I. Непонимание значения слова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Непонимание значения слова



Употребление слова в несвойственном ему значении

2. Такие ошибки встречаются как в устной речи, так и в письменной. Особенно неприятно видеть их на страницах газет, журналов, книг.

3. Например, не следует путать глаголы ошвартоваться (стать у причала) и отшвартоваться (отойти от причала), наречия ничком (вниз лицом) и навзничь (вверх лицом), существительные эмигрант (человек, выехавший в чужую страну) и иммигрант (человек, поселившийся в чужой стране).

4. Если вы почаще будете заглядывать в толковый словарь, то никогда не напишите: торная изба. Ведь слово "торный" означает "гладкий, ровный, наезженный" и сочетается в современном языке только с существительным дорога.

Неразличение конкретной и отвлеченной лексики

1. Такие ошибки встречаются в школьных сочинениях.

2. Дворянство числом в двести человек вышли ему навстречу.

3. Дворянство -- в феодальном и, позднее, капиталистическом обществе: привилегированный господствующий класс (из помещиков и выслуживающихся чиновников).

4. В данном предложении нужно употребить слово дворяне (дворянин -- "лицо, принадлежащее к дворянству"), так как не сам класс, а только его представители встречали гостя.

Лексическая сочетаемость

1. При употреблении слов в речи необходимо учитывать особенности лексической сочетаемости, т.е. их способности соединяться друг с другом. Так слова смелый, храбрый, отважный, мужественный сочетаются со словом человек, но со словом мысли слово храбрый не сочетается.

2. Примеры нарушения лексической сочетаемости нередко встречаются в печати:

3. "Большинство времени" -- слово большинство сочетается со словами, обозначающими предметы, которые поддаются счету: большинство писателей, большинство голосов; а также: большинство населения, или группы, поскольку в собирательном значении заключено понятие о каком-то количестве однородных единичных предметов; этому условию не удовлетворяет слово время, поэтому следует сказать: большая часть времени;

4. "Увеличение уровня благосостояния" -- уровень может повышаться или понижаться, но не увеличиваться или уменьшаться, поэтому можно сказать: повышение уровня благосостояния.

Употребление многозначных слов

1. Включая в свою речь многозначные слова, нам следует быть очень внимательными, мы должны следить, понятно ли именно то значение, которое мы хотели раскрыть в этой речевой ситуации.

2. При употреблении многозначных слов очень важен контекст. Именно в контексте ясно то или иное значение слова. И если контекст отвечает своим требованиям (законченный в смысловом отношении отрезок речи, позволяющий установить значения входящих в него слов или фраз), то каждое слово в предложении понятно. Но бывает иначе: Он уже распелся.

3. И непонятно: или он начал петь, увлекся; или, пропев некоторое время, начал петь свободно, легко.

Употребление омонимов

1. При употреблении в речи омонимов как таковых ошибок нет. Но в определенных речевых ситуациях омонимы могут привести к двусмысленности: Штурман был у нас -- серьезный такой человек. Собрался он на берег. Прыгнул в шлюпку и кричит мне:
-- Эй, милая, трави кошку, да живо!
Я услышала и ушам не верю: у нас на судне был кот сибирский. И вдруг его травить! За что? (см. в морском словаре: кошка -- маленький шлюпочный якорь).

2. В определенном контексте могут создаваться индивидуально-стилистические омонимы, например из письма П.А. Вяземского А.С. Пушкину: "Я всю зиму проведу в здешнем краю. Я говорю, что я остепенился, потому что зарылся в степь ".

Употребление паронимов

1. Особенно много опасных подводных камней скрывается среди паронимов (слов, близких по значению, но не совпадающих по смыслу). Путаница возникает нередко из-за неточного употребления таких слов, как: командированный (человек) и командировочный (документ),
туристский (лагерь) и туристический (журнал),
праздничный (ужин) и праздный (образ жизни).

2. Смешение паронимов весьма типично для сочинений школьников и абитуриентов. В их работах можно встретить: нестерпимое положение (вместо нетерпимое);
дождливая туча (вм. дождевая);
хищное истребление лесов (вм. хищническое);
эффектные меры (вм. эффективные) и т.п.

Употребление синонимов

1. Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. Характеризуя определенный признак, свойство предмета или явления, синонимы точно и емко передают тончайшие оттенки знания, оттенки мысли, чувства. Особенно сильно воздействует нагнетание синонимов: Хризолитовые ленты с медленным хрустом рвались, разбивались, рассыпались сияющими, живыми шариками (Б. Лавренев);

2. Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего. (А.П. Чехов).

3. У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность -- стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка -- просторечные, оплошка -- разговорное; ляп -- профессионально-жаргонное.

4. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке:

Совершив оплошку, директор завода сразу же стал её исправлять.

II. Многословие

1. Плеоназм (от греч. рleonasmos -- избыток, чрезмерность) -- употребление в речи близких по смыслу и потому логически лишних слов.

У него была огромная библиотека книг.

Библиотека -- это "собрание книг, а также помещение, где они хранятся"; следовательно, слово книг лишнее.

2. Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте. Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 1 апреля об этом позаботится книжный магазин "Дружба".

3. Тавтология (от греч.тauto - то же самое, logos - слово) - повторение однокоренных слов или одинаковых морфем.

Тавтологические ошибки распространены в сочинениях школьников, а также на страницах газет и журналов.

Руководители предприятий настроены на деловой настрой.

Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку в проливе Ла-Манш.

В конце 60-х годов сложилась сложная ситуация.

Совсем не сложно исправить эти предложения; в одном тавтологическое слово заменить на синоним, а в другом совсем убрать его...

Содержание отчёта:

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

6. Вывод

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «лексика».

2. Что входит в понятие «лексические нормы»?

3. Раскройте понятие «оксюморон».

4. Приведите два-три примера антитезы из художественных произведений русской классики.

5. Перечислите, в чём заключается особенность употребления паронимов.

 

 

Практическое занятие №5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.007 с.)