Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ударение в простых и производных словах

Поиск

НЕМЕЦКИЙ АЛФАВИТ

 

Печатные буквы Рукописные буквы Немецкое название букв Печатные буквы Рукописные буквы Немецкое название букв
А а   а N n   эн
В b   бэ 0 о   о
С с   цэ Р р   пэ
D d   дэ Q q   ку
Е е   э R r   эр
F f   эф S, s, ß   эс, эс-цет
G g   гэ Т t   тэ
Н h   ха U u   у
I i   и V v   фау
J j   йот W w   вэ
K k   ка X х   икс
L 1   эл Y у   ипсилон
M m   эм Z z   цет

 

 

I. БУКВА И ЗВУК

 

Фонетический строй немецкого языка отличается от русского, имеет свои фонетические и интонационные особенности. Чтобы научиться правильно произносить слова и читать по-немецки, недостаточно знать только алфавит. Необходимо понять различие и связь между буквой и звуком и запомнить, какой звук соответствует какой букве или буквосочетанию.

Некоторые звуки немецкого языка сходны по звучанию с русскими, некоторые отличаются по положению артикуляционных органов во время их произнесения, некоторых звуков и фонетических явлений в русском языке нет (твердый приступ, смыслоразличительная функция долготы и краткости, открытости и закрытости гласных). Поэтому необходимо знать правила произношения различных звуков, а также некоторые особенности звуковой системы немецкого языка.

ГЛАСНЫЕ

Таблица "от звука к букве"

Звук (тран- скрипция)   Характеристика звука Орфо- графия   Примеры
i: i y: y e: ε: ε Ø: œ a: a o: Ɔ u: ℧ Ə ae ao ƆØ долгий, закрытый краткий, открытый долгий, закрытый краткий, открытый долгий, закрытый долгий, открытый краткий, открытый долгий, закрытый краткий, открытый долгий, открытый краткий, открытый долгий, закрытый краткий, открытый долгий, закрытый краткий, открытый безударный дифтонг дифтонг дифтонг i, ie, ih i ü, üh ü e, ee, eh e, ä ä, äh ö ö a, aa, ah a o, oh o u, uh u e ei, ai, ay au eu, äu der Igel, hier, fliegen, ihr der Himmel, das Kind, bitte der Schüler, der Frühling fünf, glücklich, zurück leben, das Meer, stehen, zehn der Käfig, zählen das Heft, die Gäste, das Männchen böse, der Löwe, schön die Wölfe, zwölf das Plakat, der Saal, die Fahne Anna, die Klasse, die Mappe das Brot, rodeln, wohnen der Ordner, die Sonne, der Wolf der Mut, die Schule, der Stuhl der Hund, turnen, und bellen, der Igel, das Zimmer der Bleistift, der Mai,Bayern das Haus, die Maus, grau der Freund, neun, die Häuser

Твердый приступ

Гласные звуки немецкого языка в начале слова, слога или второй части сложного слова произносятся с так на­зываемым твердым приступом. Твердый приступ — это легкий гортанный шум, сопровождающий гласный звук. Он возникает от сильного напряжения голосовых связок при произнесении этих гласных. Твердый приступ не свой­ствен русскому языку, но подобный призвук можно услы­шать в русском ах, произнесенном шепотом.

Благодаря наличию твердого приступа в немецком язы­ке конечный звук одного слова не сливается с начальным гласным звуком последнего слова. Так, например, в слово­сочетании mit 'Anna предлог mit произносится отдельно от слова Anna вследствие того, что гласный звук а в начале этого слова произносится с твердым приступом. Знак [’] означает, что гласный звук в этих словах произносится с твердым приступом. Не смешивайте этот знак со знаком ударения ['].

Упражнение

1. Прочтите вслух следующие словосочетания, обращая внимание на твердый приступ:

’am ’Ende ’am ’Abend

’um ’acht ’Uhr ’einsteigen

’er ’antwortet ’an diesem Wochen’ende,

be’antworten seine ’Eltern ver’ehren

die ’Abfahrt ’er ’er’innert sich ’an ’uns

’offen ’Orden

’Ende mit’einander

’Auf ’enthalt ’un’unterbrochen

’Insel ’Unglück

’Oper be’obachten

Be’amte be’arbeiten

 

Долгота и краткость гласных

Одной из наиболее характерных черт немецкой звуковой системы является четкое разграничение долгих и кратких гласных, которое выполняет смыслоразличительную функцию:

Долгий звук Краткий звук

Die Saat macht satt.

Der Ofen ist offen.

Долгота и краткость гласного звука в немецком языке определяется по характеру слога. Слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытый слог – слог, оканчивающийся на гласный звук, в открытых ударных слогах гласные всегда долгие. В закрытых слогах (оканчивающихся на согласный), которые при изменении слова не могут быть открыты, гласные обычно краткие.

Открытый слог Закрытый слог

sa-gen al-les

a-ber Was-ser

Долготу и краткость гласного можно различить и по написанию слова. Существует несколько способов обозначить их на письме:

Буквы а, е, i, о, и обозначают долгие гласные звуки в следующих случаях:

1) если за ними следует только одна буква, обозначаю­щая согласный звук, например:

wir — мы; Brot — хлеб; Rat — совет;

2) в случае двойного написания этих букв (аа, ее, оо), например:

Paar — пара; Meer — море; Boot — лодка;

3) если за ними следует буква h (немое h), например:

Fahne — знамя; ihr — вы; wohnen — жить; Uhr — ча­сы; sehen - видеть

4) буква i обозначает долгий гласный звук, если за ней следует буква е, которая не читается, например:

nie — никогда; Sieg — победа.

Буквы а, е, i, о, и обозначают краткие гласные звуки в следующих случаях:

1) если за ними следуют две одинаковые буквы, обозначающие согласный звук, например:

Mann — мужчина; Zimmer — комната;

2) если за ними следует несколько согласных, относя­щихся к корню слова, например:

kurz — короткий.

Упражнение

 

1. Прочтите слова, проследите за наличием твердого приступа (пункты 1, 2, 5) и за долготой и краткостью гласных (смыслоразличающий фактор):

 

1) [ a:] [a] ’Ahn ’an (er) ’aß ’Aß (ihr) ’aßt ’Ast 2) [i:] [I] ’ihn ’in ’ihm ’im ’ihnen ’innen ´bieten ´bitten ´Wiesen ´wissen schief Schiff
3) [e:] [ε] den denn wen wenn Beet Bett ´beten ´Betten 4) [ε:] [ε] ´bäte Bett ´Väter ´Vetter näht nett ´Räte ´rette  
5) [o:] [Ɔ] ´’Ofen ´’offen ´wohne ´Wonne bohrt Bord Schoß schoß 6) [ε:] [e:] ´’Ähre ´’Ehre Mär mehr ´Bären ´Beeren ´säen ´sehen

 

СОГЛАСНЫЕ

 

Таблица "от звука к букве"

 

Звук (тран- скрипция)   Орфография   Примеры
p f v t s z ∫ ç k ks ŋ x h аффрикаты: ts pf tʃ p, pp, b f, v w, v t, tt, d ß, ss, s s sch, s ch, g k, ck, g chs, x ng, nk ch h   z, tz, ts pf tsch, ch der Platz, die Mappe; ob, siebzehn der Freund, laufen; der Vater, viel das Wetter, zwei; die Revolution die Tafel, das Wetter; bald, das Bild dreßig; die Klasse; der Gast sagen, der Käse die Schule, der Tisch; der Stuhl, spielen ich, die Milch; fertig, der Käfig kommen; die Flocken; der Berg sechs; Alex die Zeitung, hängen, bringen; trinken, danken einfach, noch, das Buch, auch der Hase,heute, umher   die Zeit, der Zirkus; sitzen Pferd, Kampf, Gipfel Deutsch, tschechisch, Champion

 

Таблица "от буквы к звуку"

(гласные и согласные)

 

Буквы и букво- сочетания   Звуки (русскими буквами)   Примеры   Примечания
  a   aa ah краткий гласный а долгий гласный а долгий гласный а долгий гласный а fallen   sagen Paar fahren     произносится при широко раскрытом рте
ai au ай ау Mai auf  
  ä   äh äu краткий гласный э
 
 


долгий гласный э

долгий гласный э

ой

März   Fräser Ähre Räume  
  b б
 
 


п

Buch   Antrieb  
  ch х как в слове "хата"
 
 


х как в слове "вехи"

acht   recht, nicht в конце слова или слога после a, o, u, au после e, i, ö, ü, ei, eu, äu, l, r, n
chs ck кс к sechs schicken  
  d д
 
 


т

das   bald     в конце слова или слога
  e краткий гласный э как в слове "эхо" безударный беглый гласный э как в слове "нужен"     Name     в безударных конечных слогах и приставках be-, ge-
e ee eh долгий гласный е как в слове "цели" geben Meer sehr произносится при сильно растянутых губах
ei eu f ай ой ф mein neu Fahne  

 

  g г
 
 


к

gut   Tag     в конце слова или слога
    h звук-выдох
 
 

 

 


звук долготы (не

читается)

haben   sehen произносится последующий гласный с предварительным сильным выдохом
  i краткий гласный и
 
 


долгий гласный и

bis   Mine    
ie ih долгий гласный и долгий гласный и vier ihnen  
j й Jahr jeder Joch Juli отдельно не произносится, в сочетаниях соответственно: ja – русск. я, je – русск. е, jo – русск. ё, ju – русск. ю
k l   m к л м Kino leben Lampe mehr    
  n н
 
 


носовой звук

nein   links     перед k
ng носовой звук jung  
  o   oh oo краткий гласный о
 
 


долгий гласный о

долгий гласный о

долгий гласный о

wollen
 
 


Brot

ohne

Boot

    произносится при округленных вытянутых губах
    ö   долгий гласный
 
 

 

 


краткий гласный

Öl   können при сильно округленных губах произносится долгий немецкий звук е при округленных губах произносится краткий немецкий звук е
p   ph qu п ф кв Pause   Phase Quadrat произносится с придыханием
r р Rente в отличие от русского – малое количество вибраций кончика языка
  s   з
 
 


с

 
 


ш

sein, Fräser   aus, ausbeuten   Sport, bestehen в начале слова или слога, перед гласной произносится глуше русского з в конце слога или слова перед p и t в начале слова и корня
sch ss ß ш с с schon essen groß, Straße  
  t т
 
 


ц

tun   Revolution произносится с придыханием только в суффиксе -tion
th т Thema произносится с придыханием
tsch tz ч ц Deutsch sitzen  
  u   uh краткий гласный у
 
 


долгий гласный у

долгий гласный у

Muster   gut Uhr   произносится при сильно вытянутых губах
    ü     ü краткий гласный
 
 

 

 


долгий гласный

долгий гласный

müssen   üben früh   при округленных губах произносится краткий немецкий звук i при сильно округленных и вытянутых губах произносится долгий немецкий звук i
  v ф
 
 


в

Vater   Vase     в словах с латинским корнем
w x y   z в кс гласный ü ц wie Max Physik   zwei     см. пояснения к ü краткому

 


Гласные [ a: ],[a]

 

При произнесении гласного [ a: ] рот широко открыт. Язык плоско лежит в полости рта, задняя часть языка слегка приподнята к нёбу. Кончик языка касается нижних зубов. В отличие от русского[A] и от немецкого краткого [a] долгий [ a: ] имеет более низкую звуковую окраску.

Звук [ a: ] долгий, открытый, нелабиализованный гласный заднего ряда. В начале слова и на границе морфем звук [ a: ] произносится с твёрдым приступом.

Звук [ a: ] произносится в

1) открытых слогах, например: da, nah, Lage, Tage

2) закрытых слогах, которые могут в определённой форме слова становиться открытыми: klar, Gras, traf, war(waren)

3) суффиксах –bar, -sal, -sam, -at, -nam, например: dankbar, Schicksal, einsam, Heimat.

4) закрытых слогах следующих слов: der Adler, Afrika, Agnes, die Art, artig, der Arzt, der Bart, brach, Habsburg, das(der) Harz, die Jagd, der Makler, nach, der Papst, der Quark, der Quarz, sprach, die Sprache, die Stadt, zart.

Если [ a: ] находится в открытом безударном слоге, то он произносится как полудолгий [ a. ]: Qualifikation, Station, Kalender.

Для обозначения долгого [ a: ] на письме служат:

1) буква a, например: da, Lage

2) буквосочетание ah, например: Strahl, Zahl, wahr.

3) удвоенный aa, например: Saat, Aal.

При артикуляции краткого звука [a] рот приоткрыт примерно на ширину большого пальца руки. Кончик языка контактирует с нижними зубами.

[a] - короткий, открытый, нелабиализованный гласный переднего ряда, спинка языка лишь немного приподнята к нёбу.

Краткий [a] произносится в закрытых слогах и перед удвоенной согласной, например: ab, an, man, Affe. В виде исключения он произносится также в следующих словах: der Bräutigam, die Gala, die Grammatik, Hamburg, der Januar, der Kakadu, der Nektar, Kanada, der Monat, der Nachbar, Stephan.

Упражнения

1. Прочтите данные ниже слова, учитывая долготу и краткость гласной " а " и обращая внимание на твердый приступ в начале и середине слова:

 

[ a:] [a]  
Aal Art Arzt aß aber Abend Atem Afrika Asien ahnen Adler die Stadt da nah sah ja Kater Parade Bar gar Jahr wahr Schar Schaf Glas Saal Mal Wahl sagt Harz Haken Nagel zahlen Magen Tage Wagen Schaden ab an Ast Amt als alt Affe Apfel Alter Asche achten arg Bann dann wann Tante Tasse Macht Gewalt Band hart halt Hand Wand warm arm krank Land bald Salz warten Garten Falle Tanne fassen Wasser Kasten Lachs
         

 

2. Прочтите слова, обращая внимание на долгий [ a:] и краткий [a] в одном слове:

Abfahrt Anzahl manchmal

dankbar Wartesaal Apparat

rabenschwarz Nachbar Tatsache

Attentat Nachtigall Annemarie

Artikulationsart Ar­beiterstaat Zahnarzt

 

3. Прочтите слова, обращая внимание на полудолгий [a·] в конце слова и в середине слова в безударной позиции:

Analyse Katastrophe Laterne Malerei

Para­dies Vagabund Blamage Parade

Thema Schema Luna Anna

Ida Helga Karola Eva

4. Прочтите следующие группы слов и предложения, различая долгую и краткую " а":

а) ein erfahrener Arzt ein warmer Abend keine Ahnung haben Tag und Nacht Frage und Antwort Rat und Tat

im Schwarzwald Schmach und Schande mit Ach und Krach

mit Sack und Pack im Schlafwagen fahren schalten und walten

Hand in Hand wandern manchmal Spaß machen gesagt – getan

 

b) Man soll nicht zwei Hasen auf einmal jagen.

Ein Narr macht hundert Narren.

Ein froher Gast ist niemals eine Last.

Wer will haben, muß auch graben.

Bei Nacht sind alle Katzen grau.

Aller Anfang ist schwer.

Keine Antwort ist auch eine Antwort.

Andere Jahre - andere Haare.

Guter Rat kommt über Nacht.

Wer die Wahl hat, hat die Qual.

Am Raben hilft kein Bad.

Hoffen und Harren macht manchen zum Narren.

Nach der Tat finden auch die Narren Rat.

Iß, was gar ist, trink, was klar ist, sprich, was wahr ist.

 

c) Laß dir von keinem Fachmann imponieren, der dir erzählt: "Lieber Freund, das mache ich schon seit zwanzig Jahren so!" – Man kann eine Sache auch zwanzig Jahre lang falsch machen. (K. Tucholsky)

Man darf anders denken als seine Zeit, aber man darf sich nicht anders kleiden. (J.W. Goethe)

 

5. Прочтите следующее стихотворение, обращая внимание на долготу и краткость " а":

Ein Hase saß auf einer Bank. Sein kleines "a" war etwas krank. Doch kamen Boote dort vorbei, die hatten von dem "o" gleich zwei.  
  Rasch helfen sie dem Hasen aus. Ein Bote trug das "a" nach Haus. Der Hase staunte wunderbar, Daß er nun eine Hose war.
     

Понятие ударения

Упражнения

1. Прочтите слова. Обратите внимание на ударение в производных словах с неотделяемыми приставками:

begleiten empfangen enthalten erfahren gefallen ver­stehen

zerbrechen Beweis Gebrauch Entwurf Emp­fang Erzählung Zerfall beliebt gesund

verwandt erregt begegnen

 

2. Прочтите слова. Обратите внимание на ударение в производных глаголах с отделяемыми приставками:

abfahren - fuhr ab - abgefahren

annehmen - nahm an - angenommen

eintreten - trat ein - eingetreten

aufstehen - stand auf - aufgestanden

 

3. Прочтите слова. Обратите внимание на ударение в производных словах с безударными суффиксами:

Techniker Mechaniker Phonetiker

Gärtner Sportler Künstler

wichtig richtig freilich

deutlich Frühling Zeitung

Meinung Übung Prüfung

 

4. Прочтите слова. Обратите внимание на второстепенное ударение в суффиксах -bar, -sam, -sal, -tum, -schaft, -haft, los следующих производных слов:

fruchtbar wunderbar bemerkbar bewohnbar ersetzbar unfaßbar ungenießbar unlösbar unbewegbar unvergleich­bar zwei­fellos beispiellos geschmacklos gehorsam arbeitsam bedeutsam empfindsam ge­meinsam schweigsam unbeugsam unaufmerksam un­aufhaltsam Schicksal erfolglos obdachlos merkmalhaft Altertum Bürgertum Eigentum Beamtentum Fürstentum Ideenreichtum Eigenschaft Meisterschaft zweifelhaft mei­sterhaft tadellos kostenlos grenzenlos

 

5. Прочтите слова. Обратите внимание на ударение в производных словах иностранного происхождения:


Opera'tion Opposi'tion Kapi'tän Sekre'tär Aspi'rant Theo'rie Garan'tie Inge'nieur Philo'loge Philo'soph Tele'phon elemen'tar experimen'tell so'zial kom'pakt ner'vös Journa'list Mole'kül Am'pulle Pro'fil Ter'min termi'nal Komp'lex Te'nor

6. Прочтите следующие ряды слов. Обратите внимание на смещение ударения в однокоренных словах:

Mu'sik - musi'kalisch - 'Musiker,

Phy'sik - physi'kalisch - 'Physiker,

Mathema'tik - mathe'matisch - Mathe'matiker,

Kri'tik - 'kritisch - 'Kritiker,

Poli'tik - po'litisch - Po'litiker,

E'lektron - Elek'tronen - Elek'tronik,

'Ozean - Oze'ane - Oze'anien,

Trans'port - transpor'tabel - transpor'tieren,

Rub'rik - Rubri'kator - rubri'zieren

'Doktor - Dok'toren,

'Lektor - Lek'toren,

Cha'rakter - Charak'tere - charakte'ristisch - Charak­te'ristik

 

Гласные [e:], [ε:], [ε]

При произнесении звука [e:] следует избегать:

1) дифтонгизации звучания (скользящая артикуляция)

2) надставки j в начале слова, что возможно в русском языке: Ева - [´jeva], Eva - [´‘e:f a. ].

[e:] – долгий, закрытый, нелабиализованный гласный переднего ряда. Он произносится:

1) при написании ee, например: Meer, See, Tee;

2) при написании eh, например: sehen, lehren, lehr, fehlen;

3) при написании e в открытых слогах, например: leben, Regen, wegen;

4) при написании e в относительно закрытых слогах, например: Weg, schwer, Problem;

5) при написании e в коротких не изменяющихся словах перед сонорным согласным, например: wer, wem, der, dem, wen, her.

6) при написании e в закрытых слогах следующих слов: die Beschwerde, Dresden, die Erde, erst, das Erz, Gerhard, die Geste, her, der Herd, der Krebs, der Kreml, Mecklenburg, das Pferd, Schleswig, das Schwert, stets, werden, das Zebra;

Если буква е стоит в открытом безударном слоге, то произносится полудолгий [e·]: Chemie, Melodie, Meteor, Elefant.

[ε:] - долгий, открытый, нелабиализованный гласный переднего ряда. Он произносится:

1) при написании äh, например: Ähre, wählen, während;

2) при написании ä в открытых слогах, например: Väter, Träne, Gläser;

3) при написании ä в относительно закрытых слогах, например: Bär, gemäß;

4) при написании ä в закрытых слогах следующих слов-исключений: die Ärzte, das Gemälde, das Gespräch, das Mädchen, das Märchen, nächst, nämlich, dasRätsel, das Städtchen, die Städte, zärtlich.

Краткий [ε] артикулируется точно также, как долгий [ε:]. Рот раскрывается как при произнесении [a]. Губы образуют не напряжённый, чуть растянутый в стороны овал.

[ε] – краткий, открытый звук. Он произносится:

1) при написании ä в закрытых слогах, например: ändern, fällen, mächtig;

2) при написании e в закрытых слогах, например: Kern, fest, nett, weg;

3) при написании е в неотделяемых приставках emp-, ent-, er-, ver-, zer-, например: empfangen, entdecken, erzählen, verstehen, zerbrechen;

4) в безударном суффиксе -es греческих имён нарицательных: Aristoteles, Achilles, Sokrates;

5)при написании e в следующих словах-исключениях: das Billett, der Chef, die Herberge, der Herzog, das Hotel, das Relief, das Requiem, der Tibet.

 

Упражнения

1. Прочтите данные ниже слова, учитывая долготу и краткость гласной "e" и обращая внимание на твердый приступ в начале и середине слова:

[e:] [ε:] [ε]
eben edel ewig Ehe Ehre Erde Erz Epos Elend erstens ehrenhaft ehrlich Ethik Dresden Beet leer Meer schwer sehr werden Besen Meter nehmen Kegel Neger leben gehen The­ma ledig Tee See Schnee Spree Allee Armee Cafe wählen während Väter Träne Gläser Bär gemäß Ärzte Gebärde Gemälde Gespräch Mädchen Märchen nämlich Rätsel Städchen zärtlich Ähre Ebbe Ende Ecke essen Ärger Elbe Ernte Essig ändern etwas älter extra Echo Bett Decke Netz Hemd Fell Geld Feld fest Nerz Becher besser heftig mächtig nett weg empfangen entdecken Sokrates Schwester essen Fenster Wälder kennen

2. Прочтите следующие пары слов и определите, в каких из них гласная "е" читается как долгий закрытый [e:] или долгий открытый [ε:]:

Ehre — Ähre Beeren — Bären dehnen — Dänen

we­gen — wägen sehen — säen Segel — Säge

Rede — Rä­der beten — Bäder Leder — Läden

Kehle — Käse Se­ele — Säle geben — gäben

Feder — Väter Schemen — schämen

3. Прочтите следующие пары слов и определите, в каких из них произносится долгий закрытый [e:] или краткий открытый [ε]:

Beet — Bett Heer — Herr reden — retten

regen — Reс­ke wegen — wecken legen — lecken werten — Wär­ter Ebene — Ebbe Leder —Letter

wehen — welche näht – nett Väter – Vetter

 

4. Прочтите слова с полудолгим закрытым [e·]:

egal Elan elegant Element Emigrant Etage Epilog Elite

Elefant Episode Melodie Melone Republik Seme­ster Chemie Dekan Regime Theater Telegraph demon­strieren

dekadent generell

 

5. Произнесите правильно звуки [e:], [ε:] и [ε] в словах, словосочетаниях и

предложениях:

a) werten bewerten abwerten auswerten

entwerten wertvoll verwertbar aufwerten

 

b) ein wertvolles Geschenk ein enger Weg

Hege und Pflege geben und nehmen

leeres Stroh dreschen etwas auf der Seele haben

jemanden in die Schere nehmen ein Werk von Brecht

zum Verwechseln ähnlich keine Märchen erzählen

aus­erlesene Episoden (Gesellschaft,

Geschenke)

 

c) Ich bekam gestern ein wertvolles Geschenk.

Wir zählen die Esel (Pferde, Rehe, Messer, Teller, Ähren).

Sie erzählt von der Messe (Ausstellung, dem Wetter, dem Theater, dem

Leben).

 

d) Zunächst sieht es so aus, als könne dieses Verbrechen schnell geklärt werden.

(W. Steinberg)

Endlich fiel ein Mond­strahl durch die Fensterscheiben auf die Gemälde an der

Wand. (Th. S t o r m)

6. Прочтите следующие пословицы, скороговорки и высказывания великих людей, обращая внимание на звуки [e:], [ε:] и [ε]:

a) Besser spät als nie.

Alles vergeht, Wahrheit besteht.

Andere Städtchen, andere Mädchen.

Lange Fädchen, faule Mädchen.

Kehre zuerst vor deiner eigenen Tür.

Neue Besen kehren gut.

Wer die anderen nicht ehrt, ist der Ehre selbst nicht wert.

b) Esel essen Nesseln nicht, Nesseln essen Esel nicht.

Wenn Hesst in Essen Essen essen, essen Hessen in Essen Essen.

Wenn der Benz bremst, brennt das Benz-Bremslicht.

 

c) Der Zweck des Lebens ist das Leben selbst. (J. W. Goethe)

In jedem Menschen ist etwas von allen Menschen. (G. Ch. Lichtenberg)

7. Прочтите следующие загадки, соблюдая долготу и краткость гласных:

1) Es fällt vom Himmel, macht dich naß, so sag mir doch, was ist denn das.

2) Was geht über das Feld und bewegt sich nicht?

3) Klebt ihr graues Nest am Dielenbalken fest.

4) Kennst du das allergrößte Licht? Es scheint und wärmt und brennt doch nicht.

 

Упражнения

1. Прочтите следующие слова, обращая внимание на редуцированный [Ə]:

Lage Ecke danke Rabe

Affe Tinte Ende Hose

Menge Dinge Lunge Wolle

Laube Klasse Straße nehmen

brennen öffnen begegnen schwimmen

zwin­gen ehren fehlen erzählen

verzeihen betreuen nähen aussehen

ziehen drohen blühen laufen

Affen lesen beweisen trotzen Nutzen rauschen Taschen Kragen

lügen verstecken nicken Moden betreten Lauben stoppen Lappen

Apfel Sessel Esel Kittel

 

2. Прочтите следующие слова, обращая внимание на редуцированный [Ə] в приставках be- и ge-:

beachten Beamter beobachten bedecken begehen be­quem beliebt bereit

berühmt beraten berichten bearbeiten

Bezirk Bericht Beschwerde Besteck

Gericht gebrau­chen gegeben Gehalt

geraten gering Ge­bäude Gesicht

Gefahr geahnt geehrt geeint

gerecht Geräusch Gerücht Gerät

 

Auf dem See

Auf der Welle blinken

Tausend schwebende Sterne.

Holde Nebel trinken

Rings die türmende Ferne.

Morgenwind umflügelt

Die beschattete Bucht,

Und in See bespiegelt

Sich die reifende Frucht.

 

 

Ударение в сложных словах

 

В немецком языке главное ударение (´) в сложных словах, как правило, падает на определяющее слово, которое стоит обычно перед определяемым словом: Ge´päck´´ träger, ´dunkel´´ blau. Исключение составляют слова, в которых определяемый корень находится перед определяющим: ´´ Jahr ´zehnt, ´´ Jahr ´hundert, ´´ Jahr ´tausend.

В сложных словах, состоящих из трех слов, главное ударение падает также на определяющее слово, а второстепенное ударение (´´) (из ритмических соображений) - на последнее слово: ´Weltfest´´ spiele, ´Fernseh´´ kamera, ´Lichtspiel´´ haus. В некоторых словах главное ударение падает на второе слово, поскольку при самостоятельном употреблении двусоставного слова оно несёт основное ударение: Kalt ´wasser kur, Jahr ´hundert wende, Guten ´morgen gruß.

В сложных глаголах ударным является первый глагол: ´kennen lernen, spa´zieren gehen.

В сложных прилагательных и наречиях ударным, как правило, является первое слово: ´alt deutsch, se´kunden lang, (но alt´englisch, alt´indisch).

В сложных числительных ударение падает на каждое слово: ´vier´hundert´zwölf.

В существительных, состоящих из буквы и слова, ударной является буква: die ´S-Bahn, die ´U-Bahn, ´o-beinig.

В аббревиатурах ударение падает на последнюю букву: die BR´D, der LK´W.

 

Упражнения

1. Прочтите правильно следующие сложные слова:

Frauenstimme Feierabend Schwiegermutter Wortakzent Bezirksstadt Erfrischungsraum

Straßenverkehr Fahrt­richtung Schlafwagen

Speisehalle Notbremse Gepäckträger Bahnhofsvorsteher Bahnhofsbuchhandlung Fahr­kartenschalter Eisenbahn Hochschulbildung friedliebend

postlagernd gleichberechtigt feuerfest

inhaltsreich erfolgreich Kubikmeter wahrheitsgetreu hochschätzen freisprechen Spazierengehen sitzenbleiben stehenbleiben

Kinderwochenheim Zweifamilienhaus Hochschule

Neumondnacht Naturschutzgebiet Altweibersommer

2. Прочтите слова, поставив ударение на второе слово в сложных географических названиях:

Bremerhaven Kopenhagen Neumünster Neubrandenburg Travemünde Saarbrücken Neuseeland Nordrhein

 

3. Прочтите, поставив правильное ударение на последнее слово в следующих сложных словах:

willkommen durcheinander unterwegs schwarzweiß schwarzrotgold das Aufundab das Hinundher das Ein­maleins

 

4. Прочтите. При чтении обратите внимание на ударение в сложных словах, которые состоят из одной буквы и слова:

der D-Zug das D-Dur das C-Moll die Q-Gruppe

die S-Bahn die U-Bahn das U-Boot u-förmig

x-beinig die X-Strahlen

 

5. Прочтите. Поставьте правильно ударение в сложных словах, которые состоят из нескольких начальных букв (аббревиатуры):

die DDR die BRD die UdSSR der DFD die IDFF

der LKW der PKW die GmbH die AG die EU

Понятие интонации

Упражнения

Упражнения

1. Прочтите следующие слова, обращая внимание на долготу и краткость гласного " i":

[i:] [I]
ihm Ihnen Dieb Lied Spiel vier Bier Ziel wiegen liegen Frieden die wie sie Partie Phantasie ihn Igel Iris Ida Kiel Sieg viel hier siegen lieben Spiegel nie Vieh Ironie Theo­rie in innen Insel Irrtum Institut Ilse Kinn Sinn Ding Film Schild eilig freilich widmen schicken Himmel ist innig immer Inhalt im Imbiß Kind Wind still mild Bild winzig dringend schimp­fen richtig Dichter
       

2. Прочтите. Обратите внимание на различную артикуляцию звуков [e:] и [i:] в словарных парах:

der — dir mehr — mir Teer — Tier

wer —wir Wege — Wiege fehlen –fielen Segen — siegen beten — bieten dehnen — dienen Leder — Lieder Meter — Mieter seh' — sieh.

3. Прочтите. Обратите внимание на различную артикуляцию звуков [ε] и [I] в словарных парах:

Decke — dicke setzen — sitzen retten — ritten

betten — bitten stecken — sticken wessen — wissen

Stelle — Stille Wände — Winde Wälder – Wild

trällern — trillern schmecken - schminken Länder — Linde

4. Прочтите. Определите, в каком из слов гласная " i " читается как долгий, а в каком – как краткий звук:

ihn — in schief — Schiff Stil — still ihnen — innen hießen — hissen Bienen — binnen bieten — bitten Lie­be — Lippe schlief — schliff Riese — Risse Miete — Mitte wir — wirr

fliegen — flicken Siebe — Sippe Wiesen – wissen

 

5. Прочтите. Определите, в каком случае читается долгий закрытый [i:], а

в каком краткий открытый [I] в одном слове:

Industrie intensiv interessiert intonieren

intim Im­perativ Infinitiv gierig

lieblich friedlich diktieren riskieren tiefsinnig ziemlich zierlich Ironie

 

6. Прочтите, учитывая долготу и краткость гласной " i " в следующих

словосочетаниях и предложениях:

а) eine beliebte Schauspielerin, einer bekannten Dozentin imponieren, Medizin studieren

 

b) sie ist Medizinstudentin (Chemiestudentin), sie studieren Philosophie (Biologie, Literatur, Medizin, Anato­mie), von Melodie zu Melodie,

c) mir nichts, dir nichts Krieg und Frieden

sich aus der Schlinge ziehen wie der Blitz (der Wind) verschwinden

das Spiel gewinnen auf Schritt und Tritt

etwas nicht richtig finden sich nicht im geringsten genieren

sich im Irrtum befinden wie ein Fisch schwimmen

 

7. Прочтите пословицы и поговорки, обращая внимание на правильное произнесение звуков [i:], [i·], [I]:

Stille Wasser sind tief.

Wer viel anfängt, endigt wenig.

Eines schickt sich nicht für alle.

Zuerst besinnen, dann beginnen.

Auf Spatzen schießt man nicht mit Kanonen.

Iß, was gar ist, trink, was klar ist, sprich, was wahr ist.

Besser ein kleiner Fisch als gar nichts auf dem Tisch.

Erst die Arbeit, dann das Spiel, nach der Reise kommt das Ziel.

Wo viel Licht ist, da ist auch viel Schatten.

Allwissend bin ich nicht, doch viel ist mir bewußt. (J. W. G о е t h e)

8. Прочтите правильно следующие загадки, обращая внимание на долготу и краткость гласных звуков:

1. Was für ein Tier frißt Heu und Klee und gibt etwas, so weiß wie Schnee?

2. Wer hat Augen und kann doch nicht sehen?

Wer hat Füße und kann doch nicht gehen?

Wer hat Lippen und kann doch nicht trinken?

Wer hat Hände und kann doch nicht winken?

3. Wie ich bin, so bleibe ich.

Bin ich jung, so bleib ich jung.

Bin ich alt, so bleib ich alt.

Ich habe Augen und sehe nicht,

einen Mund und rede nicht.

 

Отгадки: 1) die Kuh 2) die Puppe 3) das Bildnis

 

Упражнения

 

1. Прочтите вопросительные предложения без вопросительного слова. Следите за наличием главного фразового ударения и движением основного тона:

 

ˆSchreiben Sie? Haben Sie geˆschrieben?
ˆLesen Sie? Haben Sie geˆlesen?
Überˆsetzen Sie? Haben Sie überˆsetzt?  
Soll ich ˆlesen? Darf ich ˆfragen?
Soll ich ˆschreiben? Darf ich heˆrein?
Soll ich überˆsetzen? Darf ich ˆrauchen?  
Ist das Zimmer ˆfrei? Sind Sie Journaˆlist?
Liegt das Hotel ˆruhig? Sind die Zimmer ˆgroß?

 

2. Прочтите данные вопросительные предложения, следите за правильным ударением и движением основного тона в вопросительных предложениях с вопросительным словом:

Wer ˆkommt? Wer ist geˆkommen?
Was ˆschreiben Sie? Was haben Sie geˆschrieben?
Wen ˆsehen Sie? Wen haben Sie geˆsehen?
Wo stuˆdieren Sie? Wo haben Sie stuˆdiert?
Wohin ˆgehen Sie? Wohin sind Sie geˆgangen?

Was soll ich ˆlesen? Wem soll ich überˆsetzen?

Wen darf ich ˆfragen? Wen darf ich ˆbitten?

 

3. Прочтите данные предложения. Следите за правильной интонацией вопросительных и повествовательных предложений:

1. Wie ˆgeht es Ihnen? - Es geht mir ˆgut.
2. Wo stuˆdieren Sie? - Ich studiere an der Universiˆtät.
3. ˆWas sind Sie? - Ich bin Stuˆdent.
4. Was soll ich ˆlesen? - Den Text ˆvier.
5. Was soll ich überˆsetzen? - Den Text ˆfünf.
6. Wann beginnt der ˆUnterricht? - Um neun ˆUhr.
7. Wann ist der Unterricht zu ˆEnde? - Um ˆzwei.

Гласные [o:], [ Ɔ ]

Звук [o:] – долгий, закрытый, губной звук заднего ряда.

При прознесении долгого закрытого [o:] задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу и язык оттянут назад, губы сильно округлены и выдвинуты вперед, произносится с сильным напряжением.

Он произносится в открытых, относительно закрытых слогах при написании:

1) «о» в открытых и относительно закрытых слогах: wo, loben, Boden, Brot, rot;

2) «оо»: Zoo, Boot, Moor;

3) «oh»: Sohn, wohl, Koh;

4) «o» в суффиксе -or: Doktor, Professor;

5) «eau» и «ot» в словах французского происхождения: Niveau, Plateau, Margot;

Долгий [o:] произносят также в закрытых слогах следующих слов-исключений: hoch, der Jodler, das Kloster, der Lotse, der Mond, das Obst, Ostern, schon, der Schoss, der Trost, der Vogt, der Knoblauch, vor.

Если гласный [o:] находится в безударных открытых слогах или при написании «ow» в английских именах собственных, он произносится как полудолгий: Kino, also, Auto, Motto, Treptow.

Звук [Ɔ] – краткий, открытый, губной звук заднего ряда. Необходимо обратить внимание на то, чтобы не произносить его долгим или не редуцировать его до [a]. При произнесении краткого открытого [ Ɔ ] язык меньше отодвинут назад, чем при произнесении долгого [o:], губы слегка округлен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.195.4 (0.016 с.)