Глава 1. Искусство исламского мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Искусство исламского мира



 

Общая характеристика

 

Завоевание арабами-мусульманами в VII-VIII вв. огромного пространства от Атлантического побережья Пиренейского полуострова и Северной Африки на западе и до берегов Инда и Сырдарьи на востоке, включение их в состав Арабского халифата сыграло большую роль в развитии культуры народов, населявших эти территории. До прихода мусульман здесь господствовали византийские, эллинистические, христианские, зороастрийские, буддийские традиции. Арабы принесли с собой свою религию, свою культуру, свои традиции, которые своеобразно переплелись с местными стилями в архитектуре, искусстве и других сферах творчества. В результате возникла чрезвычайно богатая и разнообразная художественная культура исламского мира.

Несмотря на отрицательное отношение первых халифов к литературе, искусству и учености вообще (именно тогда была уничтожена древняя Александрийская библиотека), в последующие века наука, литература и искусство достигают необычайного расцвета. Традиции мусульманской культуры проявились не только на территории Ирана, Средней Азии, Азербайджана, но и на юге Испании, на севере Индии и в некоторых других регионах (северная Африка, Китай и др.).

Победа ислама привела к уничтожению старых художественных форм и возникновению новой художественной системы, которая, при всем своеобразии местных традиций, обладает ярко выраженными общими признаками. Так, изобразительное искусство сдерживалось запретом на воспроизведение предметов, отбрасывающих тень. Поэтому преимущественное развитие получают архитектура, орнамент и бестеневая живопись (миниатюра), а также высокая культура книги. Существовал запрет и на драматическое искусство (расценивалось как «вольнодумство»). Было три вида театрального зрелища: два кукольных и комедия масок. Запретами пренебрегали «еретики». Например, исмаилиты развивали скульптурные традиции; при суфизме оформились школы иранской миниатюры, где нередко изображались обнаженные тела, попойки и прочие сцены, носившие аллегорический характер. Но Коран и богословские книги продолжали украшаться только орнаментом. Не всегда соблюдался и запрет на изображение животных (например, в научном сочинении «Книга о животных»). Дворцы Махмуда Газневи украшались «портретами» древних правителей, изображениями «богатырей» и любовными сценами, на которые также существовал запрет, хотя пышным цветом развивалась литература в жанре макам, где было немало эротических эпизодов. Поэзия, художественная проза и музыка носили в основном светский характер, опираясь на доисламские традиции арабов, иранцев и других народов Халифата. Богословие на Востоке переплеталось с учениями античных философов.

Ислам охватил все стороны духовной, культурной жизни. Он установил нормы морали и права, основанные на Коране. Арабский язык был не только государственным языком Халифата, но и языком науки, литературы, был средством межнационального общения. Во всех областях Халифата постепенно распространилось арабское письмо, арабская система стихосложения. Арабы принесли различного назначения культовые здания – мечети, минареты, мавзолеи. В строительстве и оформлении дворцовых сооружений утверждаются общие каноны, рождаются новые традиции. Художественную культуру эпохи средневековья отличал синтез архитектуры и изобразительного искусства, высокое профессиональное мастерство и богатство фантазии зодчих и художников. Творчество мусульманских художников создало и богатейшее искусство орнамента, обладавшего сложными линейными ритмами и ярким колоритом. Во всех мусульманских странах почитался труд каллиграфов. Само арабское письмо стало священным символом и выразителем идей ислама. Каллиграфия постепенно тесно сплелась с искусством орнамента, которое использовалось для росписи стен культовых зданий и списков Корана. Необычайно высокое развитие получило искусство книжной миниатюры, ставшее одним из самых ярких явлений в мировой истории средневекового искусства. Чрезвычайно высокого уровня в это время достигло декоративно-прикладное искусство, возникшее на основе развитых ремесел, игравших важную роль в общественной жизни феодальных городов Востока. С токи зрения Б.В. Веймарна, декоративность как средство эмоциональной выразительности искусства, условность и аллегоричность были важнейшей чертой образного строя художественного произведения, средством эмоциональной выразительности [1, с.12].

На рубеже XVII-XVIII вв. влияние исламских традиций становится менее сильным, что связано с политическим ослаблением Османской империи, правящих династий Ирана и других регионов. Но и в этих условиях продолжали жить художественные традиции, выработанные в предшествующие века. В области монументального зодчества повторение достижений прошлого иногда носило творческий характер (например, дворцы, мечети и медресе Хивинского ханства в Средней Азии или мечеть Мухаммада Али в Каире). В художественных ремеслах появились шаблонные формы, но в создании ковров, ткачестве, керамике и других видах прикладного искусства видна творческая обработка старого опыта.

В XIX-XX вв. с зарождением национально-освободительного движения, ростом национального самосознания, увеличением контактов с европейской культурой возникают современные виды и жанры искусства и литературы. Новое сложно сочетается с традиционными формами. Одной из существенных особенностей современной культуры исламского мира является присутствие классических декоративных приемов и орнаментальных форм, сложившихся в прошлые века.

 

Архитектура

 

Наиболее ярко исламская культура проявилась в зодчестве. Архитектура исламского мира связана в основном с культовыми зданиями – это мечеть (мусульманский храм), минарет (столпообразная башня для призыва верующих к молитве), медресе (высшее духовное мусульманское училище), мавзолей (монументальное надгробное сооружение); развивалась также дворцовая архитектура. Пространственные решения опирались на старые традиции – на храм Каабу, кубическое по форме домусульманское святилище и центр исламского мира. Главное место каждой мечети (михраб) ориентировано на Мекку (Египет, Марокко, Тунис – на восток, страны от Ирана до Индии – на запад). Отсутствие изобразительных форм компенсируется пышностью цветового и орнаментального убранства зданий.

Архитектура мечети испытала влияние местных традиций. Так, в странах античного мира (в Испании, например) преобладающим становится тип колонной мечети, перерабатывающей форму базилики; здания типа базилики перестраивались в мечети и в Азербайджане; на мусульманскую архитектуру Сирии византийская традиция оказала влияние в решении единого подкупольного пространства. Среднеазиатские мечети имеют черты жилого дома: подчеркнуто кубический объем здания, мощные, почти глухие стены, прорезанные высоким стрельчатым порталом и узкими окнами. В Иране были распространены чартаки – купольные мечети, имеющие сходство с зороастрийскими храмами. Сочетание центрально-купольной постройки с крытым двором – айваном в разных вариантах составляет особенность иранской и среднеазиатской архитектуры. К числу художественные особенности таких зданий можно отнести следующее:

а) художественный образ строится на контрасте освещенной стены и затененного портала; б) плавный, стрельчатый свод айвана, входных дверей, окон и ниш повторяет силуэты купола, создавая чёткий pитм точных геометрических линий; в) чаще используются простые формы: куб, цилиндр, четкая прямоугольная поверхность аттика-пештака; г) иллюзия тонко вычерченного рисунка подчеркивается орнаментом, графически выделяющим все детали здания цветной линией или резным бордюром; д) мозаика интерьера еще более тонкая, сплошным ковром покрывающая сложные звездчатые своды; присутствуют цветной орнамент; опорные колонны, покрытые священными надписями, и проч.; е) применяется декорирование стуковой резьбой, фигурной кирпичной кладкой или полихромными изразцами. В изразцовой облицовке используются в основном холодные цвета (синий, голубой, зеленый, бирюзовый), которые сочетаются с желтым и коричневым цветом, – с преобладанием синего или голубого цвета на куполе, противопоставленного выжженному охристому тону знойного пейзажа. Один из лучших образцов такой полихромной архитектуры – соборная и шахская мечети в Исфахане (IX-XVII вв.) и ансамбли Самарканда.

К наиболее ранним памятникам исламской архитектуры относят храм Каабу, перестроенный из языческого святилища. Кааба – исламская святыня, кибла (в культовом ритуале – священная ориентация) мусульман. Кааба находится в Мекке, в Саудовской Аравии. Храм представляет собой кубическую постройку (12х10х15м) в центре Запретной Мечети (Масджид-аль-Харам), с каменными стенами и плоским балочным потолком на трех деревянных столбах. В восточный угол на высоте 1,5 м вделан священный «черный камень» (три оправленных в серебро черновато-красных камня, предположительно метеоритного происхождения). В северо-восточной стене на высоте 2 м – резная с серебряными накладками деревянная дверь, к которой в дни посещений приставляется лестница. Пол и нижняя часть стен внутри сооружения выложены мрамором, верхняя часть стен и потолок обиты красным шелком. Снаружи Кааба задрапирована кисвой (кисуах – черной тканью с цитатами из Корана, которые сделаны золотым и серебряным шитьем), а дверь завешена полотнищем (бурка), расшитым кораническими изречениями. По преданиям, Кааба перестраивалась от 5 до 12 раз. Впервые она была перестроена Адамом, затем Ибрахимом. Большая реконструкция (последняя) была проведена в 1996.

К числу самых ранних памятников культового зодчества времени Омейядов (VII в.) относится Куббат ас-Сахра (купол Скалы), построенный над выступом скалы, с которой (согласно религиозной традиции) Мухаммед совершил мирадж – чудесное вознесение на небеса к престолу Аллаха. Мечеть Скалы находится в Иерусалиме (Израиль).

Среди памятников мусульманской архитектуры нужно выделить следующие здания мечетей:

– Масджид-аль-Харам (Запретная мечеть, Заповедная мечеть) – уникальный по композиции комплекс в Мекке (XVI в.); состоит из большого по площади двора с несколькими рядами колонн по окружности и храмом Кааба в центре, имеет девять минаретов;

– мечеть Омейядов в Дамаске, крупнейший памятник исламского зодчества в Сирии (VIII в.). Мечеть была возведена на месте церкви св. Иоанна Крестителя, где хранится одна из реликвий двух религий – голова Крестителя. В оформлении памятника использованы архитектурные детали ранневизантийской и римской построек, двухъярусные аркады, мозаика из десятков цветовых оттенков смальты;

– мечеть-собор Мескита в Андалусии (Большая мечеть) – шедевр зодчества мирового значения (VIII–X вв.). Она представляет собой особый вариант колонной мечети. Мотив двухъярусной аркады навеян архитектурой дамасской мечети Омейядов, а подковообразная форма арак, их расцветка связаны с местной традицией; колонны сделаны из разного по цвету мрамора, взятого из византийских и римских построек (Кордоба, Испания);

– мечеть Ибн-Тулуна (IX в.) находится в Каире (Египет). Она ориентирована на архитектуру мечетей Самарры, однако в ней весьма оригинально воплотились принципы арабского монументального зодчества: стрельчатая аркада опирается на широкие прямоугольные столбы-пилоны с декоративными колонками на углах, использована резьба по стуку;

– Соборная мечеть Биби-Ханым («Госпожа-повелительница») находится в Узбекистане и являет собой выдающееся сооружение средневекового Самарканда (1399-1404 гг.). Построенное по приказу Тимура, оно стало одним из самых больших и своеобразных зданий. В планировке органично соединены черты колонной (арабской) и четырехайванной (иранской) мечети, присутствуют стрельчатые арки (от малых до огромных);

– мечеть Селима – эталон турецкой мечети, внесенный ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Возведена зодчим Синаном в 1568-74 гг. Двор и здание представляют собой единое целое (расположен в Эдирне, Турция);

– Соборная мечеть (Масждиди Джума) в Исфахане (Иран). Начало возведения относят к 8-9 вв. Имеет два купольных зала, которые в XII в. были включены в ансамбль четырехайванной композиции с небольшим центральным двором. Для разных частей сооружения характерны арки, прорезающие стены, высокого яруса тромпы, барабан шестнадцати граней под чашей слегка заостренного купола, виртуозно выполненная узорная кладка кирпичом, вставки резной терракоты, резной стук, керамическая мозаика, куфические надписи, множество сводов разнообразной конструкции;

– Шахская мечеть (Масждиди-Шах, или Мечеть имама) –крупнейшая мечеть Исфахана (Иран), находящаяся на южной стороне площади Майдани-Шах (начало XVII в.). Она представляет собой четырехайванную соборную мечеть с двумя минаретами, в глубине двора которой находится величественное портально-купольное здание и колонный молитвенный зал. Это самое высокое сооружение города: высота минаретов – 42 м, главного купола (луковичной формы) – 52 м. Общая площадь мечети – 20 000 кв.м, Внутренние стены оформлены уникальными рисунками, мозаикой, орнаментом и вязью. В расцветке полихромного изразцового узора (стены и своды) преобладают бирюзово-голубая и синяя краски, на которых контрастно выделяются белые и желтые детали растительного узора;

– мечеть Хасана II – второй по величине (после мечети Аль-Харам в Мекке) и первый по высоте мусульманский храм. Расположен он в Касбланке, Марокко. Это пример современных культовых построек (официально открыт 30 августа 1993 г.). Здание имеет полы с подогревом и люстры из муранского стекла. В зале для молитв стоят 78 колонн из розового гранита, пол покрыт мозаикой из золотистого мрамора и зеленого оникса, интерьер оформлен фресками, мозаикой, резьбой и затейливым орнаментом. Одновременно здание является и культурным объектом: здесь расположены медресе, библиотека, национальный музей.

Из зданий медресе к памятникам мирового значения относится ансамбль на площади Регистан в Самарканде (Узбекистан) – самый знаменитый монументальный архитектурный ансамбль, состоящий из трех зданий медресе. Главное из них – медресе Улугбека (возводилось в 1410-1430 гг.), правителя и ученого, внука Тимура. Здание украшено изысканным по рисунку и цвету полихромным узором – керамической мозаикой, иногда в сочетании с рельефными терракотовыми плитками; используется и поливная керамика с тонким цветным узором. Напротив находятся медресе Шор-Дор («Тигров имеющие») и Тилля-Кари («Позолоченное») – застройки XVIIв. на месте снесенных зданий XVв., ориентированные на традиции зодчества XIV-XV вв. Особенностью декора Шор-Дора стали изображения тигра и серны на фасадах и портале, обилие желтых и зеленых тонов. Для стиля Тилль-Кари характерны мозаика и роспись в технике кундаль с золотым узором из растительных мотивов на синем фоне. Ритмично повторяющиеся огромные геометрические объемы, массивные стены, чуть заостренные ребристые купола, стройные цилиндрические минареты, яркие краски керамических мозаичных узоров и надписей, изысканный декор медресе Улугбека свидетельствуют о непревзойденном впоследствии художественном уровне монументального зодчества народов Среднего Востока в XVII в.

Архитектура минарета значительно более проста. Минарет мог быть встроен в здание мечети, мог находиться обособленно. Количество минаретов – от одного до восьми. Девять минаретов имеет только Запретная мечеть (Масджид-аль-Харам) в Мекке. Можно особо выделить минарет мечети Ибн-Тулуна (Каир, Египет), первоначально походивший на минарет Большой мечети Мутаваккиля в Самаре (IX в.) – Аль-Мальвия (конусообразную, обвитую пандусом башню, восходящую к традиции зиккуратов Месопотамии). Позже минарет Ибн-Тулуна (в 1296 г.) заключили в своеобразный «футляр» кубической формы. Также следует отметить минарет Калян (Бухара, Узбекистан), признанный шедевр подобного рода сооружений. Как все среднеазиатские минареты XI-XIII вв., Калян представляет собой круглую в сечении, сужающуюся кверху высокую башню, увенчанную фонарем с балконом. Минарет был построен в 1127 г., высота его – 48 метров, диаметр внизу – 9 метров. Монолитный ствол покрыт поясами рельефного узора (узорная кладка специально формованными фигурными кирпичиками была широко распространена в XI-XIII вв.) различных геометрических мотивов. Интересен и минарет Большой мечети в Севилье – Ла Хиральда (1184-1196, Андалусия), позже превращенный в колокольню католического собора. Минарет в горном селении Джам – шедевр кирпичной архитектуры (Афганистан, XII в.): все три яруса украшены тончайшим рельефным узором и надписями; снизу вверх идет лента куфического текста; верх увенчан фонарем, прорезанным арочками; терракотовый тон оживлен бирюзовыми изразцами; высота составляет 60м (при 8м. в диаметре у основания). Оригинален по форме и декору минарет в Джаркургане (Узбекистан, 1108-09г.), испытавший влияние искусства Индии и Афганистана: его ствол в виде пучка полуколонн опирается на восьмигранный цоколь, а в верхней части перехвачен аркатурой и фризом с рельефной надписью. Самым высоким кирпичным минаретом считался Кутб-Минар (Башня победы) в Индостане (XII в.), расположенный на месте самой первой индийской мечети. Его высота составляла 72,54 м (купол обрушился после землетрясения в 1803 г.). Он состоит из 379 ступеней, постепенно сужающихся кверху (диаметр основания – 14,3 м, а верхнего этажа – 2,7 м). Выше минарета Кутб-Минар долгое время считался только минарет мечети Хасана I в Каире, потом – минарет Хасана II в Касабланке (200 м). Сегодня самым высоким считается Золотой минарет с часами на башне в Мекке (Саудовская Аравия). Сама часовая башня в высоту достигает 601 м. Это второе по высоте здание в мире, оно уступает только дубайскому небоскребу Бурдж Халифа.

Мавзолеи имели свои особенности, свою традицию. Простейший мавзолей – выбеленная кубическая постройка с небольшим возвышением купола и единственным отверстием двери. Шахи и султаны строили более богатые и сложные в архитектурном отношении сооружения. Лучший образец – мавзолей Тадж-Махал (XVII в., Агра, Индия), завершающий традицию мусульманского мавзолея. Он сделан из белого мрамора, расположен в саду и составляет единое целое с его темной зеленью и четкими линиями красных аллей. Мавзолей окружен стеной с высокой стрельчатой аркой. Внутри находится длинный бассейн и поперечный арык (канал) с фонтаном, 4 минарета, темные кипарисы (символ вечности); основное здание восьмиугольное, сверху – один главный купол и четыре маленьких (чатри). Купола и минареты сделаны из белого полированного мрамора. Здание покрыто тонким узором каменной резьбы и инкрустации. Дополняют архитектуру мавзолея порталы и ниши.

Также можно выделить мавзолей Саманидов (ок. 914-943 гг, Бухара, Узбекистан), считающийся шедевром архитектуры IX-X вв. Он отличается гармонией простых стереометрических объемов, выверенностью пропорций, пластикой архитектурных форм, своеобразием декора. Здесь сочетаются традиции ранней архитектуры средневековой Азии и черты нового среднеазиатского зодчества: впервые здание целиком построено из обожженного кирпича, использована узорная кладка, применена строго центричная композиция с одинаковыми четырьмя фасадами.

Мавзолей Мусы аль-Кадыма в Багдаде (XVI в.), позже получивший название Золотой мечети за большую роскошь, отличающую это культовое сооружение. Здание имеет два позолоченных купола, четыре минарета, облицованные мрамором и полихромной мозаикой стены и интерьер.

При оформлении мавзолеев применялись различные стили. Так, нередко использовалась кундаль – особая техника декоративной росписи, позволявшая создать мягкий рельефный узор, обычно покрытый золотом на глубоком синем фоне. В этой технике расписаны стены и своды мавзолеев Ишратхана (1464) и Аксарай (2-я половина XVв.) в Самарканде. Арабеска с преобладанием геометрических мотивов и надписи, выполненные резьбой на плитках терракоты, украшают портал, стрельчатую арку и другие детали мавзолеев в Узгене (Киргизия). Архитектурный декор с применением резной терракоты широко был распространен в Средней Азии в XII - нач. XIII вв. Сочетание узорной кладки кирпичиками и терракотовых плиток украшает мавзолей Айша-биби (Джамбул, Казахстан), портал мечети Магоки-Аттари (Бухара) и другие памятники XI-XIIIв.

Дворцовые здания на Ближнем и Среднем Востоке строятся по принципу традиционной жилой архитектуры: группировка помещений идет вокруг открытого двора, окруженного портиком. Внешне такое строение кажется неприступным и монументальным, внутри отличается изысканным великолепием покоев, бассейнов, фонтанов, арыков, легких колоннад с арками, ажурной резьбой, иногда небольшими скульптурами (например, львов у фонтана). Дворец Альгамбра (с араб. «Красный замок») в Гранаде (Испания, XIV-XVвв) – наиболее яркий образец таких строений. Это самый ранний (из дошедших до нас) укрепленных дворцовых ансамблей мусульманского запада. В ансамбль дворца-замка входили павильоны и залы для парадных приемов, мечеть, жилые покои. Основные залы группируются вокруг двух больших дворов. Один из них – Миртовый зал, почти во всю длину занятый прямоугольным бассейном и боскетами зелени – пример сочетания садово-паркового искусства и архитектуры. В Львином дворе находится фонтан с 12 мраморными скульптурами львов; вокруг двора – портики и аркады с множеством изящных колонн.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.021 с.)