Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ЛЕКЦИЯ 5. Принципы классификации звуков. Гласные звуки и их классификация
ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЗВУКОВ. Наиболее фундаментальным делением звуков является их деление на гласные и согласные (это – языковая универсалия). Различие гласных и согласных имеет артикуляционно-акустическую природу. Звуки могут вообще образовываться двумя путями: 1) колебание голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха – ср. пение; они создают музыкальный тон звука, или голос; 2) шум, негармонический звук, образуемый в результате преодоления струей воздуха различных препятствий. Соотношение голоса и шума – есть ДП для гласных и согласных, а также ДП для дальнейшего членения согласных. Система гласных звуков называется вокализм, согласных – консонантизм. Гласные звуки – это звуки, при образовании которых участвует только голос, без шума. Различительные же признаки гласных основываются на том, как меняется в ротовой полости – резонаторе положение органов речи, в нашем случае – губ и языка, придающих звуку разную окраску. Это звуки речи, основной функциональной особенностью которых является их роль в слогообразовании: гласный всегда образует вершину слога, является сонантом. Гласный - звук речи, при произнесении которого преобладает голос, или музыкальный тон., Не случайно и сам термин «гласный», равно как и соответствующие термины в других языках, связан со словом «голос». Гласный звук образуется в гортани благодаря вибрации голосовых связок и представляет собой музыкальный тон, на который наслаиваются особые характерные тоны (обертоны), образуемые в надгортанных полостях - в полости глотки и главным образом в полости-рта, которые придают звуку свой специфический тембр, свое качество. Подчеркивая отличие гласных от согласных, обычно отмечают следующие условия образования гласных звуков: свободный проход воздушной струи в ротовую полость (гласные — «ртораскрыватели»), меньшую силу воздушной струи, разлитую (равномерную) напряженность речевых органов при произнесении гласных звуков, неучастие носовой полости, участие только голосового источника. При артикуляционной классификации гласных учитывают положение языка — степень подъема языка по направлению к твердому небу и его продвинутость вперед или назад в полости рта и губ, а также участие губ в образовании резонатора. Для гласных русского языка существует три дифференциальных признака. 1) Ряд: тот участок языка, который участвует в образовании резонатора; по сути, это место подъема языка в полости рта. Язык условно делится на три участка – передняя часть языка, средняя и задняя: по продвинутости гласные делятся на гласные переднего ряда (палатальные), гласные передне-среднего ряда (центральные), средне-заднего ряда, заднего ряда (велярные) 2) Подъем: это уровень, степень подъема языка в образовании резонатора. Условно делим на три степени – высокая степень подъема, средняя и низкая. По подъему различают гласные верхнего (высокие, узкие диффузные) и неверхнего подъема (компактные) — среднего или низкого (низкие, открытые, широкие). 3) Лабиализация: дополнительное участие губ в образовании резонатора (лат. Labium – ‘губа’). По работе губ гласные бывают огубленные (лабиализованные, бемольные) гласные, при образовании которых губы округляются и выпячиваются, и неогубленные (нелабиализованные), при артикуляции которых губы не играют активной роли. При произнесении гласных верхнего подъема спинка языка высоко поднимается к нёбу. При произнесении гласных нижнего подъема язык поднимается в минимальной степени. При произнесении гласных среднего подъема спинка языка слегка поднимается к нёбу. При произнесении гласных переднего ряда тело языка продвигается вперед, кончик языка упирается в нижние зубы, средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении гласных среднего ряда средняя часть спинки языка поднимается к среднему небу. При произнесении гласных заднего ряда тело языка отодвинуто назад, к мягкому небу. В русском языке в позиции под ударением, независимой от качества соседних согласных выступает шесть гласных. Артикуляционные их характеристики по подъему: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема [э], [о]; гласный нижнего подъема [а]; характеристики по ряду: гласные переднего ряда [и], [э]; гласные заднего ряда [у], [о]; гласный передне-среднего ряда [ы] (начинаясь, как гласный непереднего ряда, он обычно заканчивается как передний), гласный среднего ряда [о], который иногда относят к заднему ряду. В безударных позициях выступают гласные верхне-среднего подъема ([эн] в ш[э"]птать передне-среднего ряда и [э"] в п[э"]так, [ь] в п[ь]тачок переднего ряда) гласный среднего ряда среднего подъема ([ъ] в с[ъ]довод), гласный нижнего (или средне-нижнего) подъема среднего (или средне-заднего) ряда ([Л] в с[Л]ды). Безударные гласные, произносимые при ослабленной артикуляции, более краткие, называются редуцированными в отличие от гласных полного образования. См. редукция. Отметим, что реально у звуков русского языка есть еще признаки: скажем, А – долгий, а О, наоборот, – короткий. Но эти признаки в нашем языке не противопоставляют звуки друг другу (нет оппозиций), и мы их не различаем с точки зрения смысла: для русского уха одинаково звучат ДОМ и ДООМ, хотя реально это разные вещи (а англичанин, к примеру, различит долгое И в sheap ‘овца’ и короткое в ship ‘корабль’, поскольку это для него разные слова, как раз и отличающиеся лишь признаком долготы/краткости). Указанные особенности артикуляции влияют на акустические свойства гласных. Надгортанные полости, выступающие в роли резонаторов, усиливают определенные частоты, форманты гласных. При описании акустических характеристик гласных используют обычно сведения о частоте двух формант — первой и второй. Существует зависимость между частотой формант и характером артикуляции: чем более закрытый гласный, тем ниже частота первой форманты, чем более задний гласный, тем ниже частота второй форманты. Огубленность понижает частоту и первой и второй форманты. Наиболее низкой частотой первой форманты характеризуются гласные верхнего подъема [и], [ы], [у], наиболее высокая частота первой форманты у гласного нижнего подъема [а]. Наиболее высокая по частоте вторая форманта у гласного переднего ряда [и], наиболее низкая — у огубленного гласного заднего ряда \у\.
· Означает лабиализацию. В квадратные скобки забраны позиционные варианты основных звуков. Итого 5 фонем и 6 позиционных вариантов. Остальные звуки в таблице – это позиционные варианты, возникающие в потоке речи в соответствии с действующими звуковыми законами. Они не имеют самостоятельного употребления, но таблица отражает реальные артикуляционно-акустические характеристики, которые у этих звуков – свои, отличные от основных. По типу указанная характеристика будет смешанной, артикуляционно-акустической.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.155.91 (0.008 с.) |