Понятие о догматах. Значение термина «догмат». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о догматах. Значение термина «догмат».



1. Православное догматическое богословие есть наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви.

2. Догмат (греч. инфинитив Doktin, докин – думать, считать, полагать.; перфект – dedogme, определено, решено, положено).

3. В греческой философии понимались аксиомы, которые не требуют доказательства (в каждой школе разные). Также обозначали постановления гос. власти.

4. В Новом Завете – 2 смысла:
- постановление (о переписи, пост. Апостольского Собора),
- У ап. Павле (Еф, Кол) под догматом понимается вся полнота христианского учения. (в этом смысле он использовался до 4 в.

5. В 5 в. Отцы Церкви начали разделять истины на вероучительные и нравоучительные. В дальнейшем понятие еще больше редуцировалось до истин, обсуждавшихся и утвержденных на Соборах.

6. Догмат — это теологическая, богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры.

 

 

 

 

Свойства догматов.

1. Теологичность, т.е. они говорят о самом главном – о Боге и Его домостроительстве. Все остальные элементы присутствуют, поскольку имеют отношение к Богу. Догматы стоят выше человеческого опыта и разума ----- дать им степень несомненной достоверности может только Откровение.

2. Богооткровенность (вытекает из первого). Д. – не плод человеческого разума, а Именно этим Д.Б. отличается от философии, метафизики и др. наук. Ап. Павел (Гал): "Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа". Догматом м.считаться только та истина, которая преподана Иисусом Христом и проповедана Его апостолами, но не мнение пусть даже уважаемого отца Церкви.

3. Церковность.
- Только Вселенский Собор может признать за той или иной истиной догматический авторитет.
- Ц. – неотъемлемое свойство Д, т.к. последние имеют начало в Откровении, а Оно дано не отдельным людям, а всей Церкви, и именно Она посредством предания содержит Богооткровенную истину.
- Только Ц. может правильно истолковывать С.П.
- Хотя истина Откровения и божественна сама по себе, требуется особый церковный акт, чтобы она приобрела статус неоспоримой для всех истины или догмата.

4. Законообязательность (общеобязательность).
- Церковь – общество людей; чтобы оно жило, оно должно управляться некоторыми законами, нормами.
- Формальная обязательность догматов происходит из их сотериологической обусловленности. Человек, не принимающий их, «самоосужден» (ап. Павел), т.к. в той или иной степени отлучает себя от Бога. Т.о., борьба Церкви за догматы – ее забота о людях.

 

 

Догматы и богословские мнения. Ересь.

1. Католики стремятся догматизировать все, что только можно. У православных же обратная тенденция – догматизируется только самое необходимое.

2. Богословское мнение – это суждение по вопросам веры, которые не имеют общецерковного признания.

3. Богословское мнение находится под строгим контролем со стороны Предания.

4. Критерии:
- истинности, т.е. согласия со Священным Преданием;
- допустимости – непротиворечие Ему.

5. Примеры: человеческая природа (2/3), бестелесность ангелов и душ.

6. Следует отличать истины, которые принимаются всей полнотой ПЦ, но не являются догматами, которые обсуждались и утверждались на Соборах (творение Богом из ничего, тварность и бессмертие души, богоустановленность Таинств.

7. Ложные богословские мнения – могут встречаться даже у отцов Церкви. Могли принять некритично то, что досталось от прошлых учителей.

 

 

Догматы и нравственность.

 

9. Догматы, догматические формулировки и богословские термины.

1. Догмат – содержание, сама онтологическая истина, которая содержится в догмате.
Догматическая формула – словесное выражение, языковая плоть, в которую облекается истина. В принципе, может меняться в зависимости от обстоятельств. (Например, изменение Символа Веры). Эти два понятия нельзя отождествлять.

2. Богословские термины. Хотя не всегда встречаются в Писании, но позволяют четко выразить посредством слова богооткровенную истину. Например: Троица, Единосущие, Богородица, Богочеловек, модусы IV Вселенского собора.

3. Как Пречистая Дева предоставила свою плоть для Воплощения Сына Божия, так святые отцы предоставили свой интеллектуальный дар истине Откровения, которая, благодаря им обрела «историческую плоть человеческого языка».

 

 

Догматические системы.

1. Д.С. – это способ изложения, в котором все отдельные истины и положения представляют собой части, связанные в одно целое.

2. Требования к Д.С.
- отсутствие внутренних противоречий
- проведение четкой границы между непосредственно догматами и ЧБМ. Их можно приводить, но д.б. четко оговорено, что это именно частное мнение того или иного отца Церкви.
- содержание авторского текста, комментариев, осмысления, помимо святоотеческих и библейских цитат.

3. Сокращенная система догматического богословия называется катехизисом.

4. Первая попыткаКлимент Александрийский, «Строматы». (но только попытка)

5. Первая система – ученик К.А. – Ориген, «О началах». Естественно, оказалась несовершенной; многие постулаты даже попали под анафему V Собора. Но она несколько веков оставалась единственной целостной системой христианского богословия. (на ней учились даже Каппадокийцы).

6. Из древних богословов «большого стиля» следует отметить:
- свт. Кирилл Иерусалимский, «Огласительные слова» (обращение к оглашенным ---- невысокий богословский уровень);
- Григорий Нисский, «Большое огласительное слово»;
- блж. Феодорит Киррский, «Сокращение Божественных догматов».

7. Наиболее совершенный труд, вершина систематизации святоотеческой богословской мысли – Иоанн Дамаскин, «Источник знания», особенно 3-я часть «Точное изложение православной веры». На христианском востоке являлась учебником богословия до тех пор, пока западная схоластика не стала проникать на православный Восток.

8. Из русских можно назвать:
- Митр. Макарий (Булгаков), «Православно-догматическое богословие» - обстоятельный труд, но несколько схоластичный;
- Архиеп. Филарет Черниговский (Гумилевский), «Догматическое богословие» - попытка преодолеть схоластику, но труд не получил широкого распространения;
- Еп. Каневский Сильвестр (Малеванский), «Опыт догматического богословия» - объемнейший труд, исторический метод изложения догматов;
- прот. Николай Малиновский, «Догматическое богословие» - большой, интересный, но неровный, имеются слабые места.
- После 1917 г. в России не было попыток построить догматическую систему.
«Догматическое богословие» В. Н. Лосского – блестящий курс лекций, но не ДС в полном смысле.

9. Сербский архимандрит Иустин (Попович), «Догматика» – труд интересен личностью автора, но зависим от русских дореволюционных авторов.

10. Большинство догматистов раскрывают материал следующим образом: О Боге в Самом Себе ------ О Боге в Его явлении твари.

 

 

Причины появления догматов.

Д появляются по причине возникновения ересей с целью защиты учения от искажений. Слова «Oros» и «Terminus» изначально обозначали «граница», т.е. те пределы для человеческого разума, за которые он не должен выходить, чтобы не уклониться от истины.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.006 с.)