Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учение о богопознании великих каппадокийцев и святителя иоанна златоуста.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Прежде всего ВК отвергли как недопустимый антропоморфизм то, что Бог в каких-то произносимых именах нарекал сущность предметов. Бог творит всемогущей волей и не нуждается в слышимых словах. Именование же, как сочетание звуков – есть продукт рассудка, и имеет случайный характер. 2. Нельзя сводить Божественную сущность к одному понятию, которое, якобы, точнее всего Ее выражает, такого понятия нет. «Божественная природа есть как бы море Сущности, неопределенное и бесконечное простирающееся за пределы всякого понятия о времени и природе» (Григорий Богослов) 3. Свт. Василий Великий опровергал разделение понятий на пустые и значимые. Все они созданы с определенной целью. И если они помогают выразить свой опыт (что без них невозможно), значит несут определенную смысловую нагрузку. 4. Свт. Василий замечает, что учение Евномия исключает активность человека и придает познанию пассивный характер – нужно лишь установить соответствие врожденных человеку понятий и вещей. Исключается опыт человека, в то время как всякое познание предполагает личный опыт. С одной стороны, он значим только если выражен в понятиях, но с другой – и понятия возможны только через опыт, в связке с опытом. Однако, опыт не может быть сведен к понятиям. 5. Кроме того, имена существуют не сами по себе, они всегда связаны с познающим. Они говорят о «познаваемом для познающего». 6. В нашем опыте всегда остается иррациональный остаток, неразложимый на признаки. ----- Вещи в последней сущности остаются для нас непостижимыми. (Тем более божественные). 7. Имена всегда логически последуют вещам, они всего лишь устанавливают наше мерило о предметах. Применительно к Богу это означает, Он познается постольку, поскольку открывает Себя в мире. "Представлять себя знающим что есть Бог есть повреждение ума. Бог познается не в рассуждении того, что есть в Нем Самом, но что окрест Его." (свт. Григорий Богослов). "Божество, — говорит святитель Григорий, — необходимо будет ограничено, если Оно постигается мыслью. Ибо и понятие сие есть вид ограничения". Дать понятие – это всегда унифицировать, отбросить индивидуальное в предмете. 8. Свтт. Василий Великий и Григорий Богослов дали блестящую критику Евномианству. Но положительное учение о богопознании разработал свт. Григорий Нисский: 9. Он замечает, что для Евномия познание – искусство слова, богословие он превратил в логический и философский анализ. Однако, Божество находится «там куда не восходит понятие». Попытки Евномия представляются святителю не только теоретически несостоятельными, но и духовно вредными, своего рода «интеллектуальное идолопоклонство». "Всякое понятие, составляемое по естественному уразумению и предположению, согласно с каким-нибудь удобопостигаемым представлением, созидает Божий кумир, и не возвещает о самом Боге", так как "естество неопределимое не может быть объято никаким именем". 10. Бог превосходит все познание настолько, насколько превосходит все сотворенное, познание Его недоступно не только человеку, но и умным (ангельским) силам. 11. Однако для Г.Н. и других каппадокийцев это не означает невозможность познания Бога. "Невидимый но естеству делается видимым в действиях, усматриваемых в чем-нибудь из того, что окрест Его". Это учение о богопознании получило название учения о непознаваемости Божественной сущности и о познаваемости Бога в Его действиях или энергиях. "Мы утверждаем, что познаем Бога нашего по действиям, но не даем обещания приблизиться к самой сущности. Действия Его к нам нисходят, но сущность Его остается неприступною" (свт. Василий Великий). 12. Это не означает, что наше познание о Боге ущербно. В.В. говорит, что в человеке не открыто таких сил, чтобы познать Божественную сущность, но познание Его действия дает такое представление, которое достаточно для наших слабых сил, и достаточно для нашего спасения и правильной духовной жизни. Непознаваемость сущности не полагает пределов богопознанию, оно безгранично так же, как безграничен путь духовного совершенствования, безгранично, как и Сам Бог. 13. Точку в полемике поставил свт. Иоанн Златоуст. Он полемизировал не столько с Евномием, сколько с последователями. Пример его мыслей – толкование Тим. 6, 16: "Единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может". И.З. указывает на формулировку: «обитает в неприступном свете», т.е. 1) неприступно даже Его жилище; оно не «непостижимо», а даже «неприступно».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.241.191 (0.01 с.) |