Тема: упражнения по определению ударения в слове. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: упражнения по определению ударения в слове.



Содержание

1. Пояснительная записка 4
2. Практическая работа №1 Упражнения по определению ударения в слове 6
3. Практическая работа №2 Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю 10
4. Практическая работа №3 Лексические изобразительно-выразительные средства языка 15
5. Практическая работа №4 Лексические ошибки и их исправление 20
6. Практическая работа №5 Морфологический разбор частей речи 26
7. Практическая работа №6 Выявление ошибок на употребление форм слова. 32
8. Практическая работа №7 Синтаксический разбор 38
9. Практическая работа №8 Стилистический анализ синтаксических структур в тексте 42
10. Практическая работа №9 Орфографический и пунктуационный разбор 48
11. Практическая работа №10 Стилистический разбор текстов разных стилей 56
12. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы. 64
13. Приложение. Пример оформления практической работы 66

 

 

Пояснительная записка

 

Методические указания по выполнению практической работы для студентов специальностей08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство,13.02.07 Электроснабжение (по отраслям), 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам),23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог,27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)по дисциплине «Русский язык и культура речи» предназначены для студентов очного отделения средних профессиональных учебных заведений и составлены в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом, примерной и рабочей программами по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Программой учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для базового уровня профессионального образования предусмотрено 20 часов практических занятий, которые завершают изучение основных разделов дисциплины:

фонетика, орфоэпия и орфография;

лексика и фразеология;

морфология;

синтаксис;

текст как речевое произведение: функциональные стили русского языка, жанры деловой речи.

Выполнение практических работ направлено на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя:

   
   
   
   
   
   
   
   
   
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
   

В результате выполнения практических работ обучающийся должен уметь:

- создавать тексты в устной и письменной форме; различать элементы нормированной и ненормированной речи;

- уметь пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания

- различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

- уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста, выявлять грамматические ошибки в чужом и своём тексте.

В результате выполнения практических работ обучающийся должен знать:

- различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учёт коммуникативного компонента);

- особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы.

- лексические и фразеологические единицы русского языка;

- самостоятельные и служебные части речи;

- синтаксический строй предложений

- правила правописания, помнить смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.

Цель практических занятий – формирование у студентов таких собственно языковых, коммуникативных и этических норм, владение которыми позволяет эффективно пользоваться русским языком в актуальных ситуациях речевого общения, прежде всего профессионального. Практические занятия предусматривают такую культурно-речевую подготовку студентов, которая осуществляется параллельно и в тесном взаимодействии с повторением, углублением и систематизацией сведений о всех уровнях и единицах русского языка с упором на их функциональную специфику.

Практические занятия предусматривают работу по развитию культуры речи учащихся, по повышению орфографической и пунктуационной грамотности. При выполнении большинства упражнений предлагается работа, направленная на расширение словарного запаса, обращение к литературным, нормативным, информационным источникам, закрепление навыков правильного произношения, написания и употребления слов, словосочетаний и фразеологических оборотов.

В указаниях предложены основные виды языкового разбора, которые помогут систематизировать знания о родном языке и будут способствовать развитию умения излагать свои мысли в соответствии с принятыми языковыми нормами.

Материалом для занятий и упражнений служат художественные произведения лучших отечественныхи зарубежных писателей.

Студенты предварительно должны подготовиться к занятию: изучить содержание работы на занятии, порядок её выполнения, повторить теоретический материал, связанный с данной работой.

Практические занятия проводятся в учебном кабинете «Русский язык и литература», формой организации обучающихся на практических работах является – групповая (4-5 человек) и фронтальная.

С целью повышения эффективности выполнения заданий, в каждой практической работе предоставлен краткий теоретический материал по соответствующей теме,приведены примеры выполнения заданий.

Методические указания содержат приложение, в котором представлен пример оформления практической работы.

 

Практическая работа №1

 

ВАРИАНТ 1

Задание 1.  Разделите слова на слоги. Расставьте в них ударения.

Акрополь, алкоголь, алфавит, аналог, апостроф, асимметрия, библиотека, большие средства, булава, верба, вдовство, вероисповедание, вьюга, гусеница, газопровод, гектар, гумно, догмат, доллар, добыча угля, договор, документ, досуг.

Задание 2. Найдите и запишите по 3-4 слова:

1) с двумя открытыми слогами;

2) с тремя закрытыми слогами.

3) с четырьмя открытыми слогами

Задание 3. Составьте словосочетания с парами слов.

Остро/та - острота/

призывно/й - призы/вный                                               

языково/й - языко/вый

Задание 4. Поставьте ударение в словах и формах слов.

Красивее, кухонный, ломота, медикамент, мизерный, мельком; скатерти – скатертей.

Задание 5. Определите сильные (+) и слабые (-) позиции гласных и согласных.

Затворить, заземлить, примерить, просьба, поласкать, резкость, дребезжать, воплощение, раскинуться.

Задание 6. Спишите, подобрав в скобках проверочное слово для написания пропущенной согласной или гласной буквы.

Фло...ский закон, ве…ти под уз…цы лошадь, ве…ти воз, тя…кий гру.…, моло…ьба пшениц….

Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте звуки, которые звучат на месте пропущенных гласных. Подберите родственные слова, другие формы слова, в которых этот гласный находится в сильной позиции – под ударением.

Л..нейка, обл..ниться, ул..чённый во лжи, обл..чённый властью, с..деть на стуле, с..деть от горя, напольные в..сы, выл..зка врага.

ВАРИАНТ 2

Задание 1. Разделите слова на слоги. Расставьте в них ударения.

Доцент, дремота, еретик, жалюзи, завидно, землянин, иначе, инсульт, инструмент, каталог, каучук, квартал, коклюш, корысть, крапива, красавец, кремень, магазин, мастерски, металлургия, молодежь, намерение, наркомания, некролог,эксперт

Задание 2. Найдите и запишите по 3-4 слова:

1) с тремя открытыми слогами;

2) с двумя закрытыми слогами.

3) с четырьмя закрытыми слогами

Задание 3. Составьте словосочетания с парами слов.

Тру/сить - труси/ть

переходно/й - перехо/дный  

сло/женный - сложённый

Задание 4. Поставьте ударение в словах и формах слов.                            

нормировать, раскупорить, свекла, шофер, алкоголь, намерение; разведенный – разведена – разведены.

Задание 5. Определите сильные (+) и слабые (-) позиции гласных и согласных.

Подвеска, обрыв, развязка, залезать, посветить, разрядка, свадьба, платёж, порядковый, прививка.

Задание 6. Спишите, подобрав в скобках проверочное слово для написания пропущенной согласной или гласной буквы.

Сторо…ка л…сника, л…сные поса…ки, ги…кий трос…ник, вя…кая глина, сла…кое п…ченье.

Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте звуки, которые звучат на месте пропущенных гласных. Подберите родственные слова, другие формы слова, в которых этот гласный находится в сильной позиции – под ударением.

Пров..сать под тяжестью, сн..гирь, разр..дить посевы, разр..дить ружьё, пром..лькнуть, осл..пительный, пров..дение заседания, укр..щение зверя, укр..шение на платье.

ВАРИАНТ 3

Задание 1. Разделите слова на слоги. Расставьте в них ударения.

Обеспечение, общо, острога, отзыв депутата, похороны, вернуться с похорон, готовиться к похоронам, пурпур, паралич, партер, псевдоним, рефери, ракушка, свекла, бедные сироты, слабина, славянин, слепень, снадобье, созыв съезда,эпилепсия.

Задание 2. Найдите и запишите по 3-4 слова:

1) с четырьмя открытыми слогами;

2) с тремя закрытыми слогами.

3) с четырьмя открытыми слогами

Задание 3. Составьте словосочетания с парами слов.

Занято/й – за/нятый

развито/й – ра/звитый

переносно/й – перено/сный

Задание 4. Поставьте ударение в словах и формах слов.

баловать, диспансер, договор, досуг, еретик, облегчить; клала – клали.

Задание 5. Определите сильные (+) и слабые (-) позиции гласных и согласных.

Варенье, овраг, городской, продрогший, развалиться, усадьба, наследство, новшество, озябший, передвижка.

Задание 6. Спишите, подобрав в скобках проверочное слово для написания пропущенной согласной или гласной буквы.

Сладос…ный миг, болезнь сер…ца, ни…кий пот…лок, бли…кий дру…, установить р…кор…, п…ртовый гру…чик.

Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте звуки, которые звучат на месте пропущенных гласных. Подберите родственные слова, другие формы слова, в которых этот гласный находится в сильной позиции – под ударением.

Л..пучий, неизгл..димый, обгл..дать кость, погл..щённый, св..ла гнездо, св..ла по лестнице вниз, ум..лять о пощаде, он ум..ляет его заслуги, прив..дение в замке.

ВАРИАНТ 4

Задание 1. Разделите слова на слоги. Расставьте в них ударения.

Депутаты первого созыва, сопло, сосредоточение, статуя, столяр, туфля, таможня, танцовщик, танцовщица, факсимиле, флюорография, ходатайство, центнер, цемент, цыган, чистильщик, шершень, шестерня, шофер, щебень, щавель,щегольство.

Задание 2. Найдите и запишите по 3-4 слова:

1) с двумя закрытыми слогами;

2) с тремя открытыми слогами.

3) с четырьмя закрытыми слогами

Задание 3. Составьте словосочетания с парами слов.

Соверше/нный – совершённый

му/ка – мука/

ви/на - вина/

Задание 4. Поставьте ударение в словах и формах слов.

Завидно, заговор, задолго, звонит, зубчатый, ободрить; гнала – гнали.

Задание 5. Определите сильные (+) и слабые (-) позиции гласных и согласных.

Доброта, бумажка, вновь, загрузка, заморозки, расписать, зыбкий, изгородь, инструктаж, косьба.

Задание 6. Спишите, подобрав в скобках проверочное слово для написания пропущенной согласной или гласной буквы.

Бе…корыс…ная помощ…, страс…ный покло…ик, дер…кий поступок, лё…кий ход, арктическая зимо…ка.

Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте звуки, которые звучат на месте пропущенных гласных. Подберите родственные слова, другие формы слова, в которых этот гласный находится в сильной позиции – под ударением.

Прим..рять платье, прим..рять врагов, посв..тить фонариком, посв..тить стихотворение матери, зал..зать на крышу, зал..зать рану, чувствовать см..тение, см..тённый мусор.

Пояснение к работе:

Фонетика

Открытый и закрытый слоги.

Открытый слог – слог, оканчивающийся на гласный: но-га.

Закрытый слог – слог, оканчивающийся на согласный: сог-лас-ный.

Методические рекомендации к выполнению задания 2:

При выполнении задания 2 необходимо записать слова с учётом предложенного количества слогов и их характера (открытый или закрытый слоги), разделив их на слоги.

Образец выполнения задания 2: ме-ди-ци-на, рус-ский.

Практическая работа №2

 

Цель работы:

владеть орфоэпическими нормами литературного языка

Задание:

ВАРИАНТ 1

Задание 1. Поставьте ударение в словах и произведите их транскрипцию.

Разъезд, тетрадка, гвоздь, алфави, агрономия, агент,апостроф, асимметрия, афера, буржуазия, бытие.

Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание.

Кл у бы — клуб ы, ст а рина — старин а.

Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение.

Винт, герб, горб, гриб.

Задание 4. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения.

Скатертей, тростей, шалостей, щелей.

Задание 5. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных.

Одновременный, оптовый, уставный.

Задание 6. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение.

Бойкий, голодный, гордый, горький.

Задание 7. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением?

Наотмашь, наискось, надолго.

Задание 8. Расставьте ударение в следующих глаголах.

Опошлить, подбодрить, принудить, уведомить, углубить.

Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени?

Прибыть, рвать, слыть, убыть, шить.

ВАРИАНТ 2

Задание 1. Поставьте ударение в словах и произведите их транскрипцию.

Обложка, ария, трость, вероисповедание, газопровод, гастрономия, генезис, диспансер, договор, еретик, жалюзи.

Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание.

А тлас — атл а с, бр о ня — брон я.

Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение.

Стержень, торт, шест, ячмень.

Задание 4. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения.

Плоскостей, повестей, проповедей.

Задание 5. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных.

Искристый, кедровый, мизерный.

Задание 6. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение.

Грубый, дешевый, долгий, жалкий.

Задание 7. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением?

Исподволь, втридорога, втридешева.

Задание 8. Расставьте ударение в следующих глаголах.

Начать, начался, облегчить, одолжить, озвучить.

Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени?

Обнять, передать, подать, понять, прибыть.

ВАРИАНТ 3

Задание 1. Поставьте ударение в словах и произведите их транскрипцию.

День, солнце, мясной, житие, знамение, каталог, квартал, намерение, некролог, нефтепровод, обеспечение.

Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание.

В и дение — вид е ние, и рис — ир и с.

Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение.

Крюк, пласт, плод, пруд.

Задание 4. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения.

Кистей, крепостей, плетей.

Задание 5. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных.

Давнишний, двоюродный, зубчатый.

Задание 6. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение.

Зеленый, крепкий, правый.

Задание 7. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением?

Завидно, задолго, издавна.

Задание 8. Расставьте ударение в следующих глаголах.

Заржаветь, звонишь, избаловать, исчерпать, кашлянуть.

Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени?

Замереть, красть, лить, нажить, нанять.

ВАРИАНТ 4

Задание 1. Поставьте ударение в словах и произведите их транскрипцию.

Лень, устно, лесной, плато, премирование, ракурс, свекла, упрочение, факсимиле, феномен, ходатайство.

Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание.

Тр у сить — трус и ть, у гольный — уг о льный.

Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение.

Гусь, жгут, жезл, клок.

Задание 4. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения.

Дерзостей, должностей, жердей.

Задание 5. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных.

Арахисовый, безудержный, валовой, гербовый.

Задание 6. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение.

Редкий, светлый, сытый.

Задание 7. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением?

Без умолку, набело, мастерски.

Задание 8. Расставьте ударение в следующих глаголах.

Баловать, зазубрить, заклеить, заклинить, закупорить.

Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени?

Брить, внять, врать, донять, задать.

Пояснение к работе:

Фонетическая транскрипция.

Транскрипция (от лат. transcription - переписывание)– совокупность специальных зна­ков, при помощи которых передается произношение, а также особая фонетическая запись для записи речи в полном соответствии с её звучанием:                                                                                                                  транскрипция заключается в квадратные скобки: [пр,ий,о/м];                                                                             каждый символ имеет своё значение, многозначность исключается: [/], [//] – знаки неглубокой и глубокой паузы, [,] – мягкость согласного, [-] – долгота звука, [/] – значок ударения над гласными в многосложных словах;                                                                                                              заглавная буква и знаки препинания не используются.

Непарные звуки

Твердые непарные согласные: ж, ш. и.                                                                                Мягкие непарные согласные: ч, щ, й.                                                                                                   Непарные звонкие согласные: л, м, н, р, и.                                                                                                           Непарные глухие согласные: х, ц, ч. щ.

Орфоэпические нормы

Правила, отража­ ющие современные орфоэпические нормы

Буква

В первом предударном слоге

Гласный под ударением

В заударных слогах

после твёрдого согл. после мягкого согл. после твёрдого согл. после мягкого согл. после твёрдого согл. после мягкого согл.
а, я [/\] э] [ъ] [ь] [а] [ъ] [ь]
о, ё [/\] э] [ъ] [ь] [о] [ъ] [ь]
э, е - э] - [ь] [э] - [ь]
и - э] - [ь] [и] - [ь]
ы [ы] - [ы] - [ы] [ы] -
у, ю [у] [,у] [у] [,у] [у] [у] [,у]

Имя существительное

1. Ряд существительных имеет неподвижное ударение на основе во всех формах: св а т — св а ты, т о рт — т о рты, шр и фт — шр и фты и т.д.

2. Многие односложные существительные мужского рода имеют в родительном падеже единственного числа ударение на окончании: б и нт — бинт а, с е рп — серп а, з о нт — зонт а и т.д.

3. Существительные женского рода в форме винительного падежа единственного числа имеют ударение или на окончании (бед у, вин у, плит у,нор у и т.д.), или на основе (б о роду, в о ду, з и му, п о ру и т.д.).

4. Некоторые односложные существительные 3-го склонения при употреблении с предлогом в и на имеют ударение на окончании: в груд и, в чест и, в связ и, в ноч и.

5. Существительные 3-го склонения в родительном падеже множественного числа имеют ударение то на основе (возв ы шенностей, гл у постей, м е стностей и др.), то на окончании (новост е й, очередей, теней и др.); двоякое ударение: о траслей и отрасл е й, п я дей и пяд е й, ведомост е й и в е домостей.

Имя прилагательное

1. Если в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, то в кратких формах среднего и мужского рода ударение ставится на основе, при этом оно обычно совпадает с ударением в полной форме: б е лый — бел а, б е л, б е ло; я сный — ясн а, я сен, я сно и т.д.

2. В форме множественного числа возможно двоякое ударение: б е лы — бел ы, бл и зки — близк и, п у сты — пуст ы, н и зки — низк и и др. Но только легк и, пр а вы.

3. Если в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, то в сравнительной степени — на суффикс: длинн а — длинн е е, видн а — видн е е, полна — полн е е и др.

4. Если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то и в сравнительной степени ударение ставится на основе:лил о ва — лил о вее, крас и ва — крас и вее, лен и ва — лен и вее и т.п.

Глагол

1. Ударение в формах прошедшего времени может стоять на основе и на окончании. Выделяются три группы слов:

а) глаголы с ударением на основе во всех формах: дуть — дул, д у ла, д у ло, д у ли; класть — клал, кл а ла, кл а ло, кл а ли и др.;

б) глаголы с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание: брать — брал, брал а, бр а ло, бр а ли; плыть — плыл, плыл а, пл ы ло, пл ы ли и т.д.;

в) глаголы с ударением на приставке во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание: занять — з а нял, занял а, з а няло, з а няли; начать — н а чал, начал а, н а чало, н а чали и др.

2. У кратких страдательных причастий прошедшего времени ударение в форме женского рода в одних случаях падает на окончание, в других — на приставку: а) взятый — взят а, начатый — начат а, принятый — принят а; б) в причастиях на -бранный, -дранный, -званный ударение падает на приставку: з а брана, пр е рвана, пр и звана и т.п.

3. Среди глаголов на -ировать выделяются две группы: а) с ударением на и(коп и ровать, дискут и ровать, консульт и ровать); б) с ударением на а(нормиров а ть, премировать, пломбиров а ть). Страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов на -ировать, делятся на две группы: а) форме на - и ровать соответствует форма на - и рованный(блок и ровать — блок и рованный, заплан и ровать — заплан и рованный); б) форме на -иров а ть — форма на -ир о ванный(премиров а ть — премир о ванный, формиров а ть — формир о ванный).

Содержание отчёта:

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

6. Вывод

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «орфоэпия».

2. Дайте определение понятию «орфография».

3. Что входит в понятие «орфоэпические нормы»?

4. Перечислите сильные и слабые позиции для гласных.

5. Перечислите сильные и слабые позиции для согласных.

Практическая работа №3

ВАРИАНТ 1

Задание 1. В последние годы в русском языке наметилась тенденция к появлению новых антонимических пар, которые активно используются в публицистической и разговорной речи. В связи с непостоянством, изменчивостью признаков моделируются новые смысловые противоположности. Подберите антонимы, учитывая новые явления в общественной жизни, контрастирующие между собой.

Образец выполнения: благотворительная организация - коммерческая.

Богатые люди, государственная организация, законные диски, порядок (законность), легальное предприятие.

Задание 2. В 20-е годы XX века известный деятель отечественной культуры С. Волконский писал: «Влияние иностранного слова несомненно расслабляющее, когда говорящий не сознаёт под ним корней. Как всякое полузнание, оно хуже незнания, всё равно как полуистина есть уже заблуждение». Ниже дан небольшой список «дефективных» (заимствованных из других языков) выражений. Подберите к ним соответствующие «коррективы» (синонимы из русского языка).

Ориентироваться, фиктивный, инициатор, доминировать, превалировать, инспирировать, информировать.

Задание 3. Определите различия в значении слов. За справками обращайтесь к толковым словарям русского языка и словарям иноязычных слов.

Импресарио, меценат, продюсер.

Задание 4. Составьте словосочетания с каждым из паронимов.

Звать – называть, надеть – одеть, покрыть – укрыть, снискать – сыскать, дипломатические – дипломатичный, безответный – безответственный; злой – злостный; явный – явственный; остатки – останки.

Задание 5. Подберите фразеологические синонимы к следующим устойчивым сочетаниям.

Петь дифирамбы, сойти с ума, хоть караул кричи, яблоку негде упасть,

ВАРИАНТ 2

Задание 1. В последние годы в русском языке наметилась тенденция к появлению новых антонимических пар, которые активно используются в публицистической и разговорной речи. В связи с непостоянством, изменчивостью признаков моделируются новые смысловые противоположности. Подберите антонимы, учитывая новые явления в общественной жизни, контрастирующие между собой.

Образец выполнения: благотворительная организация - коммерческая.

Обеспеченные люди, подъём экономики, обнаружить излишки, прогрессивные взгляды, передовые технологии.

Задание 2. В 20-е годы XX века известный деятель отечественной культуры С. Волконский писал: «Влияние иностранного слова несомненно расслабляющее, когда говорящий не сознаёт под ним корней. Как всякое полузнание, оно хуже незнания, всё равно как полуистина есть уже заблуждение». Ниже дан небольшой список «дефективных» (заимствованных из других языков) выражений. Подберите к ним соответствующие «коррективы» (синонимы из русского языка).

Функционировать, инкриминировать, анкета, корректив, дефект, симуляция, базировать.

Задание 3. Определите различия в значении слов. За справками обращайтесь к толковым словарям русского языка и словарям иноязычных слов.

Феноменальный, уникальный, эксклюзивный.

Задание 4. Составьте словосочетания с каждым из паронимов.

Лирический – лиричный, нестерпимый – нетерпимый, редакторский – редакционный, эффективный – эффектный, вдохнуть – вздохнуть, рыбий – рыбный; логичный – логический; покупательный – покупательский; представить – предоставить.

Задание 5. Подберите фразеологические синонимы к следующим устойчивым сочетаниям.

За уши не оттянешь, когда рак на горе свиснет, за и против, витать в облака.

ВАРИАНТ 3

Задание 1. В последние годы в русском языке наметилась тенденция к появлению новых антонимических пар, которые активно используются в публицистической и разговорной речи. В связи с непостоянством, изменчивостью признаков моделируются новые смысловые противоположности. Подберите антонимы, учитывая новые явления в общественной жизни, контрастирующие между собой.

Образец выполнения: благотворительная организация - коммерческая.

Праздничный день, пролог романа, мягкий приговор, закономерное явление, позитивное отношение.

Задание 2. В 20-е годы XX века известный деятель отечественной культуры С. Волконский писал: «Влияние иностранного слова несомненно расслабляющее, когда говорящий не сознаёт под ним корней. Как всякое полузнание, оно хуже незнания, всё равно как полуистина есть уже заблуждение». Ниже дан небольшой список «дефективных» (заимствованных из других языков) выражений. Подберите к ним соответствующие «коррективы» (синонимы из русского языка).

Варьировать, фиксировать, реанимация, раритет, тенденциозность, толерантный, цитадель.

Задание 3. Определите различия в значении слов. За справками обращайтесь к толковым словарям русского языка и словарям иноязычных слов.

Грант, дотация, пенсия, стипендия, субсидия.

Задание 4. Составьте словосочетания с каждым из паронимов.

Глубинный – глубокий, далёкий – дальний, игровой – игристый – игорный, доверительный – доверчивый, исполнительный – исполнительский, оклик – отклик; эффектный – эффективный; невежа – невежда; скрытый – скрытный.

Задание 5. Подберите фразеологические синонимы к следующим устойчивым сочетаниям.

Валять дурака, белая кость, сапоги всмятку, ни то ни сё.

ВАРИАНТ 4

Задание 1. В последние годы в русском языке наметилась тенденция к появлению новых антонимических пар, которые активно используются в публицистической и разговорной речи. В связи с непостоянством, изменчивостью признаков моделируются новые смысловые противоположности. Подберите антонимы, учитывая новые явления в общественной жизни, контрастирующие между собой.

Образец выполнения: благотворительная организация - коммерческая.

Конструктивный подход, силовые методы борьбы, стартовая цена, фирменная одежда, эксклюзивный товар.

Задание 2. В 20-е годы XX века известный деятель отечественной культуры С. Волконский писал: «Влияние иностранного слова несомненно расслабляющее, когда говорящий не сознаёт под ним корней. Как всякое полузнание, оно хуже незнания, всё равно как полуистина есть уже заблуждение». Ниже дан небольшой список «дефективных» (заимствованных из других языков) выражений. Подберите к ним соответствующие «коррективы» (синонимы из русского языка).

Электорат, эксклюзивный, спонтанный.детальный, индифферентный, аномалия, деградация.

Задание 3. Определите различия в значении слов. За справками обращайтесь к толковым словарям русского языка и словарям иноязычных слов.

Визажист, косметолог, гримёр.

Задание 4. Составьте словосочетания с каждым из паронимов.

Доброта – добротность, жёсткость – жестокость, поза – позиция, тема – тематика, факт – фактор, отдельный – отдельский; диктат – диктант; демократичный – демократический; запасный – запасливый.

Задание 5. Подберите фразеологические синонимы к следующим устойчивым сочетаниям.

Стреляная птица, отдать богу душу, без царя в голове, жить душа в душу.

Пояснение к работе:

Омонимы.

Не следует путать многозначные слова и омонимы. Все значения многозначных слов связаны между собой по смыслу:

Жать руку друзьям.                             Ботинки жмут в подъёме.

Несмотря на различные значения этих слов, они связаны по смыслу – «стискивать, давить, сжимать». Если связь между значениями слов утрачивается, образуются новые слова, обозначающие разные понятия, омонимы.

Омонимы (от греческого homos – «одинаковый», onyma – «имя») – слова-дойники, никак не связанные в смысловом отноше



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.191 с.)