Фонема. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонема. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков



Фонема – звук в его обобщённом понимании, звук как тип, ряд позиционно чередующихся звуков.

В потоке речи звук может оказаться в сильной и в слабой фонетической позиции.

Сильная позиция для гласного звука – положение под ударением.

Слабая позиция для гласного звука - положение без ударения.

В безударном положении звучание гласных меняется. Для современной произносительной системы русского языка ха­рактерно «иканье», т. е. в безударном положении все гласные, кромеу, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [иэ]. Например:

лес [э] - лесник [иэ]; грязь [а] - в грязи [иэ]; лист [и] -листок [иэ].

После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются звуком [ы], этот же звук произносится на месте буквыа в словах: жалеть лошадей, жакет.

Сильная позиция для согласного звука - положение перед гласными, со­норными согласными (й, м, н, л, р), перед буквой в, перед разделитель­ными ъ и ь знаками.

Слабая позиция для согласного звука - положение на конце слова, звонкого согласного звука перед глухим согласным, глухого согласного звука перед звонким согласным.

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим со­гласным оглушаются: бег [к], лодка [т]. Глухие парные согласные перед звонким согласным озвончаются: просьба [з'], молотьба[д']

Перед мягкими согласными парные твердые согласные смягча­ются: гвоздь [с'т'].

Методические рекомендации к выполнению задания 5:

При выполнении з адания 5 нужно учитывать правила о сильной и слабой позициях для согласных и гласных звуков, определять ударный слог. Позиция указывается под словом с помощью следующих знаков: сильная позиция – “+”, слабая позиция – “-“.

Образец выполнения задания 5: м о р о/ з

                                                   + - + + -

Особенности русского ударения

Уда­рение в русском языке является динамическим, разноместным (кле­точка, король, коромысло), подвижным {город - города - городов).

Русское ударение сво­бодное, разнообразное, оно может падать на любой слог: ди'ктор, магнитофо'н.

Русское ударение подвижное, оно мо­жет переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторона - сторонка - стороны.

Методические рекомендации к выполнению задания 3:

При выполнение этого задания 3 необходимо составить словосочетания с каждым данным словом, при определении функций ударений в словах требуется записать вывод в заключении упражнения. Образец выполнения:

Острота зрения – острота ума

Вывод.

Функция ударения в словах заключается в следующем: использование слов в разных стилях.

При выполнение этого задания 7 необходимо учитывать фонетический принцип, который касается написания приставок на -з/-с (6ез-/бес-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-. роз-/рос-, через-/черес-), чередую­щихся гласных в корне {гор-/гар-, зор-/зар-, клон-/клан-, кас-/кос-), букв и, ы после приста­вок на согласную. Следуя этому принци­пу, надо писать так, как указанные элементы слышатся (бездушный, бессердечный, загар, зорька).

Методические рекомендации к выполнению задания 6:

Образец выполнения задание 6: Невыполненная про с ьба (про си ть)

Содержание отчёта:

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

6. Вывод

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «фонетика».

2. В чём особенность произношения гласных под ударением и без ударения?

3. Какие произносительные нормы существует для гласных звуков?

4. Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков?

5. Дайте определение понятию «транскрипция».

 

Практическая работа №2

 

Тема: Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю

Цель работы:

владеть орфоэпическими нормами литературного языка

Задание:

ВАРИАНТ 1

Задание 1. Поставьте ударение в словах и произведите их транскрипцию.

Разъезд, тетрадка, гвоздь, алфави, агрономия, агент,апостроф, асимметрия, афера, буржуазия, бытие.

Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание.

Кл у бы — клуб ы, ст а рина — старин а.

Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение.

Винт, герб, горб, гриб.

Задание 4. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения.

Скатертей, тростей, шалостей, щелей.

Задание 5. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных.

Одновременный, оптовый, уставный.

Задание 6. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение.

Бойкий, голодный, гордый, горький.

Задание 7. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением?

Наотмашь, наискось, надолго.

Задание 8. Расставьте ударение в следующих глаголах.

Опошлить, подбодрить, принудить, уведомить, углубить.

Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени?

Прибыть, рвать, слыть, убыть, шить.

ВАРИАНТ 2

Задание 1. Поставьте ударение в словах и произведите их транскрипцию.

Обложка, ария, трость, вероисповедание, газопровод, гастрономия, генезис, диспансер, договор, еретик, жалюзи.

Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание.

А тлас — атл а с, бр о ня — брон я.

Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение.

Стержень, торт, шест, ячмень.

Задание 4. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения.

Плоскостей, повестей, проповедей.

Задание 5. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных.

Искристый, кедровый, мизерный.

Задание 6. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение.

Грубый, дешевый, долгий, жалкий.

Задание 7. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением?

Исподволь, втридорога, втридешева.

Задание 8. Расставьте ударение в следующих глаголах.

Начать, начался, облегчить, одолжить, озвучить.

Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени?

Обнять, передать, подать, понять, прибыть.

ВАРИАНТ 3

Задание 1. Поставьте ударение в словах и произведите их транскрипцию.

День, солнце, мясной, житие, знамение, каталог, квартал, намерение, некролог, нефтепровод, обеспечение.

Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание.

В и дение — вид е ние, и рис — ир и с.

Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение.

Крюк, пласт, плод, пруд.

Задание 4. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения.

Кистей, крепостей, плетей.

Задание 5. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных.

Давнишний, двоюродный, зубчатый.

Задание 6. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение.

Зеленый, крепкий, правый.

Задание 7. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением?

Завидно, задолго, издавна.

Задание 8. Расставьте ударение в следующих глаголах.

Заржаветь, звонишь, избаловать, исчерпать, кашлянуть.

Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени?

Замереть, красть, лить, нажить, нанять.

ВАРИАНТ 4

Задание 1. Поставьте ударение в словах и произведите их транскрипцию.

Лень, устно, лесной, плато, премирование, ракурс, свекла, упрочение, факсимиле, феномен, ходатайство.

Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание.

Тр у сить — трус и ть, у гольный — уг о льный.

Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение.

Гусь, жгут, жезл, клок.

Задание 4. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения.

Дерзостей, должностей, жердей.

Задание 5. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных.

Арахисовый, безудержный, валовой, гербовый.

Задание 6. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение.

Редкий, светлый, сытый.

Задание 7. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением?

Без умолку, набело, мастерски.

Задание 8. Расставьте ударение в следующих глаголах.

Баловать, зазубрить, заклеить, заклинить, закупорить.

Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени?

Брить, внять, врать, донять, задать.

Пояснение к работе:

Фонетическая транскрипция.

Транскрипция (от лат. transcription - переписывание)– совокупность специальных зна­ков, при помощи которых передается произношение, а также особая фонетическая запись для записи речи в полном соответствии с её звучанием:                                                                                                                  транскрипция заключается в квадратные скобки: [пр,ий,о/м];                                                                             каждый символ имеет своё значение, многозначность исключается: [/], [//] – знаки неглубокой и глубокой паузы, [,] – мягкость согласного, [-] – долгота звука, [/] – значок ударения над гласными в многосложных словах;                                                                                                              заглавная буква и знаки препинания не используются.

Непарные звуки

Твердые непарные согласные: ж, ш. и.                                                                                Мягкие непарные согласные: ч, щ, й.                                                                                                   Непарные звонкие согласные: л, м, н, р, и.                                                                                                           Непарные глухие согласные: х, ц, ч. щ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.03 с.)