кормилице, которая, жертвуя всем ради любви, погибает, а юноша влюбляется в небесную красавицу (Зухру). Поэма имеет аллегорический смысл и истолковывается в суфийском плане как единение души и тела, как стремление к высшему совершенству. Пятая поэма – «Юсуф и Зулейха» – разрабатывает библейско-коранический сюжет, который с позиций суфийской идеологии трактуется как «песнь духовной любви». Отвергнутая Юсуфом Зулейха победила его своей верностью. Юсуф женится на ней, и Зулейха в старости обретает молодость и красоту. Любовь побеждает преграды и время – таков вывод поэмы. И хотя Джами наполнил поэму суфийским смыслом, а любовь представил в аллегорическом плане, произведение воспринимается иначе, ибо в нем представлены живые образы людей, способных на глубокое чувство. В трактовке сюжета поэмы «Лейли и Меджнун» Джами немного уходит от традиции, включая бытовые элементы и второстепенные детали, что ослабило основную сюжетную линию – описание любви героев. В последней поэме – «Книге мудрости Искандера» – воплощается идея справедливой власти, идеального правителя и царства кре­стьянской общины. Образ Александра Македонского создан в духе легенд о нем – у Джами он «Искандер-мудрец и пророк». Проанализируйте одну из поэм с точки зрения ее идейно-художественного своеобразия. Найдите суфийскую символику в газелях поэта («Омыть поток кровавых слез...», «Взгляд мой, видящий мир земной... » и др.)

 

Литература Азербайджана

И Средней Азии

Литература на фарси, начиная с XI в., получает развитие в Азербайджане. Исключительное развитие азербайджанская литература получила в XII в, когда процветает придворная поэзия (касыды и газели), создаются философские рубаи и масневи. Большую известность приобрел придворный поэт Фалаки, чьи касыды отличались высоким художественным мастерством и несли печать глубоких научных знаний. Общим достоянием азербайджанцев и таджиков является наследие поэтессы Мехсати. Ее рубаи близки традиции устной народной поэзии, привлекают непосредственностью, простотой, живостью стиля; она проповедует благородное чувства любви, красоту человека, осуждает косность, несправедливость, произвол и насилие, высмеивает бездушных отшельников, призывающих к «наслаждениям в раю». Одним из крупнейших представителей культуры этого региона был придворный поэт Хагани. Его перу принадлежат касыды на социальные и Философские темы, стихи о любви воспевают пламенную, благородную любовь, страдания в разлуке с любимой. Произведения Хагани с их чеканностью формы, богатством художественных средств стали образцами для поэтов всего Ближнего Востока.

Корифеем восточной классики XII в. стал Низами Гянджеви (1141-1203). Он оставил большое наследие в разных жанрах (газели, касыды, рубаи и др.). Вершиной его творчества является «Хамсе» («Пятерица») – пять поэм-месневи, объединенные мировоззренческой концепцией автора. Первая поэма – «Сокровищница тайн» – дидактико-философское произведение, состоящее из вступления и 20 глав-бесед (макале) на философские, этические или богословские темы, иллюстрируемые притчами. Эта самая ортодоксальная поэма Низами, созданная в духе ислама, и самая пессимистическая. В дальнейшем творчестве поэта будут усиливаться жизнеутверждающие мотивы. Поэмы «Хосров и Ширин», «Семь красавиц» и «Искандер-наме» созданы на сюжеты, уже разрабатывавшиеся в «Шах-наме» Фирдоуси; «Лейли и Меджнун» опирается на арабский народный роман. Любовная тема – основная во 2 и 3 поэмах. Хосров и Ширин – исторические лица, овеянные легендами. Главное место Низами уделяет не шаху Хосрову, а Ширин – племяннице правительницы Аррана, безгранично любящей Хосрова. Поэт наделяет Ширин умом, красотой, силой воли. Под ее воздействием меняется и характер Хосрова, и методы его правления. Хосрову противопоставлен Фархад, искусный мастер-каменотес, пламенно любящий Ширин. Соперничество Фархада и Хосрова приводит к трагической гибели художника. Завершается поэма рассказом о том, как сын Хосрова Шируйе, воспылав страстью к мачехе, убивает отца. Ширин кончает жизнь самоубийством.

Но восточными Ромео и Джульеттой считаются Лейли и Меджнун. Лейтмотив поэмы – пылкая любовь двух молодых людей, разлученных средневековыми предрассудками, их горькая участь. Страстная любовь юноши Кайса вызывает презрение соплеменников, и его прозывают Меджнуном – «безумным», «обезумевшим от любви». Лейли выдают замуж за богатого купца. От несчастной любви оба героя умирают, не сумев побороть обстоятельств.

В поэме «Семь красавиц» («Бахрам-наме») две сюжетные линии: одна – история правителя Бахрама, вторая – ряд вставных новелл, не связанных с основной линией и представляющих собой фантастические сказки. Бахрам Гур – лицо историческое, один из Сасанидов, легенды о котором были широко распространены. У Низами Бахрам – человек высокообразованный, владеющий воинским искусством, нравственный, но передоверивший правление своему везиру, вводящему в стране несправедливые порядки. Благодаря пастуху, который рассказал Бахраму притчу о собаке и волчице, царь прозревает, казнит везира и становится справедливым правителем. Вставные новеллы связаны с историей женитьбы Бахрама на 7 царевнах из 7 стран света. Для каждой из них строятся 7 дворцов, где каждая из них по очереди рассказывает шаху сказку своей страны. В новеллах Низами отражено его понимание отношений между мужчиной и женщиной (духовное чувство выше физической страсти). Образ идеального правителя Низами создает в поэме «Искандер–наме». Герой поэмы – умный и справедливый правитель, мыслитель, полководец, освобождающий народы от гнета и бедствий, энциклопедически образованный человек, побеждающий в научных диспутах знаменитых философов античности. В конце поэмы Искандер понимает, что смысл жизни не в воинской славе, а в справедливом социальном устройстве. Низами создает картину идеального города-государства – страну подлинного счастья, которую долго не мог найти Искандер. «Хамсе» великого азербайджанского поэта, как и «Шах-наме» Фирдоуси, послужила источником для написания большого количества высокохудожественных миниатюр. Низами своей «Хамсе» создал и традицию написания «ответов» (назира – подражания) на свои поэмы, серьезно повлияв на культуру Востока. Одно из подражаний создал поэт Физули (1494-1556). Его поэма «Лейли и Меджнун» считается суфийской аллегорией. Поэма обогатила литературный язык, придала ему гибкость, точность, красоту. Физули является родоначальником азербайджанской прозы (сатира «Жалоба»). С ним связано формирование азербайджанского литературного языка. Свои стихи он писал на трех языках.

На трех языках (фарси, тюрки и арабском) писал и Насими (1370-1417) – выдающийся поэт-хуруфист, гуманист, оказавший также глубокое влияние на восточную культуру. Ему посвящали свои произведения многие поэты (например, туркменский поэт XVIII в. Андалиб). Насими был противником ортодоксального ислама. Он поставил человека рядом с божеством. За это поэт-мыслитель поплатился жизнью: по приговору исламского духовного суда с него заживо содрали кожу.

Становление тюркских литератур связано с именем Алишера Навои (1441-1501) – основоположника узбекского литературного языка, поэта, мыслителя, ученого, государственного деятеля, мецената. До Навои были поэты, создававшие стихи на тюрки (Юсуф Мири, Саккаки, Гадаи, Лутфи, Дурбек и др.), но нужен был талант Навои, чтобы утвердить его как язык литературы. Навои проявил себя во всех жанрах лирики, которую писал на двух языках. Свои стихи поэт объединил в 4 дивана: «Чудеса детства», «Редкости юности», «Диковины среднего возраста», «Полезные советы старости». Особое место занимает его «Хамсе», созданная на родном языке. Поэма «Смятение праведных» – дидактическая; она состоит из 64 глав-бесед, где моралистические сентенции иллюстрируются притчами и рассказами из фольклора. В поэме «Лейли и Меджнун» Навои следует преданию о юноше Кайсе, которого считал исторической личностью, наполняет поэму реалистическими деталями, несколько изменяет традиционный сюжет. Еще большему переосмыслению подвергается сюжет поэмы «Фархад и Ширин»: поэт прославляет Фархада-труженика. Герой Навои – царского происхождения, но он в совершенстве овладел мастерством скульптора и зодчего. Высокообразованный и высоконравственный человек, Фархад под стать Ширин, которая любит его, а не Хосрова. Козни иранского шаха приводят влюбленных к самоубийству. Поэт прославляет человеколюбие, справедливость, идеальную любовь. В трактовке образа Бахрама Гура (поэма «Семь путников», или «Семь планет») Навои также ближе к реальности, чем Низами. Шах Бахрам у него погряз в болоте развлечений, он деспот, тиран, самодур. Его страшная смерть – кара за неправедную жизнь. Фантастические сказки у Навои заменены новеллами из жизни разных социальных слоев, рассказываемыми случайными путниками. В поэме «Вал Искандера» герой предстает в двух ипостасях – как государственный деятель и как мудрец. Здесь Навои фактически обобщил свой громадный опыт управления страной (он был хранителем печати, эмиром, везиром). Поэма служила назиданием тем, кому была посвящена, – султану Хусейну и его сыну. Она представляет собой сокровищницу политической мудрости Навои, его государственного опыта. Следует также отметить «Историю иранских царей», написанную им в виде учебника, и «Беседы утончённых», где дается краткая характеристика поэтов ХV в. (336 имен). Суфийской аллегорией является поэма «Язык птиц» (Навои был другом и учеником-суфием Джами). Проблемы эстетики и теории литературы – в центре трактатов «Весы размеров» и «Спор двух языков». Ум и просвещенность Навои считал главными качествами людей. Всё его творчество пронизано гуманистическими идеалами.

 





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.48.56 (0.013 с.)