Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Золотой век» ирано-персидской поэзииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обязательно следует выделить литературу на языке фарси в период с Х по ХV вв. – «Золотой век» ирано-персидской поэзии, оказавшей необычайно сильное воздействие на культуру Ближнего Востока. Основоположником поэзии на фарси считается поэт Рудаки («Адам поэтов»), из наследия которого сохранилось две касыды и несколько стихотворений. Рудаки ввел в литературу Востока самый популярный, самый распространенный жанр – рубаи, отыскав эту форму в фольклоре (дубайти) и приспособив ее к требованиям арабской системы стихосложения. Поэзия X в., возникшая в момент борьбы за восстановление национальной культуры (период шуубии), тесно связана и именем Абулькасима Фирдоуси (940- l020/30), создавшего знаменитую эпическую поэму «Шах-наме» («Книга царей»). Книга вобрала в себя мотивы и образы зороастризма и «Авесты», устные народные предания, сюжеты из письменных источников. Эпопея состоит из трех частей. Мифологическая часть строится на обработке древних иранских мифов о первочеловеке и первоцарях, одаривших людей благами культуры. Особо выделяются предания о Джамшиде и легенда о кузнеце Каве, а также сюжет о разделе наследства, что стало причиной извечной войны между Ираном и Тураном. В центре второй части (богатырской, или героической) находятся сказания о Рустаме. Здесь наиболее значительные дастаны (самостоятельные большие сказания) – «Заль и Рудаба», «Семь подвигов Рустама», «Рустам и Сухраб», «Сиявуш», «Семь подвигов Исфандияра», «Рустам и Исфандияр». В книге звучит патриотическая идея, выделены особенности средневекового мировоззрения, отразившиеся в характере и мотивах поступков героя. Между второй и третьей частями находится интермеццо, основанное на популярном в средние века романе Псевдо-Калисфена об Александре Македонском и легендах о нем (походы в Индию, поиски живой воды, построение вала против диких народов и т.п.). Историческая часть построена на преданиях о становлении династии Сасанидов (самые могущественные иранские шахи доисламского периода). Большую художественно-эстетическую ценность здесь имеют популярные на Востоке сказания о любовных приключениях Бахрама Гура и легенды о любви сасанидского шаха Хосрова к Ширин. В заключительных эпизодах рассказывается о нашествии арабских войск. Отметьте гуманистический пафос поэмы, этические представления автора. «Шах-наме» Фирдоуси – величественный средневековый эпос, воплотивший общечеловеческие идеи тираноборчества и гуманизма. Султан Махмуд Газневи, которому поэт преподнес в дар свое творение, не оценил труд Фирдоуси. Однако поэма очень быстро приобрела популярность и стала важнейшим на Среднем Востоке источником сюжетов для различных жанров изобразительного и декоративного искусства, а текст книги переписывался каллиграфами и иллюстрировался миниатюрами, созданными в средневековых художественных центрах Ирана, Азербайджана, Афганистана, Средней Азии. Следует выделить творчество Омара Хайяма (1048-1122) – математика, астронома, астролога, поэта. Мировую известность он приобрел как мастер рубаи, которые у него проникнуты пафосом свободы личности, протестом против несправедливости мира, носят то философский, то гедонический характер. В них звучит призыв наслаждаться жизнью: «Жизнь-мираж. Тем не менее – радостным будь!». Во многих рубаи звучат антиклерикальные и даже антирелигиозные темы: «Если мы совершенны – зачем умираем? Если несовершенны – кто бракодел?». Важное место отведено размышлениям о жизни и смерти: «Приход наш и уход загадочны... Откуда мы пришли, куда уйдем отселе?». Большое место занимают мотивы забвения, желание уйти от мрачных мыслей, которое он находит в вине: «Лишь трезвый человек заботами снедаем, а пьяному ведь все на свете трын-трава»; «Налей... ещё вина: оно нам жизнь животворит». Предельно лаконичные рубаи Хайяма полны глубокого философского смысла. Таджикско-персидский и турецкий поэт и мыслитель Джалалиддин Руми /1207-1273/ имел почетное имя Мевлеви и почетный титул Мевлана («наш учитель, наш господин») Джалаледдин – не собственное имя поэта, а псевдоним, означает «Величие религии». Руми – крупнейший поэт-суфий и суфийский шейх, глава значительного суфийского ордена в Малой Азии. Его высокогуманистическая поэзия стала образцом для многих поколений. Руми ставит людское «единодушие превыше единоязычия», проповедует веротерпимость, возвеличивает человека как личность, приравнивая его к богу («Бог – вы!»). Но такое положение человек обретет, если будет постоянно совершенствоваться, бороться против зла, творить добро. Обессмертили Руми два произведения – сборник касыд и газелей «Дивани Кабир» (или «Диван Шамса Табризи») и поэма «Месневи». Сборник стихов дает реальное представление об иносказательной суфийской поэтике («Я видел милую мою в тюрбане золотом...»); поэма содержит обстоятельное толкование основных положений суфизма. Теоретические мысли автора здесь иллюстрируются притчами, баснями и небольшими рассказами (притча о слоне; разговор грамматика с кормчим; о том, как шут женился на распутнице; рассказ о Факире в большой чалме; притча о птице и птицелове, о воре и больном, о муд-рости Лукмана и др.). Это сделало поэму доступной для простого человека. Земную мудрость и житейскую правду внес в иранскую литературу Саади Ширази (1203/1208 – 1292). Будучи дервишем, вращаясь в среде простого люда и наблюдая жизнь разных сословий, Саади собрал богатый фольклорный материал, который впоследствии использовал в своем творчестве. Жизненная мудрость поэта сформировалась под влиянием бед, пережитых во время скитаний. Лучшие его произведения – это поэтический «Бустан» («Плодовый сад», или «Саади-наме») и написанный ритмизованной прозой со стихотворными вставками «Гулистан» («Розовый сад») – произведения этико-дидактического содержания. Саади видел высокое предназначение человека, который «все превосходит своим величием и мудростью». Он стоит над сословной идеологией и религиозными предрассудками; смысл жизни видит в полезной созидательной деятельности ради всеобщего блага. Признавая силу власть имущих («у кого золото на весах, у того и сила в руках»), поэт обличал людей, стремящихся к наживе. Он призывает правителей к справедливости и милосердию, указывая не только на неотвратимость божьего гнева, но и на силу народного возмущения. А народ – опора государства: «Царь – дерево, а подданные – корни. Чем крепче корни, тем ветвям просторней». Саади было чуждо кровопролитие, хотя он и хотел физически устранить зло («Жалость к пантере проявить – овец погубить»). Но главным для него был призыв: «Делай добро, даже если злодей нуждается в нем». Особую привлекательность в творчестве Саади имеют газели, отличающиеся большой напевностью, простотой и выразительностью стиля, метафоричностью языка. Главный их мотив – любовь. Отметьте художественные особенности стихов: «О, караванщик, сдержи верблюдов...», «Когда б на площади Шираза…», «Я к твоим ногам слагаю все...»; «Я влюблен в эти звуки...» и др. Прославленным мастером газели был Хафиз (1325 – 1390). Хафиз – прозвище поэта, означает «хранящий в памяти» (знал Коран наизусть и читал его во время обрядов). Наследие Хафиза – огромное количество стихов в разных жанрах, но мировую славу ему принесли газели. Простота стиля, напевность, богатство поэтических образов и афористичность способствовали сближению газелей Хафиза с народным песенным жанром. Поэта привлекали жизнеутверждающее начало, любовь. Образ возлюбленной у него наделен чертами земной женщины, хотя и он отдал некоторую дань суфийским мотивам и символике, а его стихи имеют двойной смысл и тонкий подтекст. Образность его стихов порождала легенды (например, одна связана с газелью «Дам тюрчанке из Шираза Самарканд...»). Поэт раскрывает внутренний мир переживаний человека. В то же время в стихах нашли отражение различные стороны современной поэту жизни, звучит протест против ханжества служителей религии и несправедливости правителей, дается открытое осуждение феодальных порядков. К лучшим стихам поэта относят газели «В царстве розы…»; «Дам тюрчанке из Шираза...», «Хмельная, опьяненная...», «Страсть бесконечна...», «Аскет, не зови меня в рай...», «Коль туда, куда стремлюсь...», «Что святош во власяницах...» и др. Завершает классическую поэзию на Фарси Джами (1414-1492) – крупнейший поэт и прозаик, философ, филолог, музыковед, глава суфийского ордена («джам» – чаша с ритуальным напитком). Литера-турное наследие Джами (на персидском и арабском языках) многообразно. Поэт проявил себя почти во всех традиционных жанрах; им написано большое количество произведений в прозе, а также ряд работ по богословию, суфизму, поэтике, риторике, музыке, эпистолографии. Ценным художественным произведением Джами является «Бахаристан» («Весенний сад»), состоящий из рассказов о шейхах, правителях и везирах, о щедрости и благородстве, о любви и страсти, о выдающихся поэтах, а также включающий изречения мудрецов. Газели поэта объединены в три дивана; в них описаны переживания человека в разные периоды его жизни. Вершиной творчества Джами стала «Семерица» (или «Семь престолов», или «Большая Медведица»). Произведение состоит из семи больших поэм-месневи. Три поэмы («Златая цепь», «Дар праведных» и «Четки праведных») носят философско-дидактический характер; в них излагаются сложные вопросы суфийского учения, иллюстрируемые притчами, излагаются взгляды поэта на роль поэзии и науки, разоблачается гнет Тимуридов, рисуются страдания и нищета народа, обличаются дервиши-шарлатаны. Вторая поэма – «Саламан и Абсаль» – излагает легенду о страстной любви царевича к его кормилице, которая, жертвуя всем ради любви, погибает, а юноша влюбляется в небесную красавицу (Зухру). Поэма имеет аллегорический смысл и истолковывается в суфийском плане как единение души и тела, как стремление к высшему совершенству. Пятая поэма – «Юсуф и Зулейха» – разрабатывает библейско-коранический сюжет, который с позиций суфийской идеологии трактуется как «песнь духовной любви». Отвергнутая Юсуфом Зулейха победила его своей верностью. Юсуф женится на ней, и Зулейха в старости обретает молодость и красоту. Любовь побеждает преграды и время – таков вывод поэмы. И хотя Джами наполнил поэму суфийским смыслом, а любовь представил в аллегорическом плане, произведение воспринимается иначе, ибо в нем представлены живые образы людей, способных на глубокое чувство. В трактовке сюжета поэмы «Лейли и Меджнун» Джами немного уходит от традиции, включая бытовые элементы и второстепенные детали, что ослабило основную сюжетную линию – описание любви героев. В последней поэме – «Книге мудрости Искандера» – воплощается идея справедливой власти, идеального правителя и царства крестьянской общины. Образ Александра Македонского создан в духе легенд о нем – у Джами он «Искандер-мудрец и пророк». Проанализируйте одну из поэм с точки зрения ее идейно-художественного своеобразия. Найдите суфийскую символику в газелях поэта («Омыть поток кровавых слез...», «Взгляд мой, видящий мир земной...» и др.)
Литература Азербайджана И Средней Азии Литература на фарси, начиная с XI в., получает развитие в Азербайджане. Исключительное развитие азербайджанская литература получила в XII в, когда процветает придворная поэзия (касыды и газели), создаются философские рубаи и масневи. Большую известность приобрел придворный поэт Фалаки, чьи касыды отличались высоким художественным мастерством и несли печать глубоких научных знаний. Общим достоянием азербайджанцев и таджиков является наследие поэтессы Мехсати. Ее рубаи близки традиции устной народной поэзии, привлекают непосредственностью, простотой, живостью стиля; она проповедует благородное чувства любви, красоту человека, осуждает косность, несправедливость, произвол и насилие, высмеивает бездушных отшельников, призывающих к «наслаждениям в раю». Одним из крупнейших представителей культуры этого региона был придворный поэт Хагани. Его перу принадлежат касыды на социальные и Философские темы, стихи о любви воспевают пламенную, благородную любовь, страдания в разлуке с любимой. Произведения Хагани с их чеканностью формы, богатством художественных средств стали образцами для поэтов всего Ближнего Востока. Корифеем восточной классики XII в. стал Низами Гянджеви (1141-1203). Он оставил большое наследие в разных жанрах (газели, касыды, рубаи и др.). Вершиной его творчества является «Хамсе» («Пятерица») – пять поэм-месневи, объединенные мировоззренческой концепцией автора. Первая поэма – «Сокровищница тайн» – дидактико-философское произведение, состоящее из вступления и 20 глав-бесед (макале) на философские, этические или богословские темы, иллюстрируемые притчами. Эта самая ортодоксальная поэма Низами, созданная в духе ислама, и самая пессимистическая. В дальнейшем творчестве поэта будут усиливаться жизнеутверждающие мотивы. Поэмы «Хосров и Ширин», «Семь красавиц» и «Искандер-наме» созданы на сюжеты, уже разрабатывавшиеся в «Шах-наме» Фирдоуси; «Лейли и Меджнун» опирается на арабский народный роман. Любовная тема – основная во 2 и 3 поэмах. Хосров и Ширин – исторические лица, овеянные легендами. Главное место Низами уделяет не шаху Хосрову, а Ширин – племяннице правительницы Аррана, безгранично любящей Хосрова. Поэт наделяет Ширин умом, красотой, силой воли. Под ее воздействием меняется и характер Хосрова, и методы его правления. Хосрову противопоставлен Фархад, искусный мастер-каменотес, пламенно любящий Ширин. Соперничество Фархада и Хосрова приводит к трагической гибели художника. Завершается поэма рассказом о том, как сын Хосрова Шируйе, воспылав страстью к мачехе, убивает отца. Ширин кончает жизнь самоубийством. Но восточными Ромео и Джульеттой считаются Лейли и Меджнун. Лейтмотив поэмы – пылкая любовь двух молодых людей, разлученных средневековыми предрассудками, их горькая участь. Страстная любовь юноши Кайса вызывает презрение соплеменников, и его прозывают Меджнуном – «безумным», «обезумевшим от любви». Лейли выдают замуж за богатого купца. От несчастной любви оба героя умирают, не сумев побороть обстоятельств. В поэме «Семь красавиц» («Бахрам-наме») две сюжетные линии: одна – история правителя Бахрама, вторая – ряд вставных новелл, не связанных с основной линией и представляющих собой фантастические сказки. Бахрам Гур – лицо историческое, один из Сасанидов, легенды о котором были широко распространены. У Низами Бахрам – человек высокообразованный, владеющий воинским искусством, нравственный, но передоверивший правление своему везиру, вводящему в стране несправедливые порядки. Благодаря пастуху, который рассказал Бахраму притчу о собаке и волчице, царь прозревает, казнит везира и становится справедливым правителем. Вставные новеллы связаны с историей женитьбы Бахрама на 7 царевнах из 7 стран света. Для каждой из них строятся 7 дворцов, где каждая из них по очереди рассказывает шаху сказку своей страны. В новеллах Низами отражено его понимание отношений между мужчиной и женщиной (духовное чувство выше физической страсти). Образ идеального правителя Низами создает в поэме «Искандер–наме». Герой поэмы – умный и справедливый правитель, мыслитель, полководец, освобождающий народы от гнета и бедствий, энциклопедически образованный человек, побеждающий в научных диспутах знаменитых философов античности. В конце поэмы Искандер понимает, что смысл жизни не в воинской славе, а в справедливом социальном устройстве. Низами создает картину идеального города-государства – страну подлинного счастья, которую долго не мог найти Искандер. «Хамсе» великого азербайджанского поэта, как и «Шах-наме» Фирдоуси, послужила источником для написания большого количества высокохудожественных миниатюр. Низами своей «Хамсе» создал и традицию написания «ответов» (назира – подражания) на свои поэмы, серьезно повлияв на культуру Востока. Одно из подражаний создал поэт Физули (1494-1556). Его поэма «Лейли и Меджнун» считается суфийской аллегорией. Поэма обогатила литературный язык, придала ему гибкость, точность, красоту. Физули является родоначальником азербайджанской прозы (сатира «Жалоба»). С ним связано формирование азербайджанского литературного языка. Свои стихи он писал на трех языках. На трех языках (фарси, тюрки и арабском) писал и Насими (1370-1417) – выдающийся поэт-хуруфист, гуманист, оказавший также глубокое влияние на восточную культуру. Ему посвящали свои произведения многие поэты (например, туркменский поэт XVIII в. Андалиб). Насими был противником ортодоксального ислама. Он поставил человека рядом с божеством. За это поэт-мыслитель поплатился жизнью: по приговору исламского духовного суда с него заживо содрали кожу. Становление тюркских литератур связано с именем Алишера Навои (1441-1501) – основоположника узбекского литературного языка, поэта, мыслителя, ученого, государственного деятеля, мецената. До Навои были поэты, создававшие стихи на тюрки (Юсуф Мири, Саккаки, Гадаи, Лутфи, Дурбек и др.), но нужен был талант Навои, чтобы утвердить его как язык литературы. Навои проявил себя во всех жанрах лирики, которую писал на двух языках. Свои стихи поэт объединил в 4 дивана: «Чудеса детства», «Редкости юности», «Диковины среднего возраста», «Полезные советы старости». Особое место занимает его «Хамсе», созданная на родном языке. Поэма «Смятение праведных» – дидактическая; она состоит из 64 глав-бесед, где моралистические сентенции иллюстрируются притчами и рассказами из фольклора. В поэме «Лейли и Меджнун» Навои следует преданию о юноше Кайсе, которого считал исторической личностью, наполняет поэму реалистическими деталями, несколько изменяет традиционный сюжет. Еще большему переосмыслению подвергается сюжет поэмы «Фархад и Ширин»: поэт прославляет Фархада-труженика. Герой Навои – царского происхождения, но он в совершенстве овладел мастерством скульптора и зодчего. Высокообразованный и высоконравственный человек, Фархад под стать Ширин, которая любит его, а не Хосрова. Козни иранского шаха приводят влюбленных к самоубийству. Поэт прославляет человеколюбие, справедливость, идеальную любовь. В трактовке образа Бахрама Гура (поэма «Семь путников», или «Семь планет») Навои также ближе к реальности, чем Низами. Шах Бахрам у него погряз в болоте развлечений, он деспот, тиран, самодур. Его страшная смерть – кара за неправедную жизнь. Фантастические сказки у Навои заменены новеллами из жизни разных социальных слоев, рассказываемыми случайными путниками. В поэме «Вал Искандера» герой предстает в двух ипостасях – как государственный деятель и как мудрец. Здесь Навои фактически обобщил свой громадный опыт управления страной (он был хранителем печати, эмиром, везиром). Поэма служила назиданием тем, кому была посвящена, – султану Хусейну и его сыну. Она представляет собой сокровищницу политической мудрости Навои, его государственного опыта. Следует также отметить «Историю иранских царей», написанную им в виде учебника, и «Беседы утончённых», где дается краткая характеристика поэтов ХV в. (336 имен). Суфийской аллегорией является поэма «Язык птиц» (Навои был другом и учеником-суфием Джами). Проблемы эстетики и теории литературы – в центре трактатов «Весы размеров» и «Спор двух языков». Ум и просвещенность Навои считал главными качествами людей. Всё его творчество пронизано гуманистическими идеалами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.168 (0.014 с.) |