Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фонема. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Фонема – звук в его обобщённом понимании, звук как тип, ряд позиционно чередующихся звуков. В потоке речи звук может оказаться в сильной и в слабой фонетической позиции. Сильная позиция для гласного звука – положение под ударением. Слабая позиция для гласного звука - положение без ударения. В безударном положении звучание гласных меняется. Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т. е. в безударном положении все гласные, кромеу, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [иэ]. Например: лес [э] - лесник [иэ]; грязь [а] - в грязи [иэ]; лист [и] -листок [иэ]. После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются звуком [ы], этот же звук произносится на месте буквыа в словах: жалеть лошадей, жакет. Сильная позиция для согласного звука - положение перед гласными, сонорными согласными (й, м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками. Слабая позиция для согласного звука - положение на конце слова, звонкого согласного звука перед глухим согласным, глухого согласного звука перед звонким согласным. Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т]. Глухие парные согласные перед звонким согласным озвончаются: просьба [з'], молотьба[д'] Перед мягкими согласными парные твердые согласные смягчаются: гвоздь [с'т']. Методические рекомендации к выполнению задания 5: При выполнении з адания 5 нужно учитывать правила о сильной и слабой позициях для согласных и гласных звуков, определять ударный слог. Позиция указывается под словом с помощью следующих знаков: сильная позиция – “+”, слабая позиция – “-“. Образец выполнения задания 5: м о р о/ з + - + + - Особенности русского ударения Ударение в русском языке является динамическим, разноместным (клеточка, король, коромысло), подвижным {город - города - городов). Русское ударение свободное, разнообразное, оно может падать на любой слог: ди'ктор, магнитофо'н. Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторона - сторонка - стороны. Методические рекомендации к выполнению задания 3: При выполнение этого задания 3 необходимо составить словосочетания с каждым данным словом, при определении функций ударений в словах требуется записать вывод в заключении упражнения. Образец выполнения: Острота зрения – острота ума Вывод. Функция ударения в словах заключается в следующем: использование слов в разных стилях. При выполнение этого задания 7 необходимо учитывать фонетический принцип, который касается написания приставок на -з/-с (6ез-/бес-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-. роз-/рос-, через-/черес-), чередующихся гласных в корне {гор-/гар-, зор-/зар-, клон-/клан-, кас-/кос-), букв и, ы после приставок на согласную. Следуя этому принципу, надо писать так, как указанные элементы слышатся (бездушный, бессердечный, загар, зорька). Методические рекомендации к выполнению задания 6: Образец выполнения задание 6: Невыполненная про с ьба (про си ть) Содержание отчёта: 1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005 2. Цель работы 3. Задание 4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием 5. Ответы на контрольные вопросы 6. Вывод Контрольные вопросы: 1. Дайте определение понятию «фонетика». 2. В чём особенность произношения гласных под ударением и без ударения? 3. Какие произносительные нормы существует для гласных звуков? 4. Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков? 5. Дайте определение понятию «транскрипция».
Практическая работа №2
Тема: Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю Цель работы: владеть орфоэпическими нормами литературного языка Задание: ВАРИАНТ 1 Задание 1. Поставьте ударение в словах и произведите их транскрипцию. Разъезд, тетрадка, гвоздь, алфави, агрономия, агент,апостроф, асимметрия, афера, буржуазия, бытие. Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание. Кл у бы — клуб ы, ст а рина — старин а. Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение. Винт, герб, горб, гриб. Задание 4. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения. Скатертей, тростей, шалостей, щелей. Задание 5. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных. Одновременный, оптовый, уставный. Задание 6. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение. Бойкий, голодный, гордый, горький. Задание 7. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением? Наотмашь, наискось, надолго. Задание 8. Расставьте ударение в следующих глаголах. Опошлить, подбодрить, принудить, уведомить, углубить. Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени? Прибыть, рвать, слыть, убыть, шить. ВАРИАНТ 2 Задание 1. Поставьте ударение в словах и произведите их транскрипцию. Обложка, ария, трость, вероисповедание, газопровод, гастрономия, генезис, диспансер, договор, еретик, жалюзи. Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание. А тлас — атл а с, бр о ня — брон я. Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение. Стержень, торт, шест, ячмень. Задание 4. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения. Плоскостей, повестей, проповедей. Задание 5. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных. Искристый, кедровый, мизерный. Задание 6. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение. Грубый, дешевый, долгий, жалкий. Задание 7. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением? Исподволь, втридорога, втридешева. Задание 8. Расставьте ударение в следующих глаголах. Начать, начался, облегчить, одолжить, озвучить. Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени? Обнять, передать, подать, понять, прибыть. ВАРИАНТ 3 Задание 1. Поставьте ударение в словах и произведите их транскрипцию. День, солнце, мясной, житие, знамение, каталог, квартал, намерение, некролог, нефтепровод, обеспечение. Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание. В и дение — вид е ние, и рис — ир и с. Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение. Крюк, пласт, плод, пруд. Задание 4. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения. Кистей, крепостей, плетей. Задание 5. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных. Давнишний, двоюродный, зубчатый. Задание 6. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение. Зеленый, крепкий, правый. Задание 7. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением? Завидно, задолго, издавна. Задание 8. Расставьте ударение в следующих глаголах. Заржаветь, звонишь, избаловать, исчерпать, кашлянуть. Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени? Замереть, красть, лить, нажить, нанять. ВАРИАНТ 4 Задание 1. Поставьте ударение в словах и произведите их транскрипцию. Лень, устно, лесной, плато, премирование, ракурс, свекла, упрочение, факсимиле, феномен, ходатайство. Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание. Тр у сить — трус и ть, у гольный — уг о льный. Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение. Гусь, жгут, жезл, клок. Задание 4. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения. Дерзостей, должностей, жердей. Задание 5. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных. Арахисовый, безудержный, валовой, гербовый. Задание 6. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение. Редкий, светлый, сытый. Задание 7. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением? Без умолку, набело, мастерски. Задание 8. Расставьте ударение в следующих глаголах. Баловать, зазубрить, заклеить, заклинить, закупорить. Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени? Брить, внять, врать, донять, задать. Пояснение к работе: Фонетическая транскрипция. Транскрипция (от лат. transcription - переписывание)– совокупность специальных знаков, при помощи которых передается произношение, а также особая фонетическая запись для записи речи в полном соответствии с её звучанием: транскрипция заключается в квадратные скобки: [пр,ий,о/м]; каждый символ имеет своё значение, многозначность исключается: [/], [//] – знаки неглубокой и глубокой паузы, [,] – мягкость согласного, [-] – долгота звука, [/] – значок ударения над гласными в многосложных словах; заглавная буква и знаки препинания не используются. Непарные звуки Твердые непарные согласные: ж, ш. и. Мягкие непарные согласные: ч, щ, й. Непарные звонкие согласные: л, м, н, р, и. Непарные глухие согласные: х, ц, ч. щ.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.009 с.) |