Катафатические свойства Божии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Катафатические свойства Божии.



1. То, что говорится о Боге утвердительно, показывает не сущность Его, а отношение к миру, т.е. Бог познается в своих энергиях. В соответствии со свойствами Божиими С.П. образует имена, в которых Церковь выражает опыт богопознания.

2. Есть две группы имен:
- выражающие вечные силы и действия Божии: любовь, свет, слава, благость и т.п.
- выражающие действия по отношению к миру человеку: Творец, Господь, Спаситель, Промыслитель и т.п.

3. Множественность и дробность наших представлений о Боге связана с нашей ограниченностью. Божеское просияние и действие бывает простым и нераздельным даже тогда, когда разнится по видам сообщаемых благ. Если мы говорим о человеке, мы можем сказать, что он складывается из множества свойств и качеств: разум, совесть, тело, воля и т.п. У Бога же нет зазора между самой природой и свойствами. Бог весь есть разум, есть любовь, есть жизнь, а не слагается из этих свойств. Свойства, различаемые нашим разумом, в самом Боге сливаются в совершенное единство и тождество.

4. Истинность наших представлений о Боге. Есть два мнения:
- Западная схоластика утверждает, что Бог абсолютно трансцендентен миру, и наши представления о Нем – наши эмоции и реакция на них разума. Никакой связи с реальным Богом они не имеют. (Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Варлаам Калабрийский).

5. Вообще, это вопрос не теоретический. Это вопрос доверия С.П. и опыту Церкви, ее отцов. С.П. говорит, что за именами и свойствами стоит некая объективная реальность (Рим. 1, 20: "присносущная сила Его и Божество от сотворения мира через рассмотрение творений видимы"). Кроме того, из С.П. мы узнаем о многих свойствах и именах Бога:
- Лев. 19, 2: "Аз есмь свет";
- Господь Иисус Христос говорит (Ин. 3, 16), что Бог возлюбил мир, что Богу присуща любовь.
Поэтому православное богословие в соответствии с опытом подвижников исходит из того, что свойства и имена Божии действительны и существуют независимо от нашего мнения. Наши представления похожи на тени, которые дают представления о предмете. Они несовершенны и условны, но их достаточно для спасения.

К катафатическим свойствам относятся:

1. Разум, премудрость и всеведение. В С.П. Разум и Премудрость взаимозаменяемы (Притч. 8, 1: "Не премудрость ли взывает? И не разум ли возвышает голос свой?").
О разуме Божием мы можем мыслить только по аналогии с нашим. И эта аналогия весьма несовершенна. Между разумом Божиим и человеческим огромная разница.
У человека существует дистанция между способностью разуметь и самим разумением. У Бога они совпадают.
Всеведение: Бог знает все:
о Своей триединой природе:
- Мф. 11, 27: "...никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына".
- I Кор. 2, 10-11: "...Дух все проницает (имеется в виду Дух Святой), и глубины Божий... и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия".
О Своих делах:
- Деян. 15, 18: "Ведомы Богу от вечности все дела Его".
- I Ин. 3, 20: "Бог больше сердца нашего и знает все".
О будущем: Дан. 13, 42 и Сир. 23, 29.
Бог знает мир не так, как человек, но знает по Своим определениям о нем, которые охватывают все бытие на всем протяжении его существования.
Премудрость по отношению к разу и всеведению – более узкое свойство. Это знание целей и средств их достижения, т.е. разум по обращенности к миру и человеку. П. имеет более энергийный характер: «Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя» (Прем. 7, 24-25). При творении была «художницей», «веселилась пред лицом» Божиим (Прем. 8, 27-31).
В Новом Завете имя «Премудрость» обычно прилагается к Господу Иисусу Христу. (В Кол. 2, 3 апостол Павел говорит, что "во Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения").
Разум и мудрость в С.П. рассматриваются как дар Божий человечеству. Всякая мудрость, не имеющая источником Бога, называется там земной, душевной, бесовской. "Нет мудрости, и нет разума... вопреки Господу" (Притч. 21, 30).

 

2. Святость и свет.
Святость означает, что Бог в своих стремлениях и определениях руководствуется только представлениями о высшем добре. Он чист от греха и не может согрешить. Любит с тварях добро и ненавидит зло.
Бог неоднократно называется святым в С.П.: Исх. 31, 13, в Евр. 2, 11. Пророк Исайя в Иерусалимском храме в видении созерцал Серафимов, непрестанно славословящих Бога: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф"... (Ис. 6, 2).
Требует святости и от твари (1 Пет. 1, 16): "...будьте святы, потому что Я свят". Нетерпим к различным проявлениям зла (Притч. 11, 20: "Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути").
Слово «святый» (евр. Кадош) означает отделенный, несоизмеримый (ни с чем тварным). Но для библейского образа мыслей свойственно приписывать свойство святости всему, что причастно к Богу: имя Божие, слово Божие, закон, храм, люди, всецело посвятившие себя служению Ему и творящие Его волю.
Божественная святость проявляет себя как Божественный свет (или слава). О том, что Бог проявляет Себя в мире как Божественный свет, свидетельствует опыт православных подвижников. Это видение ими нетварного света является залогом будущего прославления, предвкушением славы будущего века, когда «"...праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их». (Мф. 13, 43).
Кажущееся противоречие со святостью Божией – места С.П., где Бог гневается на кого-то, или ожесточает сердце фараона. Эти места следует понимать так, что Бог не склоняет активно человека ко злу, а, напротив, оставляет его Своею благодатью, в результате чего тот ожесточается. В II Пар. 32, 31 речь идет о иудейском царе Езекии: "оставил его Бог, чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце"

 

3. Всемогущество. Бог приводит в исполнение все угодное Ему без какого-либо затруднения или препятствия, не стесняемый никакой посторонней силой.
- В Быт. 17, 1 Бог говорит Аврааму: "Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен".
- Псалмопевец свидетельствует (Пс. 134, 6): "Бог творит все, что хочет."..
- В Иов. 23, 13 о Боге сказано, что "Он делает, чего хочет душа Его".
- В Лк. 1, 37 говорится, что у Бога не останется бессильным никакой глагол.
Всемогущество Божие проявляется в создании мира и промышлении о нем.
Если у человека есть дистанция между желанием и осуществлением через приложение труда, то у Бога этого расстояния нет. Как говорит Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение Православной веры, кн. 2, гл. II), Бог "творит мыслью", т. е. в Боге разум и воля — одно. В Пс. 32, 9 об этом сказано так: "Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось".
Существует множество софизмов, оспаривающих Всемогущество Божие. Здесь нужно помнить, что оно – не произвол, а возможность приводить в исполнение все, что Ему угодно.

 

4. Всеблаженство. Его жизнь – гармоничное единство. Все Его силы находятся в гармонии. Ни одна из них не превышает другую, ибо каждая имеет признак беспредельности. Любовь к благу в Боге совпадает с самим его обладанием ---- Богу от века свойственно неизменное всеблаженство.
"блаженство в деснице Твоей вовек" (Пс. 15. 11).

 

5. Благость, любовь и милость. Будучи всеблаженным, Бог и во вне открывает себя существом всеблагим и совершенным. Он дарует тварям столько благ и совершенств, сколько нужно им для блаженства и сколько они могут воспринять по своей природе.
Проявления благости – создание мира и промышление о нем.
Благость Божия распространяется на все существующее: "благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его" (Пс. 144, 9). О том, что тварь может стать причастницей Божественного блаженства, говорит Мф. 5.
Любовь – есть благость по отношению к личным существам (Лица Пресвятой Троицы, люди и ангелы). Любовь – одно из самых сокровенных свойств Божиих, Иоанн Богослов в соборном послании два раза повторяет, что Бог есть любовь.
Иногда говорят, что любовь – сущность Божия. Это не так. Любовь – одно из Его имен или свойств.
Во всей полноте человек не может уразуметь, что такое Божия любовь. "само слово Божие, дабы совершенно изобразить ее (то есть любовь), умолкло на кресте" (свт. Филарет Московский).
В Новом Завете о любви говорится как о даре Божием. Апостол Павел в Рим. 5, 5 говорит, что "любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым". В Кол. 3, 14 он называет любовь высшим из духовных дарований, "совокупностью совершенства". Наиболее полно учение апостола Павла о любви выражено в 1 Кор. 13, которое и называется гимном христианской любви.
Милость есть проявление благости и любви к падшему человечеству, к грешникам. Это – любовь по снисхождению к тем, кто ее не заслуживает. В этом аспекте она сближается со свойствам долготерпения.
Господь в Нагорной проповеди (Мф. 5, 45) говорит, что Его Отец "повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных". В Прем. 11, 24 сказано: "Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния", а Псалмопевец (Пс. 24, 10) говорит: "Все пути Господни — милость".

 

6. Правда Божия. Является следствием Его святости: т.к. Он свят, то требует святости или совершенства для Своего творения. Для его достижения дается нравственный закон; его исполнение награждается, а нарушение наказывается.
Можно различать правду законодательную и мздовоздаятельную как два действия. "Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить" (Иак. 4, 12).
Законодательное действие выражается во-первых в даровании естественного закона, а во-вторых – закона богооткровенного – сначала ветхозаветного Синайского закона, а потом и новозаветного учения.
Бог также творит суд, в зависимости от того, как человек исполняет этот закон. Втор. 32, 35: "У Меня отмщение и воздаяние". В Рим. 2, 5-8 говорится о Боге, как о Мздовоздаятеле, Который "воздаст каждому по делам его".
В С.П. правда носит энергийный характер, т.е. может пониматься как сила, помогающая достичь совершенства и осуществить правду Божию. Псалмопевец в Пс. 118, 40 просит Бога: "Животвори меня правдою Твоею". А в Пс. 102, 18 говорится, что "правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его".
В Н.З. под правдой понимается, прежде всего, милость, благодать и спасение, подаваемые каждому уверовавшему во Христа. В Нем во всей полноте открылась правда, к которой может приобщиться человек через веру в Него. "Явилась правда Божия... через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих" (Рим. 3, 21-22).

Против правды часто возражают из-за видимой несправедливости бытия. На это можно возразить:
- нельзя ограничивать правосудие только земной жизнью.
- человек обладает свободной волей, которая отчасти является причиной бедствий.
- страдания не являются абсолютным злом, т.е. будучи абсолютным злом, могут привести к благим последствиям. С т.зр. христианской аскетики они имеют очистительной значение. При оценке справедливости бытия обычно используются внешние признаки (здоровье, богатство, успешность), игнорируя духовные. Рим. 14, 17: "Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе". В то же время, Рим. 2, 9: "Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое". Прем. 11, 17: "...чем кто согрешает, тем и наказывается", т. е. сам грех уже заключает в себе наказание.

 

7. Любовь и Правда в их соотношении.
В истории Церкви были заблуждения, противопоставляющие любовь и правду (гностики, позднее – богомилы). Считали, что невозможно сочетание в Боге любви и правосудия ----- Бог Ветхого Завета не равен Богу Нового Завета ----- речь идет о разных богах (гностик Маркион отрицал В.З. как богодухновенное Писание).
На самом деле, Бог всеблажен и Его силы находятся в гармоничном соответствии. Его любовь – справедлива, а правда одушевлена любовью. Любовь без правды вырождается в сентиментальность, благодушие и попустительство грезу. А правда без любви – в жестокость.
Притч. 3, 11-12: "кого любит Господь, того и наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему".
Откр. 3, 19: "Кого я люблю, тех обличаю и наказываю".
Тертуллиан в книге «Против Маркиона» писал, что правда есть род благости, ее ограда и светильник. Благость без правды перестает быть таковой. Благой Бог – такой, который требует добра и его узаконяет, Он враг беззакония, преследует его и наказывает в этом нет ничего противного благости Бога, «Он должен быть таковые единственно для нашего блага».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.008 с.)