Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа



с нулевым окончанием с выраженным окончанием
мокасин, нападок, панталон, потёмок, рейтуз, сумерек, шаровар будней, дровней, заморозков, клипсов, лохмотьев, отрепьев, яслей

Вариантные формы

баклажан // ов, барж // ей, бот // ов, верховьев // верховий, гардемарин // ов, грабель // граблей, грамм // ов, кадет // ов, килограмм // ов, колен // ей, низовий // низовьев, ом // омов, простынь // простыней, рельс // рельсов, русл // русел, сот // ов, ходуль // ходулей

ЗАПОМНИТЬ: кочерёг, крылец, носков, чулок, полотенец

Имена прилагательные.

1) Употребление полных и кратких форм.

В качестве однородных членов предложения должны употребляется или только полные формы, или только краткие:

Он хорош, но мягкотел.               //            Он хороший, но мягкотелый.  

Волосы у неё длинные и тонкие. //            Волосы у неё длинны и тонки.     

2) Образование форм степеней сравнения.

Ошибки при образовании степеней сравнения чаще всего представляют собой избыточность формы:

В этом месте море более глубже. //     Самая темнейшая ночь.

3. Имена числительные.                                                                                                                        Особое внимание при употреблении числительных следует обратить на склонение слов этой части речи.

1) Склонение числительных.

Запомните!

1. При склонении числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 изменяются обе части:

И.п.

пятьдесят

двести

девятьсот

Р.п.

пятидесяти

двухсот

девятисот

Д.п.

пятидесяти

двумстам

девятистам

В.п.

пятьдесят

двести

девятьсот

Т.п.

пятьюдесятью

двумястами

девятьюстами

П.п.

пятидесяти

двухстах

девятистах

2. У составных количественных числительных склоняются все входящие в них слова:

И.п.

тысяча

девятьсот

восемьдесят

девять
Р.п.

тысячи

девятисот

восьмидесяти

девяти
Д.п.

тысяче

девятистам

восьмидесяти

девяти
В.п.

тысячу

девятьсот

восемьдесят

девять
Т.п.

тысячью

девятьюстами

Восемьюдесятью

Восьмьюдесятью

девятью
П.п.

тысяче

девятистах

восьмидесяти

девяти
               

Имеют две формы

И., В.п. сорок девяносто сто триста
Р., Д., Т., П.п. сорока девяноста ста триста

 

Количественное числительное полтора, полтораста имеет две формы

И., В.п. полтора, полтораста Р., Д., Т., П.п. полутора, полутораста

Употребление собирательных числительных и числительных ОБА - ОБЕ.

1. Собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро не сочетаются с иенами существительными, обозначающими лиц женского пола, и с существительными мужского рода, обозначающими названия взрослых животных.

ПРАВИЛЬНО: двое друзей, трое суток, нас двое, четверо медвежат,

                       пятеро ребят, трое людей, шестеро больных

НЕПРАВИЛЬНО: трое подруг, двое доярок, четверо медведей

2.Форма с твёрдым согласным ОБА сочетается со словами мужского и среднего рода, а форма с мягким согласным ОБЕ – со словами женского рода.

ОБА ОБА ОБЕ
мужской род средний род женский род
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п. оба мальчика обоих мальчиков обоим мальчикам обоих мальчиков обоими мальчиками об обоих мальчиках оба поля обоих полях обоим полям оба поля обоими полями об обоих полях обе девочки обеих девочках обеим девочкам обеих девочек обеими девочками об обеих девочках

Содержание отчёта:

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

6. Вывод

Контрольные вопросы:

1. Что входит в понятие «морфологические нормы»?

2. Перечислите, в чём особенность употребления существительных в форме родительного падежа множественного числа?

3. В каком роде употребляются иноязычные неодушевлённые существительные?

4. Как определяется род русских несклоняемых слов – аббревиатур?

5. Укажите, в чём особенность употребления собирательных числительных с существительными.

 

Практическая работа №7

Тема:Синтаксический разбор.

Цели занятия:

производить синтаксический разбор словосочетаний и предложений различного вида

Задание:

ВАРИАНТ 1

Цель занятия:

производить синтаксический разбор словосочетаний и предложений различного вида

Задание.

1. Определите основную мысль текста, озаглавив его. Списывая и давая характеристику каждому предложению в скобках (по заданию 2), расставьте знаки препинания.

Через речку была дорога по которой зимой люди ездили на санях. Но пришла весна и лед на речке лопнул. Кусок дороги качаясь поплыл вниз по течению.
Это была большая льдина. С берегов слетались на льдину птички-трясогузки ловили над ней мушек. Раз около льдины вынырнул безглазый черный зверек и вылез на нее. Это был крот. Когда вода затопила луг ему нечем стало дышать под землей. Он и всплыл наверх но вот льдина задела одним своим краем сухой холмик.

2. Укажите виды предложений:

1) по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное);

2) по интонации голоса (восклицательное, невосклицательное);

3) по количеству грамматических основ (простое, сложное), подчеркнув главные члены предложения;

4) если предложение сложное, то указать вид сложного (союзное или бессоюзное, если союзное, то сложноподчинённое или сложносочинённое, чем соединено), затем разобрать каждое простое;

5) по характеру грамматических основ (односоставное, двусоставное), если односоставное, то вид сказуемого (глагольное, составное глагольное, составное именное);

6) по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое);

7) по наличию или отсутствию структурно необходимых членов (полное, неполное);

8) по наличию обособленных членов предложения (осложнённое (указать чем), неосложнённое);

9) подчеркните все члены предложения и укажите сверху над каждым словом часть речи.

3. Выпишите из первого предложения все словосочетания, указав главное и зависимое слово, охарактеризовав их по способу связи.

ВАРИАНТ 2.

Цель занятия:

производить синтаксический разбор словосочетаний и предложений различного вида

Задание.

1. Определите стиль и основную мысль текста.

В тайге было светло и тихо. Неслышно осыпалась последняя листва с берез и осин. Лиственницы уже давно оголились, и лес от этого казался еще светлее и прозрачнее. По высокому холодному небу улетали в теплые края гуси утки журавли. Летели стаями клиньями косяками протяжно крича. Приближалась зима. По утрам на вершинах сопок выпадал снег. Поэтому все спешили запастись кормом чтобы не голодать в длинные зимние месяцы.

2. Укажите виды предложений:

1) по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное);

2) по интонации голоса (восклицательное, невосклицательное);

3) по количеству грамматических основ (простое, сложное), подчеркнув главные члены предложения;

4) если предложение сложное, то указать вид сложного (союзное или бессоюзное, если союзное, то сложноподчинённое или сложносочинённое, чем соединено), затем разобрать каждое простое;

5) по характеру грамматических основ (односоставное, двусоставное), если односоставное, то вид сказуемого (глагольное, составное глагольное, составное именное);

6) по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое);

7) по наличию или отсутствию структурно необходимых членов (полное, неполное)

8) по наличию обособленных членов предложения (осложнённое (указать чем), неосложнённое);

9) подчеркните все члены предложения и укажите сверху над каждым словом часть речи.

3. Выпишите из третьего предложения все словосочетания, указав главное и зависимое слово, охарактеризовав их по способу связи.

ВАРИАНТ 3

Цель занятия:

производить синтаксический разбор словосочетаний и предложений различного вида

Задание.

1. Определите стиль и основную мысль текста.

Как-то раз старый лесник принес домой лисенка. Внучата очень обрадовались зверьку. Дедушка посадил его в большой ящик а дети поставили ему блюдечко с молоком и положили кусочек мяса. Но лисенок есть ничего не стал. Он прижался в уголке ящика и испуганно смотрел на ребят. Вечером когда все легли спать лисенок начал царапаться и тявкать. Он так шумел что никому не давал спать. Наконец дед не вытерпел и вынес ящик с лисенком в сарай.

2. Укажите виды предложений:

1) по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное);

2) по интонации голоса (восклицательное, невосклицательное);

3) по количеству грамматических основ (простое, сложное), подчеркнув главные члены предложения;

4) если предложение сложное, то указать вид сложного (союзное или бессоюзное, если союзное, то сложноподчинённое или сложносочинённое, чем соединено), затем разобрать каждое простое;

5) по характеру грамматических основ (односоставное, двусоставное), если односоставное, то вид сказуемого (глагольное, составное глагольное, составное именное);

6) по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое);

7) по наличию или отсутствию структурно необходимых членов (полное, неполное)

8) по наличию обособленных членов предложения (осложнённое (указать чем), неосложнённое);

9) подчеркните все члены предложения и укажите сверху над каждым словом часть речи.

3. Выпишите из первого предложения все словосочетания, указав главное и зависимое слово, охарактеризовав их по способу связи.

ВАРИАНТ 4.

Цель занятия:

производить синтаксический разбор словосочетаний и предложений различного вида

Задание.

1. Определите стиль и основную мысль текста.

Глухая тайга подходила к самому обрыву реки. Медведь бежал за мной по валежнику. Я сорвался с крутояра и пролетел около десятка метров по воздуху. Не разбился только потому что по пути цеплялся за кусты и этим задерживал стремительное падение. Когда я добрался до нашего лагеря ребята уже поджидали меня с ужином. Через несколько минут в лагерь следом за мной пожаловал и медведь. Очевидно он спустился к реке по знакомой ему тропинке. Близко к костру он не подошел и давал о себе знать за несколько десятков шагов треском сухого валежника.

2. Укажите виды предложений:

1) по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное);

2) по интонации голоса (восклицательное, невосклицательное);

3) по количеству грамматических основ (простое, сложное), подчеркнув главные члены предложения;

4) если предложение сложное, то указать вид сложного (союзное или бессоюзное, если союзное, то сложноподчинённое или сложносочинённое, чем соединено), затем разобрать каждое простое;

5) по характеру грамматических основ (односоставное, двусоставное), если односоставное, то вид сказуемого (глагольное, составное глагольное, составное именное);

6) по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое);

7) по наличию или отсутствию структурно необходимых членов (полное, неполное)

8) по наличию обособленных членов предложения (осложнённое (указать чем), неосложнённое);

9) подчеркните все члены предложения и укажите сверху над каждым словом часть речи.

3. Выпишите из первого предложения все словосочетания, указав главное и зависимое слово, охарактеризовав их по способу связи.

Пояснение к работе:

Члены предложения

Член предложения Вопросы Смысловой признак Графическое изображение
Подлежащее кто? что? предмет __________________  
Сказуемое что делать? что делать? действие состояние ================
Дополнение вопросы косвенных падежей предмет _ _ _ _ _ _ _ _
Определение какой? чей? признак предмета ~~~~~~~~~~
Обстоятельство где? куда? как?... признак действия или другого признака. _ _ _ _ _ _

Методические рекомендации к выполнению задания 2:

При выполнении з адания 2 упражнения 2 нужно учитывать порядок синтаксического разбора предложения. Подчеркивается каждый член предложения и указывается сверху над каждым словом часть речи, при этом используются традиционные графические изображения и сокращения

Образец выполнения задания 2 упражнения 2:

 мест.глаг.  предл. сущ.         нар.

Мы пойдём в лесзавтра? (вопросит., невоскл., прост., двусост., распр., полн., неосложн.)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.037 с.)