Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фонема. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Фонема – звук в его обобщённом понимании, звук как тип, ряд позиционно чередующихся звуков. В потоке речи звук может оказаться в сильной и в слабой фонетической позиции. Сильная позиция для гласного звука – положение под ударением. Слабая позиция для гласного звука - положение без ударения. В безударном положении звучание гласных меняется. Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т. е. в безударном положении все гласные, кромеу, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [иэ]. Например: лес [э] - лесник [иэ]; грязь [а] - в грязи [иэ]; лист [и] -листок [иэ]. После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются звуком [ы], этот же звук произносится на месте буквыа в словах: жалеть лошадей, жакет. Сильная позиция для согласного звука - положение перед гласными, сонорными согласными (й, м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками. Слабая позиция для согласного звука - положение на конце слова, звонкого согласного звука перед глухим согласным, глухого согласного звука перед звонким согласным. Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т]. Глухие парные согласные перед звонким согласным озвончаются: просьба [з'], молотьба[д'] Перед мягкими согласными парные твердые согласные смягчаются: гвоздь [с'т']. Методические рекомендации к выполнению задания 5: При выполнении з адания 5 нужно учитывать правила о сильной и слабой позициях для согласных и гласных звуков, определять ударный слог. Позиция указывается под словом с помощью следующих знаков: сильная позиция – “+”, слабая позиция – “-“. Образец выполнения задания 5: м о р о/ з + - + + - Особенности русского ударения Ударение в русском языке является динамическим, разноместным (клеточка, король, коромысло), подвижным {город - города - городов). Русское ударение свободное, разнообразное, оно может падать на любой слог: ди'ктор, магнитофо'н. Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторона - сторонка - стороны. Методические рекомендации к выполнению задания 3:
При выполнение этого задания 3 необходимо составить словосочетания с каждым данным словом, при определении функций ударений в словах требуется записать вывод в заключении упражнения. Образец выполнения: Острота зрения – острота ума Вывод. Функция ударения в словах заключается в следующем: использование слов в разных стилях. При выполнение этого задания 7 необходимо учитывать фонетический принцип, который касается написания приставок на -з/-с (6ез-/бес-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-. роз-/рос-, через-/черес-), чередующихся гласных в корне {гор-/гар-, зор-/зар-, клон-/клан-, кас-/кос-), букв и, ы после приставок на согласную. Следуя этому принципу, надо писать так, как указанные элементы слышатся (бездушный, бессердечный, загар, зорька). Методические рекомендации к выполнению задания 6: Образец выполнения задание 6: Невыполненная про с ьба (про си ть) Содержание отчёта: 1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005 2. Цель работы 3. Задание 4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием 5. Ответы на контрольные вопросы 6. Вывод Контрольные вопросы: 1. Дайте определение понятию «фонетика». 2. В чём особенность произношения гласных под ударением и без ударения? 3. Какие произносительные нормы существует для гласных звуков? 4. Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков? 5. Дайте определение понятию «транскрипция».
Практическая работа №2
Тема: Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю Цель работы: владеть орфоэпическими нормами литературного языка Задание: ВАРИАНТ 1 Задание 1. Поставьте ударение в словах и произведите их транскрипцию. Разъезд, тетрадка, гвоздь, алфави, агрономия, агент,апостроф, асимметрия, афера, буржуазия, бытие. Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание. Кл у бы — клуб ы, ст а рина — старин а. Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение. Винт, герб, горб, гриб. Задание 4. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения. Скатертей, тростей, шалостей, щелей.
Задание 5. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных. Одновременный, оптовый, уставный. Задание 6. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение. Бойкий, голодный, гордый, горький. Задание 7. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением? Наотмашь, наискось, надолго. Задание 8. Расставьте ударение в следующих глаголах. Опошлить, подбодрить, принудить, уведомить, углубить. Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени? Прибыть, рвать, слыть, убыть, шить. ВАРИАНТ 2 Задание 1. Поставьте ударение в словах и произведите их транскрипцию. Обложка, ария, трость, вероисповедание, газопровод, гастрономия, генезис, диспансер, договор, еретик, жалюзи. Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание. А тлас — атл а с, бр о ня — брон я. Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение. Стержень, торт, шест, ячмень. Задание 4. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения. Плоскостей, повестей, проповедей. Задание 5. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных. Искристый, кедровый, мизерный. Задание 6. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение. Грубый, дешевый, долгий, жалкий. Задание 7. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением? Исподволь, втридорога, втридешева. Задание 8. Расставьте ударение в следующих глаголах. Начать, начался, облегчить, одолжить, озвучить. Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени? Обнять, передать, подать, понять, прибыть. ВАРИАНТ 3 Задание 1. Поставьте ударение в словах и произведите их транскрипцию. День, солнце, мясной, житие, знамение, каталог, квартал, намерение, некролог, нефтепровод, обеспечение. Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание. В и дение — вид е ние, и рис — ир и с. Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение. Крюк, пласт, плод, пруд. Задание 4. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения. Кистей, крепостей, плетей. Задание 5. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных. Давнишний, двоюродный, зубчатый. Задание 6. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение. Зеленый, крепкий, правый. Задание 7. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением? Завидно, задолго, издавна. Задание 8. Расставьте ударение в следующих глаголах. Заржаветь, звонишь, избаловать, исчерпать, кашлянуть. Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени? Замереть, красть, лить, нажить, нанять.
ВАРИАНТ 4 Задание 1. Поставьте ударение в словах и произведите их транскрипцию. Лень, устно, лесной, плато, премирование, ракурс, свекла, упрочение, факсимиле, феномен, ходатайство. Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание. Тр у сить — трус и ть, у гольный — уг о льный. Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение. Гусь, жгут, жезл, клок. Задание 4. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения. Дерзостей, должностей, жердей. Задание 5. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных. Арахисовый, безудержный, валовой, гербовый. Задание 6. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение. Редкий, светлый, сытый. Задание 7. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением? Без умолку, набело, мастерски. Задание 8. Расставьте ударение в следующих глаголах. Баловать, зазубрить, заклеить, заклинить, закупорить. Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени? Брить, внять, врать, донять, задать. Пояснение к работе: Фонетическая транскрипция. Транскрипция (от лат. transcription - переписывание)– совокупность специальных знаков, при помощи которых передается произношение, а также особая фонетическая запись для записи речи в полном соответствии с её звучанием: транскрипция заключается в квадратные скобки: [пр,ий,о/м]; каждый символ имеет своё значение, многозначность исключается: [/], [//] – знаки неглубокой и глубокой паузы, [,] – мягкость согласного, [-] – долгота звука, [/] – значок ударения над гласными в многосложных словах; заглавная буква и знаки препинания не используются. Непарные звуки Твердые непарные согласные: ж, ш. и. Мягкие непарные согласные: ч, щ, й. Непарные звонкие согласные: л, м, н, р, и. Непарные глухие согласные: х, ц, ч. щ.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.011 с.) |